Научная статья на тему 'Развитие муниципального хозяйства -основа формирования местного бюджета'

Развитие муниципального хозяйства -основа формирования местного бюджета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2614
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ / ФИНАНСОВЫЕ ПОТОКИ / БЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ДОХОДЫ / РАСХОДЫ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Екименкова Н. В.

Муниципальное хозяйство это совокупность предприятий, учреждений и объектов, подведомственных органам местного самоуправления, основу его составляет муниципальная собственность. Существует определенная взаимосвязь между муниципальным хозяйством и местным бюджетом. В условиях расширения самостоятельности муниципальных органов власти крайне важно увеличивать доходную составляющую местного бюджета, как источника жизнеобеспечения муниципальных образований. Решение проблемы увеличений собственных доходов муниципального бюджета возможно за счет повышения эффективности использования муниципальной собственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие муниципального хозяйства -основа формирования местного бюджета»

РАЗБИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА -ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА

Н.В. ЕКИМЕНКОВА, старший преподаватель Оренбургский государственный аграрный университет

Муниципальное хозяйство - это совокупность предприятий, учреждений и объектов, подведомственных органам местного самоуправления, основу его составляет муниципальная собственность. Существует определенная взаимосвязь между муниципальным хозяйством и местным бюджетом. В условиях расширения самостоятельности муниципальных органов власти крайне важно увеличивать доходную составляющую местного бюджета, как источник жизнеобеспеченности муниципальных образований. Решение проблемы увеличений собственных доходов муниципального бюджета возможно за счет повышения эффективности использования муниципальной собственности.

Ключевые слова: муниципальное хозяйство, муниципальное образование, местный бюджет, муниципальная собственность, финансовые ресурсы, финансовые потоки, бюджетные отношения, доходы, расходы, муниципальное управление.

Муниципальная собственность наряду с местными финансами составляет экономическую основу местного самоуправления. В связи с этим вопросы формирования эффективного управления и распоряжения муниципальной собственностью являются приоритетными для муниципальных образований. Для вновь созданных муниципальных образований особую актуальность приобретает проблема скорейшего и полноценного нормативно-правового обеспечения деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальным имуществом. В совокупности муниципальное имущество составляет основу муниципального хозяйства.

Что представляет собой муниципальное хозяйство? На сегодня в экономической, научной литературе дается много трактовок этого понятия. Как правило, под хозяйством понимают совокупность хозяйствующих субъектов, ограниченных видом собственности, определенным характером деятельности и территорией, на которой осуществляется эта деятельность, а слово «муниципальное»

привязывает эту совокупность к определенному уровню ведомства.

Известный советский экономист Л. А. Велихов еще в 1920-е гг. определил, что «муниципальное хозяйство» — это деятельность города в лице его городских публичных органов, направленных на удовлетворение известных коллективных потребностей городского поселения [1].

На сегодня данное определение не является актуальным. Более правильное определение муниципального хозяйства дает А. Г. Воронин в своей книге «Основы управления муниципальным хозяйством», где «муниципальное хозяйство» — это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей его населения [2].

Законодательство России определяет муниципальную собственность как совокупность объектов, находящихся на территории муниципального образования и за его пределами, самостоятельно созданные органами власти муниципального образования для обслуживания нужд местного сообщества, переданные муниципальному образованию в результате разграничения государственной собственности, полученные или приобретенные муниципальным образованием иными законными путями [3].

Учитывая требования действующего законодательства, научные наработки и практику органов государственной власти и местного самоуправления, можно сформулировать следующее определение.

«Муниципальное хозяйство» — это совокупность предприятий, учреждений и объектов, подведомственных органам местного самоуправления, и функционирующих для решения вопросов и реализации полномочий местного самоуправления

по обеспечению устойчивой работы и развития систем жизнеобеспечения населения, предприятий и организаций муниципального образования.

Было бы неправильно отождествлять понятия «муниципальное хозяйство» и «местное хозяйство». Определяя экономическую категорию «местное хозяйство», необходимо отметить, что это есть взаимодействие предприятий различных форм собственности, домохозяйств, институтов местного управления на основе общности социальных и экономических интересов, исторически сложившегося единого экономического, культурного и информационного пространства со специфической комбинацией факторов производства, достаточных для осуществления хозяйственной деятельности, обеспечивающей нормальные для данной общности занятость и доходы и соответствующий им уровень удовлетворения потребностей населения в индивидуальных и общественных жизненных благах [4].

