Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ПОДГОТОВКИ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ КОМАНДЫ ПО МОРСКОМУ МНОГОБОРЬЮ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ПОДГОТОВКИ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ КОМАНДЫ ПО МОРСКОМУ МНОГОБОРЬЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
32
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРСКОЕ МНОГОБОРЬЕ / КОМАНДА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зуб Игорь Васильевич

Морское многоборье комплексный вид спорта. для успешного выступления в этом виде спорта требуется не только обладать разносторонними физическими, психологическим качествами, но и быть технически подготовленным. В университетскую секцию морского многоборья приходят обучающиеся занимавшиеся различными видами спорта. Для их подготовки тренер разрабатывает индивидуальную траекторию развития, которая зависит от физических и психологических качеств спортсмена. Особое внимание уделяется созданию команды, которая будет настроена на достижение результата. Актуальность. В работе рассмотрены актуальные вопросы формирования и подготовки морских многоборцев. Проблема, цель, задачи. Проблема состоит в том, что в настоящее время сокращается количество команд, которые закрывают весь комплекс морского многоборья. Цель работы - рассмотреть психологические особенности формирования команды в морском многоборье. Материалы и методы исследования. Материалами исследования являлись научные источники. Методы исследования анализ и синтез научных источников. Результаты и их обсуждение. Одним из средств развития этих профессионально важных качеств специалиста водного транспорта является морское многоборье. В комплекс морского многоборья входят традиционные для морского образования виды спорта, которые преподавались со времен образования морских учебных заведений. Морское многоборье, как и другие многоборья имеет разноплановую соревновательную структуру, что вызывает определённые трудности не только в физической и психологической подготовках спортсменов, но и в формировании команды. Результативность выступления команды зависит как от личностных качеств каждого спортсмена, так и от общей психологической установки команды на достижение результата. Заключение. В зависимости от индивидуальности спортсмена, его сильной стороны (ведущего вида спорта), определяется его место в команде и ему дается установка на определенный результат, которого он должен достичь, для победы команды.Sea multiathlon is a complex sport. for successful performance in this sport, you need not only to have versatile physical and psychological qualities, but also to be technically prepared. Students who have been involved in various sports come to the University's marine all around section. For their preparation, the coach develops an individual development trajectory, which depends on the physical and psychological qualities of the athlete. Special attention is paid to creating a team that will be set up to achieve results. Relevance. The paper deals with topical issues of formation and training of sea multiathlon. Problem, goal, tasks. The problem is that the number of teams that close the entire complex of sea multiathlon events is currently decreasing. The purpose of the work is to consider the psychological features of team formation in the sea multiathlon. Materials and Methods of research. The research materials were scientific sources. Research methods analysis and synthesis of scientific sources. Results and discussion. One of the means of developing these professionally important qualities of a water transport specialist is the sea multiathlon. The complex of sea multiathlon sports includes traditional for sea education sports that have been taught since the formation of Maritime educational institutions. Sea multiathlon, as well as other multiathlons events, has a diverse competitive structure, which causes certain difficulties not only in the physical and psychological training of athletes, but also in the formation of a team. The effectiveness of the team's performance depends on both the personal qualities of each athlete and the overall psychological attitude of the team to achieve results. Conclusion. Depending on the personality of the athlete, his strength (the leading sport), his place in the team is determined and he is given the setting for a certain result that he must achieve in order for the team to win.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Зуб Игорь Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ПОДГОТОВКИ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ КОМАНДЫ ПО МОРСКОМУ МНОГОБОРЬЮ»

Физическое воспитание и образование

Physical education and training

УДК: 796.085; 797.12

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ПОДГОТОВКИ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ КОМАНДЫ ПО МОРСКОМУ МНОГОБОРЬЮ

Зуб И.В.

Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, Санкт-Петербург, Россия. ORCID: 0000-0001-9381-3761, AuthorID elibrary.ru: https://elibrary.ru/authorcounterclick.asp?id=328210, e-mail: zubiv@gumrf.ru

Аннотация. Морское многоборье комплексный вид спорта. для успешного выступления в этом виде спорта требуется не только обладать разносторонними физическими, психологическим качествами, но и быть технически подготовленным. В университетскую секцию морского многоборья приходят обучающиеся занимавшиеся различными видами спорта. Для их подготовки тренер разрабатывает индивидуальную траекторию развития, которая зависит от физических и психологических качеств спортсмена. Особое внимание уделяется созданию команды, которая будет настроена на достижение результата.

