Богославцева Л.В.,
к.э.н., доцент кафедры «Финансы»
РГЭУ (РИНХ)
Эл. почта: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛИКВИДНОСТЬЮ ЕДИНОГО КАЗНАЧЕЙСКОГО СЧЕТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Статья посвящена вопросам совершенствования управления ликвидностью Единого счета казначейства, что представляет особый практический интерес в условиях реализации Концепции реформирования бюджетных платежей до 2017-го года. В работе выявлены проблемы, сдерживающие развитие механизмов управления ликвидностью, предложена классификация признаков ликвидности ЕКС и варианты определения ликвидности с учетом кассовых поступлений и выплат, даны рекомендации по дальнейшему развитию и внедрению новых инструментов управления ликвидностью единого казначейского счета.
Ключевые слова: Федеральное казначейство РФ, единый казначейский счет, ликвидность, реформа бюджетных платежей, казначейские технологии.
Bogoslavtseva L. V.
PROBLEMS OF LIQUIDITY MANAGEMENT TREASURY SINGLE ACCOUNT AT THE PRESENT STAGE
The article is devoted to improving liquidity management treasury single account, which is of particular practical interest in the conditions of implementation of the Concept of reforming the budget payments until 2017. The paper identified the problems constraining the development of mechanisms for liquidity management, proposed a classification of features and options liquidity CEN definition of liquidity based on cash receipts and payments, made recommendations for the further development and implementation of new liquidity management instruments of a single treasury account.
Keywords: Federal Treasury, the single treasury account, the liquidity, the reform of budget payments, treasury technology.
Федеральное казначейство, являясь федеральной службой Министерства финансов Российской Федерации, в соответствии с возложенными на него бюджетными полномочиями осуществляет правоприменительные функции по организации кассового исполнения федерального бюджета, а также по обеспечению кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы страны. Практическая деятельность органов казначейства в России доказала, что благодаря предварительному и текущему контролю органы казначейства обеспечивают своевременное ведение операций со средствами бюджетов, а также главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств.
В то же время нельзя не отметить, что стремительное развитие казначейских технологий принципиально изменило значение органов казначейства в процессе кассового исполнения бюджетов, а именно: уже с 2004-го года перед казначейством ставилась совершенно новая задача, которая заключается не только в повышении эффективности кассового обслуживания исполнения бюджетов, но и в осуществлении управления операциями на едином счете федерального бюджета. Именно функция управления бюджетными средствами закреплена в редакции Положения о Федеральном казначействе, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 703 «О Федеральном казначействе». Необходимо подчеркнуть, что руководитель Федерального казначейства того периода, а ныне заместитель министра финансов РФ Т.Г. Нестеренко всегда подчеркивала, что органы Федерального казначейства должны не просто выполнять пассивную роль технологического посредника между финансовыми органами и другими участниками бюджетного про-
цесса, но и принимать активное участие в управлении бюджетами.3 Именно в контексте управления государственными финансами и реализовывалась Концепция единого казначейского счета, которая позволила создать правовую базу для развития механизмов управления его ликвидностью.
Однако на практике осуществить эффективное управление ликвидностью единого казначейского счета оказалось не просто, что усложнилось проведением мероприятий по совершенствованию системы бюджетных платежей. В то же время именно реформирование системы бюджетных платежей, в конечном итоге, должно способствовать повышению эффективности процессов управления государственными финансовыми ресурсами страны. Реализация принципа детерминированности двух направлений бюджетной реформы фактически отражена в стратегических мероприятиях развития Казначейства России. Таблица 1.
В сложившихся экономических условиях к причинам, сдерживающим развитие механизмов управления ликвидностью счетом, можно отнести следующие:
- отсутствие единого подхода к определению ликвидности в органах казначейства. В представленных стратегических целях развития Федерального казначейства в таблице 1, понятие «ликвидность» даже не используется;
- несовершенство нормативных документов по данному вопросу;
- необходимость разработки критериев оценки ликвидности ЕКС.
В целях обеспечения комплексного подхода в решении проблем ликвидности казначейского счета надо охарактеризовать каждую из вышеперечисленных причин.
Термин ликвидность достаточно широко применяется в экономической литературе. Например, в Финансовом словаре4
3 http://www1.minfin.ru/ Высказывания Т. Г. Несте-ренко информационным агентствам.
4 Финансовый словарь. Благодатин А.А., Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А.- М.:ИНФРА-М,2009,с.167.
