Научная статья на тему 'Повышение конкурентоспособности современного предприятия через управление товарными запасами'

Повышение конкурентоспособности современного предприятия через управление товарными запасами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ТОВАРНЫЕ ЗАПАСЫ / ОБОРАЧИВАЕМОСТЬ / НОРМА ОБОРАЧИВАЕМОСТИ / ОПТИМИЗАЦИЯ ЦЕПИ СНАБЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Круликовский А.П., Круликовский С.А.

В статье рассмотрены основные подходы к управлению материальными запасами предприятия, исследовано влияние различных факторов на значение нормативной оборачиваемости, показана роль оценки оборачиваемости товарных запасов в формировании рыночного конкурентоспособного предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение конкурентоспособности современного предприятия через управление товарными запасами»

Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского Серия «Экономика и управление». Том 25 (64). 2012 г. № 1. С. 74-79.

УДК 332.122.009.12

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СОВРЕМЕННОГО

ПРЕДПРИЯТИЯ ЧЕРЕЗ УПРАВЛЕНИЕ ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ

Круликовский А.П., Круликовский С.А.

В статье рассмотрены основные подходы к управлению материальными запасами предприятия, исследовано влияние различных факторов на значение нормативной оборачиваемости, показана роль оценки оборачиваемости товарных запасов в формировании рыночного конкурентоспособного предприятия.

Ключевые слова логистика, конкурентоспособность, товарные запасы, оборачиваемость, норма оборачиваемости, оптимизация цепи снабжения

АКТУАЛЬНОСТЬ

Система управления современным промышленным предприятием во многом определяет эффективность его функционирования. В современных экономических условиях резко возрастает значение логистики, в том числе и возможность управлять запасами - одним из самых значительных активов. Если запасы чрезмерны, то они «замораживают» активы, а если запасов недостаточно, то компания испытывает дефицит, что приводит к невозможности удовлетворения клиентов и, соответственно их потере. Тенденции развития рынка заставляют предприятия всех форм собственности внедрять информационные технологии в практику управления товарными запасами.

АНАЛИЗ ПОСЛЕДНИХ ДОСТИЖЕНИЙ И ПУБЛИКАЦИЙ

Над проблемой управления запасами работали такие ученые, как Ильенкова С.Д. [1], Кремер Н.Ш. [2], Ковалев В В. [3], Миддлтон Д. [4], Рыжиков Ю.И. [5], Линдере М.Р. [6], Лайсонс К [7], Дыбская В.В. [7] и ряд других авторов. В экономической литературе большое значение уделяют различным способам управления производственными запасами и методам их оценки. Анализ литературы показывает отсутствие единой точки зрения на попытки оптимизировать применение научного подхода в управлении запасами к таким производствам.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

В нынешних экономических условиях ключевой задачей развития отечественных предприятий является управление оборотным капиталом. Одной из составляющих оборотного капитала являются материальные запасы предприятия. Оптимизация товародвижения остается важнейшим средством повышения конкурентоспособности бизнеса. Целью исследования являются возможности адаптации методик управления запасами предприятий функционирующих в условиях динамично изменяющегося рынка при использовании информационных технологий.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для любого предприятия основной задачей является получение прибыли, иными словами - продажа товаров или услуг. И именно процесс, обеспечивающий достижение этой цели, является главным процессом компании. В условиях усиления конкуренции, игроки рынка, наряду с потребностью снижать издержки, сталкиваются с необходимостью быстро реагировать на меняющиеся условия внешней среды, с целью оптимального удовлетворения потребностей потребителей.

Процессы производства и потребления продукции происходят непрерывно, но эти процессы не синхронизированы ни в пространстве, ни во времени. Поэтому для обеспечения непрерывного потребления продукции и удовлетворения покупательского спроса необходимы товарные запасы. Под товарными запасами понимаются активы предприятия, предназначенные для продажи и имеющиеся в количестве, обеспечивающем их бесперебойную реализацию клиентам.

Особенности формирования товарных запасов могут быть вызваны различными причинами:

• особенности территориального размещения подразделений и филиалов предприятия;

• структура товарооборота, несоответствие между производственным и торговым ассортиментом товаров;

• регулярность и частота завоза, специфические условия транспортировки товаров;

• объем розничного товарооборота и сложная цепочка движения товара;

• наличие складских площадей, возможности для хранения товара;

• сезонные колебания в производстве и потреблении товаров и т.п.;

Задача по поддержанию товарных запасов в оптимальных размерах формулируется очень просто - с одной стороны, товары всегда должны быть на складе, а с другой стороны, оборотные средства (деньги) не должны замораживаться в излишних товарных запасах. Решение задачи по поддержанию товарных запасов находится в ответе на вопросы: что покупать, сколько покупать, когда покупать, у кого покупать. Решение всех четырёх вопросов одновременно -задача весьма сложная, и без использования информационных технологий, в настоящее время практически не осуществимая.

