Научная статья на тему 'Проблемы управления развитием социальной инфраструктуры муниципального образования'

Проблемы управления развитием социальной инфраструктуры муниципального образования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1974
297
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / SOCIAL POLICY / LOCAL GOVERNMENT / SOCIAL SPHERE / THE PROGRAM OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шаралдаев Баянжаргал Бальжинимаевич

Статья посвящена муниципальной социальной политике. Рассмотрены вопросы управления социальной инфраструктурой муниципального образования, выявлены проблемы оценки эффективности работы органов местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шаралдаев Баянжаргал Бальжинимаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF MANAGEMENT OF DEVELOPMENT BY A SOCIAL INFRASTRUCTURE OF MUNICIPAL UNION

Given article is devoted municipal social policy. Questions of management are considered by a social infrastructure of municipal union and problems of an estimation of overall performance of local governments are revealed

Текст научной работы на тему «Проблемы управления развитием социальной инфраструктуры муниципального образования»

2011/6

УДК 352.075

Б.Б. Шаралдаев

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена муниципальной социальной политике. Рассмотрены вопросы управления социальной инфраструктурой муниципального образования, выявлены проблемы оценки эффективности работы органов местного самоуправления.

Ключевые слова: социальная политика, местное самоуправление, социальная сфера, программа социально-экономического развития.

В.В. 8ЬагаЫаеу

PROBLEMS OF MANAGEMENT OF DEVELOPMENT BY A SOCIAL INFRASTRUCTURE OF MUNICIPAL UNION

Given article is devoted municipal social policy. Questions of management are considered by a social infrastructure of municipal union and problems of an estimation of overall performance of local governments are revealed. Keywords: social policy, local government, social sphere, the program of social and economic development.

Социальная сфера воспроизводит и развивает главное богатство муниципального образования - его человеческий потенциал, человеческий капитал. Содержание и развитие социальной инфраструктуры муниципального образования поглощает значительную долю средств местных бюджетов. В отраслях социальной сферы работает основная часть так называемых бюджетников, т.е. работников, получающих заработную плату из бюджетных средств. Поэтому одной из главных задач органов местного управления является формирование и реализация муниципальной социальной политики.

Муниципальная социальная политика - это система целей, задач и механизмов их реализации, направленных на обеспечение населения социальными услугами, на содержание и развитие социальной сферы муниципального образования.

Социальная политика местного самоуправления должна осуществляться в векторе направления государственной социальной политики и в тесном взаимодействии с органами государственной власти и в первую очередь с органами региональной власти. Реализуя социальную политику муниципального образования, местное самоуправление осуществляет собственные полномочия и так же переданные на муниципальный уровень государственные и региональные полномочия в социальной сфере.

В современных условиях социальная сфера и социальная политика местного самоуправления рассматриваются, как в целом, так и в более узком смысле слова. В глобальном понимании к социальной сфере относят все, что обеспечивает

жизнедеятельность человека. В целостном понимании вся муниципальная политика является социальной. В более узком смысле слова под социальной сферой местного самоуправления понимается сфера воспроизводства самого человека, его физических и духовных параметров.

Жизнедеятельность населения муниципального образования обеспечивается созданием и развитием социальной инфраструктуры - совокупности организации и учреждений, деятельность которых направлена на удовлетворение потребностей человека в образовании, медицинском обслуживании, организацию досуга, занятия физической культурой и спортом. В то же время, говоря о социальной политике, понимаем, что это и осуществление многих других услуг, например, жилищных, коммунальных, ритуальных, социальную поддержку и защиту населения. Традиционно не только в России, но и в других странах основное социальное назначение местного самоуправления, прежде всего, связывают с такими отраслями, как образование, культура и здравоохранение.

Государство среди своих приоритетов видит социальную защиту населения: разработку и осуществление государственной программы преодоления бедности; создание эффективной системы защиты населения от социальных рисков; осуществление социальной защиты малообеспеченных семей, а также инвалидов, пожилых и других слабо защищенных категорий населения. Социальное государство предполагает разграничение социальной ответственности между органами власти трех уровней - федеральными, региональными и муниципальными. Ка-

ждый из них несет ответственность за реализацию разрабатываемых ими социальных программ, обеспечивая эффективное функционирование отраслей социальной инфраструктуры. Как органы государственной, так и муниципальной власти, контролируют соблюдение социальных стандартов, расходование бюджетных средств, предназначенных на социальные нужды, а также выполняют другие функции социального характера, предусмотренные законодательством, соглашениями и договорами социальных партнеров.

Распределение социальной ответственности между различными уровнями государственной власти и органами местного самоуправления осуществляется в соответствии с российским законодательством. Критериями соответствия их деятельности статусу социального государства являются:

• соблюдение прав и свобод человека;

• проведение активной и сильной социальной политики;

• обеспечение стандартов достойной жизни для большинства граждан;

• адресная поддержка наиболее уязвимых слоев и групп населения, сокращение и ликвидация бедности;

• гарантии создания благоприятных условий для реального участия граждан в выработке и экспертизе социальной политики;

• развитие системы социального партнерства;

• укрепление семьи, духовно-нравственное развитие общества, бережное отношение к наследию прошлого и преемственность поколений, сохранение самобытности национальных и исторических традиций и др.

