Научная статья на тему 'Проблемы управления системой образования Азербайджана'

Проблемы управления системой образования Азербайджана Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
323
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / РЕФОРМИРОВАНИЕ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / EDUCATION / ORGANIZATIONAL AND MANAGEMENT MODEL OF EDUCATION REFORM / FUNDING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиева Севиндж Надир Кызы

Перемены, происходящие в нашей республике, в том числе и в системе образования, заставляют по-новому взглянуть на задачи социологии образования. Одной из главных задач становится разработка новой теоретической концептуальной организационно-управленческой модели. Данная статья посвящена исследованию некоторых актуальных вопросов процесса управления и финансирования системой образования Азербайджана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF MANAGEMENT OF EDUCATION OF AZERBAIJAN

The changes taking place in our country, including in the education system, forcing a new look at the problem of the sociology of education. One of the main problems is the development of a new theoretical conceptual organization and management model. This article is devoted to the study of some of the current issues of the process of management and financing of the education system of Azerbaijan.

Текст научной работы на тему «Проблемы управления системой образования Азербайджана»

блем в данной сфере (реструктурирование Госкомитета по проблемам женщин в Госкомитет по проблемам семьи, женщин и детей, реализация ряда программ, связанных с проблемами детей, которые по тем или иным причинам остались вне попечительства родителей и др. / под руководством М.Алиевой и др./).

Наряду с вышеотмеченным, в последние годы появились и новые проблемы в сфере воспитания и образования. Это - сиюминутность решения проблем, увлечение «западными» моделями образования без учёта национальных особенностей и истории развития отечественного образования, механическое перенесение приёмов и методов в страну, пренебрежение традициями и др. Однако ясно, что каждая страна имеет свою систему образования, которая выражает характер своего народа, сознает он это или нет. Более того, воспитание, созданное самим народом, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа [7; 13, с.27-29; 14; 15; 16, с.95; 17].

Очевидно наличие множества трудностей в решении этой проблемы, однако их можно решить путем применения более глубоких научных методов. Для этого необходима интенсификация системы образования, реализация здесь общечеловеческих духовных ценностей. Для претворения в жизнь этой важной цели, наряду с усвоением общечеловеческих духовных ценностей, нужно оставаться верными собственным традициям, национально-культурным ценностям и историческому прошлому своего народа, так как эти ценности имеют особо важное значение в процессе формирования нового поколения. Согласны, что «...наши собственные корни

- очень здравые, и мы должны гордиться ими. Самым важным фактором успеха в жизни является верность своим корням.», что является могучим воспитательным средством. Г.Алиев подчеркивал, что «.азербайджанский народ сохранил, и впредь будет сохранять свои исторические корни, свои национальные ценности, духовные ценности.» [18].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев,19б9.

2. Бахтавер М.А. Семейный фактор в процессе социализации подростков // Вектор науки ТГУ. Педагогика,

© 2013

психология. 2010. № 2. С. 20-22.

3. Ансариниджад Н.А.О. Семейная психопатология в Тегеранском центре психокоррекции и перевоспитания // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 31-34.

4. Кадияни Д.Х. Сравнительный анализ семейного законодательства (общие объекты) // Вектор науки ТГУ. Серия: Юридические науки. 2012. № 1. С. 19-22.

5. Джиоева Г.Х. Традиционная семейная педагогика осетин // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 129-132.

6. Бреева Е.Б. Дети в современном обществе. М., 1999.

7. Конституция Азербайджанской Республики, Баку, 2003.

8. Логаш Л., Опаловская Л. О новых подходах к воспитанию детей раннего возраста // Дошкольное воспитание, 1997, № 9, с.42-44.

9. Борисенко Ю.В., Соловьева В.Ю. Оценка супружеских отношений родителей как фактор оценки собственных межличностных отношений в подростковом и юношеском возрасте // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 3. С. 34-36.

10. Любина Г. Как воспитать своего ребенка удачником? // Дошкольное воспитание, 1997, № 1, с.50-59.

11. Безлюдный А.И. Родительско-детские отношения как стратегия семейного воспитания // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 2. С. 42-46.

12. Мирзаджанзаде А.Х. Этюды о гуманитаризации образования. Баку, 1993.

13. Павлова Л.К. Наследие - фундамент культуры // Форум общественности «Дети, семья, общество: проблемы духовности», М., 1997, с.27-29.

14. Пинт А.О. Это вам, родители: Раздумья педагога о воспитании школьников. М., 1971.

15. Умом и сердцем: Мысли о воспитании / Под ред.

