Научная статья на тему 'Реструктуризация нефтеперерабатывающих заводов в рыночных условиях'

Реструктуризация нефтеперерабатывающих заводов в рыночных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
183
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ / НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЕ ЗАВОДЫ / ОПТИМИЗАЦИЯ / OPTIMIZATION / ДОБЫЧА / EXTRACTION / ПЕРЕРАБОТКА / PROCESSING / НЕФТЬ / OIL / RE-STRUCTURING / OIL REFINING FACTORIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баранов В.В.

В России проектов новых нефтеперерабатывающих заводов в общей сложности объявлено почти на 165 млн тонн в год, а построено в обозримой перспективе будет лишь порядка 25-30 млн тонн в год нефтеперерабатывающих мощностей. Тем не менее, действительно сложились предпосылки для оптимизации процесса добычи и переработки нефти, поскольку налицо проявляется подтвержденный не только желанием, но и возможностями самих предприятий отрасли интерес к повышению эффективности переработки нефти, также очевидна заинтересованность государства в создании сильных и эффективных экономических отраслевых структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Restructurization of petroleum refinery in market conditions

In Russia of projects of new oil refining factories it is in total declared almost on 165 million tons a year, and it will be constructed in foreseeable prospect only the order 25-30 million tons in a year of oil refining capacities. That it less, have really developed preconditions for optimization of process of extraction and oil refining as it is available is shown confirmed, not only desire, but also opportunities of the enterprises of branch, interest to increase of efficiency of oil refining, interest of the state in creation of strong and effective economic structures in branch also is obvious.

Текст научной работы на тему «Реструктуризация нефтеперерабатывающих заводов в рыночных условиях»

2. Винокуров Б. Л. Маркетинговые аспекты реализации бутилированной минеральной воды из месторождений «Чвижепсе», «Лазаревское», «Пластунское» / Б. Л. Винокуров // Деловой Сочи. - 2006. - № 23 (154). - С. 4.

3. Коньков А. И. Обзор российского рынка минеральной и питьевой воды / А. И. Коньков // Russian market. - 2008. - № 2. - С. 59-62.

4. Крымпенко Н. В. Ценовая политика на рынке отечественной бутилированной питьевой и минеральной воды / Н. В. Крымпенко // Проблемы российского рынка. -2007. -№ 1. - С. 44-46.

5. Луговой П. П. Разведанные запасы российской минеральной воды на Северном Кавказе / П. П. Луговой // Экономический вестник ЮФО. - 2008. - № 3. - С. 32-34.

Баранов В. В.

Реструктуризация нефтеперерабатывающих заводов в рыночных условиях

В настоящее время совокупность вырабатываемых нефтяной отраслью продуктов говорит об экономической мощи страны, уровне её технического прогресса и в какой-то мере экономической и политической независимости от других стран. Изношенность оборудования нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий еще составляет, по данным разных источников, от 20 до 40%, глубина переработки колеблется около 60-67%. В качестве эффективного средства в процессе управления развитием предприятия в последнее время стал широко применяться один из наиболее радикальных способов преобразования бизнеса - реструктуризация.

Реструктуризация, как правило, может применяться в нескольких основных ситуациях: во-первых, в условиях, когда организация находится в состоянии кризиса, что характерно для многих российских промышленных предприятий нефтедобывающего и нефтеперерабатывающего комплекса; во-вторых, в условиях, когда текущее положение дел на предприятии можно считать удовлетворительным, однако дальнейшие прогнозы являются неблагоприятными; в-третьих, реструктуризации могут подвергнуться успешно работающие предприятия с целью усиления собственной конкурентоспособности. Поэтому требование сегодняшнего дня - применение новых технологических процессов с современным высокопроизводительным оборудованием. Для решения этих задач предусматривается строительство новых и техническое перевооружение действующих производств и объектов. Обновление предприятий позволит более качественно перерабатывать нефть, выпускать продукцию современного мирового уровня, соответствовать строгим мировым стандартам качества.

В большинстве случаев этот процесс начинается со структурной перестройки производства для повышения его эффективности и конкурентоспособности. При этом следует отметить, что реструктуризация - это не только разделение на самостоятельно хозяйствующие субъекты, но и изменение внутренней структуры предприятия и его системы управления, а также комплекс работ по активизации внутреннего потенциала.

