Научная статья на тему 'Проблемы трансфера инноваций и управления нематериальными активами на предприятиях ракетно-космической отрасли'

Проблемы трансфера инноваций и управления нематериальными активами на предприятиях ракетно-космической отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
525
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ / INTANGIBLE ASSETS / ПРЕДПРИЯТИЯ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ / ROCKET AND SPACE INDUSTRY ENTERPRISES / ТРАНСФЕР ИННОВАЦИЙ / TRANSFER OF INNOVATIONS / УПРАВЛЕНИЕ НМА / MANAGEMENT OF INTANGIBLE ASSETS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гостева О.В.

Предприятия РКО традиционно является локомотивом российской экономики, поскольку именно здесь сосредоточено множество инновационных разработок, существующих в нашей стране. Применение результатов наукоёмких исследований возможно в целях защиты суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, продажи на международных рынках продукции военного и двойного назначения, реализации в различных отраслях народного хозяйства. В настоящее время роль нематериальных активов (НМА) предприятия ракетно-космической отрасли (РКО) вновь выходит на ключевое место. В период активного инновационного развития, обусловленный как мировыми тенденциями, так и Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» (ФЦП «ИиР») необходимость эффективного использования интеллектуального потенциала предприятий РКО становится наиболее значимым. Именно интеллектуальный потенциал и возможность эффективного трансфера инноваций ложатся в основу нематериальных активов предприятий РКО. Целью данного исследования является анализ особенностей управление НМА на предприятиях РКО и трансфера инноваций в сочетании со стратегий самого предприятия. Задачами исследования являются обоснование современного стратегического подхода к управлению НМА на предприятиях РКО с учетом особенностей трансфера инноваций, анализ существующих подходов к управлению НМА. Анализ статистических данных подтверждающих необходимость именно стратегического подхода к управлению НМА, и выведение их на базовый уровень управления предприятием; определение причин низкой эффективности трансфера инноваций и управления НМА.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE TRANSFER OF INNOVATION AND MANAGEMENT OF INTANGIBLE ASSETS AT THE ENTERPRISES OF THE ROCKET AND SPACE INDUSTRY

The enterprises of the rocket and space industry traditionally is the locomotive of the Russian economy, since it is here that many innovative developments existing in our country are concentrated. The application of the results of science-intensive research is possible in order to protect the sovereignty and territorial integrity of the Russian Federation, the sale of military and dual-use products in international markets, and the sale in various sectors of the national economy. At present, the role of the intangible assets of the enterprise of the rocket and space industry again comes to the key place. During the period of active innovation development, conditioned both by world trends and the Federal Target Program “Research and Development in Priority Directions for the Development of the Scientific and Technological Complex of Russia for 2014-2020”, the need for effective use of the intellectual potential of enterprises in the rocket and space industry becomes most significant. It is the intellectual potential, and the possibility of an effective transfer of innovation, that form the basis for the intangible assets of the enterprise of the rocket and space industry. The purpose of this study is to analyze the features of the management of intangible assets in the enterprises of the rocket and space industry and the transfer of innovation in conjunction with the strategies of the enterprise itself. The objectives of the study are the justification of the modern strategic approach to the management of intangible assets at enterprises of the rocket and space industry, taking into account the features of the transfer of innovation, the analysis of existing approaches to the management of intangible assets. Analysis of statistical data confirming the need for a strategic approach to the management of intangible assets, and their deduction to the basic level of enterprise management; Determine the reasons for the low efficiency of the transfer of innovation and management of intangible assets.

