Научная статья на тему 'Проблемы управления маркетинговой средой на рынке технологического оборудования для российских предприятий сферы услуг'

Проблемы управления маркетинговой средой на рынке технологического оборудования для российских предприятий сферы услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ МЕДАППАРАТУРЫ И ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕПИТА / MARKETING OF MEDICAL EQUIPMENT / EQUIPMENT FOR INDUSTRY OF PUBLIC CATERING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вершинин В.П., Сахнов С.Н.

В период 1999-2008 годов в рамках представленного исследования был осуществлен мониторинг сферы услуг на территории Краснодарского края, который идентифицировал рост объема реализации продуктов субъектов малого предпринимательства. У рыночных лидеров в сфере производства названных услуг присутствовали собственные маркетинговые программы, сопряженные с аналогичными маркетинговыми мероприятиями фирм-производителей нового технологического оборудования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of management with the market medium on the market of technologic equipment for Russian customer service industry

In the period from 1999 to 2008 in the frame of the presented research monitoring of customer service sphere in Krasnodar region was made. It showed the rise of realization products made by small business enterprises. Market leaders in the sphere of providing the above-mentioned services had their own market programs connected with similar market initiatives by firms-producers of new technological equipment.

Текст научной работы на тему «Проблемы управления маркетинговой средой на рынке технологического оборудования для российских предприятий сферы услуг»

Литература

1. Докучаев Е. С., Евтушенко Е. В. Параметры фирменной структуры отраслевого рынка нефтепродуктов / Е. С. Докучаев и др. // Нефть, Газ и Бизнес. - 2005. - N° 7. - С. 57-61.

2. Турукалов М. Б. Проекты в нефтепереработке: массовая заморозка / М. Б. Турукалов // Нефтегазовая вертикаль. - 2008. - № 21. - С. 60-65.

3. Яковлев А. Экономика качества / А. Яковлев // Нефтегазовая вертикаль. - 2006. -№ 4.- С. 90-92.

Вершинин В. П., Сахнов С. Н.

Проблемы управления маркетинговой средой на рынке технологического оборудования для российских предприятий сферы услуг

Мониторинг сферы услуг, оказываемых в период 1999-2008 гг. субъектами малого российского бизнеса (таблица 1), позволяет констатировать существенный рост объема их ежегодной продукции (в расчете на 1 малое предприятие по отраслям экономики) за указанный период. Как свидетельствуют данные таблицы 1, наиболее стабильно происходит рост объемов услуг, оказываемых малыми предприятиями в сфере торговли и общественного питания (133,3%), здравоохранения (118,1%), коммунального хозяйства (110,5%) и т.д. Все вышеуказанные виды услуг невозможны к востребованию различными социальными группами населения без должных маркетинговых программ, включающих, в том числе, продвижение на рынке специального оборудования, необходимого для оказания этих услуг. Говоря о проблемах управления маркетинговой средой на рынке технологического оборудования для предприятий общественного питания, надлежит указать, что доходность малых предприятий зачастую связана с их мобильностью в прямом понимании сущностного наполнения их деловой активности, примером чего являются маркетинговые программы кейтеринга (выездного обслуживания), производимого предприятиями общественного питания. Один из идеологов маркетинга в ресторанном бизнесе Дж. Эрдож (2007) указывает, что термином «кейтеринг» за последние 5-7 лет стали обозначать выездные услуги предприятий общественного питания, разграничивая их на две категории: корпоратив-ное и индивидуальное обслуживание [1]. Первое достаточно однообразно, поскольку включает в себя, как правило, приготовление завтраков, обедов, иногда ужинов. Индивидуальное обслуживание (т.е. обслуживание частных клиентов) предполагает обеспечение необходимым сервисом самых различных мероприятий: приемов, завтраков, обедов и ужинов. Количество гостей здесь относительно невелико, приемы не столь пышные по сравнению с корпоративными, да и бюджеты заметно ниже. Существует еще одна, особая сфера - обслуживание организаций. Сюда входит выездное обслуживание государственных учреждений, ор-ганизаций, не являющихся частными компаниями. По типу обслуживания этот вид близок к корпоративному. Он подразумевает кейтеринг-услуги в школах, больницах, других государственных учреждениях и ведомствах. Как правило, питание в учреждениях организуется на местах, но если возникает необходимость в более качественной пище или отсутствуют внутренние условия обеспечения, в таком случае приглашают поставщика кейтеринг-услуг со стороны.

