Научная статья на тему 'Проблемы управления нематериальными активами предприятий ракетно-космической промышленности'

Проблемы управления нематериальными активами предприятий ракетно-космической промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
130
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ / INTANGIBLE ASSETS / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / INTELLECTUAL PROPERTY / ПРОИЗВОДСТВО / MANUFACTURING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гостева О. В.

Рассматриваются особенности нематериальных активов предприятий ракетно-космической промышленности, их анализ и влияние на инновационную деятельность предприятий и развитие отрасли в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems OF intangible assets OF aerospace industry

The article discusses the features of intangible assets of rocket and space industry; it provides analysis and impact on innovation activities of enterprises and development of the industry in general.

Текст научной работы на тему «Проблемы управления нематериальными активами предприятий ракетно-космической промышленности»

Решетнеескцие чтения. 2015

УДК 334.021

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНЫМИ АКТИВАМИ ПРЕДПРИЯТИЙ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

О. В. Гостева

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: [email protected]

Рассматриваются особенности нематериальных активов предприятий ракетно-космической промышленности, их анализ и влияние на инновационную деятельность предприятий и развитие отрасли в целом.

Ключевые слова: нематериальные активы, инновации, интеллектуальная собственность, производство. PROBLEMS OF INTANGIBLE ASSETS OF AEROSPACE INDUSTRY

O. V. Gostev

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]

The article discusses the features of intangible assets of rocket and space industry; it provides analysis and impact on innovation activities of enterprises and development of the industry in general.

Keywords: intangible assets, innovation, intellectual property, manufacturing.

На протяжении многих десятилетий технологическим лидером в нашей стране являлась и продолжает оставаться ракетно-космическая промышленность (РКП). Ракетно-космическая техника находится сегодня в перечне направлений, формирующих новый технологический уклад в мире [1]. По оценкам специалистов, инновационный потенциал предприятий РКП востребован сегодня лишь на 5-7 %. Огромные ресурсы как креативного, так и производственного характера остаются «в тени» и не реализуются [2].

Изучение особенностей деятельности РКП позволило выявить, что решение ключевых задач управления инновационной деятельностью заключается в эффективном использовании имеющегося потенциала инновационного развития предприятия. Потенциал инновационного развития имеет неоднородную структуру и динамические характеристики, изменяющиеся во времени под влиянием различных факторов, в том числе и реструктуризации. Инновационный потенциал, так же как и интеллектуальная собственность, становятся основой нематериальных активов (НМА) предприятий РКП и требуют специального изучения и управления.

Барух Лев отмечает, что обычный бухучет плохо справляется с внутренне генерируемыми НМА, такими как исследования и разработки, торговые марки и одаренность служащих, т. е. теми ресурсами, которые являются двигателями современного экономического роста [4].

В управлении и оценочной деятельности понятие нематериальных активов трактуется более широко, нежели в бухгалтерском учете, что подтверждают международные стандарты оценки (МСО) и европейские стандарты оценки (ТБОоУА). Финансовые ана-

литики считают, что значение балансового отчета в процессе принятия решений об инвестициях будет постоянно снижаться [3].

В европейских стандартах оценки отмечено, что нематериальные активы, отражаются ли они в балансе или нет, можно разделить на три основных категории:

1) гудвилл бизнеса (нераспределенные нематериальные активы);

2) персональный гудвилл;

3) идентифицируемые нематериальные активы

В силу специфики предприятий РКП (госзаказ, оборонное производство, повышенная секретность) вышеперечисленные категории не могут быть применены.

Для РКП более подходит следующая классификация:

- интеллектуальный капитал - знания, обладающие потенциальной стоимостью, т. е. идеи и концепции, воплощенные в работниках, процессах и клиентах;

- интеллектуальный актив - знание, благодаря которому создается стоимость, в том числе ноу-хау;

- интеллектуальная собственность - знания, сопряженные с юридическим правом собственности, т. е. патенты, товарные знаки, авторские права.

С нашей точки зрения, для целей оценки стоимости предприятий РКП (так как многие из них являются акционерными обществами) важно деление НМА на идентифицируемые и неидентифицируемые. Понятие идентификации нематериальных активов достаточно широко, определим основные критерии.

К идентифицируемым НМА относятся активы, которые можно:

1) сформировать как единый объект;

2) отделить от предприятия, при необходимости поставить на баланс;

Организационно-экономические проблемы авиационно-космических, комплексов

3) самостоятельно коммерчески реализовать.

НМА, который не может быть продан, передан самостоятельно, сдан в аренду, проведен через процедуру лицензирования, все же может рассматриваться как идентифицируемый, если он может быть связан с соответствующим контрактом, с тем или иным активом или обязательством и в рамках такого сочетания может быть продан, лицензирован, сдан в аренду или обменен.