Для оценки эффективности управления товарно-материальными запасами применяются два показателя: оборачиваемость (коэффициент оборачиваемости) товарно-материальных запасов в разах (inventory turnover (IT) ratio) - то есть сколько раз за период оборачивается средний запас. И оборот (срок хранения) товарно-материальных запасов в днях (inventory turnover in days (ITD)). В финансовом менеджменте эти два параметра входят в группу коэффициентов деловой активности (activity ratios). Основная цель анализа оборачиваемости запасов - определить те товары, у которых скорость цикла "товар-деньги-товар" минимальна, чтобы принять решение об их дальнейшей судьбе. Иначе говоря, коэффициент оборачиваемости показывает, сколько раз за период товар превратился в деньги.

Важность коэффициента оборачиваемости связна с тем, что прибыль возникает при каждом "обороте" товарных запасов (т.е. использовании их в производстве, операционном цикле).

Чем выше оборачиваемость, тем лучше. Значит, средства, вложенные в закупку товарных запасов, вернутся быстрее. Однако нужно помнить о том, что если запасы быстро продаются, то компания рискует остаться без товара на складах. Коэффициент оборачиваемости позволяет оценить товарные запасы как с точки зрения их ликвидности, так и с точки зрения достаточности или недостаточности их наличия на складе.

Основной чертой современного бизнеса является идея о том, что конкурируют не фирмы, а снабженческо-сбытовые цепочки фирм. Оптимизация цепи снабжения становится основным фактором роста прибыли и рентабельности активов. В итоге, потребитель получает товар в момент, когда это необходимо при минимальных общих затратах и инвестициях в запасы [10].

Коэффициент оборачиваемости не имеет рекомендуемых значений. Какое количество оборотов запасов является оптимальным, для конкретного предприятия? Ответ на этот вопрос довольно сложен, так как существует множество факторов, влияющих на ответ. Частота, с которой заказывается товар, время транспортировки, надежность поставки, ограничения в размерах заказа, необходимость хранить определенные объемы - все эти факторы влияют на итоговое решение. Хорошим инструментом для определения оптимального количества оборотов товарных запасов может стать моделирование расчетной нормы оборачиваемости предложенной Добронравиным Е. в [9]. Результаты эмпирического исследования были обобщены в следующей формуле:

«Ожидаемое количество оборотов» =-7—12-г

/ * ( + 0,2* Ь)

где:

ОГ - средняя частота заказа в месяцах (т.е. временной интервал между размещением заказов поставщику);

Ь - средний период доставки в месяцах (т.е. время между размещением заказа и получением товара);

/ — коэффициент, который обобщает действие прочих факторов, влияющих на теоретическое количество оборотов. Эти факторы следующие:

• ширина ассортимента в хранении, т.е. необходимость хранения медленно оборачивающихся запасов в целях маркетинга;

• большие чем требуется покупки в целях получения скидок за объем;

• требования минимальной партии закупки;

• ненадежность поставщика;

• факторы политики экономичного размера заказа;

• затоваривание в целях «промоушн»;

• использование поставки в две стадии;

Если эти факторы на обычном уровне, то коэффициент должен быть около 1,5. Если один или несколько факторов имеют экстремальный уровень, то коэффициент принимает значение 2,0.

Что может нам дать рассчитанная норма оборачиваемости? Во-первых, сравнив фактическую оборачиваемость и нормативную, мы увидим, есть ли у нас резервы для оптимизации этого показателя. Если фактическая оборачиваемость ниже нормативной - очевидно, что у нас затоваривание. Если значительно выше, значит у нас дефициты по этому товару или мы отгружаем его «с колес».

Но кроме сравнения с фактическим показателем в самом расчете норматива оборачиваемости есть резервы ее оптимизации. Обратите внимание на показатель -частота заказа. На рис.1 представлен график зависимости нормы оборачиваемости по товару от величины частоты заказа 0¥ при постоянной величине среднего периода доставки Ь =0,5 месяца, в случае когда факторы, влияющие на коэффициент $ изменяют его значение в диапазоне от 1 до 2.

действие пр°чих факторов 0Р_ средняя частота заказа в

месяцах

Рис.1. Зависимость «нормы оборачиваемости» по товару от величины частоты заказа коэффициента $.