Текст научной работы на тему «Проблемы трансфера инноваций и управления нематериальными активами на предприятиях ракетно-космической отрасли»

Раздел 2

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ, И ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

УДК 334.021.1

ПРОБЛЕМЫ ТРАНСФЕРА ИННОВАЦИЙ И УПРАВЛЕНИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНЫМИ АКТИВАМИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

О. В. Гостева

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: Ov-gosteva@yandex.ru

Предприятия РКО традиционно является локомотивом российской экономики, поскольку именно здесь сосредоточено множество инновационных разработок, существующих в нашей стране. Применение результатов наукоёмких исследований возможно в целях защиты суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, продажи на международных рынках продукции военного и двойного назначения, реализации в различных отраслях народного хозяйства. В настоящее время роль нематериальных активов (НМА) предприятия ракетно-космической отрасли (РКО) вновь выходит на ключевое место. В период активного инновационного развития, обусловленный как мировыми тенденциями, так и Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» (ФЦП «ИиР») необходимость эффективного использования интеллектуального потенциала предприятий РКО становится наиболее значимым. Именно интеллектуальный потенциал и возможность эффективного трансфера инноваций ложатся в основу нематериальных активов предприятий РКО.

Целью данного исследования является анализ особенностей управление НМА на предприятиях РКО и трансфера инноваций в сочетании со стратегий самого предприятия.

Задачами исследования являются обоснование современного стратегического подхода к управлению НМА на предприятиях РКО с учетом особенностей трансфера инноваций, анализ существующих подходов к управлению НМА. Анализ статистических данных подтверждающих необходимость именно стратегического подхода к управлению НМА, и выведение их на базовый уровень управления предприятием; определение причин низкой эффективности трансфера инноваций и управления НМА.

Ключевые слова: нематериальные активы, предприятия ракетно-космической отрасли, трансфер инноваций, управление НМА.

PROBLEMS OF THE TRANSFER OF INNOVATION AND MANAGEMENT OF INTANGIBLE ASSETS AT THE ENTERPRISES OF THE ROCKET AND SPACE INDUSTRY

O. V. Gostevа

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: Ov-gosteva@yandex.ru

The enterprises of the rocket and space industry traditionally is the locomotive of the Russian economy, since it is here that many innovative developments existing in our country are concentrated. The application of the results of science-intensive research is possible in order to protect the sovereignty and territorial integrity of the Russian Federation, the sale of military and dual-use products in international markets, and the sale in various sectors of the national economy. At present, the role of the intangible assets of the enterprise of the rocket and space industry again comes to the key place. During the period of active innovation development, conditioned both by world trends and the Federal Target Program "Research and Development in Priority Directions for the

Development of the Scientific and Technological Complex of Russia for 2014-2020", the need for effective use of the intellectual potential of enterprises in the rocket and space industry becomes most significant. It is the intellectual potential, and the possibility of an effective transfer of innovation, that form the basis for the intangible assets of the enterprise of the rocket and space industry.

The purpose of this study is to analyze the features of the management of intangible assets in the enterprises of the rocket and space industry and the transfer of innovation in conjunction with the strategies of the enterprise itself.

The objectives of the study are the justification of the modern strategic approach to the management of intangible assets at enterprises of the rocket and space industry, taking into account the features of the transfer of innovation, the analysis of existing approaches to the management of intangible assets. Analysis of statistical data confirming the need for a strategic approach to the management of intangible assets, and their deduction to the basic level of enterprise management; Determine the reasons for the low efficiency of the transfer of innovation and management of intangible assets.

Keywords: intangible assets, rocket and space industry enterprises, transfer of innovations, management of intangible assets.

Введение. Согласно Стратегии развития космической деятельности России до 2030 года, целью развития ракетно-космической промышленности (РКП) является «формирование экономически устойчивой, развивающейся по инновационному пути, конкурентоспособной, диверсифицированной ракетно-космической промышленности, способной решать стратегические задачи совершенствования и развития отечественной ракетно-космической техники (РКТ) и занимающей достойное место на мировом космическом рынке». К сожалению, сейчас доля России в коммерческом сегменте мирового космического рынка составляет лишь 0,6 % (А. Лосев) [1].

Современное состояние РКО в инновационной деятельности. Несмотря на то, что предприятия РКО традиционно являются инновационными, т. е. постоянно разрабатывают и создают уникальные технические разработки и их доля составляет до 50 % от общего числа продукции [2], современные экономические и рыночные условия требуют более эффективного управления трансфером инноваций и нематериальными активами (НМА) предприятия.

