Научная статья на тему 'Негосударственные вузы Азербайджана на новом этапе развития'

Негосударственные вузы Азербайджана на новом этапе развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
388
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЗЕРБАЙДЖАН / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВУЗЫ / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / AZERBAIJAN / PRIVATE HIGH SCHOOLS / SYSTEM OF HIGHER EDUCATION / QUALITY OF EDUCATION / CADRES ENSURING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдуллаев Эльшад Ислам Оглы

В Азербайджане сформировалась и быстро развивается негосударственная система высшего образования. Статья посвящена истории ее становления, а также перспективам в контексте наиболее вероятного пути развития азербайджанского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Private High Schools of Azerbaijan at the New Stage of Development

Private high schools system has been formed and developed in Azerbaijan. The article is devoted to the history of its formation as well as the perspectives in the context of the most probable way of Azerbaijan society development.

Текст научной работы на тему «Негосударственные вузы Азербайджана на новом этапе развития»

ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВУЗЫ АЗЕРБАЙДЖАНА НА НОВОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ

Э.И. Абдуллаев

Азербайджанский международный университет ул. Внешне Кольцевая, 179, Баку, Азербайджан, AZ1116

В Азербайджане сформировалась и быстро развивается негосударственная система высшего образования. Статья посвящена истории ее становления, а также перспективам в контексте наиболее вероятного пути развития азербайджанского общества.

Ключевые слова: Азербайджан, негосударственные вузы, система высшего образования, качество образования, кадровое обеспечение.

Несмотря на минувшие с момента образования СНГ 15 лет, система высшего образования во всех новых независимых государствах находится в стадии становления, и в разных странах Содружества реформы в образовательной системе проходят с разной степенью успеха. Однако вполне резонно, что при анализе системы образования независимой Азербайджанской Республики мы отталкиваемся от ее «советских» первоисточников.

В «дореформенный» период в нашей стране была весьма добротная высшая школа, нередко служившая своего рода ориентиром для реформирования высшей школы в других, в том числе и в развитых странах. Согласно многочисленным оценкам зарубежных экспертов, советская система образования была тщательно и продуманно приспособлена к нуждам экономики и воспроизводства общественного целого. Вместе с тем, будучи выстроенной согласно одной формации и настроенной на закономерности ее развития, она не могла дать временный сбой при резком реформировании азербайджанского общества по причине ее недостаточной приспособленности к высокой динамике перемен, прежде всего на рынке высококвалифицированного труда.

Фактически одномоментно возникло острое и масштабное противоречие между структурой и содержанием части профессий, предлагаемых государственной системой образования, и потребностью рыночной экономики как в качественно новых профессиях для новых управленческих и хозяйственных структур, так и в наполнении ряда традиционных профессий. В этих условиях тотчас дала о себе

знать инертность прежней системы высшего образования. К тому же государственной высшей школе, особенно в начале реформ трудно было быстро реагировать на внешний вызов из-за резкого ухудшения ее финансирования и непоследовательной образовательной политики государства. Это вовсе не означает, что она никак не прореагировала на потребность в подготовке новых кадров. Но масштаб и скорость этой реакции оказались явно недостаточными для оперативного развития именно этого участка деятельности в структуре государственного высшего образования. В сложившейся ситуации за кратчайший срок сформировалась и начала быстро развиваться негосударственная система высшего образования. Исходно и по своей природе обладая высокой степенью свободы, ориентируясь на привязанные к конкретному месту и времени объективные и субъективные потребности в подготовке соответствующих специалистов, не будучи обремененной издержками вертикали управления и стереотипами образовательной деятельности, эта система нашла свою нишу в общем потоке общественных образовательных услуг. Разумеется, что фундаментальными условиями этого процесса явились исторически открывшаяся возможность распространения рыночных отношений на сферу образования, а также субъективная составляющая — готовность новаторов и специалистов в области образования предоставить свои услуги в организации новых вузов. Тем более налицо была явно выраженная потребность в таких услугах. Немаловажную роль играло то, что подготовка кадров требуемого профиля не требовала таких больших затрат на материально-техническую и исследовательскую базу обучения, как, к примеру, подготовка ученых, инженеров и т.д. Негосударственный сектор высшего образования в независимом Азербайджане — правопреемнике Азербайджанской Демократической Республики (1918—1920 гг.) прошел несколько периодов развития, обусловленных целями, задачами, содержанием деятельности, отчасти особенностями правового регулирования (скорее сказать — его отсутствия) и правоприменительной практики.