Актуальность. В работе рассмотрены актуальные вопросы формирования и подготовки морских многоборцев.

Проблема, цель, задачи. Проблема состоит в том, что в настоящее время сокращается количество команд, которые закрывают весь комплекс морского многоборья. Цель работы - рассмотреть психологические особенности формирования команды в морском многоборье. Материалы и методы исследования. Материалами исследования являлись научные источники. Методы исследования анализ и синтез научных источников.

Результаты и их обсуждение. Одним из средств развития этих профессионально важных качеств специалиста водного транспорта является морское многоборье. В комплекс морского многоборья входят традиционные для морского образования виды спорта, которые преподавались со времен образования морских учебных заведений. Морское многоборье, как и другие многоборья имеет разноплановую соревновательную структуру, что вызывает определённые трудности не только в физической и психологической подготовках спортсменов, но и в формировании команды. Результативность выступления команды зависит как от личностных качеств каждого спортсмена, так и от общей психологической установки команды на достижение результата.

Заключение. В зависимости от индивидуальности спортсмена, его сильной стороны (ведущего вида спорта), определяется его место в команде и ему дается установка на определенный результат, которого он должен достичь, для победы команды.

Ключевые слова: морское многоборье, команда, психологическая подготовка, индивидуальная траектория подготовки.

Введение

Совершенствование профессиональной подготовки обучающихся морских учебных заведений, требует особого внимания, так как на специалистов водного транспорта во время нахождения на судне действует ряд вредных физических качеств, в рейсе плавсостав испытывает психологиче-

ские нагрузки. В этих условиях от выпускника морского университета требуется хорошая профессиональная подготовленность, физическое развитие, в частности, профессионально важные качества, а также ряд психологических качеств, к которым относится и эмоциональная устойчивость. Последняя очень важна, так как в

экстремальных условиях от эмоциональной устойчивости зависит работоспособность и адекватность принимаемых решений. Одним из средств развития этих качеств является морское многоборье.

Актуальность. В работе рассмотрены актуальные вопросы, связанные с формированием и подготовкой университетской команды по морскому многоборью, так как среди студенческой молодежи падает интерес к данному виду спорта. Морское многоборье - это командный вид спорта, но в трех дисциплинах (плавание, стрельба, бег) спортсмены выступают индивидуально, принося очки в копилку команды, а две дисциплины (гонке на яле под парусом и на веслах) - результат зависит от слаженных действий команды.

Проблема, цель, задачи. При анализе проходящих соревнований по морскому многоборью видно, что сокращается количество команд, закрывающих полный комплекс многоборья. Это связано с рядом причин. Основные причины - это трудности при формировании и подготовке университетской команды. Цель работы -рассмотреть психологические особенности формирования команды в морском многоборье. Для достижения цели работы требуется решение следующих задач:

1. Провести анализ научных источников по теме работы.

2. На основе анализа научных источников выделить основные направления по психологической подготовке команд по морскому многоборью.

Материалы и методы исследования. Материалами исследования являлись научные источники. Методы исследования анализ и синтез научных источников.

Результаты и их обсуждение

В комплекс морского многоборья входят традиционные для морского образования виды спорта (гребля, хождение под парусом, стрельба), которые преподавались со времен образования морских учебных заведений [1]. Плавание и бег были включены в комплекс многоборья в 1858-1860 гг. Ценность морского многоборья заключается в том, что оно имеет комплексный характер, влияет на развитие как физических, так и психологических качеств занимаю-

щегося. В тоже время существуют определенные сложности при подготовке команды, как в физическом, так и психологическом плане. Не случайно адмирал Г.И. Бу-таков начал проводить соревнования по комплексу многоборья [2], которое в различные периоды его существования имело разное название, а наибольшее количество видов спорта, входивших в комплекс морского многоборья, было десять.

