Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МОТИВАЦИЕЙ СПОРТСМЕНА'

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МОТИВАЦИЕЙ СПОРТСМЕНА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
144
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / СПОРТИВНАЯ МОТИВАЦИЯ / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОТИВАЦИЯ / СПОРТСМЕН / ТРЕНЕР

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Антоненко Марина Николаевна, Кармадонова Полина Владимировна

В данной статье рассмотрены основные проблемы, по которым мотивация спортсмена может существенно ослабеть. В спортивной сфере можно столкнуться с такой ситуацией, когда у спортсмена пропадает интерес и желание тренироваться. Но в некоторых случаях на это есть серьезные причины, и вернуть человека в тренировочный процесс может быть очень сложно. Проведен обзор состояния данного вопроса по источникам сайта https://www.elibrary.ru/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Антоненко Марина Николаевна, Кармадонова Полина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ATHLETE MOTIVATION MANAGEMENT

This article discusses the main problems that the motivation of an athlete can significantly weaken. In the sports field, you can face a situation where an athlete loses interest and desire to train. But in some cases, there are serious reasons for this, and it can be very difficult to get a person back into the training process. The review of the status of this issue on the site sources is carried out https://www.elibrary.ru/.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МОТИВАЦИЕЙ СПОРТСМЕНА»

Шотшщфшиш (Бшкшртш

FsyAdDfldDgy (Off spdDirtts

УДК 796.01:159.9

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МОТИВАЦИЕЙ СПОРТСМЕНА

Антоненко М.Н. - старший преподаватель физической культуры. Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева. Красноярск, Россия. E-mail: ama_zel@mail.ru

Кармадонова П.В. - студент второго курса, инженерно-экономического института. Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева. Красноярск, Россия. E-mail: 2000.karma@mail.ru

f Аннотация. В данной статье рассмотрены основные проблемы, по которым мотивация спортсмена может существенно ослабеть. В спортивной сфере можно столкнуться с такой ситуацией, когда у спортсмена пропадает интерес и желание тренироваться. Но в некоторых случаях на это есть серьезные причины, и вернуть человека в тренировочный процесс может быть очень сложно. Проведен обзор состояния данного вопроса по источникам сайта https://www.elibrary.ru/.

C^tf-s Ключевые слова: психология, спортивная мотивация, тренировочный процесс, педагогическая и психологическая мотивация, спортсмен, тренер.

«Введение

Психология спорта (спортивная психология) уделяет большое внимание проблемам мотивации в спорте, а для повышения мотивации и её поддержания на стабильно высоком уровне спортивная психология разрабатывает специфические методы, техники и приемы.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в наше время спорт является неотъемлемой частью нашей жизни. В спорте, как и в повседневной жизни, случаются ситуации, когда человеку тяжело справиться в одиночку с некими проблемами, и он принимает решение уйти из спорта. А спортивная психология помогает нам выявить причины и найти решение для возобновления тренировочного процесса [1].

Целью данной обзорной статьи является изучить, как тренер напрямую воздействует на мотивацию спортсмена и как он может ее повысить.

В данной статье используются следующие методы: анализ, описание и обобщение.

Итак, термин «мотивация» включает в себя не только стабильное психологическое состояние спортсмена, но и эмоциональное. Также большую роль для достижения высоких целей играют стимулы, которые ученик поставил себе сам, то есть он сам себя замотивировал на достижение поставленных целей. Таким образом, если рассматривать понятие мотивации в спортивной деятельности, то оно будет нацелено, в первую очередь, на достижение тех же целей, но с более высокими результатами [13; 14].

Уровень мотивации имеет двойственный характер не только в спортивной деятельности, но и в повседневной жизни. С одной стороны уровень мотивации может быть долговременный, то есть требуется для достижения определенной цели большой промежуток времени, а с другой стороны - ситуативный, который зависит

лишь от ситуации, происходящей в данный момент. В спортивной деятельности у мотивации есть одна из важных особенностей, которая нацелена на результативность спортсмена. В напряженных условиях только от мотивированного человека, обладающего выраженной мотивации, можно получить полную самоотдачу и стремление к поставленной цели или победе [1; 3].

В практике выделяют два вида мотивации: педагогическая и психологическая.

Педагогическая мотивация - это мотивация, которая исходит, непосредственно, от самого тренера. Слова тренера играют огромную роль для спортсмена. В самом начале своей карьеры спортсмены могут столкнуться с психологическими проблемами, и чаще всего в таких случаях в одиночку справится тяжело. Тогда спортсмену нужна поддержка извне, но этими людьми должны быть не друзья и родственники, а тренер. Ведь именно тренер является для спортсмена тем наставником, чьи слова поддержки и мнение будут наиболее важны [4; 5].