Таблица 1. Объем продукции (работ, услуг) в расчете на одно малое предприятие по отраслям экономики*) (миллионов рублей).

1999 2004 2005 2006 2007 2008 рост, %

промышленность 1,0 1,3 1,7 2,4 3,3 3,6 109,0%

сельское хозяйство 0,3 0,6 0,6 1,0 1,1 1,3 118,1%

строительство 0,7 1,1 1,8 2,5 3,4 3,7 108,8%

транспорт 0,7 1,1 1,5 1,8 3,0 3,2 106,6%

связь 1,1 1,8 1,9 2,8 3,7 3,9 105,4%

торговля и общепит 0,3 0,4 0,5 0,8 1,2 1,6 133,3%

оптовая торговля

продукцией

производственно-

технического

назначения 0,5 0,7 1,2 1,4 1,9 2,1 110,5%

информационно-

вычислительное

обслуживание 0,4 0,9 1,6 1,2 1,8 1,9 105,5%

операции с

недвижимым

имуществом 0,5 0,6 1,1 1,0 1,3 2,9 223,0%

общ. коммер. деят.

по функционир. рынка 0,4 0,5 0,7 1,0 1,2 1,3 108,3%

жилищно-комму-

нальное хозяйство 0,3 0,4 0,8 1,6 1,9 2,1 110,5%

непроизводственные виды бытового

обслужив. населения 0,2 0,3 0,5 0,5 0,8 0,9 112,5%

здравоохранение,

физ. культ. и соц.

обеспеч. 0,2 0,4 0,5 0,7 1,1 1,3 118,1%

образование 0,3 0,3 0,6 0,4 0,5 0,5 -

культура и искусство 0,2 0,4 0,6 1,0 1,4 1,5 107,1%

наука 0,3 0,7 1,2 1,3 2,4 2,5 104,1%

финансы, кредит,

страхование, пенс.

обеспеч. 1,1 2,0 4,9 0,1 0,1 0,1 -

другие отрасли 0,4 0,7 1,0 1,2 1,5 1,6 106,6%

*) По официальным данным сборника «Малые предприятия России». М.: Росстат, 2009. - С. 216-217.

Основное отличие корпоративного обслуживания от обслуживания организаций состоит в разнице их бюджетов. Затраты государственных организаций обычно ниже, а иногда значительно ниже затрат частных компаний. Обслуживание госучреждений входит

в нишу низкобюджетного или среднекачественного сектора. Главное различие между поставщиками состоит в том, какой класс кейтеринг-услуг они выбирают для своей деятельности: низкобюджетный или высокобюджетный. Причем, в каждом из этих секторов представлен весь спектр услуг. Крупные поставщики могут позволить себе иметь низкобюджетное подразделение наряду со среднебюджетным, но мелкие поставщики должны сосредоточиться на своем небольшом «пятачке» [2]. При этом необходимо отметить, что кейтеринг требует особых ценовых и ассортиментных линий по производству и продажам технологического оборудования для предприятий общественного питания. В рамках реализации инновационных маркетинговых программ для совершенствования ассортиментных линий фирм (баз исследования), реализующих технологическое оборудование для пищеблоков и мелкооптовых торговых предприятий, следует обратиться к практическому опыту, накопленному предприятием ООО «РусМеталлТехника», учредителем которого является один из авторов представленной работы. Предмет деятельности этого общества:

• изготовление оборудования из металла для предприятий общественного питания и медицинских учреждений;

• изготовление и продажа мебели из нержавеющей стали;

• обработка черных металлов из меди и алюминия;

• производство раковин, моек, ванн и прочих санитарно-технических изделий и их составных частей из черных металлов, меди или алюминия;

• производство столовых, кухонных и прочих бытовых изделий и их составных частей из черных металлов, меди или алюминия;

• производство прочего оборудования общего назначения;

• изготовление и продажа оборудования для ресторанов, кафе, баров;

• производство посудомоечных машин для предприятий общественного питания;

• изготовление и продажа холодильных установок из нержавеющей стали;

• производство теплообменных устройств, промышленного и холодильного оборудования и оборудования для кондиционирования воздуха;

• производство оборудования для фильтрования и очистки газов.