Первый период — время создания негосударственных вузов, их легализации, подготовки и апробации правового поля, формирование отношения к ним в обществе и государстве — начался в 1992 г., правовым механизмом для которого послужило принятие 16 декабря 1992 года нового закона «Об образовании», в котором было указано, что «в Азербайджанской Республике действуют государственные и негосударственные, бесплатные и платные учебные заведения» (забегая вперед, скажем, что парламент страны Милли Меджлис более семи раз вносил изменения и поправки в этот закон, который действует и по сей день). Это период становления заканчивается в 1997—1998 гг., когда первые негосударственные вузы стали проходить процедуру получения лицензии, то есть, и фактически, и юридически признаваться государством. С целью определения нормативов деятельности негосударственных высших учебных заведений и их аккредитации при Министерстве образования (01.02.1993 г.) и при Кабинете Министров (24.04.1993 г.) была создана специальная структура — Государственная высшая экспертная комиссия. Именно в это время создавались интеграционные структуры негосударственных вузов такие, как Совет ректоров негосударственных вузов, ставшие с момента

создания влиятельным общественным объединением в сфере образования. Выпускникам негосударственных вузов дали возможность занять свое место на формирующемся рынке труда. Хотя и в дальнейшем появились единицы негосударственных вузов и их филиалов, все же они развивались на уже созданной базе лицензирования, государственной регистрации.

Первый период может быть назван черно-голубым, т.е., с одной стороны, носящим романтические черты, так как воплощались идеальные представления многих учредителей негосударственных вузов о свободе выбора целей, содержания, методов обучения и воспитания. Учредители и руководители новых вузов пытались создавать оригинальные методы обучения, автономизации образования, вводили учебные дисциплины, которые не преподавались в отечественных вузах. В то же время определенная часть образовательных учреждений создавалась во имя откровенно корыстных целей учредителей и руководителей, извлечения прибыли за счет взимания платы за обучение и оказания иных сопряженных, а во многих случаях и не связанных с образованием платных услуг. Такой подход определил и своеобразие задач, организации и содержания деятельности таких негосударственных вузов, основной чертой которых была оптимизация дохода по минимуму затрат, особенно на обеспечение ресурсами (кадровыми, материальными, учебно-методическими) самого образовательного процесса. Прежде всего, это выражалось в экономии на зарплате преподавателей, хотя на этом этапе становления негосударственных вузов она и была существенно выше, нежели в государственных вузах. Это давало возможность негосударственным вузам привлекать весьма квалифицированные кадры профессоров, доцентов, ученых академических институтов. На этом этапе большое распространение получили оригинальные формы — бизнес-образование, образовательные организации юридической и экономической направленности. Рынок определял направленность, специальности, учебные курсы вузов, однако часть вузовской общественности делала ставку на свободы, в том числе академические, в сфере образования, на противопоставление частных организаций неповоротливым государственным вузам.

Второй период развития негосударственного сектора высшего образования (с 1998 по 2003 гг.) — этап относительной стабилизации. Тогда укрепились позиции первых, выживших в условиях экономической нестабильности начала и середины 1990-х годов негосударственных вузов. Практически ни один из них не ушел «под крышу» государственных университетов в качестве отдельных институтов, центров, факультетов. Наоборот, в отличие от других стран СНГ все отпочковывались от действующего вуза и продолжали функционировать самостоятельно. Остановился рост числа негосударственных вузов. Было принято решение о ликвидации всех филиалов негосударственных вузов. Также предпринимались попытки призыва в армию студентов негосударственных вузов. Однако трижды Конституционный суд, рассмотрев жалобы родителей студентов этой категории, принял решение о неконституционности лишения их отсрочки от призыва в армию. Вместе с этим, ряд негосударственных вузов превратился в серьезные образовательно-научные комплексы. Часть негосударственных вузов стала составлять кон-

куренцию государственным. Руководителей негосударственных вузов приглашали для участия в обсуждении и формировании государственной образовательной политики, к ним начали прислушиваться при разработке всевозможных программ (экономических, социальных) модернизации высшего образования. Выпускники многих негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования заняли прочное место не только в частных коммерческих структурах, но и в органах государственной власти и государственных учреждениях.