В секцию морского многоборья университета берут всех желающих, так как тех, кто занимался этим видом спорта до поступления в университет очень мало. Некоторые спортсмены закончили заниматься спортом в 9-10 классе. Это объясняется рядом причин: не популярность занятий спортом, ориентация на выбор профессии, не связанной со спортивной деятельностью, отсутствие результатов, не совместимость целей и мотивов спортсмена и тренера [3]. Еще одной сложностью при наборе не только в секцию морского многоборья, но и в другие секции - это сложность совмещения тренировок и учёбы [4]. Как занятия спортом, так и учебный процесс требуют полной отдачи, в какой-то момент может нарушиться грань равновесия и тогда у спортсмена может произойти психологический срыв. Для спортсменов с высокой мотивацией и эмоциональной устойчивостью спорт помогает в самореализации в других сферах деятельности, и в частности в учёбе, при условии, что будет выстроено психологическое сопровождение спортсмена во время его спортивной карьеры [5].

Одним из важнейших элементов психологической подготовки спортсменов является их мотивация и её поддержание в период занятий спортом. Мотивы спортивной деятельности, если их рассматривать в динамике проявлений, имеют форму синусоиды. Это объясняется тем, что процесс занятием спортом имеет определенный временной период, во время которого могут возникнуть различные ситуации, как внешнего, так и внутреннего характера.

Морское многоборье, как и другие многоборья имеет разноплановую соревновательную структуру, что вызывает определённые трудности не только в физической

и психологической подготовках спортсменов, но и в формировании команды. При формировании команды тренер должен подобрать оптимальное соотношение спортсменов, гребцов, пловцов, легкоатлетов, стрелков и парусников, так чтобы каждый владел видами спорта входящими в комплекс многоборья. Успех команды зависит от всех членов команды, но спортсмены узкой специализации - стрелки и парусники [6], а в морском троеборье пловцы [7], вносят существенный вклад в достижение командой победы.

Плавание считается сложным видом сорта входящим в комплекс морского многоборья, так как обучению технике плавания необходимо уделять длительный период. В тоже время пловца можно обучить навыкам стрельбы, бега и гребле, а обучать стрелка, бегуна, гребца плаванию в короткие промежутки времени не получается [7]. Парусная подготовка тоже занимает особое место в морском многоборье, так как основная нагрузка при гонке под парусом ложится на рулевого, остальные члены команды этими навыками могут не владеть, но успех команды зависит от точности выполнения команд рулевого. Парусные гонки на ялах развивают такие качества как статическая выносливость, силовые качества, решительность, самостоятельность [8]. Не следует сбрасывать со счетов и тот факт, что парусные гонки на ялах могут продолжаться длительное время. Для того чтобы выдержать парусные гонки требуются не только отличные физические качества, но и психоэмоциональная устойчивость, настойчивость, целеустремленность. Если команда в целом, и каждый член команды не обладают такими качествами, шансов на победу у такой команды нет.

Стрельба как один из видов морского многоборья влияет на общий результат выступления. Стрельба развивает такие психические качества как концентрация внимания, способность управлять психоэмоциональным состоянием [9]. В таких видах как биатлон и полиатлон надежность выполнения стрелкового упражнения зависит от ситуационной эмоциональной

устойчивости, зависящей от концентрации внимания и типа нервной системы [10].

Результативность выступления каждого члены команды в индивидуальных видах спорта (бег, плавание, стрельба) зависит от индивидуально-типологических особенностей спортсмена [11]. Любые соревнования - это своего рода стрессовая ситуация, для одних это положительный стресс, для других отрицательный. Стресс может возникнуть в зависимости от значимости соревнования для спортсмена, как реакция на предстартовую ситуацию, время подготовки к соревнованиям (перегорание). В стрессовой ситуации проявляются личностные качества, при знании которых создается траектория индивидуальной психологической подготовки спортсмена.

