УДК 334.021.1
ПРОБЛЕМЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И УПРАВЛЕНИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНЫМИ АКТИВАМИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
О. В. Гостева
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: Ov-gosteva@yandex.ru
Выделены основные проблемы воспроизводства интеллектуальной собственности на предприятиях ОПК. Производственные, технологические особенности данных предприятий позволили им скопить серьезный потенциал интеллектуальной собственности, но, к сожалению, в современных динамических условиях - этот потенциал, во-первых, не учитывается, во-вторых, устаревает, в-третьих, неопределенные его стоимостные значения, в-четвертых, практически не применяется мер для воспроизводства и наращивания этого потенциала, в-пятых, отсутствует система управления им.
Несмотря на то, что для экономики современной России наиболее актуальна проблема технологического развития, что вызывает возросшую потребность в технологических инновациях, проблемы процессных, управленческих и маркетинговых инноваций - выходят на новые рубежи, особенно на предприятиях ОПК, которые являются наиболее конкурентоспособными, на продуктовом, а не сырьевом рынке. Решение данной проблемы во многом связано с отсутствием инструментов управления нематериальными активами промышленных предприятий и в особенности наукоемких предприятий ОПК. Выделены проблемы препятствующих расширенному воспроизводству интеллектуальной собственности в ОПК. Проблемы интеллектуального потенциала предприятий ОПК и интеллектуальной собственности, результатов интеллектуальной деятельности и технологии двойного назначения в настоящее время являются наиболее значимыми для выполнения пути инновационного развития обозначенного правительством России.
Ключевые слова: нематериальные активы предприятий ОПК инновационная деятельность, оборонно-промышленный комплекс, результаты интеллектуальной деятельности, воспроизводство интеллектуальной собственности.
PROBLEMS OF REPRODUCTION OF INTELLECTUAL PROPERTY AND MANAGEMENT OF INTANGIBLE ASSETS IN ENTERPRISES DEFENSE INDUSTRIAL COMPLEX
O. V. Gostevа
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: Ov-gosteva@yandex.ru
The article highlights the main problems of reproduction of intellectual property in enterprises of the military industrial complex. Productive, technological features of these companies enabled them to accumulate considerable potential of intellectual property, but unfortunately, in today's dynamic environment - this potential, firstly not take into account, in the second outdated, third indefinite its cost value, fourth, virtually applied measures for reproduction and increase this potential, there is no in-fifths of their management system.
Despite the fact that in modern Russian economy the most urgent problem of technological development, which causes the increased demand for technological innovations, issues of process, management and marketing innovation - go to a new level, especially at the enterprises of the military industrial complex, which are the most competitive in the grocery, not the commodities market. The solution to this problem is largely due to the lack of management tools intangible assets of industrial enterprises, and in particular high-tech enterprises of the military industrial complex. The article highlights the problems hindering the expanded reproduction of the intellectual property in the military industrial complex. Problems of intellectual potential of the enterprises of the military industrial complex and intellectual property, intellectual property and dual-use technologies are currently the most important for the implementation of innovative development path designated by the Government of Russia
Keywords: Intangible assets of enterprises of the military industrial complex innovation activities, the defense industry, intellectual property, the intellectual property of reproduction.
Введение. В современных сложных экономических условиях необходимо выделять новые инструменты и рычаги, позволяющие повысить эффективность работы предприятий, особенно наукоемких и высокотехнологичных. Одним из таких инструментов является управление нематериальными активами (НМА) предприятий ракетно-космической отрасли (РКО). Проблема управления НМА поднималась неоднократно, но именно в сегодняшней ситуации, обусловленной необходимостью им-портозамещения и инновационного развития страны, данные проблемы становятся наиболее значимыми, этим обусловлена актуальность статьи.
Главная проблема - формирование условий для расширенного воспроизводства интеллектуальной собственности в ОПК, поскольку сегодня здесь ничего подобного практически не производится[10].
Однако решению данной задачи препятствуют минимум пять групп факторов.
Первая - деформированная структура экономики.
Вторая - низкий уровень оплаты труда в промышленности.
Третья - кадровый голод.
Четвертая - пространственная сверхконцентрация носителей интеллектуальной собственности.
Пятая - утрата значительной части объектов интеллектуальной собственности.
Утрата объектов интеллектуальной собственности. В период рыночных реформ по возможностям использования потенциала ОПК в интересах развития гражданских секторов экономики был нанесен самый ощутимый удар. Его причиной стала нерешенность проблемы собственности на интеллектуальный капитал.