Третий — новейший период становления системы негосударственной высшей школы — связан с пересмотром отношения государства, прежде всего, в лице его органов управления образованием к негосударственным образовательным учреждениям, причем явно не в форме их развития. Это отразилось в попытках ограничения приема студентов в негосударственные вузы, в создании многочисленных структур контроля за их деятельностью, в проведении многочисленных, порой совершенно ничем не обоснованных проверок, в пересмотре документов об учредительстве, в негласных высказываниях об излишне большом их количестве.

При этом как сторонники, так и противники роста числа негосударственных вузов ссылаются на мировой опыт. Следует отметить, что в разных странах вузы, обладая общими чертами в отношении к образованию, исследованиям, культуре и служению обществу, ввиду ряда исторических, экономических причин и традиций заметно отличаются в соотношении числа государственных и негосударственных вузов. Так, если в таких странах, как Германия и Великобритания, государственные вузы являются «локомотивом» всей системы образования, то в Соединенных Штатах Америки, в странах Южной Америки, Западной и Юго-Западной Азии наибольшее распространение получили негосударственные высшие учебные заведения.

В странах Европы баланс между государственными и негосударственными высшими учебными заведениями полностью на стороне государственного образования. Кроме девяти религиозных, все высшие учебные заведения в Германии принадлежат государству. Аналогичная ситуация наблюдается и в Австрии, Дании, Греции. Во Франции 6%, в Турции 23%, в Норвегии 1,5%, в Испании 6% высшего образования — частное.

Если сравнить количество высших учебных заведений в США, легко заметить ощутимый перевес частного образования. Примерно 1400 вузов из 2000 (имеются ввиду университеты) являются негосударственными (70% высших учебных заведений). Следует также отметить, что самые известные вузы страны такие, как Гарвардский, Чикагский, Колумбийский университеты, являются частными.

Особняком стоит опыт Японии. Различные модели высших школ Европы и Америки без всяких ограничений были апробированы в Стране Восходящего Солнца. В период стремительного роста частного образования, в 60-х годах прошлого века финансовые трудности и отток одаренных студентов привели к ощутимому кризису во всех действующих в стране частных вузах. В сложившейся обстановке развитие частного высшего образования было объявлено задачей государственного значения и государство взяло на себя до 50% всех расходов частных вузов.

На сегодняшний день в Азербайджанской Республике из 35 прошедших государственную регистрацию вузов 14 являются частными (40%). К этому числу следует прибавить еще несколько филиалов зарубежных вузов, действующих на территории Азербайджана. Их юридический статус до сегодняшнего дня остается непонятным. Министерство образования чуть ли не каждый день грозит их закрытием, направляет соответствующие письма в прокуратуру, а воз и ныне там. Есть большая вероятность трансформации этих филиалов в независимые частные вузы, благо такие прецеденты в стране имеются. В этом контексте просто сенсационным является обратный процесс, открытие в городе Москве филиала ведущего частного вуза страны — Азербайджанского международного университета и его последующее лицензирование.

Следует отметить, что хотя в России и других странах СНГ проблемы развития негосударственного образования нашли активное отражение в ряде диссертационных исследований (так, например, в России только в 2000—2004 гг. по этой тематике было защищено 19 диссертаций, в том числе одна докторская), в Азербайджане защищена только одна кандидатская диссертационная работа. Вместе с тем принимались специальные постановления Коллегий Министерства образования Азербайджанской Республики, посвященные деятельности частных высших учебных заведений, положению дел в этой сфере и стоящим перед этими вузами задачам, специальные нормативные документы и распоряжения. Имеются статьи, интервью ректоров о своих частных вузах и немногочисленные статьи руководителей вузов, посвященные различным проблемам частного образования. Но в этой ситуации полностью отсутствует какая-либо классификация негосударственных вузов, не говоря уже о возможной унификации последних (чего, кстати, не существует и в российской научной литературе).

Поэтому можно всего лишь осуществить группировку 14 частных вузов Азербайджана по различным признакам. В качестве таких признаков, как правило, называют тип вуза, географическое расположение вуза или регионализация образования, состав учредителей, численность студентов и преподавателей, наличие лицензии (а в скором времени уже и государственной аккредитации), характер подготовки кадров, качество образования.

