Научная статья на тему 'Управление ликвидностью бюджетных средств: состояние и перспективы'

Управление ликвидностью бюджетных средств: состояние и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
355
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ЛИКВИДНОСТЬЮ / LIQUIDITY MANAGEMENT / ЕДИНЫЙ КАЗНАЧЕЙСКИЙ СЧЕТ / TREASURY SINGLE ACCOUNT / ВРЕМЕННО СВОБОДНЫЕ СРЕДСТВА / БАНКОВСКИЙ ДЕПОЗИТ / BANK DEPOSITS / КРАТКОСРОЧНЫЙ БЮДЖЕТНЫЙ КРЕДИТ / SHORT-TERM BUDGET LOAN / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ / INTERGOVERNMENTAL TRANSFERS / AVAILABLE CASH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никитина А. Х.

В статье анализируются действующие механизмы управления ликвидностью бюджетных средств, сконцентрированных на едином казначейском счете; приводятся соответствующие расчеты. На основании этого делаются выводы и предлагаются новые направления по дальнейшему совершенствованию механизмов обеспечения ликвидности бюджетных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the existing liquidity management of budget funds that focus on a single treasury account; The calculations. On the basis of conclusions and suggests new directions for further improvement of mechanisms to ensure the liquidity budget.

Текст научной работы на тему «Управление ликвидностью бюджетных средств: состояние и перспективы»

Никитина А.Х.,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов Марийского государственного университета Эл. почта: allanktn@,gmail.com

УПРАВЛЕНИЕ ЛИКВИДНОСТЬЮ

БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В статье анализируются действующие механизмы управления ликвидностью бюджетных средств, сконцентрированных на едином казначейском счете; приводятся соответствующие расчеты. На основании этого делаются выводы и предлагаются новые направления по дальнейшему совершенствованию механизмов обеспечения ликвидности бюджетных средств.

Ключевые слова: управление ликвидностью, единый казначейский счет, временно свободные средства, банковский депозит, краткосрочный бюджетный кредит, межбюджетные трансферты.

Nikitina A.H.

LIQUIDITY MANAGEMENT BUDGET FUNDS: STATE AND PROSPECTS

The article analyzes the existing liquidity management of budget funds that focus on a single treasury account; The calculations. On the basis of conclusions and suggests new directions for further improvement of mechanisms to ensure the liquidity budget.

Keywords: liquidity management, treasury single account, available cash, bank deposits, short-term budget loan, intergovernmental transfers.

В настоящее время Россия находится в достаточно сложных экономических условиях. Рост ВВП оценивается на уровне 0,5%, существуют риски снижения цен на нефть, при этом цена на нефть, которая балансирует бюджет, в 2013-м году составила 113 долларов за баррель, а ненефтегазовый дефицит бюджета устойчиво закрепился выше отметки в 10% ВВП. К

тому же достигнутый уровень бюджетных расходов достаточно велик, и особенно важным становится соблюдение обеспеченности расходных обязательств доходами бюджетов в долгосрочном периоде. В связи с этим перед всеми органами государственной власти стоит задача по повышению эффективности управления и использования имеющих ресурсов.

Федеральное казначейство принимает непосредственное участие в совершенствовании функционирования финансовой системы страны. Его основная задача заключается в укреплении ее устойчивости, надежности, прозрачности; обеспечении сохранности финансовых средств публично-правовых образований [1].

В 2013-м году была принята Государственная программа управления государственными финансами (распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.03.2013 № 293-р), в результате реализации которой должны быть созданы условия для повышения эффективности финансового управления в публично-правовых образованиях, в том числе совершенствование инструментов управления свободными остатками денежных средств на едином счете федерального бюджета и обеспечение их высокой ликвидности [2].

Цель управления ликвидностью бюджетных средств заключается в создании условий для более качественного и эффективного управления ими, которое направлено на обеспечение безусловного исполнения денежных обязательств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по мере наступления сроков платежей по ним. Успешное достижение этой цели во многом зависит от наличия на едином казначейском счете (далее - ЕКС) достаточного для покрытия обязательств объема денежных средств.

