Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
244
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ / ФИНАНСОВАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ / НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Груздева Е.С.

В статье рассмотрены основные проблемы управления муниципальными финансами и обеспечения экономической и финансовой самостоятельности муниципальных образований. Представлены ключевые направления решения проблем увеличения доходной базы бюджетов местного самоуправления за счет усиления доли местных налогов и поиска резервов роста собственных доходов муниципальных образований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

Основные бизнес-процессы генерируют доходы компании. К ним относятся процессы, ориентированные на производство товара или оказание услуги, являющиеся целевыми объектами создания предприятия и обеспечивающие получение дохода. Именно основные бизнес-процессы формируют результат и потребительские качества, за которые внешний клиент готов платить деньги. Так, для нефтедобывающего предприятия основным бизнес-процессом является добыча нефти.

Обеспечивающие процессы поддерживают инфраструктуру компании, предназначены для жизнеобеспечения всех остальных процессов и ориентированы на поддержку их универсальных черт. На предприятиях любой отрасли это процесс финансового обеспечения, кадрового обеспечения, инженерно-технического обеспечения и т. п.

Бизнес-процессы управления - это процессы, охватывающие весь комплекс функций управления на уровне каждого бизнес-процесса и предприятия в целом. Это процессы можно подразделить на : контроль, планирование и выработку стратегии. К примеру, к управленческим процессам можно отнести поиски новых рынков сбыта, либо же установку объемов выработки продукции, контроль персонала. Бизнес-процессы развития нужны, чтобы компания могла улучшить свои показатели.

Для чего же важно такое распределение бизнес-процессов? Это необходимо для понимания, какие процессы являются главными для получения дохода, а что лишь обеспечивает непрерывную работу в структурах. Например, рассмотрим бухгалтерию. Для работы необходима: кабинет, сотрудники, компьютеры и соответствующие программные обеспечения, периодическое повышение квалификации, в том числе покупка обновления для программных обеспечений по мере их устаревания, закупка канцелярских принадлежностей. Иногда для небольших предприятий все затраты на обеспечение работы бухгалтерии лечь тяжелым грузом. Поэтому вполне целесообразно отделы охраны, бухгалтерии, а также 1Т-отдел упразднить и вывести на аутсорсинг. Не все руководители это понимают. Список использованной литературы:

1. Котов Д.В. Инновации и реинжениринг бизнес-процессов: Учебное пособие.- Уфа: Изд-во УГНТУ, 2012. - 86 с.

2. Волков А.Я., Егорова Т.И. Основы менеджмента. Учебное пособие. - Ижевск: НИЦ «РХД», 2002

3. Ансофф И. Стратегическое управление: Пер. с англ. - М.: Экономика, 1989. - с. 418.

4. Алекперов В.Ю. Вертикально интегрированные нефтяные компании России. - М.: АО РИТЭК, 1996.

5. Асвадуров К. Почувствуйте разницу. О некоторых аспектах развития нефтяного бизнеса и сервисного рынка на Западе и в России// Нефть и капитал. - 2000. - №11. - с. 62 - 65.

© Гильмутдинова Ф.Ф., 2021

УДК 332.1

Груздева Е.С.

Студентка 1 курса магистратуры ГМУ Университет «Синергия»

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация

В статье рассмотрены основные проблемы управления муниципальными финансами и обеспечения экономической и финансовой самостоятельности муниципальных образований. Представлены ключевые направления решения проблем увеличения доходной базы бюджетов местного самоуправления за счет усиления доли местных налогов и поиска резервов роста собственных доходов муниципальных образований.

Ключевые слова

Муниципальные финансы, финансовая самостоятельность, муниципальные образования,

местный бюджет, налоговые доходы

В современных условиях развития экономики России одним из важнейших аспектов управления общественными финансами являются вопросы обеспечения финансовой и экономической самостоятельности муниципальных образований. В связи с этим, наиболее актуальными вопросами эффективного функционирования системы местного самоуправления рассматриваются проблемы управления муниципальными финансами и пути их решения.