Реструктуризация является эффективным рыночным инструментом повышения конкурентоспособности предприятия. Концепция реструктуризации стала одной из

основополагающих в мировой литературе по экономике крупных хозяйственных комплексов, что обусловлено высокой динамикой современного делового мира. В экономически развитых странах в результате успешных структурных изменений стоимость компании в среднем увеличивается втрое. В наиболее сложном положении оказались предприятия нефтехимического профиля: без устойчивых связей с поставщиками сырья, в условиях неблагоприятной конъюнктуры цен на нефтехимическую продукцию и, как следствие, отсутствия инвестиций. Мировой опыт развития нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности свидетельствует о прогрессивности их комбинирования на корпоративном уровне.

В России исторически сложилось технологическое единство комплекса, поэтому самостоятельное развитие нефтехимии представляется неперспективным. Интеграция нефтехимического и нефтегазового секторов экономики будет проводиться с использованием средств, методов и технологий реструктуризации, что требует их серьезного теоретического и методического развития [1].

В условиях российской экономики для нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий, не вошедших в состав вертикально-интегрированных нефтяных компаний, эффективная реструктуризация является необходимым условием сохранения их конкурентоспособности.

Для того чтобы выжить в конкурентной среде, предприятию следует обладать определенными важными свойствами, которые дадут ему возможность обойти конкурентов, получив преимущества по сравнению с ними, и при продолжительной работе достичь высоких результатов. Любые решения, которые позволяют эффективно достичь основных целей в течение своего «жизненного» срока, могут считаться целесообразными. Основной целью является не максимизация объёма выпускаемой продукции или минимизация затрат на потребляемые ресурсы, техническая эффективность или максимизация прибыли, а оптимальное сочетание всех технических и экономических аспектов, которое должно быть результатом стратегической устойчивости предприятия.

Учитывая высокую капиталоёмкость нефтеперерабатывающего производства, такое положение вызвало значительный рост себестоимости продукции и снижение уровня рентабельности. В этих условиях изыскание путей повышения эффективности использования производственных мощностей весьма актуально.

В связи с этим тема строительства в России новых НПЗ затрагивалась в 2008 году дважды: первый зампред правительства РФ С. Иванов 15 января сообщил, что в нашей стране недостаточно нефтеперерабатывающих заводов и необходимо строить новые, «если хотим увеличить производство нефтепродуктов» и экспортировать не сырую нефть, а продукты ее глубокой переработки. При этом С. Иванов подчеркнул, что ведущие российские компании готовы строить нефтеперерабатывающие и газохимические заводы, несмотря на крупные капиталовложения в такие проекты. Премьер-министр В. Путин, выступая 11 июля 2008 года в Северодвинске на совещании, посвященном развитию нефтегазового комплекса России, заявил, что необходимо строить новые НПЗ, в том числе, не зависимые от крупных нефтяных компаний и производителей, то есть работающие не по внутрикорпоративным, а по рыночным принципам. При необходимости государство могло бы помочь в реализации таких проектов, как минимум, в части создания инфраструктуры. Другими словами, с точки зрения малознакомого с нефтепереработкой обывателя, строительство НПЗ — положительный момент, поскольку больше НПЗ - больше нефтепродуктов, выше конкуренция не только в регионе, но и в

целом по стране, ниже цены - выше качество, что также является одной из основных задач при определении целесообразности как новых, так и реконструируемых НПЗ. При этом, как правило, никто не делает попыток проанализировать, а нужен ли этот НПЗ в принципе? Если да, то где его лучше всего построить?