Распространено мнение, будто советский ОПК обладал огромной интеллектуальной собственностью. Но это не так. Реальным собственником были не предприятия ОПК, а сотни специализированных институтов и КБ. Но поскольку по соображениям секретности эта собственность в большинстве случаев не была юридически оформлена (например, через международное патентование), она оказалась утрачена, разворована или продана за границу [5]. Так, по имеющимся оценкам, общая стоимость интеллектуальной собственности в сфере обороны, которая была нелегально передана третьим странам, составляет восемь миллиардов долларов
По нашему мнению, преодоление негативного воздействия первых трех групп факторов силами ОПК и только внутри него невозможно. Для этого необходима система экономико-правовых механизмов, побуждающих все машиностроительные предприятия к производству продукции с высокой добавленной стоимостью.
Если этот вывод верен, то решение задачи использования интеллектуальной собственности ОПК для гражданских нужд следует искать не внутри него, а в разработке стратегии реиндустриализации экономики России [10].
Данная стратегия, помимо прочего, должна будет учитывать воздействие четвертого фактора -особенностей пространственного размещения носителей интеллектуального капитала, т. е. решение видится в формировании кластеров, использовании сохранившегося кадрового потенциала моногородов и т. п.
Что касается пятого негативного фактора - утраты объектов интеллектуальной собственности ОПК, то начать нужно с ее защиты. Здесь необходим комплекс мер, поскольку весь объем защищенной интеллектуальной собственности в России не превышает одного процента.
- конкретизировать права РФ на результаты интеллектуальной деятельности (РИД), создаваемые за счет средств государственного бюджета;
- обеспечить баланс прав и законных интересов участников правоотношений в данной области;
- создать на уровне законодательных актов условия, достаточные для стимулирования творческой деятельности и использования РИД в отраслях ОПК;
- законодательно определить порядок передачи государством прав на РИД, созданные за счет государственного бюджета;
- повысить уровень защиты прав на РИД, ужесточить ответственность за их нарушение и др.
Однако защитных мер недостаточно, поскольку главная проблема не в необходимости сохранения накопленной в ОПК интеллектуальной собственности, а в ее расширенном воспроизводстве [6].
Для этого требуется, во-первых, инвентаризация интеллектуальной собственности ОПК во всех сохранившихся формах. Во-вторых, необходимо возрождение оборонных НИИ и КБ по приоритетным направлениям восстановления ОПК. В-третьих, нужна разработка экономико-правовых механизмов передачи этой интеллектуальной собственности в сферу производства военной техники, где ее могут использовать как государственные, так и частные производители. Кстати, этот процесс хорошо отлажен в США. И только на четвертом месте -экономико-правовые механизмы передачи (реализации) интеллектуальной собственности ОПК в сферу гражданского производства.
Помимо выше перечисленных проблем хочется отметить следующие:
- трудности в оценке стоимости активов, в том числе интеллектуальной собственности (нормативно утвержденные методики оценки отсутствуют);
- непрозрачная система ценообразования на продукцию ОПК и технологии двойного назначения;
- отсутствие информации о выполняемых предприятиями ОПК работах, их результатах, об РИД - принадлежащих предприятиям и Российской Федерации - могущим быть вовлеченными в гражданский оборот вследствие режима секретности;
- высокие корпоративные долги;
- недостаток собственных средств для поддержания конкурентоспособного технологического
уровня, для модернизации производства, развития новых технологий и экспериментальной базы;
- отсутствие поддержки новаторских инициатив сотрудников на уровне сектора, отдела, лаборатории, отделения, предприятия в целом;
- низкая заработная плата и недостаточный компенсационный пакет.
Проблемы управления правами на РИД, в том числе:
- проблема распределения прав на РИД при софинансировании НИОКР государством и бизнесом. Все результаты, полученные в ходе работ финансируемых за счет средств федерального бюджета (даже если это не стопроцентное финансирование и часть средств внесена бизнесом) априори становятся собственностью государства. В этих условиях частному бизнесу абсолютно невыгодно вкладываться в инновационные процессы с участием государства. Ведь прав на полученные результаты он (бизнес) не получит;
- другой крайностью является возникающая, в настоящий момент, практика «безвозмездной» передачи на баланс разработчика, полученных в результате проведения НИР РИД от заказчика -Минпромторга России, например. Предприятия ОПК не заинтересованы в подобном «подарке» (отсутствуют финансовые средства на уплату налогов, на внедрение, на рассекречивание, на маркетинг, на доводку под нужды гражданского заказчика);
- автор РИД никаких прав на РИД не получает;
- инновации не выгодны профильным министерствам, поскольку в статьях их собственного финансирования не заложены ассигнования «на работу» с получаемыми ими в управление РИД организаций-исполнителей по государственным контрактам.