В течение 2013-го года Федеральным казначейством было привлечено временно свободных бюджетных средств на общую сумму 1 890,2 млрд. рублей, что позволило увеличить ежедневный остаток на едином счете федерального бюджета в среднем на 389,1 млрд. рублей. Одновременно управление ликвидностью подразумевает и воз-

можность получения дополнительного дохода бюджета за счет размещения временно свободного остатка, и обеспечение необходимого минимального уровня денежных средств на едином счете. В 2013 году Казначейство России поддерживало не-снижаемый остаток средств федерального бюджета на уровне 600 млрд. руб., размещая временно свободные средства на банковские депозиты, что позволило обеспечить поступление более 30 млрд. руб. дополнительных доходов, а это в 1,4 раза превысило уровень 2012-го года. Разме-

щение средств федерального бюджета на банковских депозитах представлено на рис. 1 и 2.

Вместе с тем, используя механизм размещения средств федерального бюджета на банковских депозитах, Казначейство России оказывает влияние и на проведение денежно-кредитной политики Банка России посредством сглаживания колебаний остатков средств на ЕКС и своевременного осуществления расходов федерального бюджета.

Рисунок 1. Объем размещенных средств, (млрд. рублей)

Рисунок 2. Объем доходов от размещения (млрд. рублей)

Одновременно можно подсчитать условный экономический эффект от применения Федеральным казначейством механизмов управления ликвидностью ЕКС (рис. 3). Общая сумма условных доходов федерального бюджета за 6 лет составила 192,7 млрд. руб. при расходах на содержание Федерального казначейства за указан-

ный период в 193,6 млрд. рублей. Таким образом, расходы на содержание Казначейства России почти полностью окупаются, а сэкономленные средства направляются государством на реализацию своих обязательств перед гражданами, определенных Конституцией Российской Федерации.

Рисунок 3. Сравнительные данные расходов на содержание Федерального казначейства и доходов от размещения средств на депозиты, а также экономии в расходах, связанных с привлечением внебюджетных средств, млрд. рублей.

Вместе с тем возникла необходимость дальнейшего развития и совершенствования механизмов управления ликвидностью ЕКС, поэтому были внесены существенные изменения в бюджетное законодательство Российской Федерации, в части создания необходимой правовой базы. Это, в первую очередь, новый механизм предоставления межбюджетных субсидий (субвенций) и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение из федерального бюджета бюджетам

субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) под фактическую потребность.

Необходимость внедрения данного инструмента назрела давно, например, на 1-е января 2013-го года остатки целевых средств федерального бюджета на счетах региональных бюджетов составили 242 млрд. рублей, на 1 июля - 302 млрд. рублей, на 1 октября - 325 млрд. рублей, на 1 января 2014 года - 200 млрд. рублей. А ведь это те самые остатки ликвидности

единого казначейского счета, которые могли бы быть направлены на пополнение ликвидности федерального бюджета, размещение в различные финансовые инструменты. В этой связи в постановлении Правительства о мерах по реализации закона о федеральном бюджете появилась норма, о возможности предоставления целевых средств региональным бюджетам в объеме фактической потребности бюджета субъекта Российской Федерации на дату проведения платежа.

В 2013-м году данный инструмент был запущен в рамках эксперимента, при участии четырех главных распорядителей бюджетных средств. В 2014-м году распоряжением Правительства Российской Федерации от 26-го декабря 2013-го г. № 2563-р закреплен перечень субсидий, которые будут предоставляться региональным бюджетам под фактическую потребность [3]. Так, в текущем году планируется обеспечить предоставление целевых средств с использованием данного механизма в сумме 245 млрд. руб., что позволит минимизировать неиспользованные остатки целевых средств на счетах региональных бюджетов и увеличить ликвидность ЕКС.

Одновременно с началом использования механизма предоставления межбюджетных субсидий (субвенций) и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) под фактическую потребность, возникла необходимость в обеспечении дополнительной финансовой устойчивости и сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) в случае возникновения временных кассовых разрывов при их исполнении.

Так, предоставление краткосрочных бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) стало ответным шагом Минфина России и Федерального казначейства в связи с изменением порядка предоставления межбюджетных субсидий

(субвенций), которые приводят к уменьшению остатков средств на счетах региональных и местных бюджетов. Таким образом, бюджетные кредиты стали своего рода механизмом для поддержания ликвидности счетов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

В соответствии с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс Российской Федерации Федеральным законом № 104-ФЗ, предоставление бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) осуществляется территориальными органами Федерального казначейства за счет остатков средств на едином счете федерального бюджета, в пределах одной двенадцатой доходов бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), на срок до тридцати дней, при условии возврата бюджетного кредита не позднее 25-го ноября текущего года по ставке за пользование бюджетным кредитом, установленной законом о бюджете на соответствующий финансовый год [4].

