Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ'

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
регион / качество жизни населения / система управления качеством жизни / region / quality of life of the population / quality of life management system

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ольга Александровна Богданова

В значительной степени качество жизни является ключевым индикатором оценки эффективности государственного управления, ибо улучшение качества жизни населения очень часто рассматривается как основная цель процесса социально-экономического развития. Указанное обстоятельство актуализирует выбор темы предлагаемого исследования. В статье отмечается, что система управления качеством жизни населения в рамках государства формируется на основе многоуровневого подхода, при котором каждый из этих уровней ориентирован на решение задач соответствующего масштаба и степени сложности. Для регионального уровня планирование и реализация этого процесса представлены в статье в виде совокупности определенных этапов. Организация управления качеством жизни населения на региональном уровне исследуется на примере Республики Адыгея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF MANAGING THE LIFE QUALITY OF THE POPULATION AT THE REGIONAL LEVEL

The quality of life is a key indicator for assessing the effectiveness of public administration, since improving the quality of life of the population is very often considered as the main goal of the process of socio-economic development. The mentioned circumstance actualizes the choice of the topic of the proposed research. The paper notes that the system of population’s quality of life management within the state is formed on the basis of a multilevel approach, where each of these levels is focused on solving problems of the appropriate scale and degree of complexity. For the regional level the planning and realization of this process are presented in the paper in the form of a set of certain stages. The organization of population’s quality of life management at the regional level is studied on the example of the Republic of Adygea.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ»

РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

REGIONAL AND SECTORAL ECONOMY

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

УДК 330.59.356 ББК 65.050.22-94 Б 73

DOI: 10.53598/2410-3683-2024-2-340-17-23

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

(Рецензирована)

Ольга Александровна БОГДАНОВА

Шахтинский автодорожный институт (филиал) Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) им. М.И. Платова, г. Шахты, Россия e-mail: npio20@mail.ru

Аннотация. В значительной степени качество жизни является ключевым индикатором оценки эффективности государственного управления, ибо улучшение качества жизни населения очень часто рассматривается как основная цель процесса социально-экономического развития. Указанное обстоятельство актуализирует выбор темы предлагаемого исследования. В статье отмечается, что система управления качеством жизни населения в рамках государства формируется на основе многоуровневого подхода, при котором каждый из этих уровней ориентирован на решение задач соответствующего масштаба и степени сложности. Для регионального уровня планирование и реализация этого процесса представлены в статье в виде совокупности определенных этапов. Организация управления качеством жизни населения на региональном уровне исследуется на примере Республики Адыгея.

Ключевые слова: регион, качество жизни населения, система управления качеством жизни. Для цитирования: Богданова О. А. Проблемы управления качеством жизни населения на региональном уровне // Вестник Адыгейского государственного университета, серия «Экономика». 2024. Вып. 2 (340). С. 17-23. DOI: 10.53598/2410-3683-2024-2-340-17-23.

ORIGINAL RESEARCH PAPER

PROBLEMS OF MANAGING THE LIFE QUALITY OF THE POPULATION AT THE REGIONAL LEVEL

Olga A. BOG DAN OVA

The Shakhty Automobile and Road Institute (branch) of the South Russian State Polytechnic University named after. M.I. Platova, Shakhty, Russia e-mail: npio20@mail.ru

Abstract. The quality of life is a key indicator for assessing the effectiveness of public administration, since improving the quality of life of the population is very often considered as the main goal of the process of socio-economic development. The mentioned circumstance actualizes the choice of the topic

of the proposed research. The paper notes that the system of population's quality of life management within the state is formed on the basis of a multilevel approach, where each of these levels is focused on solving problems of the appropriate scale and degree of complexity. For the regional level the planning and realization of this process are presented in the paper in the form of a set of certain stages. The organization of population's quality of life management at the regional level is studied on the example of the Republic of Adygea.

Key words: region, quality of life of the population, quality of life management system.

For citation: Bogdanova 0. A. Problems of managing the life quality of the population at the regional level // Bulletin of the Adyghe State University, series "Economics". 2024. No. 2 (340). Pp. 17-23 (in Russian). DOI: 10.53598/2410-3683-2024-2-340-17-23.