В 2007 году, по данным ЦДУ ТЭК, в России было добыто 491,3 млн тонн нефти. Переработано за этот же период на 27 крупных НПЗ, предприятиях «Газпрома» и мини-заводах 227,7 млн тонн нефти, или 46,3% от объема добычи. Экспортировано за 2007 год 259 млн тонн нефти, 5,968 млн тонн бензинов, 36,169 млн тонн дизельного топлива и 44,65 млн тонн мазута. Таким образом, суммарный экспорт нефти и нефтепродуктов в 2007 году составил более 345 млн тонн, или, как минимум, 70% от объема нефтедобычи в стране. При этом прогнозируется рост ежегодного суммарного потребления авто бензинов и дизельного топлива к 2020 году до 80,6 млн тонн при консервативном росте ВВП и до 106,7 млн тонн при оптимистичном росте ВВП. При этом, по данным компании «Лукойл», в 2006 году в России глубина переработки нефти составляла 67,4%, а выход светлых нефтепродуктов - 55,5%. В Западной Европе эти же показатели составляли в 2006 году 84,4% и 66,9% соответственно.

В ближайшей перспективе, к сожалению, экспортная ориентированность российской нефтеперерабатывающей промышленности сохранится, то есть большинству новых НПЗ, по всей видимости, будет достаточно сложно найти свою нишу на внутреннем рынке. Проблем не возникнет разве что у небольших предприятий, снабжающих недорогими нефтепродуктами удаленные регионы России, обладающие при этом собственной ресурсной базой, но это - единичные случаи. Любой же крупный независимый НПЗ может столкнуться: во-первых, с проблемой организации надежных поставок сырья и, во-вторых, со сложностями при получении доступа к нефтебазам и розничным сетям ВИНК (вертикально-интегрированных нефтяных компаний). Другими словами, существует или невыгодная цена, по которой ВИНК (вертикально-интегрированные нефтяные компании) закупают оптовые партии нефтепродуктов нового независимого НПЗ, или необходимость создания собственной сети заправок.

Несколько крупных российских проектов строительства и коренной реконструкции НПЗ ориентированы на экспорт нефтепродуктов. «Роснефть» реконструирует Туапсинский и Комсомольский НПЗ. «Сургутнефтегаз» модернизирует «Киришинефтеоргсинтез» и планирует строительство НПЗ «Кириши-2». Выгодное расположение этих предприятий позволяет ориентироваться на внешние рынки при условии востребованности продукции странами-импортерами. Составить объективный прогноз спроса на нефтепродукты в разных регионах мира в 2020 году довольно сложно, и причин этому несколько. Во-первых, многое зависит от того, как долго будет продолжаться мировой экономический спад, и насколько серьезными окажутся его последствия. Во-вторых, некоторые страны-импортеры нефти, озаботившись вопросами энергетической безопасности, инициировали программы, направленные на снижение потребления топлив. Наконец помимо попыток сокращения потребления топлив в США и Европе развиваются биоэнергетические программы, и их тоже нельзя сбрасывать со счетов. Если сейчас биоэтанол и биодизель - это считанные проценты в топливном балансе стран, то через 10 лет ситуация может кардинально измениться. Возможно, будут созданы инновационные технологии, позволяющие с малыми энергозатратами превращать в жидкое моторное топливо отходы сельского хозяйства, лесной и пищевой промышленности.

Как уже отмечалось выше, экспортно-ориентированная структура при

планировании нового НПЗ исходит, прежде всего, из рынков сбыта, ориентируясь на дефицит того или иного продукта переработки. Например, в 2020 году прогнозируется избыток автомобильного бензина в США в количестве 14 млн тонн. Небольшой дефицит реактивного топлива будет наблюдаться в США в течение всего периода, дизельное же топливо окажется в избытке предположительно с 2010 года. Кардинальные изменения в США произойдут в 2015-2020 годах, когда в стране начнет наблюдаться существенный избыток нефтепродуктов. Следовательно, перспективные ниши находятся в Европе, поскольку наиболее дефицитными нефтепродуктами там будут реактивное и дизельное топливо [2].

Именно постоянный поиск рынков сбыта продуктов переработки заставляет руководство ВИНК (вертикально-интегрированной нефтяной компании) тщательно подходить не только к вопросу строительства новых НПЗ, но и к модернизации имеющихся, так как требования стран-импортеров к качеству продукции постоянно растут (евростандарты), конкуренция высока, затраты как на строительство, так и на модернизацию зачастую для компаний в условиях мирового финансового кризиса невозможны за счет собственных средств. Проекты подобного рода решались привлеченными средствами, за счет облигационных займов, дополнительных эмиссий акций, но данные механизмы в настоящих условиях стали также весьма затруднительными. В этом кроется основная причина продолжительности принятия решений о целесообразности новых НПЗ, решения же по заявленным ранее проектам затянулись на неопределенный срок.