В настоящее время предприятия РКО России имеют многолетний успешный опыт осуществления проектов по большинству направлений космической деятельности, создана обширная производственная и научно-исследовательская инфраструктура. В отрасли сохраняется зависимость от госзаказов, низкая рентабельность деятельности, низкий уровень привлекательности для инвестиции. В этих условиях требуется особое внимание уделить управлению НМА, как ведущей системе накопления и передачи интеллектуального потенциала предприятий РКО.

Современное состояние НМА в наукоемких отраслях РФ и на предприятиях РКО.

По утверждению М. Е. Касс [7], «сегодня инновационная деятельность в России сводится в большинстве случаев к поиску, оценке и внедрению технологий, [4] оборудования, разработанных в дру-

гих странах, а также адаптации западных моделей и стандартов в области управленческих инноваций к российской действительности», но, опираясь на статистику, можно утверждать обратное. Рассматривая динамику подачи получения патентов, видно, что количество выданных патентов растет ежегодно по всем техническим направлениям. Напомним, что предприятия РКО занимают ведущее место в разработке технических инноваций, следовательно, весомую часть патентов можно отнести на деятельность этой отрасли.

В течение 10 лет имел место заметный рост и по количеству подаваемых заявок, и по количеству выдаваемых патентов, причём в 2010-2014 гг. показатели в большинстве случаев также возросли.

Если рассматривать патенты по видам деятельности, в частности технологические инновации, на которые в основном опираются предприятия РКО, к сожалению, видно (табл. 2), что и по этим инновациям космическая отрасль уступает медицине и приборостроению. Одной из главных причин сложившейся ситуации, по нашему мнению, является слабое управление НМА на данных предприятиях.

Россия входит в 10 стран по количеству подаваемых патентов. Агентство Bloomberg составило список самых инновационных стран мира. Россия заняла в рейтинге в 2014 г. - 12 место, 2015 г. 14-е, в 2016 г. уже 12 место, в основном, за счет человеческих ресурсов и патентной деятельности. Среди всех стран мира по уровню высшего образования Россия заняла 2-е место.

Помимо технологических на предприятиях РКО присутствуют организационные и маркетинговые инновации (табл. 1, 2).

При разработке организационных инноваций используются различные виды кооперации, так на предприятиях РКО чаще осуществляются совместно с другими организациями (более 40 %) и собственными силами (37 %) привлечения других организаций не значительно, около 11 %.

Таблица 1

Виды организационных инноваций

Производство электронной аппаратуры Производство медицинских изделий, оптических приборов Производство летательных аппаратов, включая космические

Современные методы управления на основе информационных технологий 66,7 66,7 77,8

Внедрение новых оргструктур 61,1 64,9 55,6

Современные системы контроля качества 61,1 73,7 74,1

Внедрение корпоративных систем управления знаниями 25,0 22,8 48,1

Реализация мер по развитию персонала 77,8 73,7 81,5

Новые формы стратегических альянсов, и др. кооперационных связей 36,1 31,6 48,1

Передача функций спецподрядчику 36,9 26,3 51,9

Из наиболее значимых организационных инноваций на предприятиях РКО видны: внедрение современных методов управления (77), применение современных систем контроля качества (74), меры по развитию персонала (81). Эти меры должны позволить предприятиям РКО выйти на более высокий уровень эффективности управления, но при низком внимании к управлению НМА, вышеперечисленные методы могут не дать ожидаемых результатов. НМА задействуют и используют интеллектуальный потенциал, как работников, так и предприятия в целом. В условиях инновационного развития необходимо трансформировать понимание управления НМА, перевести их из чисто статистической в активную фазу и использовать для повышения эффективности и стратегического развития предприятия.

Несмотря на то, что предприятия РКО в значительной мере зависят от ГОЗ, это не отменяет рыночной составляющей в их деятельности, в частности разработку и внедрение маркетинговых инноваций, необходимых, для возвращения своих позиций на мировом космическом рынке.