Вместе с тем следует указать, что наиболее востребованными маркетинговыми предложениями по изготовлению и продаже вышеуказанного оборудования являлись целевые программы закупок следующей собственной продукции предприятия «РусМеталл-Техника»: зонд вытяжной пристенный, ванны моечные цельнотянутые, стол рабочий (разделочный) с интегрированной ванной, сервировочные и грузовые тележки, пищевые торговые стойки-шпильки (с площадкой и ограничителем), различные полки для хранения и сушки посуды (в том числе с дверцами-купе). При этом проведенный нами маркетинговый мониторинг ценообразования инновационных маркетинговых услуг на изучаемом сегменте рынка предусматривал составление ценовых линий, связанных с продажей названного оборудования в таком диапазоне цен, когда каждая цена отражала определенный уровень качества различных модификаций одного и того же вида технологического оборудования. Подобный диапазон цен определялся в рамках исследования тремя градациями: диапазон низких цен, диапазон средних цен, диапазон высоких цен. При этом основная задача персонала баз исследования состояла в том, чтобы дать потребителю наиболее полное представление о качественных различиях тех или иных модификаций реализуемых типов технологического оборудования, которые могли бы служить основанием для их ценовой дифференциации. Как следует из проведенного нами анализа уровня потребности технологического оборудования для

производства услуг, основанных на высоких технологиях, наивысшую доходность малым предприятиям (например, в сфере медицинских услуг) приносили маркетинговые программы по рациональной ценовой политике при реализации зарубежного медицинского диагностического оборудования. Изучая вопрос социальной востребованности медицинских услуг в Краснодарском крае, следует опереться на медико-демографические тенденции населения этого субъекта Российской Федерации, что отражено в таблице 2. Комментируя данные этой таблицы, необходимо указать, что, как в структуре общей заболеваемости населения Кубани, так и в структуре первичной заболеваемости различных возрастных групп названного субъекта РФ, болезни глаза и его придаточного аппарата сохранялись на уровне 4,5-6,8% от единой структуры заболеваемости, а временная нетрудоспособность взрослого населения Кубани по причине болезней глаза за последние 2 года характеризовалась показателем 0,53-0,66 на 100 работающих при исчислении длительности одного случая чуть более 12 дней.

Таблица 2. Заболеваемость населения Кубани как критерий потребности учреждений здравоохранения в медицинском оборудовании *.

Показатели 2004 2008

Всё население

общая заболеваемость 1169,42 1162,04

первичная заболеваемость 570,00 558,06

Детское население от 0 до 14 лет

общая заболеваемость 1691,41 1682,04

первичная заболеваемость 1208,00 1214,54

Подростковое население от 15 до 17 лет

общая заболеваемость 1217,20 1332,83

первичная заболеваемость 672,44 777,89

Взрослое население от 18 лет и старше

общая заболеваемость 1062,49 1051,45

первичная заболеваемость 436,50 418,20

*) Стат. отчет Медицинского информационно-аналитического центра департамента здравоохранения администрации Краснодарского края. - Краснодар, 2009. - Т. 3. - С. 29.

Оптимизации подобных показателей способствовала рациональная политика краевых властных структур по совершенствованию коечного фонда, в том числе офтальмологического, а также динамика укомплектованности краснодарских муниципальных учреждений здравоохранения новым технологическим оборудованием. Говоря о рыночной целесообразности маркетинговых программ, направленных на закупку современного лечебно-диагностического оборудования, следует для иллюстрации уровня специализированного обследования больных с офтальмопатологией привести перечень офтальмологического диагностического оборудования, закупленного в течение последних 2 лет в рамках предложенной нами маркетинговой программы одной из ведущих баз исследования - Краснодарского филиала ГМНТК «Микрохирургия глаза»:

1. Для исследования функций органа зрения: Фороптер «TOPCON»

Фороптер «HOYA» Фороптер «HUVITZ» Набор пробных линз HOYA Набор пробных линз НС Автоматический периметр «Периком» Автоматический периметр «DICON» Электроретинограф «MEDELEC» Элетростимулятор ЭСО- 2М

2. Для обследования рефракционной системы глаза: Набор пробных линз HOYA

Набор пробных линз НС Кератотопограф «TOPCON» Кератотопограф «TOMEY»

3. Для исследования гидродинамики глаза: Пневмотонометр «REICHERT» Электротонограф глазной «Глаутест»

4. Для обследования органа зрения и его придаточного аппарата: Эндотелиальный микроскоп «TOPCON»