предложены следующие теоретические положения к раскрытию содержания ликвидности:
- во-первых, это способность превращения активов, ценностей в наличные деньги, то есть речь идет о мобильности активов;
- во-вторых, это способность заемщика в установленные сроки и в полном объеме за счет собственных доходных источников обеспечить своевременное выполнение долговых обязательств;
- в-третьих, это способность рынка реализовывать ценные бумаги при существующем уровне цен, без их существенного или резкого изменения.
Следовательно, по своему экономическому содержанию «ликвидность» отражает финансовую устойчивость, сбалансированность финансовых потоков.
К основным видам ликвидности в экономической литературе относят:
- ликвидность активов (имущества), а именно: денежных средств на счетах; банковских векселей; ценных бумаг; текущей дебиторской задолженности, займов выданных; запасов товаров и сырья на складах; машин и оборудования; зданий и сооружений; незавершённого строительства;
- ликвидность баланса (группировка статей баланса по их ликвидности и анализ их взаимосвязи в активе и пассиве). Ликвидность баланса отражает способность своевременно рассчитываться по долговым обязательствам;
- ликвидность организации, предприятия, банка, определяемая на основе показателей (коэффициентов).
Кроме того, выделяют валютную ликвидность, то есть способность своевременной оплаты обязательств в международной сфере.
Такая классификация видов ликвидности объясняется уровнем покрытия собственными средствами заемных, соотношением собственного и заемного капитала, а также уровнем финансовых потерь при преобразовании активов (имущества) в денежные средства.
Таблица 1. Эффект от управления средствами на ЕКС согласно целям
и задачам Стратегической карты Казначейства России на 2014-2018 годы
Цели, обеспечивающие ликвидность счета Задачи Результат Социально-экономический эффект
Развитие и совершенствование системы бюджетных платежей Реформирование системы бюджетных платежей с привлечением всех участников бюджетного процесса Преимущественно безналичного денежного обращения в секторе государственного управления Прозрачность операций с финансовыми ресурсами государства
Содействие органами Федерального казначейства эффективному управлению государственными финансовыми ресурсами Повышение эффективности процессов управления финансовыми ресурсами РФ Создание эффективной, прозрачной, оперативной и удобной модели управления бюджетными средствами на едином казначейском счете Своевременное осуществление бюджетных платежей в полном объеме в соответствии с утвержденным бюджетом
Участие Федерального казначейства в контрактной системе Разработка и совершенствование методологической базы и информационного обеспечения ФК в рамках контрактной системы в сфере закупок Повышение эффективности и результативности использования государственных финансовых ресурсов при осуществлении закупок
В условиях реформирования системы бюджетных платежей и повышения качества управления государственными и муниципальными финансами объективная оценка их финансового состояния также приобретает приоритетное значение, как и в коммерческой сфере. Важными критериями такой оценки могут стать показатели ликвидности.
Однако практика формирования и исполнения бюджетов в условиях бюджетных реформ опередила теоретические исследования по проблеме ликвидности государственных активов, что привело к применению понятия «ликвидность» к совершенно новому, отличному от представленной в экономической литературе объекту, а именно: казначейскому счету.
Действительно, для кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации органы казначейства создали Единый казначейский счет (ЕКС), который представляет собой счет Федерального казначейства, где аккумулируются денежные сред-
ства бюджета соответствующего уровня и отражаются операции по его исполнению, например:
40105 - «Средства федерального бюджета»;
40201 - «Средства бюджетов субъектов Российской Федерации»;
40204 - «Средства местных бюджетов».
Порядок функционирования ЕКС заключается в следующем: все поступления в бюджеты перечисляются плательщиками на счет 40105, открытый в учреждении Банка России. Управления Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации ежедневно распределяют доходы по уровням бюджетной системы и перечисляют на соответствующие счета. Финансирование осуществляется в пределах остатка средств на счете на основе заявок органов казначейства. Ежедневно по завершении операционного дня Правительство Российской Федерации получает информацию о проведении кассовых операций и остатках средств федерального
бюджета. При этом сроки зачисления доходных источников в бюджет и сроки финансирования расходных обязательств в течение финансового года не совпадают, что приводит к возникновению несбалансированности бюджета, а именно:
- кассовому разрыву, который предполагает изыскивать резервы для своевременного и полного финансирования утвержденных в бюджете расходов;
- избытку денежных средств или наличию временно свободных бюджетных средств. Именно эта ситуация создает практические условия для эффективного использования временно свободных бюджетных средств.