По словам С. К. Шойгу, главная проблема реин-дустриализации и дальнейшего развития страны -формирование условий для расширенного воспроизводства интеллектуальной собственности в ОПК. Отечественный гражданский сектор почти не поставляет на рынок высокотехнологичные потребительские товары не только из-за нехватки средств на разработку и организацию их выпуска, но и потому, что никак не мотивирован к инновационной модернизации [16].

В мировой торговле оружием экспорт вооружений увеличился на 14 % за последние пять лет по сравнению с 2006 г., по данным Стокгольмского Международного института исследования проблем мира. На США и Россию приходится наибольшая доля продаж - 58 %. Третий по величине экспортер, Китай [18]. Какую долю занимают предприятия РКО?

В структуре экспорта вооружений США и России ведущая роль отводится воздушным судам разных типов. В структуре экспорта США на самолеты и вертолеты приходится 62 %, структуре российского экспорта - 46 %.

Как сказал И. Комаров, глава Роскосмоса: «На мировом рынке результатов космической деятельности по таким направлениям, как мобильная спутниковая связь, фиксированная спутниковая связь, ДЗЗ Земли, доля России составляет менее 1 %». Доля России по итогам позапрошлого 2014 года, в области мобильной спутниковой связи и дистанционного зондирования Земли России принадлежал 1 % рынка, в области фиксированной спутниковой связи - 1,2 %, на рынке ракетно-космической техники - 11 % [3].

Приведенные цифры подчеркивают, что предприятиям РКО необходимо особое внимание уделить маркетинговым инновациям, вернуть свою долю на международном космическом рынке, и не только за счет низкой стоимости продукта и предлагаемых услуг, а за счет более качественного использования НМА предприятий. Статистические данные по видам маркетинговых инноваций представлены в табл. 2.

Как видно по табл. 2, для предприятий РКО наиболее важными маркетинговыми инновациями являются внедрение новых концепций презентации товара, реализация новой маркетинговой стратегии направленной на расширение рынков сбыта, использование новых каналов продаж, использование новых ценовых стратегий.

Анализ статистики по маркетинговым и организационным инновациям говорит о том, что предприятий РКО стремятся к большей независимости и самостоятельности на рынке, а следовательно, вопрос капитализации предприятий, использование РИД и управление НМА становятся наиболее актуальными.

Таблица 2

Организации, осуществляющие отдельные виды маркетинговых инноваций по видам инноваций за последние 3 года (2013)

Производство медицинских изделий, оптических приборов Производство летательных аппаратов, включая космические

Разработка новой маркетинговой политики ориентированной на расширение состава потребителей или рынков сбыта 76,3 80,0

Использование новых приемов по продвижению товаров 71,1 70,0

Использование новых каналов продаж 50,0 70,0

Введение новых концепций презентации товара 65,8 100

Использование новых ценовых стратегий при продаже товаров и услуг 66,8 70,0

В связи с данными тенденциями промышленные предприятия, и в частности предприятия РКО, вынуждены разрабатывать и внедрять такие стратегии развития своего бизнеса повышать эффективность использования НМА, которые бы позволили конкурировать в условиях инновационной экономики. Специфическими чертами инновационной экономики являются:

- слабая предсказуемость рынка, пресыщенность и низкая активность, ориентация на услуги и удобство эксплуатации, высокие требования к простоте использования продукции, высокие требования к качеству;

- увеличение стоимости продукции за счет управления знаниями и внедрения высоких технологий;

- повышение роли нематериальных активов при разработке стратегии инновационного развития предприятия

Для предприятий РКО, ориентированных традиционно на ГОЗ и технологические инновации дальнейшее развитие в современной инновационной экономике становится проблематичным, (по данным статистики). Но это не единственная проблема.

Предприятия РКО, на базе которых происходит разработка, проектирование и создание летательных аппаратов, имеют очень низкую рентабельность производства.

В рамках стратегии инновационного развития РФ до 2020 г. предполагалось увеличить долю инновационной продукции в ВВП с 6,8 % в 2011 г. до 25 % в 2020 г., однако в 2015 г. этот уровень составлял 7,2 %. Таким образом, за последние 5 лет этот уровень почти не изменился, констатировал М. Абызов [7].

