Научная статья на тему 'Проблемы управления товарными запасами российских предприятий'

Проблемы управления товарными запасами российских предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4991
583
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОВАРНЫЕ ЗАПАСЫ / АССОРТИМЕНТ / ОБОРАЧИВАЕМОСТЬ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ / РИСК / COMMODITY STOCKS / ASSORTMENT / STOCK TURNOVER / RISK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михалева Е. П., Доможирова И. В.

Выявлены основные проблемы, связанные с управлением товарными запасами в деятельности российских предприятий. Обоснована целесообразность использования предлагаемого маркетинго-логистического подхода, основанного на выделении групп товарных запасов по степени риска невыполнения заказа клиента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management problems commodity stocks the Russian enterprises

The basic problems connected with management by commodity stocks in activity of the Russian enterprises are revealed. The expediency of use of the offered marketingo-logistical approach based on allocation of groups of commodity stocks on degree of risk of default of the order of the client is proved.

Текст научной работы на тему «Проблемы управления товарными запасами российских предприятий»

V. Dudka

In article the basic questions connected by development of regional economy in the conditions of modernisation of production-technological sector are considered. On regional examples organic interrelations ofprocesses of modernisation of real production sector and a management system of management are shown by region.

Key words: economy, system, modernisation, region, management.

УДК 658.7(075.8)

Е.П. Михалева, канд. техн. наук, профессор, (4872) 35-20-12, [email protected], (Россия, Тула, ТулГУ);

И.В. Доможирова, аспирант, 89207595871, тпа [email protected], (Россия, Тула, ТулГУ)

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Выявлены основные проблемы, связанные с управлением товарными запасами в деятельности российских предприятии. Обоснована целесообразность использования предлагаемого маркетинго-логистического подхода, основанного на выделении групп товарных запасов по степени риска невыполнения заказа клиента.

Ключевые слова: товарные запасы, ассортимент, оборачиваемость товарных запасов, риск.

Главной целью управления запасами организации является обеспечение бесперебойной поставки продукции в нужном количестве и установленные сроки и достижение на этой основе полной реализации выпуска продукции при минимальных расходах на содержание запасов.

В связи с тем что товарные запасы представляют собой «замороженные» денежные средства предприятия, поддержание оптимального уровня запасов на складе является основной, а в условиях конкуренции и первоочередной проблемой любого хозяйствующего субъекта.

Анализ подходов, используемых сегодня руководством предприятий к управлению товарными запасами организации, выявил наличие серьезных нерешенных вопросов, среди которых можно назвать следующие:

- цепи поставок обслуживают в основном производства, а не потребителей, следствием чего является возникновение эффекта «хлыста», т. е. огромной неопределенности спроса из-за большого количества ошибок по всей цепи поставок;

- упрощенные методы прогнозирования, используемые на большинстве предприятий при планировании объема продаж, приводят к ошибкам в прогнозах, а значит, к созданию либо избыточных запасов либо к дефициту имеющихся товарных позиций.

Для устранения указанных проблем и решения задачи повышения эффективности управления товарными запасами был разработан маркетинго-логистический подход, основанный на выделении групп товарных запасов по степени риска невыполнения заказа клиента.

В соответствии с предлагаемым подходом целесообразно различать:

- запасы с высокой степенью риска, под которыми будем понимать товарные запасы, характеризующиеся значительными колебаниями спроса и существенным сбоем в поставках;

- запасы со средней степенью риска, к которым относятся запасы, имеющие либо достаточно высокую точность прогнозирования, наличие тенденций и сезонных колебаний, либо высокую степень доступности с точки зрения возможности закупки, что в обоих случаях позволяет избежать факта невыполнения заказа клиента;

- запасы с низкой степенью риска, к которым относятся запасы, отличающиеся стабильным уровнем потребления и достаточно высокой надежностью поставщиков.