Н.И.Монахова, М., 1980.

16. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1974.

17. Зейналов С.М. Актуальные проблемы воспитания и обучения. Б.: 1990

18. Речь Президента Республики Гейдара Алиева на встрече с молодёжью по случаю дня молодёжи Азербайджана./ Газета «Бакинский рабочий», 3 февраля, 2001 г.

FEATURES STREET CHILDREN RESEARCH IN MODERN SOCIETY

Y.N. Aliyeva, PhD in sociology, lecturer in sociology

Baku State University, Baku (Azerbaijan)

Keywords: family, family education, social issues, children, family relations, relations - “parent-child”, values, social institutions, democratization, globalization.

Annotation: There is done an analysis of problems of family upbringing in modern azerbaijanian reality in the article. In author’s opinion, an upbringing process in modern society is at a crossroads, because the future of the society requires one thing, but reality - other one, what author calls “the scissors of upbringing”. In changed conditions of modern social practice there is a necessity reassessing the character of family relations, forming of modern concept of solving the problem on interdisciplinary basis according the social politics of our state. Harmonious and effective functioning of society depends on the optimal way of solving this contradiction.

УДК 336.025: 37. 014

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ АЗЕРБАЙДЖАНА

© 2013 С.Н. Алиева, доктор философии по социологии

Бакинский государственный университет, Баку (Азербайджан)

Ключевые слова: образование, система образования, организационно-управленческая модель системы образования, реформирование, финансирование.

Аннотация: Перемены, происходящие в нашей республике, в том числе и в системе образования, заставляют по-новому взглянуть на задачи социологии образования. Одной из главных задач становится разработка новой теоретической концептуальной организационно-управленческой модели. Данная статья посвящена исследованию некоторых актуальных вопросов процесса управления и финансирования системой образования Азербайджана.

Предпосылкой эффективного управления развитием социальной природы, функций и внутренней структуры. системы образования является адекватное понимание её Недостаточность исследований по функциональной и

структурной модели образования не позволяет полностью оценить ее взаимосвязи с другими общественными подсистемами, определить тенденции развития института образования, цели и последствия решений в области образовательной политики, ведёт к приписыванию несвойственных ей функций, или их недооценке, недостаточному структурному развитию системы образования и т.п.

Правила управления негосударственными учебными заведениями определяются их уставом. Кроме органов непосредственного управления образованием иные организации не могут вмешиваться в вопросы, связанные с управлением учебными заведениями. Учитывая, что в системе образования республики преобладает административно-приказной принцип управления, осуществляется работа в усилении государственно - общественного характера управления.

На состояние системы образования современного Азербайджана в целом негативно влияют различные факторы, характерные всему социально-экономическому положению республики. Учитывая все позитивные и негативные явления развивающегося азербайджанского общества, надо, чтобы программы и проекты при существенной реформе системы образования ориентировали «педагогическое сообщество» на закрепление достигнутого качества, устойчивый рост и гармоничное развитие. Последнее, в частности, предполагает преемственность ступеней и форм образования, создание единой информационной, научно-методической, материально-технической и кадровой базы, создание адекватных потребностям и поставленным задачам структур и механизмов управления образовательными процессами [1].

И. Коробецкий при исследовании данной проблемы в России выделил определенные противоречия, возникающие:

- между оправдавшими себя отечественным /советским/ образовательным опытом, традициями, стилем и методами управления и современными изменениями;

- между потребностями в разработке новейших моделей, схем и методов управления отраслью и интересами социума, потребностями населения в образовательных услугах;

- между разнонаправленностью интересов и ценностных ориентиров преподавателей, учащихся, родителей и необходимостью создания условий для развития современной социообразовательной парадигмы;

- между повышающимися требованиями к координации системы образования и реальными возможностями существующих технологий управления [2].

В этой связи, подчеркнём, что типичные тенденции наблюдаются и в системе образования Азербайджана.

При разрешении этих противоречий между потребностью общества и реальным состоянием образования, нужно, чтобы последняя была встроена в систему формирующегося гражданского общества и правового государства. Для успешного осуществления развития образования необходимо разрешить, между тем, очевидное противоречие между уровнем финансирования и требованиями реформирования. Кроме того, для подъёма престижа науки и образования должны осуществляться кардинальные меры по устранению расхождения, а порою резкого противоречия между социально-экономическим положением человека и уровнем его знаний, то есть обеспечить занятие им той социально-профессиональной ниши, к которой он оптимально соответствует.