По статистическим данным количество патентов и изобретений растет, инновации осуществляются по всем направлениям деятельности предприятия (технологические, маркетинговое, организационные), финансирование инноваций на 50 % и более осуществляется за счет самих предприятий. Для повышения рентабельности деятельности предприятий необходимо больше внимания уделять трансферу инноваций, в том числе через создание и

использование инфраструктур АСИ, НТИ, инновационных кластеров, технопарков. Одним из ведущих способов изменения данной ситуации может стать грамотное управление нематериальными активами предприятий РКО. Рассматривая подробнее распределение затрат и источники финансирования на технологические инновации, так как они являются основными на предприятиях РКО.

Основной источник финансирования 50 % и более ложится на собственные средства предприятия. Бюджетные средства на предприятиях РКО (основной деятельностью которых является выполнение ГОЗ) составляют всего 27,1 %. Анализ затрат на технологические инновации, показал, что, затраты на продуктовые инновации превышают затраты на процессные, несмотря на новую государственная программу вооружений ГПВ 2011-2020 гг. с беспрецедентными для современной России объемами финансирования в 23 трлн руб. [10]. И на то, что в настоящее время в РКП разработаны и осуществляются 8 федеральных целевых программ [9] опираясь на результаты статистики трудно сказать, что эти программы дали ожидаемый эффект.

Управление НМА на предприятиях РКО с учетом трансфера инноваций. Классическое понимание управления НМА включает: оценку, планирование, учет, постановку на баланс. К сожалению, этот механизм практически не дает результатов при управлении трансфером инноваций. Возможность повышения эффективности механизма управления объектами НМА, которая включает следующие направления:

- классификации объектов НМА;

- учет объектов НМА;

- методики оценки объектов НМА;

- амортизации объектов НМА;

- методики оценки эффективности использования объектов НМА;

- выделение инноваций способных к трансферу;

- определение потребителей и рынков трансфера инноваций;

- оценка эффективности трансфера и отсроченных эффектов.

В традиционном подходе управление НМА используется для повышения капитализации предприя-

тия, повышения выручки за счет имеющихся и вновь формируемых нематериальных активов, а также обеспечения снижения рисков за свет использования НМА [7]. Чаще всего НМА используются именно для минимизации рисков, но на предприятиях РКО инновации создаются в процессе разработки и создания ГОЗ, что с одной стороны снижает риски, а с другой не позволяет переводить полученные разработки в НМА предприятия, что значительно снижает эффективность работы последнего.

Для предприятий РКО наиболее важным представляется стратегическое управление НМА, учитывающая следующие направления:

а) перспективы использования НМА для повышения обороноспособности (секретные НМА);

б) участие в рынке инноваций, особенно международном, так как Российский рынок инноваций слабо развит;

в) повышение капитализации предприятия;

г) повышение интеллектуального каптала и потенциала самих предприятий.

Для реализации выдвинутых направлений стратегии необходимо решение следующих задач:

1. Исследование рынков деятельности предприятия на стратегически важных направлениях, в частности возможность участия в рынке инноваций, возможность реализации результатов интеллектуальной деятельности - как самостоятельного продукта, что особенно актуально для предприятий РКО.

2. Формирование перечня и требований к нематериальным активам, позволяющим им быть востребованными и конкурентоспособными на рынке инноваций, определяющим ключевые рыночные преимущества, эффективность и устойчивость, учитывающую специфику предприятий РКО, необходимость сохранения спецрежима и обороноспособности.

3. Инвентаризация существующих зарегистрированных и незарегистрированных нематериальных активов, включая фонд знаний, накопленных при выполнении работ, право исключительной собственности на результаты которые принадлежит заказчику. С учетом особенностей ГОЗ и направленности на оборону - инвентаризация является одним из самых сложных вопросов управления НМА на предприятиях РКО.