Команда в целом преодолевает стрессовую ситуацию в зависимости от личностных качеств членов команды, которые в свою очередь зависят от вида спорта, которым занимались члены команды до прихода в секцию морского многоборья. Специфика спортивной деятельности откладывает отпечаток на личностные качества спортсмена. В циклических видах спорта основным качеством, которое помогает адаптироваться к соревновательной деятельности, является эмоциональная устойчивость, что помогает проявлению таких физических качеств как выносливость, силовые качества [12]. Поддержание эмоциональной устойчивости спортсмена и команды на протяжении соревновательного периода одна из задач тренера. Сложности в решении этой задачи возникают тогда, когда происходит рассогласование в мобилизации индивидуальных и командных ресурсов преодоления стрессовой ситуации [13]. К ресурсам психологической устойчивости к стрессу относятся: психологическое сопровождение тренера, установка команды на победу, но не любым способом, а с расчётом только на собственные силы [14].

Обучающиеся которые занимались ранее командными видами спорта чувствуют ответственность перед членами команды, тренером, понимают, что успеха можно достичь только при слаженной работе всей команды. Ответственность за результат

команды воздействует на каждого её члена, которое заключается в умении взаимодействовать, действовать в зависимости от ситуации, а не из личных побуждений [15]. Заключение

Морское многоборье это национальный вид спорта берущий свое начало с первых соревнований проведенных в г. Николаеве 23 мая 1858 г. Не смотря на столь почтенный возраст данного вида спорта остаются некоторые проблемы в построении тренировочного процесса. В комплекс морского многоборья входят виды спорта для достижения результата в которых требуется развитие специальных физических и психологических качеств, а также необходима техническая подготовка.

Литература

1. Зуб И.В., Курысь В.А., Акименко А.В. Содержание и направленность физической подготовки и спорта в морском образовании Российской империи // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. 2019. № 2. С. 104-109.

2. Зуб И.В., Курысь В.А., Акименко А.В. Становление физической подготовки на флоте и появление комплексных соревнований по военно-прикладным видам спорта// Мир науки, культуры и образования. 2018. № 4 (71). С. 48-50.

3. Сафонов В.К. Современные задачи научно-практического обеспечения спортивной деятельности//Национальный психологический журнал. 2012. № 8 (12). С. 71-74.

4. Ильина Н.Л. Трудности реализации спортсменами двойной карьеры на этапе обучения в вузе / Н.Л. Ильина, Е.Е. Хвац-кая, Р.А. Березовская, Н.Б. Мельникова, К.И. Пузанова // Ученые записки Университета имени П.Ф. Лесгафта. 2017. №11(153). С. 325-330.

5. Хвацкая Е.Е., Ильина Н.Л. Реализация «двойной» карьеры у спортсменов: некоторые результаты исследований в отечественной психологии спорта // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. 2019. № 1. С. 362-364.

В зависимости от индивидуальности спортсмена, его сильной стороны (ведущего вида спорта), определяется его место в команде и дается установка на результат, который он должен показать в соревнованиях, для достижения командой победы.

Для каждого многоборца разрабатывается индивидуальная траектория психологического сопровождения, которая опирается на личностные качества спортсмена. Общая командная психологическая подготовка направлена на формирование у многоборцев патриотизма, общечеловеческих нравственных качеств, волевых качеств, без которых не только нельзя достичь победы в соревнованиях, но и выполнения тренировочной нагрузки.

6. Калинин А.Д., Карпов В.Ю., Абрами-швили Г.А., Ерёмин М.В. Управление учебно-тренировочным процессов высококвалифицированных спортсменов в морском многоборье // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2016. № 2. С. 120125.

7. Штин НИ., Штамбург И.Н., Новиков А.И. Морское троеборье как средство подготовки курсантов вузов МО РФ к летнему офицерскому троеборью // Перспективные направления научных исследований в области физической культуры и спорта (теория и практика). Сборник статей Итоговой научно-практической конференции за 2018 г., посвященной 65-ой годовщине образования Научно-исследовательского центра по физической подготовке и военно-прикладным видам спорта в ВС РФ. В 2-х частях. 2019. С. 259-264.

8. Зуб И.В. Развитие самостоятельности обучающихся на занятиях физической культурой, как один из аспектов профессиональной подготовки специалистов// Физическая культура в образовании: состояние и перспективы развития: сборник материалов межвузовской научно-практической конференции «Герценовские чтения», посвященные 220-летию РГПУ им. А.И. Герцена/Под общ. ред. Ю.Я. Лобанова, В.В. Фарбея. СПб.: Изд-во «Печатный Элемент», 2017. Стр. 78-82.

