Научная статья на тему 'КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ'

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
27
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегия развития / качество жизни населения / уровень жизни населения / государственные программы / социально-экономическое развитие / региональное развитие / development strategy / quality of life / standard of living / government programs / socio-economic development / regional development

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Евгения Владимировна Атамась

В статье рассматриваются вопросы реализации государственной политики повышения уровня качества жизни населения региона. Акцентируется внимание на том, что показатели качества жизни населения выступают базисом для дифференциации государственной социально-экономической политики. Результаты исследования позволяют использовать существующие подходы к пониманию возможностей качественной диагностики уровня жизни в регионе как инструмента государственной политики повышения уровня и качества жизни населения. В работе обоснована необходимость использования возможностей анализа социально-экономического развития региона в части оценки благополучия населения. При этом необходимо учитывать особенности российского законодательства в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY OF LIFE OF THE POPULATION AS A KEY FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF THE REGIONAL ECONOMY

The article deals with the implementation of the state policy to improve the quality of life of the population of the region. Attention is focused on the fact that indicators of the quality of life of the population are the basis for the differentiation of the state socio-economic policy. The results of the study make it possible to use existing approaches to understanding the possibilities of qualitative diagnostics of the standard of living in the region as an instrument of state policy to improve the level and quality of life of the population. The paper substantiates the need to use the possibilities of analyzing the socioeconomic development of the region in terms of assessing the well-being of the population. At the same time, it is necessary to take into account the peculiarities of Russian legislation in this area.

Текст научной работы на тему «КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ»

Научная статья УДК 332.1 ББК 65.049(2Рос) А 92

DOI: 10.53598 / 2410-3683-2022-4-310-21-26

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

(Рецензирована) Евгения Владимировна Атамась

Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия eatamas@bk.ru

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы реализации государственной политики повышения уровня качества жизни населения региона. Акцентируется внимание на том, что показатели качества жизни населения выступают базисом для дифференциации государственной социально-экономической политики. Результаты исследования позволяют использовать существующие подходы к пониманию возможностей качественной диагностики уровня жизни в регионе как инструмента государственной политики повышения уровня и качества жизни населения.

В работе обоснована необходимость использования возможностей анализа социально-экономического развития региона в части оценки благополучия населения. При этом необходимо учитывать особенности российского законодательства в данной сфере.

Ключевые слова: стратегия развития, качество жизни населения, уровень жизни населения, государственные программы, социально-экономическое развитие, региональное развитие.

Для цитирования: Атамась Е.В. Качество жизни населения как ключевой фактор развития региональной экономики // Вестник Адыгейского государственного университета, серия «Экономика». 2022. Вып. 4 (310). С. 21-26. DOI: 10.53598 / 2410-3683-2022-4-310-21-26

Original Research Paper

QUALITY OF LIFE OF THE POPULATION AS A KEY FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF THE REGIONAL ECONOMY

Evgeniya V. Atamas

Kuban State University, Krasnodar, Russia eatamas@bk.ru

Abstract. The article deals with the implementation of the state policy to improve the quality of life of the population of the region. Attention is focused on the fact that indicators of the quality of life of the population are the basis for the differentiation of the state socio-economic policy. The results of the study make it possible to use existing approaches to understanding the possibilities of qualitative diagnostics of

the standard of living in the region as an instrument of state policy to improve the level and quality of life of the population.

The paper substantiates the need to use the possibilities of analyzing the socioeconomic development of the region in terms of assessing the well-being of the population. At the same time, it is necessary to take into account the peculiarities of Russian legislation in this area.

Keywords: development strategy, quality of life, standard of living, government programs, socio-economic development, regional development.

For citation: Atamas E.V. Quality of life of the population as a key factor in the development of the regional economy // Bulletin of the Adyghe State University, series "Economics". 2021. No. 4 (290). P. 21-26 (in Russian). DOI: 10.53598 / 2410-3683-2022-4-310-21-26

Качество жизни определяется структурой и возможностями, имеющимися в том или ином регионе или муниципальном образовании. Помимо традиционных экономических факторов, таких как уровень налогообложения, важным фактором привлекательности территории является качество жизни. По этой причине качество жизни играет важную роль в политике регионального развития, поскольку оно привлекает людей и бизнес, генерируя капитал для развития.

