Научная статья на тему 'Правовое регулирование защиты социальных прав населения муниципальных образований Российской Федерации'

Правовое регулирование защиты социальных прав населения муниципальных образований Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1651
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ / КОНСТИТУЦИЯ РФ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Виноградова Елена Валерьевна, Хвостунова Наталья Викторовна

В статье представлен анализ состояния правового регулирования вопросов обеспечения основных социальных прав населения, проживающего в муниципальных образованиях в Российской Федерации, рассмотрен механизм реализации государственной социальной политики органами публичной власти всех уровней, раскрыты особенности осуществления муниципальной социальной политики, на основе изученного материала делаются обобщающие выводы, имеющие теоретическое и практическое значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Виноградова Елена Валерьевна, Хвостунова Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование защиты социальных прав населения муниципальных образований Российской Федерации»



ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ (12.00.00)

ГОСУДАРСТВОВЕДЕНИЕ И ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАЩИТЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ НАСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

DOI: http://dx.doi.Org/10.14420/ru.2016.2.2

Виноградова Елена Валерьевна, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры судебной власти, правоохранительной и правозащитной деятельности Юридического института Российского университета дружбы народов, член экспертного совета Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, e-mail: evsfrf@gmail.ru.

Хвостунова Наталья Викторовна, соискатель кафедры конституционного и муниципального права ФГКОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя», e-mail: khv.nata@mail.ru.

Аннотация. В статье представлен анализ состояния правового регулирования во-

просов обеспечения основных социальных прав населения, проживающего в муниципальных образованиях в Российской Федерации, рассмотрен механизм реализации государственной социальной политики органами публичной власти всех уровней, раскрыты особенности осуществления муниципальной социальной политики, на основе изученного материала делаются обобщающие выводы, имеющие теоретическое и практическое значение.

Ключевые слова: социальная защищенность, Конституция РФ, федеральный закон, местное самоуправление, социальные права, социальная

поддержка, государственные гарантии, муниципальные программы, межбюджетные отношения.

Вопросы развития основных отраслей социальной сферы Конституция РФ относит к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. В этот перечень входят общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение.

Конституция РФ непосредственно не закрепляет полномочия органов власти разного уровня в конкретной сфере. Их установление в конституционно заданных пределах, как отмечает Конституционный Суд РФ, относится к ведению федерального законодателя, который на основании и в соответствии с Конституцией РФ вправе определять содержание и объем компетенции как органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Федерации, так и органов местного самоуправления.

На федеральном уровне определяется политика государства в сфере здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, поддержки и воспитания молодежи, в сфере социальной защиты граждан, сфере трудовых отношений. В федеральных законах, регулирующих конкретную сферу социальных отношений, перечисляются полномочия органов власти всех уровней - федеральных, региональных, муниципальных органов власти - по решению вопросов в соответствующей сфере.

Государство на законодательной основе устанавливает государственные социальные гарантии, определяет категории граждан, которые должны быть обеспечены за счет государственных средств, вырабатывает специальные социальные стандарты и нормативы.

Органы власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления должны осуществлять свою деятельность в соответствии с требованиями федерального законодательства, соблюдать федеральные стандарты и нормативы, а при наличии средств и не в ущерб собственным полномочиям (функциям) вправе устанавливать дополнительные социальные гарантии, обеспечивающие повышенный уровень социальной защищенности граждан.

Из положений Конституции следует, что органы местного самоуправления, как и органы государственной власти, создают условия для реализации прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, на образование, на участие в культурной жизни, иных прав.

Основной задачей, стоящей перед органами местного самоуправления, является создание условий для обеспечения жизненно важных потребностей и законных интересов населения, проведение (организация) мер по социальной защите населения непосредственно в том месте, где проходит

жизнь человека, - конкретная территория (город, поселок, село, иная территория).

Перечень вопросов местного значения установлен Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В нем определены необходимые полномочия органов местного самоуправления для решения вопросов местного значения. Этот закон имеет приоритет перед иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими вопросы местного самоуправления. Органы государственной власти субъектов Федерации осуществляют правовое регулирование в области местного самоуправления лишь в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом.

