Научная статья на тему 'Проблемы управления товарными запасами торговой компании'

Проблемы управления товарными запасами торговой компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1225
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ / ТОРГОВЫЕ ЗАПАСЫ / МЕТОДЫ АНАЛИЗА УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Софронова А.А.

В статье описывается актуальность управления запасами на торговых предприятиях, описываются основные модели управления запасами, выявляются основные проблемы управления товарными запасами и даются рекомендации по решению данных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы управления товарными запасами торговой компании»

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ ТОРГОВОЙ КОМПАНИИ

© Софронова А.А.*

Тюменский государственный университет, г. Тюмень

В статье описывается актуальность управления запасами на торговых предприятиях, описываются основные модели управления запасами, выявляются основные проблемы управления товарными запасами и даются рекомендации по решению данных проблем.

Ключевые слова управление запасами, торговые запасы, методы анализа управления запасами.

В условиях глобализации торговля является одним из ключевых секторов экономики, относится к наиболее прогрессивным видам деятельности, затрагивающем все население. В 2013 году доля торговли в ВВП России составила 18,3 % [12].

Вопрос управления запасами - один из ключевых для торговых предприятий. С одной стороны, наличие запасов позволяет в полной мере удовлетворять потребности клиентов, обеспечивая бесперебойное снабжение товаром. Запасы оказывают значительное влияние на выполнение планов объема продаж, а следовательно, и на размер получаемой прибыли. При отсутствии нужного товара на складе фирма может потерять клиентов в случае сезонного колебания спроса или неожиданного роста объемов продаж. Также создание запасов помогает застраховаться от повышения закупочной цены и от сбоев в поставках. Запас необходим для ослабления зависимости от внешних факторов и от условий работы поставщиков. С другой стороны, запасы - это всегда отвлечение средств компании, поскольку финансовые ресурсы заморожены в запасах, фирма несет дополнительные затраты на содержание запасов: затраты на формирование заказа, содержание складского помещения, затраты на поддержание запаса в нормальном состоянии, затраты на оплату труда работников склада и управленческого персонала. Также есть риск того, что торговые запасы, в которые вкладывает средства компания, будет трудно реализовать, срок годности товара может закончится и товар станет просрочкой.

В настоящее время большинство отечественных предприятий оценивают эффективность управления товарными запасами только по показателям бухгалтерского учета, что приводит к искажению восприятия текущего положения дел и может привести к финансовым потерям. Поэтому становится

* Магистрант кафедры Математических методов, информационных технологий и систем управления в экономике.

актуальным вопрос совершенствования методики анализа товарных запасов торговой организации.

Создание эффективного управления запасами в торговле нужно для повышения удовлетворенности потребностей клиентов, оно помогает создавать такое количество запасов, которое позволяет увеличить чистую прибыль компании, учитывая критерий минимизации затрат. Тем не менее, на сегодняшний день не существует единой систематизированной оценки результатов управленческой деятельности, что затрудняет управление товарными запасами, является одной из ключевых проблем современного бизнеса.

Существуют 3 основных метода анализа:

1. АВС-анализ. Классический метод, позволяющих разделить все запасы на 3 группы в зависимости от степени их значимости. Метод опирается на принцип Парето-эффективности: 20 % ассортимента товаров дают компании 80 % оборота. АВС-анализ позволяет выявить наиболее значимые позиции из всего ассортимента товаров, который в современных компаниях может достигать десятков тысяч наименований. Группа товаров А для компании наиболее важна, следовательно, нуждается в непрерывном контроле, за группой В нужен периодический контроль, группе С достаточно выборочного контроля.

2. Экономичный размер заказа (модель EOQ или формула Уилсона) -модель, позволяющая определить оптимальный размер одной партии заказа при минимизации переменных издержек, связанных с осуществлением заказа и хранением запасов;

3. Модели расчета коэффициентов системы сбалансированных показателей. Это механизм последовательного доведения до персонала стратегии развития, целей компании и контроль их достижения через так называемые ключевые показатели эффективности (КР1). КР1 являются, по сути, измерителями достижимости целей, а также характеристиками эффективности бизнес-процессов и работы каждого отдельного сотрудника. В этом контексте, ССП является инструментом не только стратегического, но и оперативного управления. Основной принцип ССП, который во многом стал причиной высокой эффективности этой технологии управления - управлять можно только тем, что можно измерить. ССП делает акцент на нефинансовых показателях эффективности деятельности предприятия, давая возможность оценить такие, казалось бы, с трудом поддающиеся измерению, аспекты деятельности как степень лояльности клиентов, или инновационный потенциал компании.

Данные аналитические методы являются классическими и не всегда находят практическое применение в отечественной экономике. Использо-

вания этих методов по отдельности недостаточно для объективной оценки. В данном случае отсутствует анализ влияния различных факторов на результат, что приводит к затруднению корректного восприятия текущей ситуации.

Для наиболее эффективного управления товарными запасами, нужно решить следующие задачи:

1. Изучить товарные запасы по местонахождению и ассортименту.

2. Выявить факторы, влияющие на объем и состав товарных запасов.

3. Вычислить и проанализировать скорость обращения товаров.

4. Определить влияние уровня товарных запасов на прибыль.

Только при решении этих и ряда других задач можно достичь наиболее

эффективного управления товарными запасами, что приведет к повышению рентабельности предприятия.