В среде российских экспортных НПЗ выделяются 3 лидера, ориентированных на Европу и потенциально способных принести высокие доходы, - Туапсинский и Киришский НПЗ (после реконструкции и модернизации), а также «Кириши-2», существующий пока лишь на бумаге. В годовом отчете «Роснефти» за 2006 год отмечено, что компания с 1999 года реализует инвестиционные программы модернизации Комсомольского и Туапсинского НПЗ.

Расположенный в Краснодарском крае Туапсинский нефтеперерабатывающий завод входит в НК «Роснефть» с момента основания компании. В 2007 году объем переработки нефти составил 5,2 млн тонн - показатель 2006 года был превышен на 21,7%, производственные мощности были загружены полностью. Выход нефтепродуктов в 2007 году составил 5,2 млн тонн при глубине переработки нефти на уровне 56%. Модернизация Туапсинского НПЗ направлена на повышение глубины переработки нефти и качества вырабатываемых нефтепродуктов до уровня Евро-4 и Евро-5 в 2012 году. Технологические установки будут оснащены современными системами контроля и управления. Туапсинский НПЗ также сможет оперативно изменять объемы выпуска и качество нефтепродуктов в зависимости от потребностей рынка и сезонных колебаний спроса. Реконструкция НПЗ позволит полностью обеспечить качественными нефтепродуктами Южный ФО, а с увеличением мощностей Туапсинского нефтеналивного терминала до 17 млн твг. значительно возрастет экспорт нефтепродуктов.

В 2007 году на предприятии проводились работы как по поддержанию существующих мощностей, так и по строительству нового нефтеперерабатывающего завода на территории действующего НПЗ. Проект предусматривает рост объема переработки нефти на Туапсинском заводе до 12 млн твг. к 2011 году и увеличение глубины переработки нефти до 95%. Общая стоимость реконструкции Туапсинского НПЗ, как планирует НК «Роснефть», должна составить примерно 2 млрд долларов США, при этом еще 200 млн долларов США планируется вложить в развитие Туапсинского

морского терминала и розничной сети на юге России. Финансирование проекта решено осуществлять за счет собственных средств компании. Туапсинский проект принесет НК «Роснефть» значительную прибыль благодаря ежегодному экспорту 17 млн тонн высококачественных светлых нефтепродуктов через морской терминал, находящийся рядом с Европой, - наиболее перспективным потребителем моторных топлив. Собственно, близость к Европе и определила выбор компании в пользу мощнейших установок гидроочистки и гидрокрекинга, на которых будет вырабатываться дизельное топливо по Евро-5 [3].

Но каким бы ни было описание всех планируемых улучшений, данный процесс не так уж просто инициировать: 21 декабря 2006 года НК «Роснефть» объявила тендер на строительство на условиях «под ключ» нового нефтеперерабатывающего завода на территории ООО «РН-Туапсинский НПЗ», предполагающий детальное проектирование, поставку оборудования, строительство, монтаж и пусконаладочные работы. Срок подачи документов завершился 31января 2007 года. Начало строительства было запланировано на 3-й квартал 2007 года, продолжительность по условиям тендера составляет 42 месяца. Определенная условиями тендера 42-месячная продолжительность строительства означает пуск первого этапа в середине 2011 года, если не будет задержек поставок критического оборудования. Полностью закончено строительство нового НПЗ в Туапсе будет, вероятно, не ранее 2014 года. Следовательно, нишу дизтоплива Евро-5 на рынке нефтепродуктов стран ЕС к тому времени смогут прочно занять другие производители, с которыми НК «Роснефть» придется вести жесткую конкурентную борьбу.

В России проектов новых НПЗ в общей сложности объявлено почти на 165 млн твг., а построено в обозримой перспективе будет лишь порядка 25-30 млн твг. нефтеперерабатывающих мощностей. Таким образом, можно выявить основные тенденции переработки нефтепродуктов внутри страны:

1. Сложилась стратегическая и экономическая ситуация для резкого ускорения развития российской нефтепереработки: готовность нефтяных компаний к модернизации своих НПЗ; ориентация государства на увеличение переработки нефти в России. Данные направления сдерживает снижение цен на нефть на мировых рынках.