В основу же формирования муниципального хозяйства положена муниципальная собственность, соответственно, границы муниципального хозяйства значительно уже местного хозяйства. Основными принципами отнесения объектов к муниципальному хозяйству являются: муниципальная форма собственности, целевое назначение, отраслевая и ведомственная структура. Муниципальное хозяйство образуют не только предприятия и учреждения, находящиеся в муниципальной собственности, но и отдельные объекты, входящие в систему жизнеобеспечения. К такого рода объектам относятся муниципальные: жилищный фонд, нежилые здания, сооружения и механизмы инженерной, транспортной, энергетической инфраструктуры (мосты, дороги, путепроводы местного значения, подстанции, энергетические коммуникации и пр.), подвижной состав общественного пассажирского транспорта и др. В состав муниципального хозяйства могут входить и объекты, не относящиеся к муниципальной собственности, но находящиеся в управлении и распоряжении органов местного самоуправления. Например, используемые для работы служб городского хозяйства и арендуемые органами местного самоуправления объекты, находящиеся в частной или государственной собственности [5].

Элементами муниципального хозяйства можно считать также бюджетный процесс на муниципальном уровне, доходы и расходы местного бюджета, а также муниципальный кредит.

Учитывая, что главное назначение муниципального хозяйства заключается в обеспечении

устойчивой работы и развития систем жизнеобеспечения населения, предприятий и организаций муниципального образования, к числу ее основных задач можно отнести:

1. Активное участие в формировании муниципальных финансов.

2. Повышение качества выполнения муниципальных функций.

3. Оказание муниципальных услуг.

Принципиальная особенность муниципального хозяйства состоит в том, что в преобладающей своей части оно является бюджетопотребляю-щим, а не доходопроизводящим. Значительная часть средств направляется на цели поддержания объектов муниципальной собственности, которая находится в минимально работоспособном состоянии. При этом доходы от использования муниципальной собственности во многих муниципальных образованиях в настоящей экономической ситуации редко превышают 2,7 — 5,0 % от общей суммы бюджетных доходов муниципалитетов. Эта ситуация требует вмешательства с целью разрешения и поиска механизмов увеличения собственных доходов муниципальных образований.

Подтверждением этого является структура доходов муниципальных бюджетов Оренбургской области (табл. 1). Анализируя данные в доходной части бюджетов, можно выделить статьи, от которых зависит муниципальный бюджет [6].

Из налоговых доходов, «питающих» местные бюджеты, это налог на прибыль организаций, НДФЛ, ЕНВД, земельный налог. Налоговая составляющая в общей структуре доходов за исследуемый период довольно стабильна и колеблется в пределах 30 %. Неналоговые поступления снижаются с 10 до 7 %, и в том числе доходы от использования муниципального имущества, их составляющая колеблется в пределах 5 %. Самая доходная статья — это безвозмездные поступления (около 60 % всех доходов). Они представляют собой дотации, субвенции и субсидии, перечисляемые из фондов финансовой помощи бюджета Оренбургской области. Собственные доходы муниципальных бюджетов составляют не более 50 %, в том числе неналоговые — около 10 %. Таким образом, подчеркивается финансовая несамостоятельность муниципальных образований и их зависимость от областного бюджета.

На фоне рассмотренных доходов муниципальных бюджетов особый интерес приобретает анализ муниципальных расходов (табл. 2) [6].

За три исследуемых года расходы в общей сумме возросли почти вдвое, однако структурная со-

Таблица 1

Доходы исполненного консолидированного бюджета муниципальных образований Оренбургской области за период 2005—2007 гг., тыс. руб.

Вид дохода 2005 Уд. вес 2006 Уд. вес 2007 Уд. вес

I. Доходы, в т. ч.: 5 921 285,0 43,9 7 501 568,9 37,2 9 906 839,1 38,3

Налоговые доходы, в том числе: 4 571 680,8 33,9 6 042 385,6 30,0 8124 563,8 31,4

налог на прибыль организаций 983 853,1 7,3 1 237 965,1 6,1 1 915 323,9 7,4

НДФЛ 2 007 897,6 14,9 3 443 893,4 17,1 4 495 488,5 17,4

единый налог на вмененный доход 393 223, 7 2,9 503 138, 9 2,5 538 640,7 2,1

земельный налог 815 767,4 6,1 615 665, 6 3,1 888 099,6 3,4

Неналоговые доходы, в том числе: 1349 604,2 10,0 1459183,3 7,2 1 782 275,3 6,9

доходы от использования имущества (государственного и муниципального) 720 452,6 5,3 962 614,4 4,6 1 183 325,6 4,6