Анализ трех рекомендуемых к выделению групп позволяет установить основные причины образования товарных запасов на предприятии, к которым относятся:

- несоответствие объемов поставки товаров объемам разового потребления;

- противоречие между непрерывным характером потребления товаров и дискретным характером их поступления к месту потребления;

- изменения рыночной конъюнктуры, приводящие к необходимости создания запасов вследствие изменения цен;

- сезонность процессов потребления.

Основным показателем, с помощью которого можно оценить эффективность управления запасами на предприятии, является товароборачиваемость, т. е. скорость обращения товаров или время, в течение которого реализуются товарные запасы [1].

Товарооборачиваемость выражается числом оборотов или количеством дней, необходимых для совершения одного оборота.

Товарооборачиваемость в разах (Образ) показывает количество

оборотов, которое совершает товарный запас в течение календарного периода времени:

^, (1)

ср

где ОП — объем продаж в календарном периоде, руб.; ТЗср — средний

размер товарного запаса в календарном периоде, руб.

Товарооборачиваемость в днях (Обдн) показывает время, в течение

которого товарные запасы находятся в сфере обращения, т. е. количество дней, за которое оборачивается средний товарный запас:

тз • л

обдн = , (2)

дноп

где Д — количество дней в календарном периоде.

Полученные значения товарооборачиваемости за фактический период Об* сравниваются со значениями показателя за предыдущий период ОбЧРнед:

- если Об^н > ОбЦ“6, то на предприятии запасов недостаточно;

- если Об%н < Об"рнед, то это означает, что товарные запасы или велики,

или не пользуются спросом.

Результаты многочисленных исследований показывают, что одной из причин низкой оборачиваемости запасов является большой объем «мертвых» запасов. В связи с этим проблема увеличения оборачиваемости товарных запасов взаимосвязана с проблемой формирования оптимального ассортимента.

Одним из методов анализа ассортимента, который можно использовать при структуризации товарных запасов, является метод АВС-анализа.

АВС-анализ — метод, позволяющий классифицировать запасы по степени их важности для организации в целях выделения их приоритетов при решении задачи управления запасами. В основе метода лежит принцип В. Парето, заключающийся в утверждении, что 20 % всех товаров дают 80 % оборота [3].

Использование АВС-анализа и других маркетинговых инструментов при решении указанной проблемы позволяет разработать мероприятия по оптимизации товарных запасов:

- выделить наиболее значимые товары;

- исключить из ассортимента товары, снижающие оборачиваемость товарных запасов.

Однако высокая оборачиваемость запасов требует наладить систему более строгого контроля, обеспечивающую оптимальное вложение средств в товарные запасы. Если для обеспечения эффективной работы организации необходимо поддерживать высокий уровень оборачиваемости запасов, то для удовлетворения потребностей своих клиентов организация должна иметь широкий ассортимент редко продающихся товаров, что снижает уровень показателя Обдн или Образ.

Таким образом, основная проблема управления запасами

заключается в установлении наиболее оптимального соотношения между потерями от «замораживания» средств и уровнем удовлетворения клиентов.

Немаловажное значение в процессе управления запасами имеет также определение издержек, связанных с запасами (таблица). К таким издержкам относят:

- издержки заказа;

- издержки хранения;

- издержки дефицита [2].

Характеристика издержек, связанных супраелением запасами

Вид издержек Характеристика Включаемые расходы

Издержки заказа Данный вид издержек связан с размещением заказов и зависит от частоты, с которой они размещаются. - ведение учетной документации; - подготовительнозаключительные операции; - транспортные расходы по перемещению товаров между предприятиями и складами

Издержки хранения Вкладывая деньги в запасы, организация таким образом отказывается от использования этих средств для других целей. - стоимость капитала, овеществленного в запасах; - затраты на содержание товара на складе; - другие издержки, связанные с физическим присутствием товаров

Издержки дефицита Эти издержки возникают, когда спрос на продукт превышает его наличие на складе. Одним из часто используемых показателей для контроля за издержками дефицита является уровень обслуживания. Недополученная прибыль, если покупатель принимает решение о покупке товара у конкурирующей организации.

