Научная статья на тему 'Проблемы формирования собственных доходов муниципальных образований'

Проблемы формирования собственных доходов муниципальных образований Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
265
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / MUNICIPALITIES / СОБСТВЕННЫЕ ДОХОДЫ / МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ / LOCAL BUDGETS / OWN REVENUES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прокопова Галина Алексеевна, Соколов Николай Николаевич

В статье рассматриваются проблемы формирования собственных доходов муниципальных образований, проблемы недостаточности средств для выполнения обязательств перед населением муниципальных образований, а также пути повышения доходности местного бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FORMATION OF OWN INCOMES OF MUNICIPAL FORMATIONS

In the article are considered the problems of formation of own incomes of municipalities, the problems of insufficient funds to meet the obligations to the population of municipalities, as well as ways to improve the profitability of the local budget.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования собственных доходов муниципальных образований»

УДК 332.12

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОБСТВЕННЫХ ДОХОДОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Г.А. Прокопова, Н.Н. Соколов

Ивановский филиал Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова

В статье рассматриваются проблемы формирования собственных доходов муниципальных образований, проблемы недостаточности средств для выполнения обязательств перед населением муниципальных образований, а также пути повышения доходности местного бюджета.

Ключевые слова: муниципальные образования, собственные доходы, местные бюджеты.

Развитие муниципального образования - это одна из основных проблем современной России. Финансовое обеспечение выполнения собственных полномочий стоит очень остро при наличии даже изменения перераспределения отчислений налоговых платежей. Реальность самостоятельности обусловлена Бюджетным кодексом, но наличие экономической, материальной и финансовой самостоятельности муниципальных образований, и, прежде всего, поселений до сих пор является одной из проблем, решение которых даст толчок развития этих территорий.

Доходы муниципальных образований обеспечиваются в основном за счет оказания финансовой помощи со стороны вышестоящих бюджетов, а не за счет роста налоговых доходов адекватных росту расходов бюджета. Значения показателей доли доходов и расходов местных бюджетов в доходах и расходах консолидированного бюджета Российской Федерации свидетельствуют о наличии децентрализации доходных источников, однако эти показатели не учитывают реальную степень финансовой независимости муниципальных образований, а позволяют лишь формально оценить законодательную интерпретацию уровня собственных доходов местных бюджетов.

При сложившейся моносубъектной системе управления муниципальными фи-

нансами возникает противоречие между требованиями рынка и особенностями муниципального управления, разрешение которого возможно на основе формирования системы ресурсного обеспечения устойчивого развития муниципального образования

Главная задача местного самоуправления - это повышение уровня и качества жизни населения. Представляется, что проблема изыскания средств на удовлетворение потребностей местного самоуправления, анализ источников приобретения этих средств, а также значение финансового обеспечения возникающих нужд на местах заслуживает внимания и решения. В реальности проблема поиска денег для финансирования обязательств муниципальной деятельности - это, в первую очередь, проблема мотивации местных органов власти.

Одним из показателей, по которым динамика роста свидетельствует об эффективности деятельности органов местного самоуправления в сфере организации муниципального управления, является доля собственных доходов местного бюджета (за исключением безвозмездных поступлений, поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений и доходов от платных услуг, оказываемых муниципальными бюджетными учреждениями) в общем объеме доходов бюджета

муниципального образования. Этот показатель характеризует усилия органов местного самоуправления по развитию собственной доходной базы[1, с.27].

К собственным доходам бюджетов муниципального образования относятся:

- закрепленные в установленном порядке источники доходов;

- отчисления, получаемые в бюджеты по регулирующим доходным источникам;

-дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно представительными органами власти субъектов федерации и местного самоуправления.

Соотношение этих трех групп основных источников в структуре местных бюджетов определяет самостоятельность данного муниципального образования, поскольку преимущество в структуре бюджетов первой или третей группы источников порождает зависимость от органов государственной власти или кредитных учреждений, ограничивая тем самым целевое направление средств на нужды населения муниципального образования. Именно поэтому органы местного самоуправления должны стремиться к наращиванию источников, отнесенных ко второй группе. Следовательно, самостоятельность местных финансов зависит в значительной степени

от собственной финансовой деятельности органов местного самоуправления, их предприятий и организаций, а также от степени профессионализма кадров органов местного самоуправления, занимающихся организацией финансовой деятельности. В соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства муниципалитет обязан разработать свою стратегию развития, которая должна обеспечить устойчивый рост экономики и повышение благосостояния граждан.

Проводимая бюджетная политика муниципального образования «Родников-ский муниципальный район» в целом соответствует стратегическим целям развития района и повышению качества жизни гра-ждан[2]. Анализируя процесс формирования доходной части бюджета Родников-ского муниципального района, а также расходы бюджета на исполнение своих обязательств, выявлено, что доля собственных доходов бюджета за последние 5 лет (с 2010 по 2014 годы) снизилась на 1,1 %, что свидетельствует о возрастающей зависимости бюджета муниципального образования «Родниковский муниципальный район» от финансовой помощи региона (таблица 1).