Изначально в 2014-м году плата была установлена в размере одной четвертой ставки рефинансирования (8,25%) Центрального банка Российской Федерации, действующей на день заключения договора о предоставлении бюджетного кредита. Однако с 30-го июня 2014-го года после вступления в силу Федерального закона от 28 июня 2014-й № 201-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов», процентная ставка за пользование бюджетными кредитами на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) была изменена. Так, в соответствии со статьей 1 пункта 5 подпункта «г» указанного закона установлена процентная ставка по бюджетным кредитам в размере 0,1 процента годовых [5,6].

В текущем году бюджетные кредиты уже получили более 30 субъектов Российской Федерации на общую сумму более 100 млрд. рублей, и, безусловно, их количество будет увеличиваться. В дальней-

шем необходимо усовершенствовать данный инструмент, эффект от реализации которого выражается в повышении ликвидности счетов региональных и местных бюджетов; экономии бюджетных средств на оплату процентов за счет предоставления бюджетных кредитов по более низкой процентной ставке; увеличении доходов федерального бюджета на сумму уплаченных процентов.

В рамках дальнейшего совершенствования инструментов управления ликвидностью ЕКС необходимо:

• установить новый уровень минимального остатка средств федерального бюджета на едином казначейском счете в размере 200 млрд. рублей;

• разработать «сквозной» механизм предоставления межбюджетных трансфертов (федеральный бюджет - бюджет субъекта Российской Федерации - местный бюджет);

• осуществить реализацию в режиме «пилотирования» нового механизма предоставления межбюджетных трансфертов в бюджеты субъектов Российской Федерации на осуществление бюджетных инвестиций в разрезе объектов федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП);

• запустить механизм покупки (продажи) ценных бумаг по договорам РЕПО с кредитными организациями. В рамках указанного механизма средства федерального бюджета будут размещаться в кредитных организациях под обеспечение ценных бумаг - облигаций федерального займа.

Наряду с этим необходимо:

• изменить сроки предоставления краткосрочных бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов);

• сократить сроки выдачи краткосрочных кредитов (в настоящее время указанный срок составляет 4 дня);

• предоставить заемщикам возможность досрочного погашения.

Таким образом, дальнейшее совершенствование и развитие механизмов управления ликвидностью бюджетных

средств должны быть направлены, в первую очередь, на повышение эффективности использования имеющих ресурсов, финансовой устойчивости и сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

2. Распоряжение Правительства РФ от 04.03.2013 № 293-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами».

3. Распоряжение Правительства РФ от 26.12.2013 № 2563-р «Об утверждении перечня межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставление которых в 2014-м году осуществляется в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются данные межбюджетные трансферты».

4. Федеральный закон от 07.05.2013 № 104-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса».

5. Федеральный закон от 02.12.2013 № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».

6. Федеральный закон от 28.06.2014 № 201-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов».

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. «Budget Code of the Russian Federation» of 31.07.1998 № 145-FZ.

2. RF Government Order of 04.03.2013 № 293-p «On approval of the state program

of the Russian Federation» Management of public finances».

3. Decree of the Government of the Russian Federation from 26.12.2013 № 2563-r «On approval of the list of intergovernmental transfers from the federal budget to the budgets of subjects of the Russian Federation in the form of grants, subsidies, and other inter-budget transfers purpose, the provision of which is carried out in 2014 to the amount of required to pay cash expenditure commitments recipients the budget of the Russian Federation, the source of financial support which data are intergovernmental transfers».

4. Federal Law of 07.05.2013 № 104-FZ «On Amendments to the Budget Code of the Russian Federation and Certain Legislative Acts of the Russian Federation in connection with the improvement of the budgetary process».

5. Federal Law of 02.12.2013 № 349-FZ «On the Federal Budget for 2014 and the planning period of 2015 and 2016».

6. Federal Law of 28.06.2014 № 201-FZ «On Amending the Federal Law» On the Federal Budget for 2014 and the planning period of 2015 and 2016».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.