В процессе реструктуризации системы образования, при чётком разграничении компетенций и ответственности бюджетов всех уровней управления образованием, необходимо уделять особое внимание организационноэкономическим условиям деятельности как системы образования в целом, так и образовательных учреждений, в особенности. Для претворения их в жизнь необходимо расширить хозяйственную самостоятельность образова-

тельных учреждений.

Известно, что советское образование занимало когда-то лидирующие позиции в мире. И сегодня, как во всех развитых странах мира, так и в Азербайджане образование должно быть объявлено приоритетной сферой государственных интересов, вместе с соответствующим статусом и заработной платой её работников.

Оптимальное развитие системы образования, в том числе и негосударственного, занимает одно из важнейших мест в государственной социальной политике и нынешнего руководства страны. Однако, учитывая экономическое положение республики, было бы рационально, если система платного образования /в учебных заведениях государственного сектора/ не превышала 50% от бесплатного. К тому же необходимо, чтобы государство, имея в виду низкую материальную обеспеченность большей части населения, при проведении реформ и социальной политики учитывало это, и хотя бы поэтапно /в соответствии с возможностями страны/ поднимала заработную плату населения до такого уровня, чтобы среднеобеспеченные семьи при необходимости могли бы оплачивать образование своих детей.

В законе «Об образовании» Азербайджанской Республики исключены положения о праве негосударственных учебных заведений, даже прошедших государственную аккредитацию, на бюджетное финансирование [3]. При этом негосударственные учебные заведения вынуждены увеличивать плату за обучение, для обеспечения своего функционирования, что, соответственно, снижает их привлекательность.

Государственная социальная политика в области реформирования системы образования вместе со всеми перечисленными проблемами, несомненно, должна затронуть и её финансирование, поскольку содержательные, структурные и функциональные изменения и материальное положение школы улучшатся в том случае, когда финансирование школ будет осуществляться в необходимых объёмах.

Отметим, что в Азербайджане пока престижно получать высшее образование в государственных вузах. Что касается платного среднего и дошкольного образования, то, конечно же, очевидно, что в них действительно обучаются наиболее способные дети, но из материально обеспеченных слоев населения.

В целом для оптимизации управления системы образования республики необходимо преодолеть финансовые, экономические, организационные и управленческие и др. проблемы, препятствующие её развитию.

Приоритетными же мерами по созданию системы управления качеством образования в республике могут стать такие её компоненты, как:

- создание показателей качества и эффективности образования;

- создание процедур и технологий оценок, обеспечивающих получение достоверных и сопоставимых данных;

- для эффективного управления качеством образования необходимо создание государственной системы управления качеством образования (центра), оценивающей соответствие достигаемого качества образования утверждённым требованиям и нормативным показателям, в состав которой будут входить:

1) система мониторинга качества образования, включающая разветвлённую региональную сеть;

2) «центр» качества образования, осуществляющий разработку инструментов управления качеством образования, сбор и обобщение информации о качестве от всей системы государственных аттестационных служб и системы мониторинга, подготовку ежегодного отчёта о состоянии образования в стране. При проведении реформы управления качеством образования необходимо предусмотреть разграничение полномочий аттестационных, методических, инспекторских и других служб [2].

И, наконец, важнейшим элементом нового организационно-экономического механизма является полная и последовательная реализация правового статуса образовательного учреждения, заложенной в новом законе «Об образовании» Азербайджанской Республики [3].

Опираясь же на накопленный опыт автономии вузов, можно выбрать новую экономическую и правовую модель для образовательных учреждений, принципами которых являются, во-первых, постепенное сближение в правах государственных и негосударственных учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию.

Во-вторых, развитие оптимальных систем бухгалтерского учёта и экономического анализа деятельности учебных заведений.

В-третьих, контактные формы отношений между учебными заведениями и получателями образовательных услуг, государством и частными заказчиками. В-четвёртых, государственная аккредитация и система контроля качества образования.

А, для повышения эффективности использования материальных ресурсов необходимо изменить порядок выделения финансов учебному заведению. При этом следует обеспечить расширение прав учебных заведений по распоряжению финансовыми средствами [4].

Также необходима социальная поддержка учащимся и студентам из низкодоходных семей и увеличение заработной платы преподавателей до уровня, привлекающего в образование высококвалифицированные кадры.

В данных условиях возникла необходимость разработки нового концептуального подхода к воспитательной и образовательной деятельности в системе образования нашей республики, условием успешного управления которой выступает демократизация.