Годы Итого доходов Собственные доходы Безвозмездные и безвозвратные перечисления Расходы Дефицит (-), профицит (+)

Всего Темп роста (%) Всего Темп роста (%) Всего Темп роста (%) Всего Темп роста (%) Всего

2010 497657 106,4 121615,9 102,1 376041,1 107,8 490472,2 102,4 + 7184,8

2011 680170,8 136,7 113687,1 93,5 566483,7 150,6 661814,1 134,9 +18356,7

2012 767563,7 112,8 164261 144,5 603302,7 106,5 748492,5 113,1 +19071,2

2013 995574,9 129,7 197505,6 120,2 798069,3 132,3 980082,8 130,9 +15492,1

2014 852513,6 85,6 195925,3 99,2 656588,3 82,3 823286,1 84,0 +29247,5

Таблица 1

Доходы и расходы бюджета муниципального образования «Родниковский муниципальный район», (тысяч рублей)

Несмотря на профицит бюджета Родниковского муниципального района доля собственных налогов остается на очень низком уровне. Пополняемость бюджета идет за счет вложений из бюджетов высшего уровня и за счет инвестиций, прежде всего, на функционирование Технопарка.

Во все годы анализируемого периода основную долю собственных доходов составляют налоговые поступления. Основным налогом, формирующим местный бюджет, является налог на доходы физических лиц (его доля колеблется от 63 % до 77 %). Доля остальных доходных источников незначительна [3].

Таблица 2

Структура собственных доходов бюджета МО «Родниковский муниципальный район»

Индикаторы реализации 2012 год 2013 год 2014 год

тыс. руб. Удельн. вес, % тыс. руб. Удельн. вес, % тыс. руб. Удельн. вес, %

Собственные доходы бюджета - всего 164261 100 197505,6 100 195925,3 100

Налог на доходы физических лиц 104481,1 63,6 153643,2 77,8 151050,4 77,1

Налог на совокупный доход 10676,8 6,5 10892 5,5 11838,3 6,0

Налог на имущество 3200,4 1,9 4042,9 2,0 3621,8 1,8

Земельный налог 14331,9 8,7 20967,8 10,6 15679,1 8,0

Прочие налоговые и неналоговые доходы 1116,4 0,7 1514,8 0,8 8042,3 4,1

Расходы бюджета муниципального образования за последние 3 года(с 2012 по 2014 год) увеличились в среднем на 10%. Основными расходными статьями бюджета на протяжении ряда лет остается финансирование социально-культурной сферы (образование, культура, здравоохранение и социальная политика), жилищно-коммунального хозяйства. В 2014 году удельный вес этих расходов в бюджете муниципального образования составил 78,2 %, в 2012 году - 82,7 %. В целом, за анализируемый период расходы на коммунальное хозяйство и образование росли более высокими темпами, чем расходы всего бюджета муниципального образования (таблица 2).

Экономическую основу муниципального образования составляет его муниципальная собственность, служащая удовлетворению потребностей населе-

ния.В соответствии с действующим законодательством в состав муниципальной собственности входят:

- средства местного бюджета;

- муниципальные внебюджетные фонды;

- имущество органов местного самоуправления;

- муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения (образования, здравоохранения, спорта и т.д.);

- муниципальный жилищный фонд;

- муниципальные нежилые помещения;

- муниципальные земли и др. природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности;

- другое движимое и недвижимое муниципальное имущество.

В таблице 3 представлена харак- муниципального образования [3].

теристика муниципального имущества

Таблица 3

Общая характеристика муниципального имущества муниципального образования

Объекты муниципального хозяйства Количество Уд. вес, %

Земли - всего, га. 93497 100

Структура земель по назначению

в том числе:

- земли сельскохозяйственного назначения 43998 47,06

- земли населенных пунктов 4889 5,23

- земли лесного фонда 43393 46,4

- прочие. 1217 1,3

Муниципальное имущество - всего, ед. 7181 100

в том числе в сфере:

жилищно-коммунального хозяйства 178 2,48

Образования 2104 29,3

Здравоохранения 900 12,53

Культуры, физкультуры и спорта 3569 49,7

Объекты сельского хозяйства 40 0,56

Другой сфере (администрация и совет района) 390 5,43

Анализ данных таблицы 3 показал, что основная доля земель района относится к категориям земель сельскохозяйственного назначения (47,06%) и земель лесного фонда (46,4%), а муниципальное имущество состоит из объектов культуры, физкультуры и спорта (49,7%) и образования (29,3%).

Таблица 4

Поступления в бюджет муниципального образования «Родниковский муниципальный район» от реализации и аренды муниципального имущества

(тыс. руб.)

Поступления в бюджет муниципального образования «Родниковский муниципальный район» также в значительной мере зависят от реализации и аренды муниципального имущест-ва(таблица 4, расчеты автора).