Неидентифицированные неосязаемые активы не выявлены и не поставлены на баланс, возможно их нельзя отделить от предприятия, они существуют только совместно с ним.

Предложим классификацию НМА с целью выявления их роли и влияния на стоимость компании. В соответствии с данной задачей можно выделить три группы данных активов:

- системообразующие (права собственности, квоты, лицензии, инфраструктурные активы, сертификаты непрерывного повышения уровня знаний, навыков и компетенции специалистов, занятых в процессах подготовки и реализации проектов инновационного развития и т. п.);

- уникальные, определяющие основной вектор стоимости (патенты на изобретения, полезные модели и промышленные образцы, инновационные технологии (возможно оформленные как единая технология в соответствии с ГК РФ), ноу-хау, авторские права на программное обеспечение, инновационные формы и методы управления предприятием и т. п.);

- результирующие, являющиеся результатом рыночной деятельности компании и добавляющие свой вклад в общую стоимость (товарный знак, бренд, гудвилл (деловая репутация), списки клиентов и другие наработанные рыночные активы).

При этом особую роль будут играть нематериальные активы второй группы как продукта трансформации новых знаний в технологические и продуктовые инновации в качестве определяющего фактора экономических преимуществ в условиях конкурентных рыночных отношений [5].

Компания новой экономики, основанной на знаниях, состоит преимущественно из НМА, причем часть из них учитываются на балансе и являются непосредственно активами, а часть не учитываются и являются нематериальными ресурсами, которыми владеет компания и которые также оказывают свое влияние на стоимость компании. Так как предприятия РКП являются акционерными обществами, нельзя полностью исключать необходимость определения их рыночной стоимости, но при этом необходимо учитывать специфику и особенности данных предприятий, связанные с гособоронзаказоми, повышенной секретностью производства. При этом НМА остаются одним из ведущих параметров инновационного развития предприятий РКП и требуют специальных инструментов управления и развития. Часто действительное инновационное развитие компаний замещается имитацией инновационной деятельности.

Важнейшим феноменом всех современных наиболее известных мировых компаний являются инновации. Их идеология - принципиально новая концепция управления высокотехнологичным бизнесом, осно-

ванная на интеллектуальной собственности (ИС). Именно результаты интеллектуальной деятельности, оформленные в качестве ИС, отличают истинную инновацию от имитации нововведений.

Инновации, как результаты интеллектуальной деятельности, как интеллектуальные продукты предприятия, как объекты авторского и патентного права, являются интеллектуальной собственностью организации. В результате этого вопросы эффективного использования инновационного потенциала предприятия связаны с вопросами создания (идентификации) правовой защиты, эффективного управления (коммерциализации) ИС, что невозможно без экономической оценки стоимости объектов ИС.

Библиографические ссылки

1. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (с изменениями и дополнениями) : распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru (дата обращения: 12.08.2015).

2. Бойко А. А. Концепция стратегического планирования воспроизводства основных фондов предприятий ракетно-космической промышленности [Электронный ресурс] // Труды МАИ : электрон. журн. Вып. 70. URL: www.mai.ru/science/trudy/ (дата обращения: 12.08.2015).

3. Асаул А. Н., Капаров Б. М., Перевязкин В. Б., Старовойтов М. К. Модернизация экономики на основе технологических инноваций. СПб. : АНО ИПЭВ, 2008. 606 с.

4. Лев Б. Нематериальные активы: управление, измерение, отчетность / пер. с англ. Л. И. Лопатнико-ва. М. : Квинто-консалтинг, 2003. 240 с.

5. Пузыня Н. Ю. Оценка и управление нематериальными активами компании. СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2013. 179 с.

References

1. On the Concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020 (as amended): Order of the Government of the Russian Federation of November 17, 2008 № 1662-r [Electronic resource]. URL: http: // www.consultant.ru (date of circulation: 08.12.2015).

2. Boyko A. A. The concept of strategic planning of the reproduction of fixed assets of enterprises of spacerocket industry // Electronic Journal "Labor MAI", Iss. 70. Available at: www.mai.ru/science/trudy/ (date of circulation: 08.12.2015).

3. Asaul A. N., Kaparov B. M., Perevyazkina V. B., Starovoytov M. K. Modernization of the economy based on technological innovation. SPb. : ANO IPEV, 2008. 606 p.

4. Lev B. Intangibles: Management, Measurement, report-ness / Trans. from English. L. I. Lopatnikov. M. : Quinta CONSULTING, 2003. 240 p.

5. Puzynya N. Y. Assessment and management of intangible assets of the company. SPb. : SPbGEU, 2013. 179 p.

© Гостева О. В., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.