Хотя после недавнего переименования Кабинетом Министров трех вузов в университеты, практически все негосударственные вузы стали называться университетами, по общепринятым меркам их большинство — это институты как по форме деятельности, так и по характеру подготовки кадров (небольшой спектр — 5—7 специальностей). Только 2—3 достаточно крупных вуза соответствуют названию «университет», среди которых выделяется Азербайджанский международный университет, который готовит кадры по 28 специальностям.

Рассматривая негосударственные вузы сквозь призму их географического расположения, отметим, что после вышеупомянутой ликвидации филиалов этих вузов в регионах практически все они (кроме одного, действующего Нахичеванской Автономной Республике) потеряли связь с образовательной деятельностью в периферии и сконцентрировались в столице. Этому, безусловно, также способствовала отсталость регионов, Карабахская война, навязанная Азербайджану Арменией,

оккупация 20% территории армянскими агрессорами и т.д. Однако после Указа Президента «О социально-экономическом развитии регионов» и последующих постановлений чувствуются положительные тенденции в этом направлении.

Еще одним признаком классификации вузов можно назвать состав учредителей. Подавляющее большинство вузов учреждено одним или несколькими физическими лицами. Однако следствием юридически безграмотного оформления документов об учредительстве на заре становления негосударственного высшего образования в Азербайджане являются нередкие судебные тяжбы между учредителями, которые отрицательно сказываются как на деятельности конкретного вуза, так и на доверии граждан к негосударственному сектору высшего образования в целом. В этой связи хочется особо отметить полное отсутствие нормативной базы, как в Уставах большинства частных вузов, так и в законодательстве, регламентирующем правовой статус учредителя, его права и обязанности. Следует иметь ввиду, что в основе законодательного выделения негосударственных вузов в отдельную организационно-правовую форму лежит признак формы собственности на имущество, принадлежащее образовательной организации или закрепляемое за ней. В соответствии с Гражданским кодексом Азербайджанской Республики организационно-правовая форма юридического лица нормативно закрепляет, прежде всего, его имущественное положение. Поэтому надо различать по сути два правовых статуса организации юридического лица, реализующего образовательные программы. Во-первых, его имущественный, гражданско-правовой статус, осуществляемый в первую очередь нормами гражданского законодательства, и, во-вторых, образовательный, публично-правовой статус, который закрепляет, отражает права и обязанности образовательной организации в связи с осуществлением образования — процесса и результата, и устанавливается законодательством об образовании. Смешение этих двух понятий и приводит к серьезным противоречиям и недоразумениям как теоретического, так и во многом практического характера.

Характеризуя негосударственные вузы с точки зрения численности студентов и преподавателей, выделим три группы: вузы с количеством обучаемых более полторы тысячи; вузы с численностью студентов от 700 до 1200 человек; вузы с численностью студентов от 200 до 400 студентов.

В первой группе находятся 3—4 университета. В этих вузах проще решаются кадровые вопросы и проблемы размещения, оснащения и информационного обеспечения. Некоторые из них первыми открыли магистратуры. Азербайджанский международный университет также имеет аспирантуру по 7 специальностям, ведется работа по созданию при университете специализированных ученых советов по защите диссертаций.

Более многочисленной и наиболее динамичной является вторая группа негосударственных вузов. Эти вузы стараются в максимально полном объеме выполнить традиционный комплект вузовских функций, иногда обогащая их инновациями, связанными с влиянием рыночной экономики на образование.

К третьей группе относятся университеты, у которых непростая судьба, так как, во-первых, при такой численности студентов очень сложно решать финансо-

вые вопросы, и, во-вторых, сам факт существования таких вузов далеко не у всех вызывает понимание.

В целом, давая обобщенное представление о численности студентов в негосударственных вузах, можно заключить, что согласно официальным статистическим данным (которые по известным причинам нередко отличаются от действительности) в негосударственных вузах обучаются до 10 процентов азербайджанских студентов, а типичный усредненный негосударственный вуз имеет около 750 студентов, из которых 70% обучаются в очной форме. Ввиду отсутствия официальной статистики и большого количества работающего по совместительству профессорско-преподавательского состава, довольно грубо можно оценить, что средняя численность профессорско-преподавательского состава в негосударственном вузе составляет 150 человек, из которых штатными являются 30. В среднем более 60 процентов педагогов, ведущих занятия в негосударственных вузах, имеют ученые степени и звания. Очень слабо практикуется привлечение к учебному процессу специалистов-практиков и иностранных профессоров, что пагубно сказывается на становлении и развитии научных направлений.