Введение. Качество жизни населения, учитывая тренды современного развития, с полным правом можно отнести к числу ключевых экономических категорий. Важно отметить, что оно подразумевает не только оценку уровня материального достатка, но и комплексное измерение уровня удовлетворенности жизнью, доступности социальных услуг, степени безопасности, а также уровня культурного развития. То есть, качество жизни отражает как экономические, так и социальные и духовные аспекты жизни граждан, формируя тем самым достаточно цельное представление о благополучии общества. Улучшение качества жизни ориентировано на совершенствование множества факторов, имеющих отношение к здоровью, образованию, личной безопасности, наличию возможностей для отдыха и, в целом, общей удовлетворенности населения своей жизнью как многоаспектной характеристикой.

Основная часть. Управление качеством жизни различается на его отдельных уровнях в силу масштаба и особенностей тех проблем, на решение которых ориентирован этот процесс [1].

Так, на федеральном уровне объектом управления качеством жизни является все население страны, независимо от территории его проживания. Сюда входят основные социально-демографические группы населения, такие как дети, трудоспособное население и пенсионеры.

Ключевой особенностью управления качеством жизни на этом уровне является ориентированность на обеспечение соблюдения минимальных социальных стандартов и государственных гарантий. Цель состоит в том, чтобы обеспечить поддержание качества жизни на постоянном уровне для жителей всех регионов государства. Это достигается с помощью разработки и реализации соответствующей государственной политики и принятия федеральных программ, направленных на обеспечение базового уровня качества жизни для всех граждан страны.

На региональном уровне объектом управления качеством жизни является население конкретного субъекта Российской Федерации, в том числе, отдельных социальных групп с различными потребностями.

Параметры качества жизни могут существенно различаться не только в различных регионах государства, особенно такого большого по площади как РФ, но и между различными социальными группами и жителями разных муниципальных образований в рамках одного региона. Именно поэтому управление на данном уровне предполагает ориентированность на устранение этих различий и улучшение качества жизни во всех муниципалитетах региона. Это требует реализации достаточно тонкого и локализованного подхода к разработке политики в области качества жизни, учитывающего конкретные потребности и интересы различных социальных и территориальных групп в регионе.

На муниципальном уровне объектом управления качеством жизни является население муниципального образования, включающее как городских, так и сельских жителей.

Качество жизни на этом уровне во многом зависит от эффективного решения повседневных задач и проблем, с которыми сталкивается как местное сообщество в целом, так и его отдельные представители. Это означает, что управление качеством жизни на муниципальном уровне тесно связано с местным самоуправлением и способностью эффективно реагировать на насущные потребности проживающего в муниципальном образовании населения [2].

Можно констатировать, что система управления качеством жизни населения в рамках государства формируется на основе многоуровневого подхода, при котором каждый из этих уровней ориентирован на решение задач соответствующего масштаба и степени сложности. На федеральном уровне устанавливаются соответствующие социальные стандарты и определяются ключевые приоритеты политики в рассматриваемой сфере, региональный уровень ориентирован на обеспечение учета потребностей различных групп жителей, а муниципальный уровень фокусируется на решении наиболее насущных местных проблем. Именно поэтому на каждом из вышеобозначенных уровней необходимо использование особых подходов, ориентированных на решение задач, связанных с повышением качества жизни применительно к специфике конкретного уровня.

Эффективность управления, как правило, предполагает достижение целевого результата при минимизации необходимых для этого затрат. Однако более адекватным подходом является анализ не только конечных результатов, но и процессов и методов, реализуемых субъектами управления в процессе их достижения. Таким образом, эффективность управления является комплексной категорией, оценивающей воздействие данных субъектов на объект управления.

В качестве взаимосвязанных элементов модели управления качеством жизни в регионе выступают три взаимосвязанных между собой элемента: субъект и объект управления, а также система управленческих воздействий, оказываемых первым в отношении второго. Процесс взаимодействия между этими элементами представлен на рис. 1.