2. Общий объем инвестиций по объявленным проектам составляет $50 млрд (в ценах 2007 г.) Полная модернизация нефтеперерабатывающей отрасли России потребует не менее $100 млрд (в ценах 2007 г.), следовательно, потребуется значительная государственная поддержка отрасли как в финансировании проектов, так и в координации развития отрасли.

3. Для реализации планов модернизации целесообразно создание консорциумов или холдингов проектных, монтажно-строительных, инжиниринговых, научно-технических организаций под эгидой государства с возрождением научного и кадрового потенциала российской нефтепереработки.

Таким образом, указанные выше направления очередной раз показывают, что в России действительно сложились предпосылки для оптимизации процесса добычи и переработки нефти, поскольку налицо подтвержденный не только желанием, но и возможностями самих предприятий отрасли интерес к повышению эффективности переработки нефти, очевидна и заинтересованность государства в создании сильных и эффективных экономических структур в отрасли.

Литература

1. Докучаев Е. С., Евтушенко Е. В. Параметры фирменной структуры отраслевого рынка нефтепродуктов / Е. С. Докучаев и др. // Нефть, Газ и Бизнес. - 2005. - N° 7. - С. 57-61.

2. Турукалов М. Б. Проекты в нефтепереработке: массовая заморозка / М. Б. Турукалов // Нефтегазовая вертикаль. - 2008. - № 21. - С. 60-65.

3. Яковлев А. Экономика качества / А. Яковлев // Нефтегазовая вертикаль. - 2006. -№ 4.- С. 90-92.

Вершинин В. П., Сахнов С. Н.

Проблемы управления маркетинговой средой на рынке технологического оборудования для российских предприятий сферы услуг

Мониторинг сферы услуг, оказываемых в период 1999-2008 гг. субъектами малого российского бизнеса (таблица 1), позволяет констатировать существенный рост объема их ежегодной продукции (в расчете на 1 малое предприятие по отраслям экономики) за указанный период. Как свидетельствуют данные таблицы 1, наиболее стабильно происходит рост объемов услуг, оказываемых малыми предприятиями в сфере торговли и общественного питания (133,3%), здравоохранения (118,1%), коммунального хозяйства (110,5%) и т.д. Все вышеуказанные виды услуг невозможны к востребованию различными социальными группами населения без должных маркетинговых программ, включающих, в том числе, продвижение на рынке специального оборудования, необходимого для оказания этих услуг. Говоря о проблемах управления маркетинговой средой на рынке технологического оборудования для предприятий общественного питания, надлежит указать, что доходность малых предприятий зачастую связана с их мобильностью в прямом понимании сущностного наполнения их деловой активности, примером чего являются маркетинговые программы кейтеринга (выездного обслуживания), производимого предприятиями общественного питания. Один из идеологов маркетинга в ресторанном бизнесе Дж. Эрдож (2007) указывает, что термином «кейтеринг» за последние 5-7 лет стали обозначать выездные услуги предприятий общественного питания, разграничивая их на две категории: корпоратив-ное и индивидуальное обслуживание [1]. Первое достаточно однообразно, поскольку включает в себя, как правило, приготовление завтраков, обедов, иногда ужинов. Индивидуальное обслуживание (т.е. обслуживание частных клиентов) предполагает обеспечение необходимым сервисом самых различных мероприятий: приемов, завтраков, обедов и ужинов. Количество гостей здесь относительно невелико, приемы не столь пышные по сравнению с корпоративными, да и бюджеты заметно ниже. Существует еще одна, особая сфера - обслуживание организаций. Сюда входит выездное обслуживание государственных учреждений, ор-ганизаций, не являющихся частными компаниями. По типу обслуживания этот вид близок к корпоративному. Он подразумевает кейтеринг-услуги в школах, больницах, других государственных учреждениях и ведомствах. Как правило, питание в учреждениях организуется на местах, но если возникает необходимость в более качественной пище или отсутствуют внутренние условия обеспечения, в таком случае приглашают поставщика кейтеринг-услуг со стороны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.