В последние годы большое количество публикаций посвящено вопросам управления муниципальными финансами, обеспечения финансовой самостоятельности муниципальных образований, а также рассмотрению возможных путей повышения эффективности функционирования органов местного управления [2,3,5,6].

Следует отметить, что с 2016 года в РФ действует государственная программа «Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами» [1], в соответствии с которой актуализируется система распределения и перераспределения финансовых ресурсов между бюджетами. При этом, особо остро в программе стоят вопросы распределения финансовых ресурсов на уровне бюджетов муниципальных образований.

Вместе с тем, как показал анализ публикаций, посвященных вопросам управления муниципальными финансами и финансовой самостоятельности муниципальных образований, в современных условиях финансовая политика, проводимая на уровне муниципальных образований в большинстве регионов недостаточно эффективна и направлена лишь на выживание [3,5,6].

В этой связи, необходимо рассмотреть основные проблемы управления муниципальными финансами и обозначить возможные пути их решения.

Следует отметить, что первостепенной задачей, стоящей перед руководством муниципального образования, является укрепление доходной части местных бюджетов с целью увеличения возможностей использования финансовых ресурсов для решения задач социально-экономического развития муниципального образования и повышение качества жизни населения. Основные источники пополнения бюджета представлены четырьмя видами: налоговые платежи, неналоговые поступления, доходы от собственной хозяйственной деятельности, а также муниципальный кредит.

Необходимо отметить, что все приведенные источники доходов местных бюджетов будут зависеть от действующего законодательства в части определения правоспособности органов местного самоуправления. При этом, налоги и другие платежи связаны с поступлениями от организаций и физических лиц, а последние два доходных источника напрямую зависят от возможности распоряжаться имеющимися у муниципального образования финансовых ресурсов.

В настоящее время, местные власти имеют весьма недостаточную степень воздействия на процесс формирования доходов, так как весомая доля платежей приходится на бюджетные поступления в виде федеральных и региональных налогов. Налоговые доходы на постоянной основе не закреплены за бюджетами местного уровня, и, соответственно, местные органы управления лишены возможности осуществлять планирование своих доходных поступлений в будущем. Такой подход, связанный с концентрацией финансовых потоков на вышестоящих уровнях бюджетной системы, свидетельствует о недостаточной финансовой самостоятельности муниципальных образований и ограничивает рост эффективности управления муниципальными финансами.

В качестве одного из ключевых направлений решения проблемы увеличения доходов муниципального образования, можно рассматривать усиление роли местных налогов в формировании доходной части.

На протяжении последних лет действуют новые принципы налогообложения недвижимого имущества физических лиц, направленные на увеличение доходной базы бюджетов муниципальных

~ 94 ~

образований и связанные с расширением прав органов местного самоуправления.

Муниципальные образования вправе самостоятельно устанавливать налоговые ставки в зависимости от кадастровой стоимости имущества и факторов его использования. Например, от вида облагаемого имущества, его места нахождения и территории, в зоне которой данное имущество используется. Кроме того, в состав прав местных органов власти включается также введение дополнительных налоговых льгот и вычетов.

В этой связи, перед муниципальным образованием стоит задача, направленная на разработку методического обеспечения расчета кадастровой стоимости объектов, а также осуществление достоверного и полного их учета на основе информации о реально существующих и используемых объектах, образующих базу по налогу на недвижимое имущество - земельных участках, зданиях и сооружениях вне зависимости от времени их приобретения и правового статуса.

Кроме того, в качестве мер по увеличению доходных поступлений, заслуживает внимание рекомендации Панскова В.Г., связанные с переводом в состав местных налогов налога на доходы физических лиц, который уплачивается индивидуальными предпринимателями, а также увеличение ставки по налогу на прибыль в бюджеты муниципальных образований [7].

Также следует уделить внимание вопросам передаче дополнительных налогов на местный уровень. В первую очередь, это касается налогов, поступления от которых тесно связаны с усилиями местных органов власти относительно применения специальных режимов налогообложения, которые устанавливаются для субъектов среднего и малого предпринимательства. Такие поступления существенно зависят от грамотной реализации программ поддержки малого бизнеса, осуществляемых на муниципальном уровне.