4. Формирование управленческой стратегии в области реформирования деятельности предприятия, направленной на повышение эффективности разработки, управления, учета и использования НМА в стратегических целях .

5. Формализация нематериальных активов, включая результаты научно-технической деятельности, фонд знаний и деловую репутацию в стратегическом формате, то есть не только регистрация прав и оценка стоимости, но и обеспечение представления стратегической ценности данных активов, создание возможности работы через НМА потенциальным инвесторам.

6. Формирование системы стратегических целей и задач в области развития деятельности, связанной с активным формированием нематериальных активов, анализ возможности выхода на рынок инноваций, не только с продуктовыми и техническими, но и с интеллектуальными инновациями.

Подход стратегического управления НМА на предприятиях РКО определяет НМА как ключевые факторы развития предприятия и позволяет строить систему управления, ориентируясь именно на них, а не только на материальные активы.

Для повышения конкурентоспособности и возвращения свих позиций на мировом космическом рынке для предприятий РКО необходимо:

- разработка стратегии управления инновациями и НМА предприятия с учетом мировых тенденций;

- создание системы выделения, идентификации и учета НМА, с учетом особенностей предприятий;

- выход на рынок не только технических, но и интеллектуальных инноваций;

- выделение РИД как гражданского, так и военного направления;

- особое внимание обратить на коммерциализацию РИД предприятий РКО;

- на данной стадии необходимо выделять НМА, но уже не только научные и технико-технологические но и организационные, маркетинговые и сетевые.

Стратегическое управление НМА на предприятиях РКО подразумевает планирование, организацию и реализацию стратегии по НМА, для этого необходимо выдвинуть определенные требования и методологические принципы.

Заключение. Обобщая всё вышеизложенное, целесообразно сделать следующий вывод: проблемы управления НМА и трансфера инноваций на предприятиях РКО вызвана, во-первых, мировыми тенденциями и необходимостью ускорения жизненного цикла как продукции, так и предприятия. Переход на инновационную экономику заставляет по-другому рассматривать как интеллектуальный потенциал предприятия, так результаты интеллектуальной деятельности, своевременно переводя их в НМА.

Во-вторых, помимо традиционных направлений предприятий РКО - технологических инноваций, в современны условиях необходимо уделять особое внимание организационным и маркетинговым инновациям, и своевременно включать их в НМА, с учетом особенностей предприятия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В-третьих, необходимо применять стратегические методу для увеличения эффективности управления НМА на предприятиях РКО. В-четвертых, предложенные требования к планированию и управлению НМА, позволят повысить эффективность управления НМА.

Библиографические ссылки

1. Бойко А. А. Принципы стратегического планирования инновационного воспроизводства основных фондов предприятий ракетно-космической промышленности // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. 2013. № 11. С. 26-31.

2. Бойко А. А. Методологические принципы планирования инновационного воспроизводства основных производственных фондов предприятий ракетно-космической промышленности // Вестник СибГАУ. 2012. № 4. C. 194-198.

3. Гильц Н. Е. Современное состояние и тенденции развития оборонно-промышленного комплекса // Вестник СибГАУ. 2012. № 4. С. 203-205.

4. Курбанов А. Х., Наружный В. Е. Перспективы реализации программы импортозамещения в интересах оборонно-промышленного комплекса России в современных условиях // Проблемы современной экономики. 2015. № 3 (55). С. 217-223.

5. Гостева О. В. Инструменты анализа стратегии эффективного использования интеллектуального капитала на предприятиях ракетно-космической промышленности // Вестник СибГАУ. 2013. № 1 (47). С. 196-201.

6. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Статистические сборники ВШЭ. Индикаторы инновационной деятельности [Электронный ресурс]. 2015. URL: https://www.hse. ru/primarydata/ii2015 (дата обращения: 20.04.2016).

7. Касс М. Е. Формирование стратегии инновационного развития предприятия на основе управления нематериальными активами : монография / Нижегор. гос. архитект.-строит. ун-т. Н. Новгород, 2011. 159 с.