Конституция РФ в ст. 7 определила лишь векторные направления формирования социального государства, которые должны воплощаться в проводимой социальной политике. Более подробно вопросы формирования и развития социальной инфраструктуры регулируются в федеральных и региональных законах, которые закрепляют широкий круг полномочий и исполнений за органами местного самоуправления. Особая роль муниципальных органов как субъектов социальной политики обусловлена также тем, что они в состоянии более полно учитывать особенности социально-экономического и культурного развития местного сообщества, гибко реагируя на местные потребности.

Оптимальный уровень решения большинства социальных проблем на уровне местного самоуправления обеспечивают относительно небольшие территориальные характеристики му-

ниципальных образований и по большей части непосредственный характер взаимодействия их жителей. Кроме того, на этом уровне более заметны диспропорции в расходах и доходах, ощутима реакция людей на социальные последствия такой диспропорции, а также реальные возможности мобилизации местного населения и ресурсов на решение социальных проблем.

Природа органов местного самоуправления проявляется также в таком преимуществе как подотчетность населению. Благодаря этому достигается большая гласность в принятии и осуществлении решений, а также предсказуемость результатов социальной политики. Следует также учитывать, что на этом уровне можно обеспечить в большей степени готовность жителей морально и материально поддержать предлагаемые местной властью мероприятия и оказать содействие их проведению. Не секрет, что сильная социальная политика требует перераспределения ресурсов и это неоднозначно воспринимается людьми. Но именно на этом уровне создаются более благоприятные предпосылки для того, чтобы понять и принять необходимость помощи. При осуществлении полномочий в социальной сфере - деятельности в сферах образования и здравоохранения, культуры, важное значение имеет их регламентация и стандартизация. По мнению специалистов, регламенты и стандарты социальных услуг должны разрабатываться исходя из таких принципов как:

• недопустимость создания препятствий для получения муниципальных услуг, в том числе лицами, имеющими специальные потребности;

• закрепление в стандарте измеряемых требований к качеству и доступности муниципальной услуги.

• соблюдение достоинства, недопущение унижения и оскорбления при оказании муниципальной услуги;

• своевременное, полное и достоверное информирование о муниципальной услуге и порядке ее оказания;

• предоставление предусмотренных нормативными правовыми актами льгот и преимуществ при оказании муниципальной услуги;

• учет потребностей и предпочтений получателей муниципальной услуги;

• защита материальных интересов получателя муниципальной услуги, в том числе путем обеспечения соразмерности сопутствующих оказанию услуги расходов;

• возможность обжалования действий (бездействия) и решений, принятых при оказании муниципальной услуги.

2011/6

Регламенты и стандарты социальных муниципальных услуг должны быть исчерпывающими, не допускающими разных толкований.

В нашей стране на местное самоуправление возлагается множество обязанностей: обеспечение функционирования учреждений образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, причем эти затраты почти не компенсируются населением. Очевидно, что для реализации всех своих задач и функций местные власти должны иметь в распоряжении достаточный объем финансовых ресурсов, поэтому в России, как и во всех развитых странах, в ведении органов местного самоуправления находятся местные бюджеты.

Однако, помимо общих проблем бюджетной сферы, для местных бюджетов характерны и специфические трудности. В основном для всех местных бюджетов в настоящее время характерен глубокий дисбаланс между расходами, обязательными к финансированию, и имеющимися доходными источниками. Федеральные органы власти для сокращения дефицита федерального бюджета стараются увеличить налоговые изъятия, поступающие на верхний уровень бюджетной системы, за счет уменьшения поступлений на нижний уровень. При этом в течение 90-х гг. в компетенцию местных властей передавались различные обязанности, требующие увеличения расходов из местных бюджетов. Самым ярким примером может служить передача в муниципальную собственность предприятиями объектов социально-культурной сферы и жилого фонда, что резко увеличило соответствующие расходы муниципалитетов. Очень важной проблемой является то, что большинство расходов местных бюджетов являются социально важными и трудно поддаются сокращению, так как обеспечивают реализацию конституционных прав граждан (например, права на образование).

Таким образом, уже не первый год существует настоятельная необходимость упорядочивания местных бюджетов, устранения несоответствия расходов по осуществлению многочисленных функций местного самоуправления и доходов, которые зачисляются в местные бюджеты.

В настоящее время в социальную сферу направляется несколько финансовых потоков: бюджетные, внебюджетные и внешние источники финансирования.

Бюджетные источники - федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты, ресурсы межбюджетного перераспределения.

Одним из важнейших инструментов осуществления социальной политики является не

только четкая реализация бюджетного законодательства, но и принятие ежегодных законов о бюджетах, направленных на поддержание и развитие отраслей социальной сферы экономики в целом.