Ввиду того, что у подавляющего большинства негосударственных вузов в этом году истек срок лицензий, особую актуальность приобретает продление этих лицензий. Далеко не все вузы смогут пройти этот барьер без проблем. Вместе с этим, начиная с этого года, впервые в Азербайджане будет проведена аттестация и государственная аккредитация вузов, в том числе и негосударственных, в результате чего появится новый признак для классификации последних. Однако следует отметить, что, несмотря на молодость, у Азербайджанского международного университета уже есть опыт аккредитации. Университету Международным Аккредитационным Бюро (США) выдан сертификат международной аккредитации, он также имеет общественную аккредитацию.

Важнейшей характеристикой деятельности негосударственных вузов является характер подготовки кадров, выражающийся в количестве профилей, направлений и спектре специальностей выпускаемых высоко-квалифицированных кадров. Только три негосударственных вуза готовят специалистов более чем по трем профилям. В основном эти учебные заведения проводят набор на специальности в области права и экономики. Однако, наряду с ними, ведется подготовка по таким направлениям, как информатика, лингвистика, филология, социальная работа и социально-культурный сервис, туризм, психология, экология, философия, теология, социология, педагогика, культурология, история и др. Вместе с тем, можно согласиться с мыслью о том, что среди негосударственных вузов почти нет тех, кто готовил бы инженеров (наверное, только Азербайджанский международный университет). Только государство может обеспечить полноценное обучение инженеров. Необходимо отметить, что возросло число вузов, реализующих более семи направлений специальностей подготовки, в настоящее время оно составляет четвертую часть всех негосударственных вузов.

Качество образования, обусловленное прочной материальной базой, сильным преподавательским составом является важнейшим показателем результатов деятельности негосударственных вузов. По этому критерию их можно подразделить

на три группы. В первую включены те, которые дают образование не хуже «головных» вузов, а подчас и лучше. Они имеют прочную материальную базу, сильный преподавательский состав и, обычно, «кровные связи» с какой-либо традиционно сильной высшей школой. В эту группу, по мнению автора, входят 2—3 негосударственных вуза. Ко второй группе относятся 7—8 негосударственных вузов, которым не досталось «богатого наследства», но у которых есть все шансы со временем перейти в первую группу. К третьей группе относятся вузы, главная цель которых — «делать деньги». Для этих частных вузов свойственна назойливая реклама и безудержная раздача обещаний научить всех всему и в сжатые сроки. Такая рекламная кампания коммерческого образования характерна для молодого «безнадзорного» рынка образовательных услуг.

На сегодняшнем этапе развития негосударственные вузы стали неотъемлемым структурным элементом системы высшего образования в информационном и социокультурном пространстве Азербайджанской Республики. Констатируя этот факт, в новых условиях необходимо четко сформулировать стратегические цели и задачи негосударственного высшего образования, в чем оно отличается от государственного, какова его экономическая и социальная роль, в каком направлении оно должно развиваться. Период стихийного возникновения и столь же стремительного исчезновения некоторых негосударственных вузов если уже не завершился, то близок к этому. Можно с уверенностью говорить, что негосударственный сектор высшего профессионального образования в едином образовательном пространстве Российской Федерации сложился и состоялся, негосударственная высшая школа активно развивается. Этот факт, так или иначе, подтверждается во всех статистических отчетах Минобразования. Основной вопрос в том, что развиваться негосударственный сектор должен в правильном направлении. Вместе с тем, анализ содержания многочисленных публикаций в СМИ, посвященных негосударственному высшему образованию, показывает, что они посвящены в большей степени констатации проблем, чем предложениям по их преодолению. Можно выделить следующие основные группы упоминаемых проблем, препятствующих полноценному развитию негосударственных частных вузов на современном этапе.