8. Курочка К. С. Процесс управления нематериальными активами на предприятии // Вестник ГГТУ им. П. О. Сухого. 2013. № 2. С. 78-86.

9. Чурсин А. А., Разумный Ю. Н. Многокритериальный подход к задаче выбора эффективного инновационного проекта // Микроэкономика. М. : ОАО «Институт микроэкономики», 2015. № 1. С.124-131.

10. Путин В. В. на совещании о деятельности Фонда перспективных исследований 20 января 2014 года в Туле [Электронный ресурс] // Пресс-служба Президента России. URL: http://aviapa-norama.ru/2014/11/v-v-putin-na-forume-onf-sdelal-ryad-vazhnyx-zayavlenij-kasayushhixsya-opk-armii-i-vooruzhenij (дата обращения: 20.05.2016).

11. Тюлин А. Е., Чурсин А. А. Разработка теоретических подходов к выбору наиболее эффективных путей реструктуризации ракетно-космической промышленности России в современных условиях [Электронный ресурс] // Сайт РКС. URL: http://grant.rfh.ru/sys/a/?colfilter=0&context=_anonym ous~&pgoffset=0&ro_filter=_main.enrfh_tasks.syrecor didw%20=%200ECnG00JYtVF0E00JU2aLb00~&tabl e=main.enrfh_tasks&target=show_template&template =prg_card.htm (дата обращения: 20.05.2016).

12. Тюлин А. Е. Решаем амбициозную задачу -построить конкурентоспособное объединение мирового уровня [Электронный ресурс] // Сайт РКС. URL: http://www.spacecorp.ru/press/interview/item84 91.php (дата обращения: 25.05.2016).

13. Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» [Электронный ресурс]. URL: http://2014.fcpir.ru (дата обращения: 02.06.2016).

14. ФНС: отраслевые показатели рентабельности и налоговой нагрузки на 2014 год [Электронный ресурс]. URL: http://www.glavbukh.ru/news/ 19698-fns-vyvela-otras-levye-pokazateli-rentabelnosti-i-nalogovoy-nagruzki#ixzz45VFrGRMYhttp://www. glavbukh.ru/news/19698-fns-vyvela-otraslevye-poka-zateli-rentabelnosti-i-nalogovoy-nagruzki (дата обращения: 02.06.2016).

15. Цуриков С. В. Рынок инновационной продукции: тенденции развития // Экономика, менеджмент, инновации. 2013. № 6. С. 234-240.

16. Шойгу С. К. Техническое оснащение Вооруженных Сил РФ - первоочередная задача оборонно-промышленного комплекса страны [Электронный ресурс]. URL: http://federalbook.ru/files/ OPK/Sodeijanie/OPK-11/III/Shoygu.pdf (дата обращения: 02.06.2016).

17. The Week In Defense, Feb. 25-March 3, 2016. Feb 25, 2016 Jen DiMascio | Aviation Week & Space Technology. URL: http://aviationweek.com/defense/ week-defensefeb-25-march-3-2016 (дата обращения: 02.06.2016).

References

1. Boyko A. A. [Principles of strategic planning of innovative reproduction of fixed assets of enterprises of space-rocket industry] Ekonomika i upravlenie v XXI veke: tendentsii razvitiya. 2013. No. 11, p. 26-31. (In Russ.)

2. Boyko A. A. [Methodological principles of planning innovative reproduction of the basic production assets of the enterprises of space-rocket industry] Vestnik SibGAU. 2012. No. 4, p. 194-198. (In Russ.)

3. Gil'c N. E [Current status and development trend of military-industrial complex] Vestnik SibGAU. 2012. No. 4, p. 203-205. (In Russ.)

4. Kurbanov A. H., Narujnyi V. E. [Prospects implementation of import programs in favor of the military-industrial complex of Russia in modern conditions] Problemy sovremennoy ekonomiki, 2015. No. 3 (55), p. 217-223. (In Russ.)

5. Gosteva O. V. [Analysis Tools Strategy effective use of intellectual capital in the rocket and space industry] Vestnik SibGAU. 2013. № 1 (47), р. 196-201. (In Russ.)