Технологии казначейского исполнения федерального бюджета через территориальные структуры Федерального казначейства России призваны выявлять не только возникающие кассовые разрывы между зачисленными средствами и объемами финансирования, необходимыми для оплаты предъявленных получателями бюджетных обязательств, но и временно свободные средства по отношению к суммам санкционирования.
С целью своевременного финансирования расходов бюджетов органы казначейства организуют движение бюджетных потоков по счетам таким образом, чтобы состояние единого счета федерального бюджета позволяло обеспечить достаточное финансирование расходных обязательств. Таким образом, практика функционирования ЕКС аргументировано доказала необходимость обеспечения его ликвидности.
С теоретической точки зрения, одним из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджетов является принцип «сбалансированности», который должен реализовываться в течение всего финансового года. Иначе говоря, обеспечение эффективного управления средствами бюджета призвано способствовать сбалансированности бюджета и принятию своевременных решений по приоритетному финансированию расходов бюджетов с учетом наступления сроков финансирования. Именно принцип сбалансированности
бюджета по своему содержанию отражает ликвидность денежных средств на счетах, следовательно, правомерно говорить о ликвидности бюджетных средств и о ликвидности государственных активов.
Возникает вопрос: почему же определение «ликвидность» по отношению к государственным активам и бюджету стало применяться только в условиях функционирования Единого казначейского счета и можно ли в перспективе определять ликвидность государственных активов.
Во-первых, в условиях создания органов казначейства перед ними стояла одна конкретная задача - обеспечение целевого и своевременного исполнения федерального бюджета, который был дефицитным. Сбалансированность бюджета достигалась за счет внутренних и внешних источников финансирования дефицита бюджета, а также других методов межбюджетного регулирования и о ликвидности как рыночном показателе финансовых потоков речь не шла.
Во-вторых, понятие «ликвидность» применялось в негосударственной сфере экономики и не применялось по отношению к государственным активам.
В-третьих, развитие рыночных отношений, в том числе и в государственном секторе экономики, и развитие казначейских технологий, обеспечивающих ежедневный обмен информацией о бюджетных потоках между участниками бюджетного процесса, позволило внедрить технологическую систему централизованного учета бюджетных средств, что, в свою очередь стало объективным условием для перехода к управлению ликвидности ЕКС.
Как отмечает руководитель Федерального казначейства Р.Е. Артюхин, важным итогом деятельности казначейства явилось создание единого казначейского счета и развитие механизмов управления его ликвидностью.5
Аналогичного подхода к условиям возникновения ликвидности придержива-
5 Артюхин Р.Е Федеральное казначейство: итоги деятельности и основные направления развития.-http://federalbook.ru/
ется и Пролубникова О.Е., которая отмечает, что ликвидность единого казначейского счета - это способность счета в определенный временной период произвести своевременные выплаты.
С.Е. Прокофьев и В.Н. Саранцев также применяют понятие ликвидность в отношении ЕКС. Акцентируя внимание на основном счете 40105, они называют его «корневым» и соответственно под ликвидностью корневого счета ЕКС они понимают «способность в определенный период произвести своевременную оплату денежных обязательств за счет средств федерального бюджета». 7
Вопросы определения ликвидности ЕКС затрагивались автором в статье Стратегические цели развития казначейства: объективная необходимость, преимущества и проблемы их реализации»8, в которой с учетом уже сложившегося отечественного опыта выявлены условия и проблемы размещения бюджетных средств на банковских депозитах.
Исходя из вышеизложенного предлагается собственное определение «ликвидности казначейского счета» в контексте казначейского исполнения бюджета как возможность в режиме он-лайн произвести оплату расходных обязательств бюджета в соответствии с утвержденным бюджетом.
Сохраняются проблемы и в правовом регулировании механизмов управления ликвидностью ЕКС. Порядок практического применения инструментов управления ликвидностью счета находится в разработке и должен найти отражение в новой главе Бюджетного кодекса РФ, по-
Пролубникова О.Е Ликвидность единого казначейского счета. Направления развития и идентификация показателей.// Фундаментальные исследования. -2013. - № 10. -С. 646-649
7 Прокофьев С.Е., Саранцев В.Н. Единый казначейский счет Федерального казначейства: состояние и перспективы. //Финансы и кредит. - 2010. -№11(395). - С.2
8 Богославцева Л.В.Стратегические цели развития казначейства: объективная необходимость, преимущества и проблемы их реализации.// Финансы и кредит. 2013. № 41. С. 20-29.
священной управлению ликвидностью единого казначейского счета.