Вместе с тем, должно быть уделено внимание поиску и реализации резервов формирования муниципальными образованиями доходной части за счет собственных доходов. С целью повышения финансовой самостоятельности и росту эффективности управления муниципальными финансами важно осуществить разработку комплекса мероприятий, направленных на формирование собственных доходных источников за счет использования имущества, находящегося в собственности муниципального образования, уменьшения недоимки по налоговым платежам, а также за счет улучшения системы учета финансового результата деятельности муниципальных унитарных предприятий, находящихся на территории муниципального образования.

Таким образом, можно отметить, что рассмотренные возможные пути решения проблем управления муниципальными финансами в Российской Федерации не являются исчерпывающими, но, в то же время, реализация приведенных мер приведет к значительному росту собственных доходных поступлений муниципальных образования, и, как следствие, позволит укрепить финансовую и экономическую самостоятельность муниципальных образований.

Список использованной литературы:

1. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами»: Постановление Правительства РФ от 18.05.2016 № 445 (ред. от 31.12.2020) // www.consultant.ru.

2. Яруллин Р.Р., Пехенько А.А. Проблемы управления муниципальными финансами // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2017.- №5.- с. 154-156.

3. Игонина Л.Л. Финансовая самостоятельность муниципальных образований: ограничения и возможности // Финансы и кредит. - 2015. -№35.-с. 12-24.

4. Афанасьева Е.Е. Проблемы формирования доходов местных бюджетов в условиях централизации финансовых ресурсов // Вестник Евразийской науки. - 2018.-№3.

5. Дадашев А.З., Золотько А.И. К вопросу о финансовой самостоятельности муниципальных образований и методах оценки ее уровня // Финансы и кредит. - 2018. - т.24.вып.33.- с. 2017-2032.

6. Николаева Е.Ф., Авдюков Ф.В. Финансы муниципального образования // Системные технологии.- 2017.-

№24.- с. 64-68.

7. Пансков В.Г. НДС и укрепление местных бюджетов // Финансы . - 2013. - №2. - с. 38 - 43.

© Груздева Е.С., 2021

УДК 331.08

Давыденко Д.Ю.

студент Уфимской высшей школы экономики и управления Уфимский государственный нефтяной технический университет,

г. Уфа, Российская Федерация

НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ДЛЯ HR-МЕНЕДЖЕРОВ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К АВТОМАТИЗАЦИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ

Аннотация

В статье рассматриваются основные перспективы, которые ждут HR-менеджеров в ближайшее будущее. Также были описаны различия между рутинными и творческими функциями. Для подтверждения актуальности данной проблемы приведены результаты проведенного опрос среди сотрудников блока по персоналу одной крупной нефтяной компании.

Ключевые слова:

HR-менеджер, управление персоналом, роботизация, рутинные задачи, творческие функции.

Da^a Davуdenko

student of the Ufa Higher School of Economics and Management Ufa State Petroleum Technical University, Ufa, Russian Federation

NEW PERSPECTIVES FOR HR MANAGERS IN THE CONTEXT OF THE TRANSITION

TO BUSINESS PROCESS AUTOMATION

Abstract

The article discusses the main prospects that await HR managers in the near future. The differences between routine and creative functions were also described. To confirm the relevance of this problem, the results of a survey conducted among the employees of the personnel unit of a large oil company are presented.

Keywords:

HR manager, HR management, robotics, routine tasks, creative functions.

Чем займется HR через 10 лет? За последние годы очень сильно поменялись задачи HR, а также его значение для бизнеса и самое главное для самих сотрудников.

огласно многочисленным опросам, более чем для 70% сотрудников компании главной ценностью, которую обеспечивает HR-отдел - это подбор кадров. Именно поэтому об автоматизации этой задачи говорят больше всего. Ведь рутинные операции, наконец, должны уйти в прошлое, а самые творческие и интересные - остаться у человека.

Сейчас появилось большое количество интересных инструментов для поиска кандидатов и для их первичной коммуникации: чат-боты, видео-боты, программы, которые собирают информацию о человеке из разных социальных сетей. Но вот не все HR-менеджеры доверяют роботам, если поиск кандидатов еще

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.