6. National Research University "Vysshaya shkola ekonomiki". Statistical compilation of HSE indicators

of innovation activity: 2015. Available at: https: //www.hse.ru/primarydata/ii2015 (accessed: 20.04.2016). (In Russ.)

7. Cass M. E. Formirovanie strategii innova-cionnogo razvitija predprijatija na osnove upravlenija nematerial'nymi aktivami [Formation of innovative enterprise development strategy based on intangible assets management] N. Novgorod, "Nizhegorodskij gosudarstvennyj arhitekturno-stroitel'nyj universitet", Publ., 2011. 159 p.

8. Kurochka K. S. [Process of intangible assets management in the enterprise] Vestnik GGTU im. P. O. Suhogo. 2013. No. 2 (11), р. 78-86. (In Russ.)

9. Chursin A. A., Reasonable Y. N. [Multi-criteria approach to the problem of the choice of effective innovative project] Mikroekonomika, 2015. No. 1, р. 124-131. (In Russ.)

10. Putin V. V. [Meeting on the activities of the Foundation for Advanced Studies January 20, 2014 in Tula]: Press-sluzhba Prezidenta Rossii Available at: http://aviapanorama.ru/2014/11/v-v-putin-na-forume-onf-sdelal-ryad-vazhnyx-zayavlenij-kasayushhixsya-opk-armii-i-vooruzhenij (accessed: 05.20.2016).

11. Tjulin A. E., Chursin А. А. [The development of theoretical approaches to the selection of the most effective ways of restructuring the missile and space industry of Russia in modern conditions] Sayt RKS. Available at: http://grant.rfh.ru/sys/a/?colfilter=0&con-text=_anonymous~&pgoffset=0&ro_filter=_main. enrfh_tasks.syrecordidw%20=%200ECnG00JYtVF0E 00JU2aLb00~&table=main.enrfh_tasks&target=show_ template&template=prg_card.htm (accessed: 25.05.2016). (In Russ.)

12. Tyulin A. [Solve ambitious goal - to build a world-class competitive association] Sajt RKS Available at: http://www.spacecorp.ru/press/interview/ item8491.php (accessed: 26.04.2016). (In Russ.)

13. The Federal Target Program [Research and development in priority areas of development Russian scientific and technological complex for 2014-2020] Available at: URL: http://2014.fcpir.ru (accessed: 02.06.2016).

14. FNS: industry profitability and the tax burden for the year 2014. Available at: http://www.glavbukh. ru/news/19698-fns-vyvela-otras-levye-pokazateli-ren-tabelnosti-i-nalogovoy-nagruzki#ixzz45VFrGRMY http://www.glavbukh.ru/news/19698-fns-vyvela-otras-levye-pokazateli-rentabelnosti-i-nalogovoy-nagruzki (accessed: 02.06.2016).

15. Curikov S. V. [Market innovative products: Trends] Ekonomika, menedzhment, innovatsii 2013. No. 6, p. 234-240. (In Russ.)

16. Shojgu S. K. [Technical equipment of the Armed Forces - the primary task of the military-industrial complex]. Sajt federalbook. Available at: http://federalbook.ru/files/OPK/Soderjanie/OPK-11/III/ Shoygu.pdf (accessed 06/02/2016). (In Russ.)

17. The Week In Defense, Feb. 25-March 3, 2016. Feb 25, 2016 Jen DiMascio Aviation Week & Space Technology. Available at: http://aviationweek.com/ defense/week-defensefeb-25-march-3-2016 (accessed: 02.06.2016).

© Гостева О. В., 2017

Для цитирования: Гостева О. В. Проблемы трансфера инноваций и управления нематериальными активами на предприятиях ракетно-космической отрасли // Менеджмент социальных и экономических систем. 2017. № 1. С. 17-23.

For citations: Gostevа O. V. Problems of the transfer of innovation and management of intangible assets at the enterprises of the rocket and space industry // Social and economic systems management. 2017. № 1. Р. 17-23. (In Russ., abstr. in Engl.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.