В настоящее время механизмы управления ликвидностью единого казначейского счета, обеспечивающие полную и своевременную оплату всех предусмотренных на текущий финансовый год бюджетных обязательств реализуются органами Федерального казначейства через кассовый план с учетом кассовых поступлений и выплат, в том числе:
с позиции кассовых поступлений -
это:
• размещение временно свободных бюджетных средств на депозитах;
• привлечение внебюджетных средств участников и неучастников бюджетного процесса;
• получение межбюджетных кредитов на покрытие временных кассовых разрывов бюджетов;
с позиции расходной части:
• размещение заказов на среднесрочный период;
• санкционирование бюджетных обязательств по государственным контрактам только при условии наличия сведений в Реестре государственных контрактов;
• доведение субсидий на выполнение государственного задания;
• предоставление целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации на дату совершения платежа, то есть своего рода бюджетный аккредитив. На современном этапе нужно учитывать, что целевые средства федерального бюджета являются основным источником ликвидности счетов региональных бюджетов.
В 2013-м году стали применяться новые механизмы управления ликвидностью ЕКС, такие, как:
- осуществление операций с ценными бумагами по договорам РЕПО с кредитными организациями;
- размещение средств единого счета по сделкам «овернайт»;
- предоставление краткосрочных бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам.
Однако при распространении опыта применения новых рыночных механизмов управления ликвидностью казначейского счета необходимо учитывать бюджетные полномочия и соответствующие им ограничения у участников бюджетного процесса, обусловленные принципами бюджетной системы страны.
Учитывая особенности бюджетных правоотношений в отличие от коммерчески, необходимо знать, что приоритетным условием для реализации механизмов управления ликвидностью ЕКС должен
стать мониторинг расходных обязательств сектора государственного управления, необходимый для определения потребности объемов бюджетного финансирования в определенный момент времени. Реализовать эту задачу позволяет кассовое планирование, осуществляет Казначейство России в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.12.2013 N 117н « О порядке составления и ведения кассового плана исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году» (рис. 1).
ГРСФБ ГАДФБ ГАИФДФ
Федеральное казначейство
Сведения, необходим ы е для составления и ведения кассового плана в установленные сроки
информация о кассовом исполнении федерального бюджета и показателях сводной бюджетной росписи федерального бюджет
Составление и ведение кассового плана в информационных системах Федерального казначейства с учетом имеющейся в Федеральном казначействе информации:
- об операциях по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета,
- о кассовом исполнении федерального бюджета
- о показателях сводной бюджетной росписи федерального бюджета, с применением методов экспертной оценки и экстраполяции.
Федеральное казначейство в течение рабочего дня представления Сведений направляет участнику процесса прогнозирования
передачи информации между Министерством финансов РФ и ФК определяются Соглашением
Проверка сведений, представляемых участниками процесса прогнозирования на соответствие требованиям к их формированию, установленным главами IV и V Порядка N 117н
В случае выявления несоответствия представленных участниками процесса прогнозирования Сведений
Участник процесса прогнозирования устраняет выявленные несоответствия и не позднее 13.00 часов рабочего дня, следующего за днем направления протокола, повторно представляет Сведения в Федеральное казначейство.
Рисунок 1. Схема организации контроля органами Федерального казначейства за формированием и исполнением кассового плана
В соответствии со ст. 217 Бюджетного кодекса под кассовым планом понимается документ, отражающий план кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета, в текущем финансовом периоде.
Система показателей кассового плана, включающая как статьи доходов, так и статьи расходов бюджета, позволяет опре-
делять наличие бюджетных средств на едином казначейском счете, анализировать тенденции их изменения в течение финансового года в целях обеспечения эффективного управления за исполнением бюджета всеми участниками бюджетного процесса в соответствии с возложенными на них бюджетными полномочиями. Следовательно, современные казначейские тех-
нологии позволяют в режиме реального времени сопоставлять кассовые поступления в бюджет и кассовые выплаты из
бюджета согласно бюджетным обязательствам и определять объем временно свободных средств бюджета.