Из рис.1. видно, как значительно растет значение нормативной оборачиваемости при уменьшении интервала между заказами и при уменьшении

обобщающего коэффициента $ . Очевидно, что если мы сокращаем интервалы

между заказами, уровень средних запасов уменьшается, а значит, увеличивается оборачиваемость при сохранении уровня удовлетворенности клиентов.

Безусловно, по всем поставкам мы не сможем сразу чаще пополнять запасы -существуют специфические требования поставщиков, да и потребности в товарах различны для различных групп запасов. Но изучить возможность уменьшения интервала между заказами нужно, если мы хотим оптимизировать управление запасами. Особенно, если мы будем рассматривать всю цепочку поставок в целом.

Стоимость запасов во всей цепи поставок значительна, и увеличение оборачиваемости может принести значительную дополнительную прибыль.

ВЫВОДЫ

Приведенный анализ выражения для расчетной нормы оборачиваемости показывает, что имеется инструмент для эффективного управления заказами, причем действия этого инструмента могут быть значительно усилены применением информационных технологий, позволяющих в режиме реального времени учитывать обобщающее действие различных факторов, влияющих на теоретическое значение количества оборотов товарных запасов.

Список литературы

1. Производственный менеджмент: [Учебник для студентов вузов.] / [Ильенкова С. Д., Ильенкова А.В., Бандурин Г.А., Горбовцов И.Р] : Под ред. проф. Ильенковой С. Д. - М.: ЮНИТИ, 2000. -583 с.

2. Исследование операций в экономике : [Учебн. пособие для вузов] / [Кремер Н. Ш., Путко Б. А., Тришин И. М., Фридман М. Н.] ; Под ред. проф. Н. Ш. Кремера. - М : ЮНИТИ, 2000. - 407 с.

3. Ковалев В. В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности / Ковалев В. В. - [2-е изд., перераб. и доп.] - М.: Финансы и статистика, 1999. - 512 с.

4. Миддлтон Д. Бухгалтерский учет и принятие финансовых решений / Миддлтон Д. ; [Пер. с англ. под ред. И. И. Елисеевой.] - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997. - 608 с.

5. Рыжиков Ю. И. Теория очередей и управление запасами / Рыжиков Ю. И. - СПб: Питер, 2001. -384 с.

6. Линдере М.Р. Управление снабжением и запасами. Логистика. / Линдере М.Р., Фирон Х.Е. ; [пер. с англ.] - СПб. : Полигон, 1999. - 768с.

7. Лайсонс К. Управление закупочной деятельностью и цепью / Лайсонс К., Джиллингем М. - М.: Инфра-М, 2005. -798 с.

8. Дыбская В.В. Управление складированием в цепях поставок / Дыбская В.В. - М.: Альфа-Пресс, 2007. -720 с.

9. Добронравии Е.Р. Коэффициент оборачиваемости и уровень обслуживания - показатели эффективности товарных запасов [Электронный ресурс] / Добронравин Е.Р. - Режим доступа : http://www.genobium.eom/r/a16_figures.htm.

10. Добронравин Е.Р. Организация работы сбытовых цепей [Электронный ресурс] / Добронравин Е.Р. - Режим доступа : http://www.genobium.eom/r/a14_chainorg.htm.

Круликовський А.П. Пвдвищення конкурентоспроможност сучасного пвдприемства через управлшня товарними запасами / Круликовський А.П., Круликовський С.А. // Вчеш записки Тавршського национального ушверснтету iмеиi В.1.Вернадського. Серш: Економика. - 2012. - Т. 25 (64), - № 1. - С. 74-79.

У статт розглянут ochobhí пiдходи до управлiння матерiалъними запасами тдприемства, дослiджено вплив pÍ3HHX чинникш на значення нормативно! оборотном!, показана роль оцшки 060p0TH0CTÍ товарних запасш у формуваннi ринкового конкурентоздатного тдприемства.

Kmwei слова: логiстика, конкурентоспроможтстъ, товарнi запаси, оборотнiсть, норма оборотности оптимiзацiя ланцюга постачання

Krulikovsky A. Improving the competitiveness of modern business through commodity stocks management / Krulikovsky A., Krulilovsky S. // Scientific Notes of Taurida National V.I. Vernadsky University. Series: Economy, 2012. - Vol. 25 (64), № 1. -P . 74-79.

The article discusses the basic approaches to the material resources management of the company, the influence of various factors on the importance of turnover normative and the role of inventory turnover assessment in the formation of market-competitive enterprise.

Keywords: logistics, competitiveness, commodity stocks, turnover, turnover rate, supply chain optimization

Статья поступила в редакцию 17. 05. 2012 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.