К ведению муниципальных образований отнесены конкретные вопросы в области здравоохранения (создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района (городского округа) в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи), в области образования (организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам (за исключением полномочий субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, организация отдыха детей в каникулярное время), в области культуры, организации досуга и отдыха населения (создание условий для организации (обеспечения услугами по организации) досуга, обеспечения населения услугами организаций культуры; организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек; формирование архивных фондов, формирование и содержание муниципального архива; сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального образования, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального образования; создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов; создание условий для массового отдыха населения, организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение

свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения; создание условий для реализации мер по укреплению межнационального и межконфессионального согласия, по сохранению и развитию языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципального образования, по социальной и культурной адаптации мигрантов, по профилактике межнациональных (межэтнических) конфликтов, мер в области физической культуры, спорта и молодежной политики, таких как обеспечение условий для развития физической культуры, школьного и массового спорта на территории муниципального образования, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий; организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью и проч.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-Ф3 для каждого муниципального образования - городского и сельского поселения, муниципального района, городского округа, внутригородского района городского округа с внутригородским делением - определен свой круг вопросов. Между тем нормативная правовая база местного самоуправления, не исчерпывается Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-Ф3 и включает в себя федеральные законы, имеющие отраслевой характер, а также прямо или косвенно затрагивающие местное самоуправление. Отраслевые федеральные законы непосредственно не регулируют вопросы местного значения, но в них раскрывается содержание этих вопросов, уточняются полномочия органов местного самоуправления в соответствующей сфере.

Федеральное отраслевое законодательство состоит не только из базовых федеральных законов, регулирующих конкретную сферу социальных отношений (например, федеральные законы об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации и об образовании в Российской Федерации), но и иных федеральных законов, касающихся отдельных вопросов функционирования соответствующей отрасли (федеральные законы о донорстве крови и ее компонентов, об архивном деле), а также дополняется подзаконными нормативными правовыми актами Президента и Правительства РФ, (например, постановление Правительства РФ об утверждении федеральных государственных образовательных стандартов и др.) иных федеральных органов исполнительной власти.

Федеральный законодатель, реформируя систему государственной и муниципальной власти, осуществляя преобразования в социальной сфере, должен находить эффективные средства выполнения органами власти своих функций и задач. Им урегулированы вопросы межбюджетных отношений, установлены эффективные правила, позволяющие обеспечить бюджетное выравнивание, стимулировать инициативу органов местного самоуправления.

Бюджетный кодекс РФ устанавливает общие принципы организации и функционирования бюджетной системы, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в стране. Бюджетные права субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляются в соответствии с установленными им едиными принципами и требованиями.

На федеральном уровне создаются правовые механизмы реализации государственной социальной политики органами власти всех уровней.

Эффективным средством реализации государственной социальной политики являются государственные программы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В реализации данных государственных программ принимают участие не только органы государственной власти Российской Федерации, а также субъектов Российской Федерации, но и органы местного самоуправления.

Государство устанавливает приоритеты в реализации социальной политики. Принимаются программы в сфере здравоохранения, образования, поддержки культуры, развития физической культуры и спорта, социальной поддержки населения (определенных групп населения). В рамках государственных программ Российской Федерации (субъектов Российской Федерации) предусматривается строительство и реконструкция объектов социальной инфраструктуры, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности. Общий порядок реализации программных мероприятий, порядок их финансирования устанавливаются в конкретных государственных программах. Органы местного самоуправления принимают не только организационное, но и финансовое участие в реализации государственных программ.

Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования разрабатывают и реализуют собственные программы развития, ориентированные на федеральные показатели. На уровне муниципальных образований принимаются муниципальные программы, предусматривающие в том числе выделение бюджетных ассигнований из местного бюджета на реализацию мероприятий, софинансирование которых в рамках региональных программ осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации, а также средств федерального бюджета. Принимаются муниципальные программы в сфере развития здравоохранения, образования, физической культуры, спорта и молодежной политики, в сфере культуры, развития библиотечного дела, социальной поддержки населения, организации отдыха детей, содействия занятости, содействия развитию сельского хозяйства, малого и среднего предпринимательства, повышения инвестиционной привлекательности муниципального образования, устойчивого развития сельских территорий, поддержки институтов гражданского общества и социально ориентированных некоммерческих организаций, в сфере охраны общественного порядка, в области экологии. Выполнение соответствующих мероприятий может быть предусмотрено в програм-

мах комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также адресных муниципальных программах. Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов. В пределах полномочий, без возложения на себя «чужих» (государственных) обязательств органы местного самоуправления могут принимать дополнительные меры социальной поддержки населения.