II. Безвозмездные поступления 7 297 556,6 54,1 11 992 624,9 59,4 14 967 588,4 57,8

III. Доходы от предпринимательской деятельности 275 139,9 2,0 683 193,6 3,4 1 016 925,2 3,9

Всего ... 13 493 981, 6 100,0 20 177 387,4 100,0 25 891 352,6 100,0

Таблица 2 Расходы исполненного консолидированного бюджета муниципальных образований Оренбургской области за период 2005—2007 гг. тыс. руб.

Вид расхода 2005 Уд. вес 2006 Уд. вес 2007 Уд. вес

Общегосударственные вопросы 1 434 431,8 10,6 1 720 568,2 8,6 2 153 591,7 8,5

Национальная оборона - - 17 496,4 0,1 18 677,0 0,1

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 64 401,7 0,5 111469,7 0,6 108 761,6 0,4

Национальная экономика 746 144,5 5,5 955 677,8 4,8 1 383 240,8 5,4

Жилищно-коммунальное хозяйство 1 657 241, 2 12,2 2 145 687,5 10,7 3 890 001,2 15,3

Охрана окружающей среды 7 794,3 0,1 4 740,3 - 7 450,9 -

Образование 6 042 603,8 44,5 7 458 222,2 37,3 8 853 463,9 34,7

Культура 563 512 4,1 668 488,8 3,3 933 348,4 3,7

Здравоохранение и спорт 1 871 487,1 13,8 2 276 913,4 11,4 3 127 831,5 12,3

Социальная политика 1 181 320,3 8,7 3 568 617,8 17,8 3 040 412,9 11,9

Межбюджетные трансферты - - 1 088 431,7 5,4 1 967 792,8 7,7

Всего ... 13 568 936,7 100,0 20 016 313,9 100,0 25 484 572,7 100,0

ставляющая отдельных расходных статей почти не изменяется. Затратными статьями в муниципальных бюджетах можно назвать: ЖКХ, образование, здравоохранение и спорт, социальную политику. Совокупная их составляющая в общих расходах составляет 74 — 79 %. Необходимо отметить, что расходы в этом направлении обслуживают сферу нематериального производства и не влияют на производство валового регионального продукта. Эффективность этих затрат скорее будет проявляться в улучшении жизнеобеспеченности населения.

Однако консолидированный бюджет муниципальных образований, как и консолидированный бюджет Оренбургской области, на протяжении ряда лет является профицитным. Оренбургская область является поставщиком углеводородного сырья (нефть, газ) на российский рынок, продажа которого существенно влияет на доходную часть

областного и местных бюджетов. Однако это нетипичная ситуация для муниципальных образований России. Большей частью в выигрышном положении находятся бюджеты городских округов и муниципальных районов как наиболее крупных экономических центров. Бюджеты поселений на сегодняшний день находятся в острой бюджетной дефицитности.

Решение проблемы увеличений собственных доходов муниципального хозяйства возможно за счет повышения его эффективности, использования муниципальной собственности и развития сети муниципальных предприятий. К этим мероприятиям можно отнести деятельность муниципальных органов управления следующего характера:

1. Планирование развития муниципального хозяйства (подготовка и реализация концепций, стратегий, программ, планов развития).

2. Реструктуризация и ликвидация задолженностей.

3. Внедрение новых форм управления (передача объектов в доверительное управление, концессию, переход на адресный характер оказания социальной помощи, открытие персонифицированных счетов получателей услуг, формирование ТСЖ и пр.).

4. Развитие сети муниципальных услуг.

5. Оптимизация тарифной политики.

6. Демонополизация и развитие конкуренции.

Определяя роль местных бюджетов, необходимо подчеркнуть, что местные бюджеты имеют неоднозначное значение в обеспечении комплексного развития территорий, повышения жизненного уровня граждан. Местный бюджет, как и другие экономические категории, сознательно используется для решения социально-экономических задач и характеризуются широкой сферой влияния, так как бюджетные отношения пронизывают все стороны территориального воспроизводственного процесса, высокой степенью действенности, обусловленной перераспределительной природой данной экономической категории, гибкостью, так как система бюджетных методов управления формируется не как заданная раз и навсегда система рычагов, а представляет собой динамичную, постоянно развивающуюся их совокупность, преобразующуюся в соответствии с изменением целей и задач регионального развития [7].