Предприятия РКП нацелены на создание новой продукции, а для управления деятельностью такого предприятия необходимы технологии анализа и оценки интеллектуального капитала. Показатели анализа и измерения интеллектуального капитала для предприятий РКП должны быть ориентированы не на стоимость предприятия, а на способность создавать новую высокотехнологичную продукцию. В связи с этим они должны отражать новизну, креативность, знания [2].
Тезис об опасности перехода инновационной деятельности в имитационную деятельность - может показаться противоречащим практике таких международных компаний как IBM, Microsoft, Apple, например, - патентующих все подряд, причем в огромных количествах. Однако между этими компаниями ведется жесткая непримиримая война за рынки сбыта. Именно этим объясняются их патентные войны. Что же касается инновационного развития, то оно от таких действий основных инно-ваторов только выигрывает, поскольку западные компании имеют иную философию ведения бизнеса, сложившуюся исторически. Для них главным является получение прибыли, доля рынка и курс их
акций, а не количество патентов, отраженных в государственной, отраслевой или корпоративной статистике. Для них патент это средство борьбы с конкурентами за прибыль, а не средство борьбы за положительную отчетность в интересах получения государственной поддержки на внедрение всех их «дутых» патентов [5].
В качестве одного из показателей развития инновационной деятельности должен быть выбран не показатель патентной активности, а, например, доля инновационной продукции в общем объёме продаж компании. Диапазон изменения этого показателя от 0 до 100 %, - максимального, наиболее предпочтительного значения.
Актуальность и высокая значимость выделенных проблемных вопросов подтверждается их корреляцией с оценками, высказанными на совместном заседании Рабочей группы Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации для подготовки предложений по совместной реализации инновационных проектов, направленных на создание современных высокотехнологичных производств двойного и гражданского назначения и Торгово-промышленной палаты Российской Федерации [3].
Для решения этих проблем необходимо рассмотреть и реализовать следующие мероприятия:
- увеличить роль государства в управлении инновационными направлениями в ОПК;
- в Федеральных целевых программах технологической направленности предусматривать мероприятия и необходимые ассигнования по доведению технологий, полученных в результате НИОКР, до стадии опытного производства продукции на основе этих технологий.
- создать или возобновить сотрудничество и альянсы предприятий, позволяющие наиболее эффективно использовать НМА каждого из них, дополнить межотраслевые альянсы участниками способными внедрять технологии на стыке различных направлений.
- организовать использование информационных порталов на основе облачных технологий, а также информационных баз и виртуальных выставок министерств, ведомств, организаций ОПК для оперативного доступа потребителей и инвесторов к новым конкурентоспособным технологиям и инновационной продукции
- организовать государственную систему мониторинга рынка зарубежных инновационных товаров и услуг с целью выявления проводимых зарубежными поставщиками финансово-экономических, таможенных и других мероприятий по ускоренному продвижению своих товаров и услуг на рынок России и разработки адекватных мер в соответствии с нормами международных договоров, к которым присоединилась Россия.
В интересах устранения выявленных недостатков и достижения государственных целевых ориентиров - интенсификации процессов построения в
России экономики инновационного типа, повышения конкурентоспособности российской промышленности - необходимо интегрировать военную и гражданскую сферы экономики, развивая их взаимовыгодные партнерские отношения. Это обеспечит эффективную коммерциализацию РИД, и позволит как выпускать рыночно ориентированную гражданскую продукцию, так и продукцию военного назначения, превосходящую по своим тактико-техническим характеристикам образцы потенциальных противников России.
Технологической основой военно-гражданской интеграции должны стать технологии двойного назначения (далее - ТДН). ТДН обладают существенными преимуществами перед чисто военными и гражданскими технологиями [11], заключающимися в том, что ТДН:
- позволяют стимулировать разработку и сокращать срок внедрения технологий, а также ускоренную трансформацию военных и гражданских технологий вследствие быстрой оборачиваемости денежных средств, вложенных в ТДН;
- уменьшают технологический разрыв между военными и гражданскими секторами экономики, что позволяет при необходимости использовать в интересах ОПК потенциал всей промышленности государства;
- дают возможность оптимизировать затраты госбюджета и внебюджетных фондов на поддержание научно-технического и промышленного потенциала.
Жизненный цикл любой технологии, в том числе ТДН, состоит из следующих крупных этапов:
- разработка и правовая охрана технологии;
- коммерциализация технологии;
- использование технологии при производстве продукции, имеющей рыночный спрос.