9. Трофимова А.А. Ямалетдинова Г.А. Роль морского многоборья в формировании личности спортсмена // Российский человек в «разломе эпох»: quo vadis? Материалы XV Международной научно-практической конференции Гуманитарного университета: в 2 т. Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2012. Т. 2. С. 673-677.

10. Фарбей В.В. Специальная физическая подготовка и эмоциональная устойчивость в системе многолетней тренировки зимних многоборцев // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2009. № 5 (51). С. 98-103.

11. Боровик Е.В., Сальников В.А. Военно-спортивное многоборье как фактор индивидуализации в системе физической подготовки курсантов // Образовательная среда: теория и практика. Материалы III Международной научной конференции. Астрахань, 2020. С. 77-82.

12. Кузьмин М.А. Влияние личностных свойств на адаптацию спортсменов к соревновательной деятельности в цикличе-

ских и игровых видах спорта // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2012. № 3 (85). С. 107-111.

13. Горская Г.Б., Дыдарь В.Г. Динамическая регуляция психической устойчивости команды на протяжении соревновательного сезона / /Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 8. С. 38-42. DOI: 10.24158^рр/2017.8.7

14. Горская Г.Б., Совмиз З.Р. Психологические ресурсы преодоления долговременных психических нагрузок на разных этапах профессиональной карьеры спортсменов командных видов спорта // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2018. № 3. С. 88-93.

15. Леонова Ю.А., Харитонова И.В. Мотивация самодетерминации юношей, занимающихся индивидуальными и командными видами спорта, как фактор их конкурентоспособности в стрессовых условиях соревнований // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. 2018. № 1. С. 136-138.

Для цитирования: Зуб И.В. Особенности формирования и подготовки университетской команды по морскому многоборью/ И.В. Зуб // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2020. Том 1. № 1. С. 22-29.

Сведения об авторе

Зуб Игорь Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физической культуры. Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, Санкт-Петербург, Российская Федерация. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9381-3761. Author ID elibrary.ru: https://elibrary.ru/author_counter_click.asp?id=328210. E-mail: zubiv@gumrf.ru

ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2020. vol. 1, no. 1. pp. 22-29.

FEATURES OF FORMATION AND TRAINING OF THE UNIVERSITY TEAM IN SEA MULTIATHLON

Zub I.V.

Admiral Makarov State University of maritime and inland shipping, St. Petersburg, Russian Federation. zubiv@gumrf.ru

Abstract. Sea multiathlon is a complex sport. for successful performance in this sport, you need not only to have versatile physical and psychological qualities, but also to be technically prepared. Students who have been involved in various sports come to the University's marine all-around section. For their preparation, the coach develops an individual development trajectory, which depends on the physical and psychological qualities of the athlete. Special attention is paid to creating a team that will be set up to achieve results.

Relevance. The paper deals with topical issues of formation and training of sea multiathlon. Problem, goal, tasks. The problem is that the number of teams that close the entire complex of sea multiathlon events is currently decreasing. The purpose of the work is to consider the psychological features of team formation in the sea multiathlon.

Materials and Methods of research. The research materials were scientific sources. Research methods analysis and synthesis of scientific sources.

Results and discussion. One of the means of developing these professionally important qualities of a water transport specialist is the sea multiathlon. The complex of sea multiathlon sports includes traditional for sea education sports that have been taught since the formation of Maritime educational institutions. Sea multiathlon, as well as other multiathlons events, has a diverse competitive structure, which causes certain difficulties not only in the physical and psychological training of athletes, but also in the formation of a team. The effectiveness of the team's performance depends on both the personal qualities of each athlete and the overall psychological attitude of the team to achieve results.

Conclusion. Depending on the personality of the athlete, his strength (the leading sport), his place in the team is determined and he is given the setting for a certain result that he must achieve in order for the team to win.

Keywords: sea multiathlon, team, psychological training, individual training trajectory

References

1. Zub I.V., Kurys V.A., Akimenko A.V. Soderzhanie i napravlennost fizicheskoj pod-gotovki i sporta v morskom obrazovanii Ros-sijskoj imperii [Content and direction of physical training and sports in the Maritime education of the Russian Empire]. Actualnye prob-lemy fizicheskoj i specialnoj podgotovki silo-vyh struktur [Actual problems of physical and special training of power structures]. 2019. no. 2. pp. 104-109. (In Russ.).