Таким образом, безусловно, между муниципальным хозяйством и муниципальным бюджетом существует взаимосвязь и взаимозависимость (рис. 1).

Структура муниципального хозяйства состоит из четырех элементов. Роль каждого из них различна. Муниципальные предприятия направляют результат своей деятельности на общественные нужды. Иные предприятия вынуждены участвовать

Рис. 1. Взаимосвязь муниципального хозяйства и муниципального бюджета

в реализации общественных интересов. Власть регулирует их деятельность. Стрелками обозначены входящие и исходящие финансовые потоки, формирующие экономические отношения между субъектами муниципального хозяйства и муниципальным бюджетом.

Анализируя полученную схему, можно сказать, что роль местных бюджетов в развитии муниципальных хозяйств неоднозначна, сюда можно отнести:

1. Создание финансовой базы и формирование финансовых ресурсов в бюджете муниципального образования позволяет местным органам власти иметь финансовую базу для реализации своих полномочий. И это самое главное.

2. Сформированная финансовая база позволяет местным органам власти развивать свою самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие территории.

3. С помощью местных бюджетов происходит выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, с этой целью формируются и реализуются региональные программы экономического и социального развития регионов по благоустройству поселений, городов с использованием в необходимых случаях межбюджетных отношений.

4. Имея в распоряжении финансовые средства, органы муниципальной власти могут увеличивать или уменьшать нормативы финансовых затрат на оказание муниципальных услуг в учреждениях непроизводственной (нематериальной) сферы.

5. Концентрируя часть финансовых ресурсов в местных бюджетах, органы представительной и исполнительной власти могут централизованно направлять финансовые ресурсы на решение стратегических задач развития региона и приоритетных отраслей.

6. Финансовые органы муниципалитетов могут через местные бюджеты оказывать воздействие на образование оптимальных пропорций в финансировании капитальных и текущих затрат, в стимулировании эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, создании новых местных производств и промыслов.

Использование бюджета в качестве инструмента проводимой местными органами власти

политики требует определенной корректировки его структуры. Так как бюджет является комплексным нормативным актом, произвольно менять его структуру недопустимо. Однако в целях упрощения и повышения эффективности процесса формирования муниципального бюджета целесообразно применять специальные управленческие классификации, согласно которым бюджетные доходы и расходы группируются по определенным признакам. В настоящее время широко используется группировка доходов и расходов согласно Бюджетной классификации РФ (табл. 3).

В таблице показаны основные группы доходов и основные разделы расходов, в свою очередь, каждая группа или раздел включает подгруппы, подразделы, которые, в свою очередь, подразделяются на составляющие их статьи и подстатьи, чем образуется сложная, но достаточно подробная и прозрачная финансовая информация. Бюджетным кодексом предлагается иная классификация доходов и расходов (табл. 4).

Бюджетный кодекс предлагает группировку доходов и расходов в соответствии с конкретным формированием финансового потока и его использованием (Бюджетная классификация представляет группировку как конкретный финансовый план). Тем не менее, как бы ни группировать доходы и расходы бюджета, необходимо стремиться к минимизации разрыва между этими двумя составляющими.

Важно обращать внимание на размер собственных доходов и доходов, получаемых в порядке перераспределения от вышестоящих бюджетных структур, что представляет возможность анализа собственной экономической базы муниципаль-

Таблица 3

Примерная структура муниципального бюджета согласно Бюджетной классификации РФ

доходы РАСХОДЫ

1. Доходы 2. Безвозмездные поступления 3. Доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход 1. Общегосударственные вопросы 2. Национальная оборона 3. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 4.Национальная экономика 5. Жилищно-коммунальное хозяйство б.Охрана окружающей среды 7. Образование 8. Культура, кинематография и средства массовой информации. 9. Здравоохранение и спорт 10. Социальная политика 11. Межбюджетные трансферты

Таблица 4

Примерная структура муниципального бюджета, согласно Бюджетному кодексу РФ

ДОХОДЫ РАСХОДЫ

1. Налоговые доходы 2. Неналоговые доходы 3. Безвозмездные поступления 1. Оказание государственных (муниципальных) услуг 2. Социальное обеспечение населения 3. Предоставление бюджетных инвестиций не государственным (муниципальным) учреждениям 4. Предоставление субсидий не государственным (муниципальным) учреждениям 5. Предоставление межбюджетных трансфертов 6. Предоставление средств субъектам международного права 7. Обслуживание государственного (муниципального) долга 8. Исполнение судебных актов по искам к государственным (муниципальным) органам власти

ного образования. В расходной части необходимо выделять объем средств, направленных на решение социальных вопросов, так как социальные интересы населения непосредственно ставятся во главу угла экономической стратегии муниципального образования.