Следует отметить, что довольно часто этап коммерциализации ТДН начинается с выявления необходимости проведения доработки технологии до возможности её коммерческого использования и проведения соответствующих доработок. Это связано с тем, что ТДН как товар довольно специфична: с одной стороны ее основой является интеллектуальная собственность, с другой - технология должна обладать стандартными потребительскими свойствами, т. е. научно-техническое достижение должно быть доведено до уровня товара, чтобы стать технологией. Как правило, вторая компонента в финансовом плане более объемна, хотя первая определяет интеллектуальный потенциал ТДН. Такая специфика технологии при ее продвижении на рынок требует эффективного управления, в том числе государственного.
В новой редакции Военной доктрины Российской Федерации, утвержденной Президентом России
25 декабря 2014 г., четко определена основная задача развития ОПК - обеспечение его эффективного функционирования как высокотехнологичного
многопрофильного сектора экономики страны, способного удовлетворить потребности ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов в современных ВВСТ и обеспечить стратегическое присутствие Российской Федерации на мировых рынках высокотехнологичной продукции и услуг [11].
Мировой опыт свидетельствует, что хотя рынок и играет важнейшую роль в стимулировании инновационной деятельности, отборе инновационных продуктов адекватных потребностям общества, но сам по себе он не способен обеспечить комплексное решение инновационных задач, динамичное развитие инновационных систем [7].
Необходимым является государственное регулирование, наличие сильной государственной политики, в рамках которой реализуются конкретные мероприятия по поддержке и стимулированию тех этапов инновационного процесса, для которых рыночных стимулов недостаточно. Главными итогами этих мероприятий должно стать появление перспективных рынков сбыта наукоемкой продукции, создание новых рабочих мест, увеличение поступлений в бюджет в силу расширения налогооблагаемой базы.
Библиографические ссылки
1. Бойко А. А. Принципы стратегического планирования инновационного воспроизводства основных фондов предприятий ракетно-космической промышленности // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития . 2013. № 11. С. 26-31.
2. Гостева О. В. Инструменты анализа стратегии эффективного использования интеллектуального капитала на предприятиях РКО // Вестник СибГАУ. 2013. № 1(47).
3. Комарова О. Г. Специфические особенности инновационных предприятий. Уральский государственный горный университет // Известия вузов. Горный журнал. 2011. № 7.
4. Николаев А. Инновационное развитие и инновационная культура [Электронный ресурс]. URL: http://vasilievaa.narod.ru/9_5_01.htm (дата обращения: 11.06.2016).
5. Jason Li-Ying, Yuandi Wang, Lutao Ning, How do dynamic capabilities transform external technologies into firms' renewed technological resources? - A mediation model [Электронный ресурс] // Asia Pacific J. of Management. 2016. 4 May, p. 1-28. URL: http://link. springer.com/article/10.1007/s10490-016-9469-9 (дата обращения: 11.06.2016).
6. Ghazala Azmat, Nagore Iriberri' The Provision of Relative Performance Feedback: An Analysis of Performance and Satisfaction [Электронный ресурс] // J. of Economics & Management Strategy. Vol. 25, Issue 1, p. 77-110, Spring 2016. URL: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/jems.12151 /full (дата обращения: 11.06.2016).
References
1. Boyko A. A. Principles of strategic planning of innovative reproduction of fixed assets of enterprises of space-rocket industry // Economics and Management in the XXI century: trends. 2013. № 11. S. 26-31.
2. Gosteva O. V. Tools of analysis strategies for effective use of the intellectual capital in enterprises RKO SibSAU. 2013. Bulletin number 1 (47).
4. Komarova O. G. Specific features of the innovative enterprises. Ural State Mining University. Proceedings of the universities. Mining Journal, number 7, 2011.
5. Nikolaev A. Innovative development and innovative culture. URL: http://vasilievaa.narod.ru/9_ 5 01.htm
6. Jason Li-Ying, Yuandi Wang, Lutao Ning, How do dynamic capabilities transform external technologies into firms' renewed technological resources? -A mediation model // Asia Pacific J. of Management. 04 May 2016, p. 1-28. URL: http://link.springer.com/ article/10.1007/s10490-016-9469-9.
7. Ghazala Azmat, Nagore Iriberri, The Provision of Relative Performance Feedback: An Analysis of Performance and Satisfaction // J. of Economics & Management Strategy. Vol. 25, Issue 1, p. 77-110, Spring. 2016. http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10. 1111/jems.12151/full.
© Гостева О. В., 2016
Для цитирования: Гостева О. В. Проблемы воспроизводства интеллектуальной собственности и управления нематериальными активами на предприятиях оборонно-промышленного комплекса // Менеджмент социальных и экономических систем. 2016. № 4. С. 11-15.
For citations: Gostevа O. V. Problems of reproduction of intellectual property and management of intangible assets in enterprises defense industrial complex // Social and economic systems management. 2016. № 4. Р. 11-15. (In Russ., abstr. in Engl.)