Известно, что от качества образования зависит качество готовящихся субъектов деятельности, а от качества субъектов деятельности зависит эффективность функционирования всей социальной системы, отсюда сфера образования, как элемент социальной системы, должна быть реформирована с учётом жесткой связи координации и субординации, с точным определением места и роли системы образования во всей социальной системе [5; 6; 7]. Нарушение этих требований привело к качественным и количественным диспропорциям, дисбалансам и асимметрии; помимо этого, в виду того, что обнаружилось резкое разграничение системы образования и реальных процессов, происходящих в жизни общества, необходим системный подход к управлению образованием.

Структуру желаемого социального управления системы образования можно обозначить следующей схемой:

- детальное изучение существующего положения, сбор полной и достоверной информации об этом, предварительная обработка и обобщение её с целью определения объективных тенденций и направлений реформ [8; 9];

- принятие обоснованного решения, для реализации которого имеются все реальные возможности [10; 11; 12];

- определение принципов демократической системы контроля за исполнением решения [13; 14];

- организация службы по сбору информации, поступающей по каналам обратной связи из управляемых учреждений и предприятий, оперативное реагирование на эту информацию, выработка системы мер по корректировке управленческой деятельности;

- разработка перспективной программы приоритетов в системе образования, исходя из результатов управленческой деятельности [15].

Управление системой образования должно быть максимально упрощено, освобождено от всё ещё су-

ществующих бюрократических препятствий, от многочисленных «запретительных» инструкций, постановлений, положений и т.д.

Всё это, во-первых, устранило бы дублирование одних и тех же функций многими структурами; во-вторых, четко обозначило бы ответственность каждого структурного подразделения и каждого ответственного работника за их деятельность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Михайлова М.Л. Система высшего образования в Российской Федерации: проблемы реформирования. Дис. .канд. социол. наук, 22.00.04. М., 1999.

2. Резолюция VIII съезда учителей - газета «Бакинский рабочий» 03 октября 1998 года.

3. «Закон об образовании» Азербайджанской Республики. 19 июня 2009-го года // http://www.edu.gov. az

4. Ярыгина Н.А. Особенности экономического анализа деятельности вузов // Вектор науки ТГУ. Серия: Экономика и управление. - 2012. - №1. - с.112-117

5. Фомицкая Г.Н. Сравнительная характеристика международного опыта организации внешней оценки качества образования // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2010. № 3. С. 107-111.

6. Аркаева Р.П. Квалиметрический подход в управлении качеством образования студентов // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 3840.

7. Фомицкая Г.Н. Информационное обеспечение в региональной системе внешней оценки качества образования // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 2. С. 198-200.

8. Никифорова Е.В., Бердникова Л.Ф., Авинова В.А. Содержание и источники информации стратегического анализа внешней и внутренней среды организации // Вектор науки ТГУ. Серия: Экономика и управление. 2012. № 1. С. 79-81.

9. Коростелев А.А. Аналитическая деятельность : выявление противоречий на основе ТАРРОС «Landrail» // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2012. №3(10). С. 123-127.

10. Пивнева С.В., Сытник С.С. Имитационное моделирование принятия управленческих решений в системе обучения // Вектор науки ТГУ. 2010. № 4. С. 23-24.

11. Пудовкина Н.Г. Влияние аналитической деятельности на принятие управленческих решений в сложных динамических системах // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 2. С. 249-252.

12. Пурмахмуд Г.А.А. Роль стратегических решений и планирования в образовании в условиях глобализации // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 2. С. 233-235.

13. Бабошина Э.С. Реализация внутреннего контроля системы управления государственными образовательными учреждениями // Вектор науки ТГУ. Серия: Экономика и управление. 2012. № 1. С. 7-12.

14. Рустамов А.С.О. Социальный контроль как средство воздействия на массовое сознание в системе управления // Вектор науки ТГУ. Серия: Экономика и управление. 2011. № 2. С. 28-30.

15. Рубаева В.П. Анализ проблемы формирования нравственно-ценностных приоритетов студентов в пси-холого-педагогической теории и практике // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 248-251.

PROBLEMS OF MANAGEMENT OF EDUCATION OF AZERBAIJAN

© 2013

S.N. Aliyeva, PhD in sociology

Baku State University, Baku (Azerbaijan)

Keywords: education, education, organizational and management model of education reform, funding.

Annotation: The changes taking place in our country, including in the education system, forcing a new look at the problem of the sociology of education. One of the main problems is the development of a new theoretical conceptual organization and management model. This article is devoted to the study of some of the current issues of the process of management and financing of the education system of Azerbaijan.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 303:01

СЕМИОТИКА КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИНФОГРАФИКИ

© 2013

М.В. Байганова, старший преподаватель кафедры «Информационно-коммуникационные

технологии в образовании»

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)

Аннотация: В статье рассмотрена специфика и значимость знаково-символической деятельности в процессе визуализации данных в контексте введения новых образовательных стандартов, формы реализации семиотического подхода в процессе подготовки продукта инфографики.