У человека в течении жизни может наступить стадия снижения работоспособности, например, у спортсмена эта стадия выражается в психологической усталости, перетренированности, различных травмах и др. Именно тренер при составлении тренировочного плана должен учитывать физические способности ученика во избежание травм и растяжений, а также организовать тренировочный процесс так, чтобы спортсмен получал удовольствие и наращивал свой потенциал в спортивной деятельности [11; 14].

Кроме того, тренер, учитывая способности своего ученика, ставит цели перед ним. Ученик должен правильно понимать и сопоставлять свои спортивные возможности со своими целями, а также быть готовым к любому результату. Для истинного спортсмена самое важное стать лучше, чем ты был вчера, то есть улучшить свой результат, победа для него будет лишь приятным бонусом. Но существует такой тип спортсмена как «победитель». Тренировочный процесс для таких людей - лишь путь к победе, которая всегда стоит на

первом месте. Тренер ставит долгосрочную цель, которая мотивирует тренироваться, придает уверенности в себе и является мощнейшим толчком для дальнейших успехов и побед. Каждый спортсмен нуждается в моральной поддержке со стороны тренера [9].

Психологическая мотивация - это мотивация, которая исходит из личностных качеств человека, спортсмена в нашем случае.

В социальном обществе часто встречаются люди «одержимые» победой и доминированием люди. Зачастую такая «одержимость», в спортивной сфере, проявляется в желании постоянно одерживать победу. Многие спортсмены, достигшие спортивных высот и добившиеся достижений в своей карьере, теряют мотивацию к развитию своих дальнейших возможностей. В данный промежуток спортивной карьеры огромную роль играет поддержка семьи и близких людей. Поддержка со стороны близких людей поможет избежать потери мотивации, даже обычный разговор помогает отвлечься от проблем [2; 7].

Участие тренера в психологической подготовке спортсмена к соревнованиям или даже к регулярным тренировкам занимает важное место. Прежде всего, тренер помогает в формировании мотивов, побуждающих его стремиться к ней. К каждому ученику нужен индивидуальный подход, для этого необходимо правильно понимать свойства личности и состояние, в котором пребывает спортсмен. Тренер, как человек с опытом за плечами, должен помочь своему ученику раскрыться, правильно и полно использовать свои возможности [6; 3].

Спортсмен ожидает поддержки и советов от тренера, особенно перед важным соревновательным периодом. И часто для тренера важнее сформировать позитивное отношение к предстоящим соревнованиям, укрепить уверенность, мобилизоваться и настроить ученика на любой исход спортивных событий [8; 10].

Заключение.

Все зависит от мотивации человека. Наличие мощной мотивации является одной из предпосылок высоких результатов и

побед. Мотивация - это главная характеристика личности спортсмена, которая ведет его к определенной цели, но также мотивация влияет на характер всех процессов, протекающих в организме в ходе деятельности. Недооценка роли мотивацион-ных факторов, учета динамики изменения мотивов спортивными педагогами, тренерами, самими спортсменами часто приводит к тому, что человек оказывается неспособным проявить свои возможности,

реализовать ту огромную работу, которую он совершает, занимаясь спортом. В данном случае поддержка со стороны тренера поможет спортсмену поверить в себя.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что мотивация является главным инструментом в жизни спортсмена, позволяющий достигать цели на пределе своих возможностей, путем постоянства тренировок, боли и моральных принципов.

1. Высоцкая В. А. Исследование мотивации спортсмена с учетом этапа тренировочного процесса. Методические рекомендации / В.А. Высоцкая, Е.В. Шиляева.

^^ V9 Красноярск, 2020. 74 с.

2. Кузьмин Е.Б. Формирование спортивной мотивации как психолого-педагогическая проблема / Е.Б. Кузьмин, Ю.П. Денисенко, Г.Л. Драндров // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2009. № 4(13). С. 87-93.

3. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. М.: Академия, 2004. С. 74-76.

4. Горская Г.Б. Мотивационный климат как психологический регулятор деятельности спортсменов / Г.Б. Горская // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2016. № 4. С. 85-91.

5. Китова Я.В. Мотивационный климат как психологический феномен: проявление в спортивной деятельности / Я.В. Китова // Молодой ученый. 2017. № 45 (179). С. 173-175.