Для устойчивого функционирования системы муниципального образования требуется его адекватное обеспечение всеми необходимыми видами ресурсов: финансовые, топливно-энергетические, территориальные, природные, трудовые, недвижимость и имущественные права, транспортные средства, машины и механизмы. Одним из важнейших видов ресурсов являются финансы. Говоря о финансовых ресурсах муниципального образования, необходимо отметить, что они могут образовываться из трех основных источников:

1. Государственные средства, передаваемые органам местного самоуправления органами государственной власти в виде доходных источников и прав, предусмотренных законодательством.

2. Собственные средства муниципального образования, создаваемые за счет деятельности органов местного самоуправления.

3. Заемные средства или муниципальный кредит.

Соотношение этих трех составляющих в структуре местных финансов определяется степенью самостоятельности каждого муниципального образования. Первый и третий источники порождают зависимость местного бюджета от государства или кредитных учреждений, поэтому муниципальные

власти должны стремиться к увеличению второго источника.

В связи с этим важное значение имеет вопрос формирования источников финансовых ресурсов муниципальных образований (рис. 2).

Состав источников финансовых ресурсов муниципального образования представлен в виде трех подсистем (см. рис. 2), образующих единую замкнутую систему. Однако их общая величина не равна простой сумме финансовых ресурсов экономических субъектов — значительная часть финансовых потоков обращается внутри каждой подсистемы, часть финансовых ресурсов одной подсистемы становится ресурсом другой. Значительная часть распределяемых бюджетных средств становится ресурсами предприятий и населения. Часть прибыли предприятий в процессе перераспределения поступает в бюджет, а часть (фонды потребления) становится ресурсом населения.

Население и хозяйствующие субъекты самостоятельно распоряжаются своими финансовыми ресурсами, определенная часть которых в виде финансовых потоков поступает в муниципальные бюджеты. Поэтому воздействовать на эти потоки можно преимущественно косвенными мерами государственного регулирования.

Необходимо отметить, что движение финансовых ресурсов не является замкнутым циклом, а охватывает процессы первичного распределения и перераспределения доходов. Именно эти доходы и представляют интерес с точки зрения государственного регулирования. Эффективное управление финансовыми потоками муниципального

Источники финансовых ресурсов муниципальных бюджетов:_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Налоги

Неналоговые платежи

Безвозмездные перечисления, в том числе финансовая помощь_

Муниципальный кредит, бюджетный кредит

Доходы от эмиссии ценных бумаг

Л

Л

образования обеспечивает финансовое равновесие местного бюджета в процессе его использования, поэтому значимость этого управления обусловлена следующими положениями:

1. Финансовые потоки образуют систему «финансового кровообращения» местного бюджета, от их непрерывности и эффективности организации зависит бездефицитность бюджета.

2. Эффективное управление финансовыми потоками позволяет сократить потребность местных органов власти в заемных средствах.

3. Активные формы управления финансовыми потоками позволят местным органам власти дополнительно получать прибыль за счет наращивания временно свободных денежных активов.

4. Рациональное использование финансовых потоков способствует равномерной реализации финансовой политики муниципального образования, уверенности в завтрашнем дне и формирования перспективного стратегического планирования.

Необходимо подчеркнуть, что существующая взаимосвязь и взаимозависимость между муниципальным хозяйством и муниципальным бюджетом характеризуется следующим:

1. Муниципальное хозяйство является предметом муниципального управления.

2. Муниципальное имущество — главный источник собственных доходов муниципального бюджета.

3. Развитие собственной доходной базы — условие самостоятельности местного самоуправления.

4. Результатом муниципального управления является формирование финансовых потоков.

5. Сформированные финансовые потоки — это основа муниципальных бюджетов.

6. Развитие муниципального хозяйства — залог успешной реализации поставленных задач и целей муниципальной политикой.