Биометр ультразвуковой «TOMEY» Ультразвуковой А/В-скан «HUMPHREY»

Аппарат для ультразвуковой допплерографии «Минимакс-допплер-к»

Ретинометр «LAMBDA»

Щелевая лампа XCEL

Щелевая лампа ZEISS

Офтальмоскоп электрический HEINE

Офтальмоскоп электрический VISTA

Экзофтальмометр ЭОМ- 57

Обсуждая вышеприведенные данные, следует указать, что предложенные нами маркетинговые схемы продвижения на рынке технологического оборудования позволили российским предприятиям, осуществляющим свою лицензированную деятельность в различных сферах услуг, не только усовершенствовать свою материально-техническую базу, но и адаптировать качество производимого ими продукта, социально востребованного по своим ценовым и ассортиментным параметрам на кратко- и среднесрочный период потребительского спроса.

Проведенный нами мониторинг сферы услуг указывает (на примере одного из самых крупных субъектов РФ - Краснодарского края) на стабильное развитие объемов реализационного продукта, произведенного за период 1999-2008 гг. малыми предприятиями в сфере торговли и общественного питания (общий рост объема услуг за минувшие 10 лет - на 133,3%), в сфере здравоохранения (рост аналогичного показателя - на 118,1%), в сфере коммунального хозяйства - на 110,5% и т.д.

Системность увеличения подобных услуг находится в прямой корреляционной зависимости от степени технической оснащенности новым технологическим оборудованием фирмы-производителя, что, в свою очередь, связано в наличием прогрессивного маркетингового инструментария и достаточным числом маркетологов (в штате фирм-производителей или в составе консалтинговых фирм, управляющих маркетинговой средой на изучаемом профильном сегменте рынка).

Литература

1. Эрдож Дж. Маркетинговые программы кейтеринга /Дж. Эрдож; пер. с англ. -М.: «Столица», 2007. - 422 с.

2. Лиманова Е. Ю. Модель ценового поведения маркетингового лидера / Е. Ю. Лиманова // Столичный рынок. - 2007. - № 2. - С. 48-51.

Караваева Е. П.

Виндикация маркетинговой среды на рынке образовательных услуг в условиях рецессии мировой и отечественной экономики

Маркетинговый мониторинг рецессионной деструкции уровня потребительских притязаний на рынке образовательных услуг позволяет констатировать, что, по официальному отчету Федеральной службы государственной статистики, численность экономически активного населения на конец 2008 г., по оценке Э. С. Набиуллиной (2008), составила 76,0 миллионов человек, или более 53% от общей численности населения страны, в их числе 71,9 миллиона человек, или 94,7% экономически активного населения были заняты в экономике и 4,1 миллиона человек (5,3%) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной организации труда они классифицируются как безработные) [3]. В государственных учреждениях службы занятости населения были зарегистрированы в качестве безработных на конец февраля 2009 года 2,1 миллиона человек. Денежные доходы в расчете на душу населения во втором полугодии 2008 г. составили 13620,0 рублей в месяц и увеличились по сравнению со вторым полугодием 2007 г. на 24,6%, а денежные расходы и сбережения населения, соответственно, 13631,2 рубля (на 26,7%). Реально располагаемые денежные доходы населения (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) во втором полугодии 2008 г. по сравнению с соответствующим периодом 2007 г. увеличились на 8,0%. Комментируя данные таблицы 1, следует сослаться на мнение ведущих российских специалистов по антирецессионным экономическим программам (Е. Г. Литвак, С. В. Мигин, А. А. Нехаев, А. М. Шестоперов (2008), которые отмечают, что в структуре денежных доходов населения во втором полугодии 2008 г. по сравнению с соответствующим периодом 2007 г. возросла доля доходов от собственности и социальных выплат при снижении доходов от предпринимательской деятельности и оплаты труда. По данным этих же исследователей, в структуре использования денежных доходов населения: на покупку товаров и оплату услуг уходило 73,3%, оплату обязательных платежей и взносов - 12,9, сбережения - 8,3 и покупку иностранной валюты - 5,7%. Во втором полугодии 2008 г. на долю 10% наиболее обеспеченного населения приходилось 30,5% общего объема денежных доходов, а на долю 10% наименее обеспеченного - 1,9% (во втором полугодии 2007 г. - 30,2% и 2,0% соответственно) [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.