Размеры товарных запасов напрямую связаны со скоростью обращения товаров. Ускорение темпа оборачиваемости товаров имеет важное значение: оно повышает экономическую эффективность всего общественного производства, влияет на темпы воспроизводства. Оборачиваемость товаров можно ускорить только за счет усовершенствования всей торгово-коммерческой системы предприятия. Для этого важно выявить факторы, оказывающие влияние на формирование товарных запасов.

Основными факторами, влияющими на величину товарных запасов, являются:

1. соотношение между спросом и предложением. В ситуации превышения спроса над предложением резко ускоряется оборачиваемость товарных запасов, товарооборот осуществляется с меньшими товарными запасами. При увеличении предложении происходит замедление оборачиваемости запасов. Изучение спроса - важное условие нормализации размера товарных запасов;

2. квалификация кадров;

3. уровень организации бизнес-процессов в организации;

4. организация и частота завоза товаров. Чем чаще завозятся товары, тем меньшим размером запаса может обойтись организация;

5. потребительские свойства товаров. Могут уменьшать или увеличивать время оборота;

6. транспортные условия;

7. состояние материально-технической базы;

8. особенности фасовки товаров и др.

Анализ товарных запасов торговой организации должен состоять из двух этапов.

1 этап. Необходимо провести анализ ключевых факторов, определяющих успех данной компании, определить наиболее значимые из

них, которые оказывают наибольшее влияние на деятельность торговой организации.

2 этап. Анализ структуры запаса. Позволяет выявить тенденции и закономерности, оказывающие влияние на уровень запасов, определить доли запасов в динамике по отношению к общей сумме оборотных активов. На данном этапе необходимо рассчитать продолжительность одного оборота, коэффициент оборачиваемости средств, коэффициент загрузки средств в обороте. Это позволяет рассчитать сумму сэкономленных средств по формуле:

_ ДКз • Выручка от реализации 100 ,

где ДКз - коэффициент загрузки средств в обороте [1].

В случае экономии оборотных средств от всего объема выручки данный показатель будет отрицательным.

После этого необходимо провести анализ дебиторской и кредиторской задолженности, что позволяет получить информацию для оптимизации структуры дебиторской и кредиторской задолженности и показывает их влияние на деятельность организации в целом.

Проблемой оптимального управления товарными запасами является невозможность точно спрогнозировать спрос. Наличие точного прогноза продаж позволило бы решать проблему закупок идеально: «закупать ровно столько товара, сколько сможем продать до момента следующей закупки», но на практике это практически невозможно.

Есть множество методов прогнозирования, но ни один из них не может гарантировать качество, т.к. любой прогноз базируется на вероятностной оценке будущего.

Для покрытия неопределенности, связанной с невозможностью точного прогнозирования, необходим страховой запас. Есть различные стратегии расчета страхового запаса:

1. Жестко заданное количество для каждого товара / категории.

2. Среднемесячные, недельные продажи.

3. Процент от прогнозируемого объема.

4. Оценка вероятности отклонения прогноза.

На практике сложно однозначно выбрать тот или иной метод из-за недостатка данных, их плохого качества и постоянных отклонений.

Применение всех описанных способов оптимизации все равно не гарантирует отсутствия неликвидного или просроченного товара. Следовательно, система оптимизации запасов должна позволять как можно раньше выявлять подобные товарные позиции и предлагать инициировать действия для минимизации потерь. Рекомендуется использовать маркетинговые ак-

ции, кросс-продажи, программы скидок, при необходимости возвращать товар поставщику.

Список литературы:

1. Аникин Б.А. Логистика. - М.: ИНФРА-М, 2008.

2. Басовский Л.Е Финансовый менеджмент: учебник / Л.Е. Басовский. -М.: Инфра-М, 2013. - 603 с.

3. Беляев Ю.А. Дефицит, рынок и управление запасами. - М.: УДН, 2005.

4. Бродецкий Г.Л. Управление запасами: учебное пособие. - М.: Эксмо, 2008. - 352 с.

5. Гаджинский А.М. Логистика. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2004. - С. 183.

6. Смехов А.А. Основы логистики: учебник для вузов. - М., 2006.

7. Степанов В.И. Логистика / В.И. Степанов. - М.: ТК Велби Проспект, 2011. - 488 с.

8. Стерлигова А.Н. Управление запасами в цепях поставок: Учебник. -Ростов-н/Д, 2006.

9. http://www.e-xecutive.ru/wiki/index.php/.

10. http://fnow.ru/ru/eifektivnoe-upravlenie-zapasami.

11. http://www.lokad.com/ru/.

12. http://newsruss.ru/doc/index.php.

КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ АГЕНТСТВОМ НЕДВИЖИМОСТИ

© Тарский М.О.*

Кемеровский технологический институт пищевой промышленности,

г. Кемерово

В публикации рассмотрены соотношение категорий качество управления со спецификой ведения риелторского бизнеса. Дана авторская оценка приоритетов развития агентства недвижимости исходя из определения качества управления и системы оценки премии Правительства РФ в области качества.

Ключевые слова: качество управления, агентство недвижимости, критерии качества, оценка качества управления.

В современной экономической ситуации профессиональные услуги являются необходимой частью развития общества. Индивид неспособен от-

* Ассистент кафедры «Экономика и управление».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.