Специального рассмотрения, на наш взгляд, требуют вопросы, связанные с осуществлением органами местного самоуправления полномочий в сфере социальной поддержки отдельных (нуждающихся) категорий граждан.

В Федеральном законе № 131-Ф3 указано, что органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих данное право (абз. 2 ч. 5 ст. 20). Согласно названному закону органы местного самоуправления соответствующих муниципальных образований имеют право на участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству, на оказание поддержки общественным объединениям инвалидов.

В Российской Федерации принято большое количество федеральных законов, регулирующих отношения в области социальной поддержки (социальной защиты) определенных категорий граждан (например, федеральные законы о государственной социальной помощи, об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации, о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации, о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, о ветеранах, об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, об опеке и попечительстве, Закон РФ о занятости населения в Российской Федерации и др.). Меры социальной поддержки, предоставляемые гражданам в соответствии с указанными законами, относятся к социальным обязательствам государства - органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Федерации.

В указанных федеральных законах определены категории лиц, имеющих право на получение гарантированных мер государственной социальной поддержки (помощи), установлены меры социальной поддержки и помощи. В некоторых законах содержится указание на то, что отдельные государственные полномочия по оказанию мер социальной поддержки (социальной помощи) соответствующих категорий граждан могут передаваться для осуществления органам местного самоуправления с предоставлением последним необходимых материальных и финансовых средств. Кроме

того, в некоторых законах имеется указание на возможность участия органов местного самоуправления в реализации государственной политики в сфере социальной защиты и социальной поддержки отдельных категорий граждан.

Обеспечение соблюдения основных конституционных прав граждан

- это обязанность и государственных органов власти, и органов местного самоуправления. В своей деятельности органы местного самоуправления должны придерживаться главного ориентира - защита интересов и удовлетворение основных потребностей населения.

Во многих сферах задачи государственной и муниципальной политики являются очень схожими, в некотором смысле общими. Многие вопросы, связанные с реализацией публичных функций государства, особенно в социальной сфере, имеют как местное, так и общегосударственное значение. Образование, здравоохранение, культура, социальная защита и занятость

- единые сферы государственного и муниципального управления.

Задача федерального законодателя - создать условия для реализации конституционных прав граждан. Выстраивание гармоничной, эффективной, соответствующей современным требованиям системы функционирования и взаимодействия различных уровней власти в Российской Федерации - одна из первостепенных задач федерального законодателя. Решение социально значимых задач требует сплоченности всех ветвей и уровней власти, а также общественных институтов, коммерческих организаций, работодателей и самих граждан.

Со временем, как показывает практика, некоторые полномочия могут перераспределяться между органами власти различных уровней, может меняться их содержание (вноситься новая формулировка), но главная цель всех проводимых реформ - создание крепкой правовой базы и оптимальной системы власти и управления в стране. Это должно, на наш взгляд, помочь органам местного самоуправления организовать муниципальную социальную политику так, чтобы законодательное определение местного самоуправления как ближайшего к населению уровня управления приобрело свое практическое значение.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации 1993 г.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 15.02.2016 № 23-ФЗ).

3. Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (ред. от 29.12.2015 № 394-ФЗ).

4. Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (ред. от 28.11.2015 № 358-ФЗ, с изм. от 06.04.2015 № 68-ФЗ (ред. от 14.12.2015 № 371-ФЗ)).

5. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 29.12.2015 № 399-ФЗ).

6. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. от 28.11.2015 № 358-Ф3).

7. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 28.11.2015 № 358-Ф3).

8. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ред. от 23.11.2015 № З13-Ф3).

9. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (ред. от 28.11.2015 № 358-Ф3, с изм. от 29.12.2015 № 388-ФЗ).

10. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 15.02.2016 № 17-ФЗ).

11. Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (ред. от 28.11.2015 № 357-ФЗ).

12. Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (ред. от 30.12.2015 № 433-ФЗ).

13. Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (ред. от 28.11.2015 № 358-ФЗ).

14. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ред. от 29.12.2015 № 408-ФЗ).

15. Федеральный закон от 20.07.2012 № 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» (ред. от 04.06.2014 № 150-ФЗ, с изм. от 06.04.2015 № 68-ФЗ (ред. от 14.12.2015 № 371-ФЗ)).

16. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (ред. от 21.07.2014 № 256-ФЗ).

17. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 № 661 «Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений» (ред. от 12.09.2014 № 928).

18. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 13.05.2010 № 689-О-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы муниципального образования - городского округа «Город Зеленогорск» Красноярского края на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.