2. Zub I. V., Kurys V. A., Akimenko A.V. Stanovlenie fizicheskoj podgotovki na flote i poyavlenie komplesnyh sorevnovanij po voenno-prikladnym vidam sporta [Formation of physical training in the Navy and the emergence of complex competitions in military-applied sports]. Mir nauki, kultury i obrazovaniya [World of science, culture and education]. 2018. no. 4 (71). pp. 48-50. (In Russ.).

3. Safonov V.K. Sovremennye zadachi nauchno-prakticheskogo obespecheniya spor-tivnoj deyatelnosti [Modern tasks of scientific and practical support of sports activity]. Natsionalnyj psychologicheskij journal [National psychological journal]. 2012. no. 8 (12). pp. 71-74. (In Russ.).

4. Ilina N.L., Hvatskaya E.E., Bere-zovskaya R.A., Melnikova N.B., Puza-nova K.I. Trydnosti realizatsii sportsmenami dvojnoj karery na etane obuchenija v vuze [Difficulties of realization of double career by

athletes at the stage of training at the University]. Uchenye zapisky universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of University named after P. F. Lesgaft]. 2017. № 11(153). P. 325-330. (In Russ.).

5. Khvatskaya E.E., Ilina N.L. Realizatsiya «dvojnoy» karery u sportsmenov: nekotorye pezultaty issledovanij v otechestvennoj psi-hologii sporta [Realization of a "double " career in athletes: some results of research in the national psychology of sports]. Resoursy konkurentosposobnosty sportsmenov: teoriya I praktika realizatsii [Resources of athletes' competitiveness: theory and practice of implementation]. 2019. no. 1. pp. 362-364. (In Russ.).

6. Kalinin A.D., Karpov V.Yu., Abramishvili G.A., Eremin M.V. Upravlenie uchebno-trenirovochnym protsessom vysokokvalifitsi-rovannyh sportsmenov v morskom mnogobori [Management of training processes of highly qualified athletes in the sea all-around] Izvestiya Tulskogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kultura. Sport [Proceedings of the Tula state University. Physical Culture. Sport]. 2016. no. 2. pp. 120-125. (In Russ.).

7. Shtin N.I., Shtamburg I.N., Novikov A.I. Morskoe troebore kak sredstvo podgotovki kursantov vuzov MO RF k letnemu ofit-serskomu troeboryu [Sea triathlon as a means of training cadets of higher education institutions of the Ministry of defense of the Russian

Federation for the summer officer triathlon]. Perspektivnye napravleniya nauchnyh issle-dovanij v oblasti fizicheskoj kultury I sporta (teoriya i praktika). Sbornik statej itogovoj nauchno-praktichskoj konferentsiya za 2018g., posvyashchennoj 65-oj godovshchine obrazovaniya Nauchno-issledoatel 'skogo tsentra po fizicheskoj podgotovke I voenno-prikladnym vidam sporta v VS RF. V 2-h chastyah [Promising areas of research in the field of physical culture and sports (theory and practice). Collection of articles of the Final scientific and practical conference for 2018, dedicated to the 65th anniversary of the formation of the Research center for physical training and military-applied sports in the armed forces of the Russian Federation. In 2 parts]. Saint-Petersburg, 2019. Pp. 259-264. (In Russ.).

8. Zub I.V. Razvitie samostoyatelnosti obuchayushchihsya na zanyatiyah fizicheskoj kulturoj. Kak odin iz aspektov profession-al'noj podgotovki spetsiolistov [Development of students' independence in physical culture classes as one of the aspects of professional training of specialists]. Fizicheskaya kul'tura v obrazovanii: sostoyanie i perspektivy razvitiya. Sbornik materialov mezhvuzoskoj nauchno-praktichskoj konferentsii «Gertsenovskie chteniya», posvyashchennye 220-letiyu RGPU imeni A.I. Gertsena [Physical culture in education: state and prospects of development: collection of materials of the interuniversity scientific and practical conference "Herzen readings" dedicated to the 220th anniversary of the Herzen state pedagogical University]. Saint-Petersburg, 2017. Pp. 7882. (In Russ.).