Проблема качества подготовки специалистов: имела наивысшую актуальность в самом начале становления системы негосударственного высшего образования, но, однако, до сих пор ее сохраняет, хотя уже в гораздо меньшей степени. Одной из составляющих этой проблемы является отсутствие у негосударственных образовательных учреждений собственных учебно-лабораторных площадей, библиотек, материально-технического оснащения, объектов соцкультбыта. Хотя практически все негосударственные вузы имеют приватизированные учебные корпуса, а некоторые доканчивают строительство новых, проблемы соответствия мировым стандартам еще остаются. Пожалуй, единственным негосударственным вузом, имеющим «кампусовскую» структуру на американский лад, является Азербайджанский международный университет, расположенный на 10 гектарах земли и обладающий семью учебными корпусами. Университет имеет оснащенную библиотеку, огромный спорткомплекс с футбольным и тренировочными стадионами

соответствующими международным стандартам, несколько кафетериев, собственную больницу со скорой помощью, современные лаборатории и программное обеспечение для автоматизации всех стадий учебного процесса.

Кадровое обеспечение учебного процесса. Эта проблема тесно связана с предыдущей. Большинство преподавателей негосударственных вузов трудятся на условиях почасовой оплаты труда или совместительства. Есть случаи, когда к преподаванию привлекаются лица, базовое образование которых не соответствует преподаваемым дисциплинам. Важной проблемой для профессорско-преподавательского состава негосударственных вузов является его устойчивость. В негосударственных вузах преподаватели работают на контрактной основе — для чтения того или иного курса, на определенный срок. С одной стороны, это отражается на стабильности преподавательского коллектива и влечет за собой определенные трудности. Работа преподавателей, работающих на полставки, не всегда полноценна, поскольку они не могут полностью посвятить себя одному вузу, одним и тем же студентам, поскольку вынуждены работать не только в двух, но чаще в трех-четырех местах. В перспективе такое положение представляется очень тревожным, поскольку совместительство дестабилизирует преподавательский коллектив и влияет на качество получаемого студентами образования.

Отсутствие полноценной законодательной базы. Во-первых, более двух лет новый «Закон об образовании» находится на рассмотрении парламента страны. Вместе с тем старый закон не соответствует сложившейся ситуации и в нем не предусмотрена даже процедура аккредитации вузов. Во-вторых, законодательно не установлена возможность создания негосударственных вузов в ином, кроме образовательного учреждения, организационно-правовом виде. Буквальное толкование ныне действующего законодательства допускает создание любого вуза лишь в форме образовательного учреждения. Нет никаких организационных, образовательных препятствий для того, чтобы негосударственный вуз мог иметь одну из форм некоммерческой организации. В свою очередь такое установление позволит существенно расширить самостоятельность негосударственных вузов. В-третьих, законодательство не регулирует вопросы управления в негосударственных образовательных организациях, в том числе в вузах, даже не относит их к компетенции самого учредителя. Действительно, негосударственный вуз как частное юридическое лицо, в соответствии с гражданским законодательством должен самостоятельно определять свои органы управления. Однако необходимо иметь в виду, что образовательная организация (учреждение) представляет собой особый вид организации, основная задача которой — выступление не в имущественных, экономических отношениях, а в образовательных, публично-правовых. Организация вуза традиционно предусматривает наличие совместно во взаимосвязи коллегиального (ученый совет) и единоличного (ректор) органов управления. При этом принципы, традиции академической свободы, вузовской демократии предусматривают отнесение ряда вопросов к компетенции исключительно ученого совета. Чего греха таить, на сегодняшний день ученые советы во многих негосударственных вузах либо вообще не созданы, либо не играют значительной роли. Умаление

роли вузовской общественности в жизнедеятельности такого социального организма, как вуз, также не способствует поднятию авторитета частных вузов. В-четвертых, существуют серьезные пробелы в вопросах правового регулирования и практики лицензирования, аттестации и государственной аккредитации. Следует признать, что, несмотря на проблемы, противоречия, недостатки, как в нормативном закреплении данных процедур, так и в реализации соответствующих контрольно-оценочных процедур на практике, названные средства стали важным средством управления всей системой российского образования, а также своеобразным правовым щитом, охраняющим и защищающим права субъектов образовательной деятельности.

Проблема качественного состава руководителей негосударственных вузов — отсутствие достаточного опыта организации и управления вузами, хотя в основной своей массе это бывшие работники высшей школы и науки, доктора наук, профессора, тем не менее, они, как правило, не владеют законодательством, учебно-методической и нормативной базой высшей школы. Среди руководителей таких учебных заведений нередко встречаются люди, далекие от педагогики.