В последнее время можно отметить, что резко сокращается финансирование федеральных целевых программ, направленных на решение социальных проблем.

Внебюджетные источники финансирования социальной сферы - государственные социально-страховые фонды, внебюджетные фонды субъектов РФ, негосударственные социальные фонды, кредитные ресурсы, привлечение средств фирм и домашних хозяйств (территориальные займы), использование потенциала некоммерческих неправительственных организаций.

Важнейшим фактором вывода социальной сферы из сложившегося кризиса является активизация государственного инвестирования его развития.

В рыночной экономике роль государства как непосредственного инвестора должна сохраняться для базовых жизнеобеспечивающих производств и социальной сферы, непривлекательных для частного капитала, а также отраслей, имеющих важное государственное значение. Так, в настоящее время особой поддержкой государства пользуются отрасли нематериального производства, способствующие повышению наукоемкости и конкурентоспособности товаров.

В российской экономике необходимость активизации инвестиционной роли государства усиливается в связи с тем, что частный капитал в силу объективных экономических обстоятельств не направляется в социальную сферу (за исключением ряда отраслей) и ее инвестирование осуществляется почти целиком за счет собственных источников, недостаточность которых обусловливает дальнейшее сокращение масштабов инвестирования.

С начального этапа рыночного реформирования экономики России основной формой участия государства в роли непосредственного инвестора являются целевые инвестиционные программы. Важнейшими из них являются программы социальной направленности. Необходимо отметить, что программы социально - экономического развития территории муниципального образования социально ориентированы. Именно социально ориентированность программ должна отвечать и выполнять определенные требования стандартов и нормативов отвечающих соблюдению минимальных социальных стандартов и норм.

Минимальный уровень призван конкретизировать методы, способы механизмы достижения целей, в привязке к особенностям конкретных территорий. Органы местного самоуправления обязаны обеспечить, как наиболее приближенные к населению гарантию непосредственного предоставления социальных услуг, обеспечивающих условия для жизнедеятельности населения. На основе региональных норм и нормативов органами местного самоуправления могут разрабатываться местные нормы и нормативы, учитывающие специфику конкретного муниципального образования.

В настоящее время на пространственных территориях муниципальных образовании практически не разработаны и не разрабатываются минимальные социальные стандарты и нормативы. Именно минимальные социальные стандарты и нормативы, отвечающие специфике муниципального образования, должны быть предусмотрены, пройти красной нитью при разработке программы социально - экономического развития территорий муниципального образования.

Также необходимо разработать методику оценки качества социальных услуг оказываемых населению органами местного самоуправления. К сожалению, сегодня имеется только методика оценки эффективности работы органов местного самоуправления на уровне муниципального образования «район», а на уровне сельского поселения вопрос оценки эффективности работы органов местного самоуправления остается открытой. Общая оценка работы органов местного

самоуправления не дает ясной картины по наиболее важным социальным направлениям, поэтому необходимо муниципальным властям совместно с региональными властями разработать методологию оценки эффективности работы по социально важным направлениям. Это, в свою очередь, окажет большую пользу населению в виде качественных минимальных социальных услуг, а также местное сообщество будет иметь четкую возможность оценки работы органов местного самоуправления и как следствие дальнейшая судьба руководства муниципального образования зависит от оценки местного населения в качестве дальнейшего доверия населения данной пространственной территорий.

Литература

1. Конституция Российской Федерации. - М.: РИОР, 2009.

2. Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131 - ФЗ // Российская газета.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. - М.: Омега-Л, 2008.

4. Налоговый кодекс РФ, ч. 1 от 31 июля 1998 г. с изменениями и дополнениями.

5. Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. с изменениями и дополнениями.

6. Налоговый кодекс РФ, ч. 2 от 5 августа 2000 г. с изменениями и дополнениями.

7. Кайль Я.Я. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие. - Ростов н/Д.: Феникс: Волгоград: ВолГУ, 2009.

8. Кухтин П.В. Инфраструктура муниципальных образований. учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2008.

Шаралдаев Баянжаргал Бальжинимаевич - кандидат технических наук, доцент кафедры «Менеджмент, маркетинг и коммерция» Восточно-Сибирского государственного технологического университета, г. Улан-Удэ, e-mail: baikal-garant@mail.ru.

Sharaldaev Bayanzhargal Balzhinimaevich - candidate of technical science, the senior lecturer of chair «Management, marketing and commerce» at the East-Siberian state technological university, Ulan-Ude, e-mail: baikal-garant@mail.ru.

УДК 33.1.

А.З. Бадмаев

РОССИЙСКИЙ РЕГИОН В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

В статье показаны этапы становления и развития государственной молодежной политики в субъекте Российской Федерации — Республике Бурятия, критически освещаются принципы и подходы федеральных и региональных органов власти в работе с молодежью.

Ключевые слова: комитет по молодежной политике, молодежь, закон, президент, власть, молодежные организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.