Таблица 2. Основные показатели Кассового плана исполнения федерального бюджета на едином казначейском счете9
Поступления Код Выплаты Код
Остатки на ЕКС на начало периода 1500
Кассовые поступления - 0100 Кассовые выплаты в том числе: 0200
в том числе: - капитальные вложения в объекты не-
- ненефтегазовые доходы - нефтегазовые доходы 0110 0120 движимого имущества федеральной собственности; - межбюджетные трансферты; - предоставление субсидий федеральным БУ; АУ и иным некоммерческим организациям; - обслуживание госдолга; - другие. 0210 0220 0230 0240 0250
Источники финансирования дефицита 0400 Дефицит (-), профицит (+) 0300
Поступления в том числе: 0500 Выплаты в том числе: 0600
- привлечение государственных - погашение государственного внут-
внутренних займов; 0510 реннего долга страны; 0610
- средства от форм участия в капита- - погашение государственного внешне-
ле, находящиеся в федеральной соб- го долга страны; 0620
ственности; 0520 - перевод средств
- привлечение государственных внешних займов; 0530 в Резервный фонд; в ФНБ; 0630 0640
- перевод средств; из Резервного фонда; 0540 - другие. 0650
из ФНБ; 0550
- другие. 0560
Внебюджетные средства со 0800 РЕЗУЛЬТАТ ОПЕРАЦИИ (без опера- 0700
счетов 40302 и 40501 ций по управлению средствами на ЕКС) (стр. 0300 + стр. 0500 - стр. 0600)
Возврат средств бюджета с банков- 1000 Размещение средств бюджета на бан- 0900
ских депозитов ковских депозитах
Возврат бюджетных кредитов 1200 Предоставление бюджетных кредитов 1100
Продажа ценных бумаг по договорам РЕПО 1400 Покупка ценных бумаг по договорам РЕПО 1300
Остатки на едином счете федерального бюджета на конец периода 1600
9 Составлено автором на основании приказа Министерства финансов Российской Федерации от 09.12.2013 N 117н « О порядке составления и ведения кассового плана исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году».
Постоянный контроль органами Федерального казначейства за бюджетными потоками обеспечивает оптимальный уровень ликвидности ЕКС и позволяет оперативно реагировать на изменение различных факторов, влияющих на ликвидность.
Однако следует отметить, что на сегодняшний день отсутствует единый классификационный подход к систематизации методов анализа ликвидности ЕКС, что подчеркивает необходимость разработки соответствующих критериев оценки ликвидности.
Трудно не согласиться с мнением С.Е. Прокофьева и В.Н. Саранцева о том, что «ликвидность ЕКС является сложным понятием, ее невозможно определить с помощью одного показателя. Следовательно, для ее оценки должна использоваться система коэффициентов, изучаемая в динамике».1
Действительно в отечественной экономической литературе, посвященной проблеме ликвидности коммерческих структур, к основным признакам, характеризующим ликвидность, относят: фактор времени, источник ликвидности, тип платежного средства и размер издержек (затрат) для поддержания ликвидности. Рис.2.
С помощью каждого из этих классификационных признаков возможно оценить только отдельные аспекты ликвидности ЕКС. При условии комплексного, системного использования всей совокупности признаков можно с определенной степенью достоверности охарактеризовать ликвидность ЕКС в целом.
Определение коэффициентов ликвидности по требованиям и по обязательствам, относящимся к разным временным интервалам, предполагает использовать классификацию ликвидности по временному признаку на ежедневную, текущую, средне- и долгосрочную.
Применительно к ликвидности ЕКС вышеперечисленные коэффициенты могут означать следующее:
1 Прокофьев С.Е., Саранцев В.Н. Единый казначейский счет Федерального казначейства: состояние и перспективы. //Финансы и кредит. - 2010. -№11(395). - С.4.
• коэффициент ежедневной ликвидности ограничивает риск ликвидности в течение одного операционного дня и определяет минимальное отношение суммы доходов бюджета к сумме бюджетных ассигнований по действующим расходным обязательствам;
• коэффициент текущей ликвидности ограничивает риск ликвидности в течение 30 календарных дней и определяет минимальное отношение суммы поступиших доходов бюджета к сумме бюджетных ассигнований по действующим расходным обязательствам на срок до 30 календарных дней;
• коэффициент долгосрочной ликвидности определяется как отношение расходных обязательств публично-правового образования к собственным доходам, а также полученным кредитам и другим долговым обязательствам сроком погашения свыше года.
Для оценки ликвидности ЕКС можно рекомендовать рассчитывать обобщающий результат по группе показателей оценки ликвидности, который представляет собой среднее взвешенное значение коэффициентов, согласно классификации признаков ликвидности ЕКС. Такой подход применяется согласно Указаниям Банка России от 30-го апреля 2008-го г. N 2005-У "Об оценке экономического положения банков" (в редакции от 25-го октября 2013-го г. N 3085-У.), глава 3 «Оценка капитала, активов, доходности и ликвидности банка».