№ п/п Наименование показателей 2012 год 2013 год 2014 год

1 Реализация имущества 2237,3 1251,1 2287,1

3 Аренда муниципального имущества 12770,2 21153,8 22285,6

Всего 15007,5 22404,9 24572,7

По платежам от сдачи в аренду муниципального имущества (помещений) в 2014 году произошел рост по сравнению с 2012 годом в 1,9 раза за счет передачи в аренду по результатам проведенных торгов имущества, приобретенного в муници-

пальную собственность. Недостаточность собственных доходов для исполнения расходных обязательств перед населением может достигаться посредством объединения ресурсов с другими муниципальными

образованиями на основе межмуниципальных соглашений.

Стратегия ресурсного обеспечения развития муниципального образования, базирующаяся на самовоспроизводстве ресурсов, взаимосвязана с экономической политикой муниципальных районов. Проблемы получения доходов

муниципальных районов и поселений видятся не только в оптимизации расходов, но и в активных действиях по следующим направлениям развития:

• структурной перестройки экономики районов;

• совершенствовании отраслевого развития экономики муниципального образования;

• модернизации инфраструктуры районов;

• поддержкой малого бизнеса;

• повышение инвестиционного потенциала;

• организации взаимодействия с другими поселениями на основе межмуниципальных соглашений;

Динамика количества видов

• закрепление единых нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов (за исключением НДФЛ), подлежащих зачислению в соответствии с бюджетным законодательством в бюджет субъекта Российской Федерации.

Одним из направлений политики экономического развития регионов может стать объединение муниципальных образований с учетом оптимизации расходов на управление

муниципалитетами. Такой опыт уже наблюдается в целом по России. За период 2014 года количество муниципальных образований уменьшилось на 231 единицу в результате преобразования

(объединения) и упразднения

муниципальных образований. В основном, указанные процессы коснулись сельских поселений (таблица 5).

Таблица 5

образований

Муниципальные образования 2013 год 2014 год Изменение, ед.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Всего, ед. 22965 22734 -231

в том числе по видам:

-городские округа 518 519 1

-муниципальные районы 1818 1816 -2

-городские поселения 1673 1645 -28

-сельские поселения 18699 18497 -202

-внутригородские районы 257 257 -

Из общего количества поселений в целом по России 1444 единицы являлись административными центрами

муниципальных районов. На 128 муниципальных районов было возложено исполнение полномочий местных администраций поселений -

административных центров, что в результате способствовало экономии бюджетных средств в сумме 570,9 млн. рублей [4].

Собственные доходы бюджетов, которые являются средствами

муниципальных образований для решения вопросов местного значения, уменьшились в 2014 году по сравнению с предыдущим годом на 137,8 млрд. рублей или на 5,6% в связи с сокращением налоговых доходов и объемов межбюджетных трансфертов из бюджетов других уровней бюджетной системы и составили 2 305,2 млрд. рублей. Распределение муниципальных образований в зависимости от собственных доходов местных бюджетов показывает, что наименее

обеспеченными остаются бюджеты городских и сельских поселений (0,8% в общей доле собственных доходов). При этом общая доля поселений (городских и сельских) в количественном

соотношении составляет 88,6% [4].

В результате проведенного анализа были выявлены первоочередные действия, необходимые для повышения эффективности работы муниципальных образований:

• структурная перестройка в виде объединения муниципальных образований (и прежде всего поселений) с учетом оптимизации расходов на управление муниципалитетами, которая будет способствовать повышению доходности местного бюджета.

• закрепление единых нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов (за исключением НДФЛ), подлежащих зачислению в соответствии с бюджетным законодательством в бюджет субъекта Российской Федерации и, как следствие,

повышение доли собственных доходов для решения вопросов местного назначения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гришанова, О.А. Межмуниципальные соглашения как способ снижения дефицита местного бюджета /О.А. Гришанова, Г.А. Прокопова. -Иваново: Научная мысль, 2011. - с. 108.

2. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «Родниковский муниципальный район» до 2020 года. - [Электронный ресурс] - Режим доступа к ресурсу: / http://www.rodniki-

37.ru/indexphp?option=com content&view=article &id=56&Itemid= 143.

3. Территориальное управление Федеральной службы статистики по Ивановской области/ Информационные материалы - [Электронный ресурс] - Режим доступа к ресурсу: http://ivanovo.gks.ru.

4. Информация о результатах проведения мониторинга исполнения местных бюджетов и межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации на региональном и муниципальном уровнях за 2014 год- [Электронный ресурс] - Режим доступа к ресурсу: http://www.minfin.ru/ru.

Рукопись поступила в редакцию 06.10.2015.

PROBLEMS OF FORMATION OF OWN INCOMES OF MUNICIPAL FORMATIONS

G. Prokopova , N. Sokolov

In the article are considered the problems of formation of own incomes of municipalities, the problems of insufficient funds to meet the obligations to the population of municipalities, as well as ways to improve the profitability of the local budget.

Key words: municipalities, own revenues, local budgets.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.