Минимизация указанных издержек может быть использована в качестве критерия оптимизации при решении задачи управления запасами.

Следует также отметить, что в качестве инструментария управления товарными запасами в условиях конкурентного рынка можно также использовать экономико-математическое моделирование.

С учетом сформулированных выше проблем процесс оптимального управления запасами можно представить в виде схемы (рисунок).

Увеличение оборачиваемости товарных запасов Щщ т Формирование оптимапьного ассортимента А => тах

АВС-анализ

і Т

Выбор оптимального режима пополнения запасов Выбор оптимапьных методов управления запасами для каждой номенклатурной позиции^

і

Создание отимапьного объема запасов

’ ї

Выполнение ппана продаж

Уфакт — план

Процесс оптимальногоуправления запасами:

Уфакт — фактический объем продаж организации в исследуемом

периоде, тыс. руб.; Утан — плановый объем продаж организации

в исследуемом периоде, тыс. руб.

Таким образом, организация процесса оптимального управления товарными запасами направлена на поддержание необходимого и достаточного объема запасов для выполнения плана продаж (¥тан).

Обеспечить достижение этой цели можно, если:

- для каждой номенклатурной позиции (Д) выбрать оптимальный метод (стратегию или политику) управления запасами. Использование этого метода позволит нивелировать риски, связанные с прогнозированием и дальнейшим планированием продаж;

- для выполнения плана продаж выбрать оптимальный режим пополнения запасов.

Библиографический список

1. Аникин Б.А. Логистика: учеб. пос. / под ред. Б.А. Аникина, Т.А. Родкиной. М.: Проспект, 2010. 405 с.

2. Долгов А.П., Уваров С.А. Логистический менеджмент. Управление запасами: учеб. пос. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. 455 с.

3. Стерлигова А.Н. Управление запасами в цепях поставок: учеб. М.: ИНФРА-М, 2008. 430 с.

E.P. Mihaleva, I. V. Domozhirova

Management problems commodity stocks the Russian enterprises The basic problems connected with management by commodity stocks in activity of the Russian enterprises are revealed. The expediency of use of the offered marketingo-logistical approach based on allocation of groups of commodity stocks on degree of risk of default of the order of the client is proved.

Keywords: commodity stocks, assortment, stock turnover, risk.

УДК 659.1

О.В. Полякова, аспирант, (4872) 48-50-91, [email protected], (Россия, Тула, ТГПУ им. Л.Н. Толстого)

МЕТОД ИЕРАРХИЙ В ВЫБОРЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МАРКЕТИНГОВЫХ СРЕДСТВ ПРОДВИЖЕНИЯ

Рассмотрены основные понятия и структура видов маркетинговых средств продвижения, разработана обобщенная структура декомпозиции задачи выбора оптимального коммуникационного средства для целевой аудитории, выделены трех- и пятиуровневый варианты декомпозиции задачи выбора оптимального коммуникационного средства, разработана методика заполнения матрицы попарных отношений, дан способ оценки выбранных средств продвижения в зависимости от позиции выделенного сегмента потребителей.

Ключевые слова: средство продвижения, маркетинговые коммуникации, целевой потребитель, иерархические уровни, матрица Т. Саати, вектор приоритетов.

Средство продвижения маркетинговых коммуникаций — это способ представления маркетингового предложения с использованием какого-либо носителя или раздражителя для передачи информации в определенной форме и виде, т. е. способ выражения коммуникационного сообщения целевой аудитории (его содержание и форма) в техническом носителе (рекламоноситель); медиа или каналы коммуникаций, которые обеспечивают передачу маркетинговой информации от коммуникатора к потребительской аудитории [1; 2].

Маркетинговое продвижение осуществляется с помощью механизма информирования, воздействия, убеждения и стимулирования покупателей, вовлечения их в процесс покупки, купли-продажи. Механизм продвижения приводится в действие с помощью комплексного инструментария, состоящего из множества видов (рис. 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.