Рис. 1 — Модель управления качеством жизни населения на региональном уровне [3]

В качестве субъектов управления выступают руководителями государственных структур, взаимодействующие с представителями общественных организаций и бизнес-сообщества.

Государство как ключевой субъект процесса управления воздействует на параметры качества жизни через соответствующие властные структуры, регулирующие такие сферы как медицина, образование, социальное обеспечение, экология и поддержание общественного правопорядка. Целью оказания данного воздействие является формирование условий, необходимых для обеспечения более высоких параметров качества жизни населения.

Планирование и реализация этого процесса на региональном уровне могут быть представлены в виде совокупности определенных этапов (рис. 2).

Эффективность управленческой деятельности определяется как изменениями, имеющими место в самом процессе управления, так и его результатами. Также необходимо соотносить эти результаты с затратами, обусловившими их достижение.

При этом, говоря об эффективности управленческого процесса, необходимо учитывать три основных аспекта:

1. Результативность, которая оценивается как отношение полученного результата к затратам.

2. Комплексность, охватывающая как сам процесс управления, так и его последствия.

3. Динамика, которая выражается в показателях, характеризующих изменения, произошедшие в состоянии объекта управления.

При этом, конечно, важно учитывать наличие у регионов различных финансовых возможностей, которые являются базисом для обеспечения роста параметров качества жизни населения, проживающего на их территории.

Однако в любом случае применительно к реалиям современного этапа развития региональных социально-экономических систем основные целевые ориентиры управления качеством жизни можно обозначить следующим образом:

Рис. 2 — Этапизация процесса управления качеством жизни населения на уровне региона

1. Удовлетворенность жителей своим образом жизни, психоэмоциональным состоянием и уровнем стабильности.

2. Достойные условия проживания, трудовой деятельности, досуга и других аспектов их жизнедеятельности.

3. Благоприятная экологическая обстановка.

4. Соблюдение прав граждан и обеспечение их безопасности.

5. Наличие условий для саморазвития.

6. Постоянное улучшение качества жизни как в настоящем, так и в будущем.

Следует отметить, что организация эффективного управления качеством жизни

населения является достаточно сложной задачей, требующей комплексного подхода, учитывающего множество факторов и условий. Это динамичный процесс, требующий постоянной оценки и корректировки для обеспечения наилучших возможных результатов для населения.

Так, например, органы государственной власти и управления Республика Адыгея определяют повышение качества жизни населения первоочередной задачей, на решение которой ориентирована их деятельность. Это обязательство отражено в Стратегии социально-экономического развития региона до 2025 года, которая в значительной степени ориентирована на обеспечение повышения уровня и качества жизни жителей республики, а также на создание условий для развития и приумножения человеческого капитала.

Если рассмотреть важнейшие направления приложения усилий органов государственной власти и управления республики в контексте обеспечения качества жизни населения, то можно отметить следующее.

Бюджет республики на протяжении длительного периода времени является социально ориентированным. Так, в 2022 году на реализацию национальных проектов, федеральных и региональных государственных программ социального профиля было выделено более 17,5 млрд руб.

Основными направлениями деятельности системы республиканского менеджмента в социальной сфере являются улучшение демографической, поддержка материнства и детства, а также оказание помощи социально уязвимым гражданам. В частности, в последние годы расширяется перечень мер поддержки семей с детьми, развиваются механизмы социальных контрактов, грантовой поддержки, предоставления государственных и муниципальных услуг. В частности, в 2022 году в общей сложности было оказано 6,6 млн социальных услуг.

Общий объем социальных расходов в 2022 году превысил 5,5 млрд руб., увеличившись на 700 млн руб. по сравнению с предыдущим годом. Новой статьей этих расходов стала поддержка участников спецоперации и членов их семей, на что было выделено 352 млн руб.

Основными направлениями деятельности органов республиканской власти и управления в сфере поддержки развития системы здравоохранения являются повышение степени доступности первичной медико-санитарной помощи, развитие высокотехнологичной медицинской помощи, обеспечение наличия необходимых лекарственных препаратов и достаточного количества профильных специалистов.