Отсутствие миссий и низкий уровень их практической реализации. Можно процитировать известного автора, что «Сегодня высшие учебные заведения призваны не просто найти гуманистическое и новаторское решение жгучих проблем современности, но и подготовить молодежь к жизни и труду в изменившихся условиях, способствовать пониманию новых реалий общественностью, политическими и предпринимательскими кругами». Это можно считать главной задачей любого вуза в России, но каждый негосударственный вуз, если он хочет найти свое место в системе образования, должен иметь свою четко сформулированную, внутренне непротиворечивую, корректную, основанную на реальной базе, миссию, имеющую определенную эластичность относительно реального достижения стратегических образовательных целей. Это, в конечном счете, определяет уровень образовательного менеджмента вуза и его авторитет. Мы иногда с большим удивлением обнаруживаем, что только что возникший вуз, еще не имеющий большого опыта вдруг резко увеличивает наборы студентов. В то же время вуз, имеющий высокие рейтинги (не всегда правда понятны методики их расчета, а в случае рейтинга, проводимого Государственной Комиссией по приему студентов Азербайджанской Республики, ошибочны, не соответствуют национальным интересам, так как стимулируют приостановление подготовки кадров по непрестижным, однако важным для народного хозяйства специальностям), еле укомплектовывает группу студентов из 10—12 чел. Причем это может быть даже при совершенно одинаковой ценовой политике обеих вузов. В чем причина? Ответ, скорее, лежит в разнице уровней образовательного менеджмента. Одна из главных причин низкой эффективности управления образовательным процессом состоит в отсутствие четко сформулированной миссии вуза.

В рамках грантовой программы, спонсируемой Госдепом США, совместно с Университетом Миннесоты по усовершенствованию стратегического планиро-

вания, информационно-менеджментовой системы и управления университетом впервые в Азербайджане Ученым советом Азербайджанского международного университета были утверждены и обнародованы миссии университета, в рамках которых были выделены основные цели и приоритеты вуза, а также определены количественные характеристики для этих целей и приоритетов, и была спроектирована и сдана в эксплуатацию соответствующая информационно-менеджментовая система.

Вопросы формирования студенческого контингента негосударственных вузов. В Азербайджане прием в высшие учебные заведения (как государственные, так и негосударственные) с 1994/95-го учебного года осуществляется в централизованном порядке Государственной Комиссией по приему студентов (ГКПС). Если осуществление приема в государственные вузы ГКПС в некотором смысле приемлемо, то проведение приема в негосударственные вузы в такой форме не может считаться положительным фактом. Этот вопрос до прошлого учебного года находил свой логический ответ в 21-ой статье «Закона об образовании», согласно которой прием в негосударственные вузы осуществлялся на основе их Уставов. Однако с прошлого года парламент страны приостановил действие этой статьи. Нынешняя ситуация с приемом в негосударственные вузы полностью противоречит духу и принципам негосударственного высшего образования и является катастрофической.

Проблемы финансирования и налогообложения. В развитии негосударственного сектора высшего образования важную роль играет финансовая устойчивость вуза, гарантирующая возможность получения качественного образования. Действующим законодательством не предусмотрен минимальный объем финансовых или имущественных средств, вносимых учредителем (учредителями) при создании или реорганизации негосударственного образовательного учреждения. В подавляющем большинстве негосударственные вузы работают только за счет платы, вносимой студентами за обучение. Приблизительно 56% этой суммы уходит из бюджета негосударственных вузов в виде всевозможных налоговых отчислений. И это притом, что, согласно действующему законодательству, государство должно оказывать материальную поддержку негосударственным вузам в размере до 25% их бюджета. Такое положение дел имеет место в США, так как развитие как государственного, так и негосударственного высшего образования считается вопросом государственной важности.

Ряд негосударственных вузов, привлекая абитуриентов заниженной оплатой за обучение, не имеет финансовых возможностей для качественного соблюдения государственного образовательного стандарта, социальной защиты обучающихся, а также создания и развития собственной материально-технической и учебно-лабораторной базы. Вместе с тем, сравнительный анализ, проведенный на основе конкретных фактов и нормативно-правовых документов, связанных с различными сферами деятельности негосударственных и государственных высших учебных заведений, свидетельствует, что государственные вузы находятся в более выгодном социально-правовом, нравственно-психологическом положении. Тогда, как

государственные вузы обладают крепкой социальной и правовой базой (опираются на государство), негосударственные не имеют такового. Устранение этого дисбаланса является одной из самых главных задач негосударственных вузов.