В перспективе стоит задача последовательно изучать государственные финансовые потоки, определять ликвидность сектора государственного управления. В этом случае речь должна идти не только о ликвидности ЕКС, но о ликвидности баланса сектора государственного управления, который включает финансовые и нефинансовые активы, обязательства (пассивы), а также чистую стоимость капитала сектора государственного управления. В этом случае речь идет, прежде всего, о формировании баланса исполнения бюджета с отражением всех денежных активов и пассивов Российской Федерации, образовавшихся в ходе исполнения бюджетов всех уровней.
по временному признаку
текущая; среднесрочная; долгосрочная
по виду платежных средств
безналичная; валютная; ценные бумаги
—► - по источнику —► - накопленный кассовый приход - привлекаемый кассовый приход
—► - по объекту - активы; обязательства; финансовый баланс; бюджеты бюджетной системы
Рисунок 2. Классификация признаков ликвидности ЕКС
В соответствии с Концепцией развития платежной системы Банка России на период до 2018-го года перспективным направлением продолжает оставаться развитие механизма консолидации ликвидности для всех ее участников, в том числе для Федерального казначейства.
Программное обеспечение позволит разграничить функциональные особенности исполнения бюджета между Центральным банком Российской Федерации и Федеральным казначейством:
• во-первых, осуществление платежей территориальными органами Федерального казначейства на счете 40105 в пределах общего остатка средств исключит взаимные потоки между счетами Центрального аппарата и территориальных органов;
• во-вторых, ЦБ РФ должен представлять Федеральному казначейству сводную выписку по всем счетам 40105, а территориальным органам казначейства -традиционную выписку со своего счета 40105.
Совершенствование движения бюджетных потоков на ЕКС направлено прежде всего на прозрачное и эффективное управление бюджетными средствами на счете, то есть на управление ликвидностью соответствующего счета.
В перспективе представляется необходимым развивать и внедрять новые механизмы оптимизации и управления кассо-
вых потоков не только на федеральном уровне, но и на уровне всех публично-правовых образований, такие как:
- бюджетный аккредитив, то есть предоставление целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации;
- предоставление субсидий Главным распорядителям бюджетных средств, при этом именно целевые средства федерального бюджета являются основным источником ликвидности счетов региональных бюджетов;
- применение современных технологий и дополнительных сервисов;
- привлечение внебюджетных средств клиентов Федерального казначейства;
- размещение временно свободных средств бюджетов на банковских депозитах.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Стратегическая карта Казначейства России на 2014-2018 годы // www.roskazna.ru
2. Нестеренко Т. Г. Высказывания Нестеренко Т. Г. информационным агентствам.//.minfin.ru.
3. Артюхин Р.Е Федеральное казначейство: итоги деятельности и основные направления развития.-http://federalbook.ru/
4. Богославцева Л.В.Стратегические цели развития казначейства: объективная необходимость, преимущества и проблемы
их реализации.// Финансы и кредит. 2013. № 41. С. 20-29.
5. Прокофьев С.Е., Саранцев В.Н. Единый казначейский счет Федерального казначейства: состояние и перспективы. //Финансы и кредит. - 2010. -№11(395). - С.2
6. Пролубникова О.Е Ликвидность единого казначейского счета. Направления развития и идентификация показателей.// Фундаментальные исследования. -2013. -№ 10. -С. 646-649
7. Финансовый словарь. Благодатин А.А., Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А.-М.:ИНФРА-М,2009,с. 167.
BIBLIOGRAPHIC LIST
1. The strategic map of the Treasury of Russia in the 2014-2018 .// www.roskazna.ru
2. Nesterenko TG statements Nesteren-ko TG news agencies .//. Minfin.ru.
3. Artyuhin R.E Federal Treasury: results of activity and main areas razvitiya.-http://federalbook.ru/
4. Bogoslavtseva L.V.Strategicheskie development of the Treasury: an objective necessity, benefits and challenges of their implementation .// Finance and Credit. 2013. № 41. S. 20-29.
5. Prokofiev SE, Sarantsev VN Single Treasury Account of the Federal Treasury: Status and Prospects. // Finance and Credit. -2010. -№11 (395). - C.2
6. Prolubnikova OE Liquidity single treasury account. Development trends and the identification of indicators .// Fundamental research. -2013. - № 10.-With. 646-649
7. Financial Dictionary. Blagodatin AA Lozovskiy LS, Raizberg B.A.- M.: INFRA-M, 2009, p.167.