6. Чернышева И.В. Педагогическая составляющая личности тренера как одно из основных условий успешного формирования спортсменов / И.В. Чернышева, М.В. Шлемова, М.К. Татарников // Современные наукоёмкие технологии. 2010. № 4. С. 103.

7. Козлова С.А. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / С.А. Козлова // Практическая подготовка студентов: учебное пособие для вузов. М.: ВЛА-ДОС, 2012. 271 с.

8. Роль тренера в воспитании спортсмена // Спорткомплекс Авангард. Ц^: http://avangardsport.at.Ua/blog/rol_trenera_v_vospitanii_sportsmena/2012-09-19-237#.VJbOvF4gB (дата обращения: 30.05.2021)

9. Лапочкин С.В. Формирование эффективного взаимодействия между педагогами и учащимися посредством коррекции эмоционально-волевой и коммуникативной сферы / С.В. Лапочкин // Современные проблемы психологии и управления: Сборник научных статей. Набережные Челны: Изд-во института управления, 2004. С. 175-178.

10. Барчуков И. Физическая культура и физическая подготовка / И. Барчуков, Ю. Назаров. М.: Юнити-Дана, 2009. 432 с.

11. Граф В. Основы самоорганизации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов / В. Граф, И.И. Ильясов, В.Я. Ляудис. М. : Изд-во МГУ, 1981. 79 с.

12. Барчуков И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта / И.С. Барчуков. Москва : КНОРУС, 2012. 368 с.

13. Спутнов В.В. Спортивная психология: что следует понимать под мотивацией спортивной деятельности? / В. В. Спутнов // Столичный институт профессионального образования. Статьи по психологии спорта. Ц^: https://ippt.ru/biblioteka/stati_po_psihologii/psihologiya_sporta/psihologiya_sporta_problemy_moti vacii_v_sportivnoj_deyatelnosti/_

14. Гордон С.М. Спортивная тренировка: научно-методическое пособие / С.М. Гордон. М.: Физическая культура, 2008. 256 с.

Для цитирования: Антоненко М.Н. Проблемы управления мотивацией спортсмена / М.Н. Антоненко, П.В. Кармадонова // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2021. Том 2. № 6. С. 21-26.

Сведения об авторах

Антоненко Марина Николаевна, старший преподаватель. Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева. Красноярск, Россия. Email: ama_zel@mail.ru

Кармадонова Полина Владимировна, студент 2 курса. Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева. Красноярск, Россия. ORCID ID: 0000-0002-8896-9558. E-mail: 2000.karma@mail.ru

ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2021, vol. 2, no. 6, pp. 21-26.

PROBLEMS OF ATHLETE MOTIVATION MANAGEMENT

Antonenko M.N. - senior teacher of physical culture. Siberian State University of Science and Technology named after Academician M. F. Reshetnev. Krasnoyarsk, Russia. E-mail: ama_zel@mail.ru

Karmadonova P.V. - second-year student of the Engineering and Economic Institute. Siberian State University of Science and Technology named after Academician M. F. Reshetnev. Krasnoyarsk, Russia. ORCID ID: 0000-0002-8896-9558. E-mail: 2000.karma@mail.ru

Abstract. This article discusses the main problems that the motivation of an athlete can significantly weaken. In the sports field, you can face a situation where an athlete loses interest and desire to train. But in some cases, there are serious reasons for this, and it can be very difficult to get a person back into the training process. The review of the status of this issue on the site sources is carried out https://www.elibrary.ru/.

Keywords: psychology, sports motivation, training process, pedagogical and psychological motivation, athlete, coach.

References

1. Vyisotskaya V.A., Shilyaeva E.V. Issledovanie motivatsii sportsmena s uchetom etapa trenirovochnogo protsessa. Metodicheskie rekomendatsii [The study of the athlete's motivation, taking into account the stage of the training process. Methodological recommendations]. Krasnoyarsk, 2020. 74 p. (In Russ.).

2. Kuzmin E.B., Denisenko Yu.P., Drandrov G.L. Formirovanie sportivnoy motivatsii kak psi-hologo-pedagogicheskaya problema [Formation of sports motivation as a psychological and pedagogical problem]. Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemyi fizicheskoy kul-turyi i sporta [Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sports], 2009, no. 4(13), pp. 87-93. (In Russ.).

3. Gogunov E.N., Martyanov B.I. Psihologiya fizicheskogo vospitaniya i sporta [Psychology of physical education and sports]. Moscow, 2004. Pp. 74-76. (In Russ.).