Проблема взаимодействия образования и рынка. В теоретическом и методологическом плане недостаточно разработанными остаются проблемы воздействия рынка на функционирование высшей школы, основные направления государственного регулирования этого процесса, вопросы платности высшего образования и адаптации различных сторон деятельности высшей школы к условиям рынка. Малоисследованной является также проблема места и социокультурной роли негосударственного высшего образования, междисциплинарного и вместе с тем целостного подхода к ее решению, использования новейших педагогических технологий в сфере высшего образования.

Двойственность политики государства по отношению к студентам негосударственных вузов, которая негативно отражается как на эффективности функционирования всей системы высшего образования, так и на народном хозяйстве в целом. Лица, получающие высшее образование в негосударственной подсистеме, вынуждены нести дополнительные прямые и косвенные издержки. При этом далеко не всегда «бедный» студент учится за общественный счет, а «богатый» вынужден платить из своего кармана. Статус студента негосударственного высшего учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию, в отношении академических прав и академических свобод приравнивается к статусу студента государственного высшего учебного заведения, за исключением права на получение государственной стипендии.

Вместе с тем следует практически обеспечить равные права выпускникам государственных и негосударственных высших учебных заведений, при их поступлении на работу в государственные органы.

В заключение хотим отметить, что надо отчетливо осознавать, что органичное включение негосударственных вузов в рыночные отношения ставит вопрос их сохранения и развития в прямую зависимость от реального поведения этих вузов в условиях объективно разворачивающейся конкуренции на рынке образовательных услуг. Выработка оптимальной стратегии и тактики такого поведения как всей структуры негосударственных вузов, так и каждого из них в отдельности, требует просчета (в пределах возможных допущений) перспектив их развития в обществе, определения вектора и наиболее приоритетных направлений деятельности. Работа в режиме простой реакции на смену обстановки возможна, но, по меньшей мере, малоэффективна. Логично сделать вывод, что структура этого выживания должна быть, пусть и в общих чертах, осмыслена уже сейчас. Важно сформулировать как общие, так и конкретные представления об этой структуре, применить данные представления в практической деятельности.

Несомненно, что внешние условия существования негосударственных вузов будут динамично изменяться. В этом аспекте точный просчет указанных перспектив, приближающийся к прогнозу, чрезвычайно труден, а, скорее всего, и невозможен вследствие глубоко вероятностного характера общественного развития со-

временного Азербайджана. Однако составить самое общее представление все же возможно. Для этого важно обратить внимание на наиболее вероятный путь развития общества и соответственно всей системы высшего образования, призванной удовлетворять потребности этого развития.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Вениаминов В.Н. «Негосударственные» вузы позавчера и сегодня // Известия Международной академии наук высшей школы. — М., 2001. — № 4 (18). — С. 52—67.

[2] Ермольева Э.Г. Развитие высшего образования в Латинской Америке // Педагогика. — 1999. — № 3. — С. 109—117.

[3] Исаев И.А. Проблемы частного высшего образования в Азербайджане // Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. — Баку, 2003.

[4] Кликунов Н., Окорокова Г. О дискриминации негосударственных вузов // Новые знания. — 2002. — № 1. — С. 43—46.

[5] Кружалин В. Негосударственные вузы: два пути // Университет и школа. — 2001. — № 1—2. — С. 17—18.

[6] Романкова Л.И. Стоимость образования и плата за обучение: проблемы теории и практики // Экономика образования. — М., 2003. — № 5. — С. 12—26.

PRIVATE HIGH SCHOOLS OF AZERBAIJAN AT THE NEW STAGE OF DEVELOPMENT

E.I. Abdullaev

The Azerbaijan International University Outwardly Ring str., 179, Baku, Azerbaijan, AZ1116

Private high schools system has been formed and developed in Azerbaijan. The article is devoted to the history of its formation as well as the perspectives in the context of the most probable way of Azerbaijan society development.

Key words: Azerbaijan, private high schools, system of higher education, quality of education, cadres ensuring.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.