9. Trofimova A.A. Yamaletdinova G.A. Rol morskogo mnogoborya v formirovanii lich-nosti sportsmena [the Role of the sea all-around in the formation of the athlete's personality]. Russijskij chelovek v «razlome epoh»: quo vadis? Materialy XV mezhdu-narodnoj nauchno-praktichskoj konferentsii Gumanitarnogo universiteta: v 2-h tomach [Russian man in the "rift of epochs": quo vadis? Proceedings of the XV International scientific and practical conference of the Humanities University: in 2 vols]. Ekaterinjburg, 2012. vol. 2. Pp. 673-677. (In Russ.).

10. Farbey V.V. Specialnaya fizitseskaya podgotovka i emotsionalnaya ustojtsivost v sisteme mnogoletnej trenirovki zimnih mnog-obortsev [Special physical training and emotional stability in the system of long-term training of winter all-rounders]. Uchenye zapisky universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the p. F. Lesgaft University]. 2009. no. 5 (51). pp. 98-103. (In Russ.).

11. Borovik E.V., Salnikov V.A. Voenno-sportivnoe mnogobore kak factor indnviduali-zatsii v sisteme fizicheskoj podgotovki kursantov [Military-sports all-around as a factor of individualization in the system of physical training of cadets]. Obrazovatelnaya sre-da: teoriya i praktika. Materialy III mezhdu-narodnoj nauchno-praktichskoj konferentsii [Educational environment: theory and practice. Materials of the III International scientific conference]. Astrakhan, 2020. Pp. 77-82. (In Russ.).

12. Kuzmin M.A. Vliyanie lichnostnyh svojstv na adaptatsiyu sportsmenov k sorevnovatelnoj deyatelnosti v tsiklicheskih I igrovyh vidah sporta [Influence of personal properties on the adaptation of athletes to competitive activities in cyclic and game sports]. Uchenye zapisky universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of University named after P. F. Lesgaft]. 2012. no. 3 (85). pp. 107-111. (In Russ.).

13. Gorskaya G.B., Dydar V.G. Dinamich-eskaya regulyatsiya psihicheskoj ustojchivosti komsndy na protyazhenii sorevnovatelnogo sezona [Dynamic regulation of mental stability of the team during the competition season]. Obshchestvo: sotsiologiya, psihologiya, pedagogika [Society: sociology, psychology, pedagogy]. 2017. no. 8. pp. 38-42. DOI: 10.24158/spp/2017.8.7 (In Russ.).

14. Gorskaya G.B., Sovmiz Z.R. Psy-chologitseskie resoursy preodoleniya dolgov-remennyh psihicheskih nagruzok na raznyh etapah professionalnoy kariery sportsmenov komandnyh vidov sporta [Psychological resources for overcoming long-term psychological loads at different stages of the professional career of athletes of team sports]. Fizi-cheskaya kultura, sport - nauka i praktika [Physical culture, sport-science and practic]. 2018. no. 3. pp. 88-93. (In Russ.).

15. Leonova Yu.A., Kharitonova I.V. Moti-vatsiya samodeterminatsii yunoshej, zani-mayushchihsyaindividual'nymi i komandny-mi vidami sporta, kak factor ih konkyrentosposobnosti v stessovyh usloviyah soerevnovanij [Motivation of self-determination of young men engaged in indi-

vidual and team sports as a factor of their competitiveness in stressful competition conditions]. Resursy konkyrentosposobnosti sportsmenov: theoriya i practika realizatsii [Resources of athletes ' competitiveness: theory and practice of implementation]. 2018. no. 1. pp. 136-138. (In Russ.).

Igor Vladimirovich Zub, PhD in Pedagogy, Associate Professor, head of the Department of physical culture. Admiral Makarov State University of maritime and inland shipping, St. Petersburg, Russian Federation. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9381-3761, Author ID elibrary.ru:

https://elibrary.ru/author_counter_click.asp?id=328210. E-mail: zubiv@gumrf.ru

Поступила в редакцию 20.10.2020. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликованию 24.10.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.