Ключевые слова: инфографика, семиотика, семиотический подход; знаково-символическая деятельность; мета-предметные результаты образовательной деятельности.

В настоящее время и специалистами, и обывателями все чаще стал использоваться термин «инфографика».

И, несмотря на то, что появился он не так давно и мало структурирован, об инфографике уже написаны книги, ведутся блоги и активные дискуссии. Эта популярность имеет вполне логичное объяснение. Человек уже не справляется с тем объемом информации, который ему предлагается, поэтому появляются новые инструменты и средства по ее обработке, передаче, хранению, а главное - представлению. Современное общество перенасыщено информацией и это рождает потребность в максимально лаконичном и эргономичном изложении большого массива данных. Таким образом, объективно назрела необходимость выбора знаковых средств для оптимизации представления информации с позиции ее восприятия субъектом.

Что же такое инфографика? Чаще всего, в современной литературе под этим термином понимается визуальное представление информации, данных и знаний.

Несмотря на то, что инфографика может применяться практически в любой области, на сегодняшний день принято выделять некоторые ее категории [1]:

- «числа в картинках» - наиболее распространенная категория, которая позволяет сделать числовые данные более удобными для восприятия;

- «расширенный список» - статистические данные, ленты времени или набор фактов, который может быть визуализирован;

- «процесс и перспектива» - служит для визуализации сложного процесса или предоставления некоторой перспективы, причем может не содержать числовых данных.

В определенном аспекте мы можем утверждать, что существует связь между интерпретацией и реновирова-нием принципа наглядности Я.А. Коменского современными средствами визуализации информации, основанными, прежде всего, на социальных сервисах Web 2.0.

Актуальность этого процесса значительно повышается в условиях появления новых подходов к организации процесса обучения (в связи с внедрением стандартов нового поколения), когда остро встает проблема повышения качества реализуемой педагогом деятельности посредством инструментальных средств ИКТ, в частности визуализации учебной информации.

Действительно, современный мир очень сложен, динамичен и насыщен разнообразными событиями. И учитель, демонстрируя учащимся объекты и явления этого многогранного мира, должен выбирать доступные и понятные им выразительные средства, семиотическая насыщенность которых способствует зрительному вос-

приятию информации, системному подходу к анализу объектов, процессов и явлений. Но как же сделать этот процесс максимально эффективным?

На сегодняшний день мы имеем в распоряжении целый арсенал инструментов, позволяющих визуализировать информацию, данные и знания. Однако это не избавляет нас от целого ряда проблем, связанных с эффективным восприятием и пониманием учащимися получаемой на уроке информации. Все эти проблемы, как правило, являются следствием низкого уровня сформи-рованности профессиональной компетенции педагогов в области визуализации информации.

Даже если педагог владеет определенным набором инструментов визуализации информации, то зачастую он не способен эффективно использовать его, не может выбрать оптимальные и адекватные содержанию данных средства и знаково-символические структуры. В настоящее время данная проблема обостряется еще в связи с тем, что сегодня в Федеральных государственных образовательных стандартах основного общего образования в качестве одного из основных метапредметных результатов, относящихся к группе познавательных универсальных учебных действий, зафиксировано «умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач» [2]. Действительно, сегодня учащийся - это субъект, воспринимающий информацию, а завтра - субъект, передающий информацию.

Таким образом, эффективное представление информации - это с одной стороны - творческая, а с другой - весьма серьезная и ответственная работа, которая предполагает органичное сочетание текста, чисел и изображений, то есть знаков различной природы. Семиотический характер такого вида деятельности становится более очевидным с учетом того факта, что все процессы, связанные с передачей, хранением и переработкой информации априори являются семиотическими, т.е. протекают с использованием знаковых систем.

Все вышеперечисленное, в свою очередь, обусловливает необходимость изучения элементов семиотики, а также формирования и повышения уровня владения методами семиотических исследований, которые являются базой для изучения знаков и конструкций, знаковых систем и способов организации информации. Совокупность частных методов, таких как: структурно-семиотический, функционально-семиотический, -составляют более широкое понятие - «семиотический подход». В рамках семиотического подхода в изучаемом или исследуемом объекте принято выделять те аспекты, которые так или иначе связаны со знаками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.