В настоящее время за счет местных бюджетов в целом по стране обеспечивается финансирование более

Источники финансовых ресурсов предприятий: Источники финансовых ресурсов населения:

Прибыль Заработная плата

Амортизационные отчисления Доходы от предпринимательской деятельности

Устойчивые пассивы Доходы от операций с личным имуществом

Доходы от участия на финансовых рынках Кредитно-финансовые операции

Кредиты и займы Социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии)

Взносы в уставный капитал

Рис. 2. Источники финансовых ресурсов муниципального образования

бюджетных расходов на здравоохранение, более 60 % бюджетных расходов на просвещение, крупные бюджетные средства направляются на развитие производственной и социальной инфраструктуры. С раз-

витием муниципалитетов будут расширяться полномочия местных органов власти, при этом роль местных бюджетов в социальном и экономическом развитии регионов будет неуклонно возрастать. Исторический анализ позволяет сделать вывод о том, что в период государственных или экономических кризисов эффективность муниципального хозяйства не только не снижается, но и способствует выходу из кризисной ситуации. Так было в СССР в период НЭПа, так случилось в условиях формирования рыночных отношений в 1990-е гг., когда муниципальные образования, переживая период становления, обрели самостоятельность, что поставило перед местными властями задачу развития новой сети организационно-экономических отношений, так как существовавшие ранее уже не могли объективно влиять на возрождение муниципального самоуправления.

Практика доказывает, что существование муниципального хозяйства, а тем более его развитие, зависит от ресурсов территории (материальных, финансовых, кадровых), от собираемости налогов и от компетенции органов местного самоуправления. Таким образом, увеличение собственной доходной базы местных бюджетов будет напрямую зависеть не только от объема бюджетных полномочий органов местного самоуправления, но и от степени их профессионализма в финансовой деятельности.

Сам процесс управления муниципальными финансами можно представить тремя этапами:

1. Финансовое планирование (составление анализа и прогноза, проведение аналитических работ).

2. Бюджетный процесс (основным является исполнение бюджета).

3. Оценка результатов (процесс контроля).

В структуре органов местного самоуправления этой деятельностью занимаются три основных вида органов:

1. Финансовые органы, основной задачей которых является финансовое планирование.

2. Бюджетные органы, основными задачами которых являются организация и осуществление бюджетного процесса.

3. Контрольные органы, основными задачей которых является контроль за расходованием средств.

Одна из главных функций органов местного самоуправления — это координация деятельности предприятий и учреждений, выполняющих общественно значимые функции.

Формирование реестров собственности — проблема постсоветской России. Сегодня эта проблема превратилась в главный источник экономической нестабильности, поскольку слабое закрепление прав собственности — это генератор новых издержек в хозяйстве. В сущности, речь идет о необходимости ведения финансового баланса муниципального образования. Именно на основе такого баланса можно управлять ликвидностью в финансовой системе муниципального образования и успешно управлять устойчивостью муниципального бюджета.

В течение последних лет особое внимание в практике муниципального управления уделяется внедрению новых моделей и концепций муниципального управления. У этого процесса есть две причины. Во-первых, финансовые проблемы, с которыми местные органы власти постоянно сталкиваются, заставляют их хозяйствовать более экономно. Во-вторых, требования к местным администрациям со стороны граждан и предприятий по предоставляемым услугам существенно возросли. И в особенности предприятия ждут от местных властей предоставления соответствующего сервиса. Успешное проведение реформы муниципального управления может повысить конкурентоспособность России в условиях глобализации.

Список литературы

1. Велихов Л. А. Основы городского хозяйства. Изд-во Наука, 1996. 480с.

2. Воронин А. Г. Муниципальное хозяйственное управление. М.: Финансы и статистика, 2004. 176 с.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая). М.: Менеджер, 1995. 235с.

4. Филиппов Ю. В., Авдеев Т. Т. Основы развития местного хозяйства: учеб. М.: Дело, 2000. 264 с.

5. Баранов И. Н. Управление региональными и муниципальными финансами: учеб. пособие. СПб.: Леонтьевский центр, 2007. 216с.

6. Отчеты об исполнении консолидированных бюджетов Оренбургской области за 2005— 2007 гг.: официальный сайт Федерального казначейства по Оренбургской области. URL: http://www.orenburg.roskazna.ru.

7. Солянникова С. П. Бюджеты территорий. М.: Финансы и статистика, 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.