В образовательной сфере на обеспечение доступности дошкольного образования в 2022 году было выделено более 7 млрд руб. Расширяется сеть инновационных платформ, реализуются меры по поддержке талантливых школьников и развитию человеческого потенциала региона, чему способствует использование потенциала региональных университетов.

В сфере культуры постоянно реализуется значительное число достаточно важных проектов, работы по цифровизации организаций данной сферы, оказывает-

ся поддержка творческим коллективам. Общие затраты на развитие данной сферы в 2022 году превысили 2 млрд руб.

Развитие инфраструктуры в сфере физической культуры и спорта также является одним из приоритетных направлений в области повышения качества жизни населения, на развитие которого в 2022 году было выделено более 750 млн руб. [4].

Одной из ключевых инициатив в рамках повышения качества жизни населения Адыгеи является государственная программа «Социальная поддержка граждан», которая реализуется в соответствии с Постановлением Кабинета министров № 306 от 18 декабря 2019 года. На эту программу выделены значительные бюджетные средства в размере 26,25 млн руб., что свидетельствует о приверженности правительства социальной поддержке.

Основными направлениями, реализуемыми в рамках данной программы, являются:

1) развитие социального обслуживания населения;

2) совершенствование социальной поддержки семьи и детей;

3) улучшение условий и охраны труда работников;

4) развитие мер социальной поддержки граждан;

5) повышение качества оказания услуг на базе МФЦ;

6) повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.

Заключение. Процесс управления качеством жизни может отличаться отсутствием должного эффекта в случае разобщенности поставленных в его рамках целей и мероприятий, реализуемых для их достижения. Именно поэтому принципиальную важность имеет реализация комплексного подхода к разработке и воплощению в жизнь единой программы, направленной на создание оптимальных условий для жизни населения, одним из важнейших направлений которой является повышение качества жизни населения. В связи с этим управление повышением качества жизни населения региона на основе реализации комплексного подхода, учитывающего тесную взаимозависимость факторов, определяющих параметры качества жизни должно стать ориентиром деятельности региональных органов власти применительно к данной сфере их компетенции.

Примечания:

1. Захарова Е. Н., Леонтьева А. В., Рыковская О. О. Качество жизни и его компоненты // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2022. № 5 (63). С. 22-28.

2. Михеев А. С. Управление качеством жизни населения региональных подсистем // Экономика и управление. 2009. № 3/6. С. 39.

3. Татаркин А. И., Васильева Е. В., Чичканов В. П. Карта выбора механизма управления качеством жизни населения региона // Региональная экономика: теория и практика. 2015. № 2. С. 4.

4. Основные результаты деятельности Кабмина РА в социальной сфере по итогам 2022 года. URL: http://www.adygheya.ru/press-room/news/osnovnye-rezultaty-deyatelnosti-kabina-ra-v-sotsialnoy-sfere-po-itogam-2022— goda/?ysclid=lrqetksrx4672797997.

References:

1. Zakharova E. N., Leontieva A. V., Rykovskaya 0. 0. Quality of life and its components 11 Innovative economy: prospects of development and improvement. 2022.No. 5 (63). Pp. 22-28.

2. Mikheev A. C. Management of the life quality of the population of regional subsystems 11 Economics and Management. 2009. No. 3/6. P. 39.

3. Tatarkin A. I., Vasilieva E. V., Chichkanov V. P. Map of the choice of the mechanism for managing the life quality of the region's population // The Regional Economy: Theory and Practice. 2015. No 2. P. 4.

4. The main results of the Cabinet of Ministers of the Adygh Republic in the social sphere at the end of 2022. URL: http://www.adygheya.ru/press-room/news/osnovnye-rezultaty-deyatelnosti-kabina-ra-v-sotsialnoy-sfere-po-itogam-2022— goda/?ysclid=lrqetksrx4672797997.

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 03.06.2024; одобрена после рецензирования 10.06.2024;

принята к публикации 17.06.2024.

The authors declare no conflicts of interests.

The paper was submitted 03.06.2024; approved after reviewing 10.06.2024; accepted for publication 17.06.2024.

© О. А. Богданова, 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.