4. Gorskaya G.B. Motivatsionnyiy klimat kak psihologicheskiy regulyator deyatelnosti sports-menov [Motivational climate as a psychological regulator of athletes ' activity]. Fizicheskaya kultu-

ra, sport - nauka i praktika [Physical culture, sport-science and practice], 2016, no. 4, pp. 85-91. (In Russ.).

5. Kitova Ya.V. Motivatsionnyiy klimat kak psihologicheskiy fenomen: proyavlenie v sportivnoy deyatelnosti [Motivational climate as a psychological phenomenon: manifestation in sports activity]. Molodoy uchenyiy [Young scientist], 2017, no. 45 (179), pp. 173-175. (In Russ.).

6. Chernyisheva I.V., Shlemova M.V., Tatarnikov M.K. Pedagogicheskaya sostavlyayuschaya lich-nosti trenera kak odno iz osnovnyih usloviy uspeshnogo formirovaniya sportsmenov [Pedagogical component of the coach's personality as one of the main conditions for the successful formation of athletes]. Sovremennyie naukoYomkie tehnologii [Modern high-tech technologies], 2010, no. 4, pp. 103. (In Russ.).

7. Kozlova S.A. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya i razvitiya rebenka [Theory and methodology of physical education and child development]. Prakticheskaya podgotovka studentov: uchebnoe posobie dlya vuzov [Practical training of students: a textbook for universities]. Moscow, 2012. 271 p. (In Russ.).

8. Rol trenera v vospitanii sportsmena [The role of the coach in the education of the athlete]. Sportkompleks Avangard [Avangard Sports Complex]. Available at: http://avangardsport.at.ua/blog/rol_trenera_v_vospitanii_sportsmena/2012-09-19-237#.VJb0vF4gB (data obrascheniya: 30.05.2021) (In Russ.).

9. Lapochkin S.V. Formirovanie effektivnogo vzaimodeystviya mezhdu pedagogami i uchaschimis-ya posredstvom korrektsii emotsionalno-volevoy i kommunikativnoy sferyi [Formation of effective interaction between teachers and students through the correction of emotional-volitional and communicative spheres]. Sovremennyie problemyi psihologii i upravleniya: Sbornik nauchnyih statey. Naberezhnyie Chelnyi: Izd-vo instituta upravleniya [Modern problems of psychology and management: Collection of scientific articles. Naberezhnye Chelny: Publishing House of the Institute of Management]. 2004. Pp. 175-178. (In Russ.).

10. Barchukov I., Nazarov Yu. Fizicheskaya kultura i fizicheskaya podgotovka [Physical culture and physical training]. Moscow, 2009. 432 p. (In Russ.).

11. Graf V., Ilyasov I.I., V.Ya. Lyaudis V.Ya. Osnovyi samoorganizatsii uchebnoy deyatelnosti i samostoyatelnoy rabotyi studentov [Fundamentals of self-organization of educational activities and independent work of students]. Moscow, 1981. 79 p. (In Russ.).

12. Barchukov I.S. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya i sporta [Theory and methodology of physical education and sports]. Moscow, 2012. 368 p. (In Russ.).

13. SputnovV.V. Sportivnaya psihologiya: chto sleduet ponimat pod motivatsiey sportivnoy deyatelnosti? [Sports psychology: what should be understood by the motivation of sports activity?]. Stolichnyiy institut professionalnogo obrazovaniya. Stati po psihologii sporta. [Metropolitan Institute of Professional Education. Articles on the psychology of sports]. Available at: https://ippt.ru/biblioteka/stati_po_psihologii/psihologiya_sporta/psihologiya_sporta_problemy_moti vacii_v_sportivnoj_deyatelnosti/. (In Russ.).

14. Gordon S.M. Sportivnaya trenirovka: nauchno-metodicheskoe posobie [Sports training: scientific and methodological manual]. Moscow, 2008. 256 p. (In Russ.).

Information about the authors

M. N. Antonenko - senior teacher of physical culture. Siberian State University of Science and Technology named after Academician M. F. Reshetnev. Krasnoyarsk, Russia. E-mail: ama_zel@mail.ru

P. V. Karmadonova - second-year student of the Engineering and Economic Institute. Siberian State University of Science and Technology named after Academician M. F. Reshetnev. Krasnoyarsk, Russia. ORCID ID: 0000-0002-8896-9558. E-mail: 2000.karma@mail.ru

Поступила в редакцию 10.06.2021. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликованию 20.06.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.