На сегодняшний день история научного изучения качества жизни насчитывает более полувека, и за это время был предложен широкий спектр элементов качества жизни, подходов к его измерению и оценке. Однако в научном сообществе до сих пор нет единого мнения о том, какие критерии качества жизни следует считать достаточными для качественной характеристики и дифференциации регионов [1, 2].

Важнейшей задачей государства является, несомненно, регулирование всего государственного хозяйства и его общественного строя. Однако, переходя на региональный уровень, оказывается, что это регулирование должно осуществляться применительно к проблемам и специфике развития каждого региона. Это означает, что меры государственной поддержки должны быть дифференцированы по региональным особенностям.

Соответственно говоря о государственной политики повышения уровня и качества жизни населения правильнее говорить не о задачах государственного регулирования качества жизни населения, а о совместном регулировании уровня и качества жизни населения органами власти федерального, регионального и муниципального уровней. Особое значение в этой системе имеет региональный уровень управления. Это происходит по нескольким причинам.

Во-первых, на региональном уровне собирается необходимая информация о состоянии социальной сферы и экономики муниципальных образований региона. То есть этот уровень власти достаточно близок чтобы учесть особенности развития конкретных муниципалитетов.

Во-вторых, именно на региональном уровне формируются необходимые организационно-правовые, нормативно-правовые и финансовые возможности поддержки муниципальных образований. Региональные государственные программы, система субсидий и субвенций регионального бюджета муниципальным бюджетам - позволяют осуществлять помощь муниципальным образованиям, создавать необходимые правовые и финансовые условия их поддержки.

В-третьих, именно регионы заинтересованы прежде всего в выравнивании уровня и качества жизни населения, поскольку формирующиеся

диспропорции в развитии муниципальных образований затрудняют развитие региональной экономики, делают невозможным привлечение инвесторов в определенные территории, негативно сказываются на имидже регионов в целом.

На рисунке 1 изображены возможные приоритеты деятельности органов власти в сфере повышения уровня и качества жизни населения на уровне субъектов Российской Федерации.

Это, прежде всего, увеличение доходов и занятости населения, росту доступности социальных услуг и их качества, а также общая безопасность населения.

Реализация данных направлений представляет сложную задачу региональных администраций и требует выработки эффективного инструментария как оценки уровня и качества жизни населения, так и определения эффективных мер воздействия со стороны региональных администраций.

Основные ориентиры деятельности органов власти по повышению уровня и качеств жизни населения

Рост доходов населения Положительная динамика доходов населения позволяет обеспечить покупательную способность жителей, увеличивает их доступ к товарам и услугам, влияет на качество предлагаемых товаров и услуг

Повышение занятости населения. Сокращение безработицы и рост занятости населения ведут к развитию экономики, способствуют росту доходов населения, увеличивают объем и номенклатуру выпускаемых товаров и услуг

Повышение качества социальных услуг. Улучшение качества и доступности социальных услуг способствует улучшению условий жизни людей, делает её комфортнее, увеличивает продолжительность жизни

Повышение доступности жилья. Улучшение жилищных условий ведет к увеличению возможностей отдыха человека, личностного развития и самосовершенствования. Кроме того, решение жилищных проблем способствует росту экономики

Повышение безопасности жизни. Снижение уровня смертности, травм, безопасность дорожного движения ведут к увеличению продолжительности жизни, делают её комфортнее В этот же блок входят и проблемы экологии, защиты окружающей среды

Рис. 1. Основные ориентиры деятельности органов государственной и муниципальной власти в области повышения качества жизни населения субъекта Российской Федерации

В настоящее время задача повышения уровня и качества жизни населения установлена в Российской Федерации в качестве приоритетных задач государственной социально-экономической политики. Руководство страны неоднократно акцентировало внимание на необходимости решения этого вопроса органами власти страны всех уровней.

Само по себе качество жизни населения, политика повышения качества жизни населения представляет собственный политический курс развития страны, который обязаны поддерживать органы власти, отражать в разрабатываемых ими комплексах программ и действий. При этом установлена и общая цель - повышение совокупного уровня экономического и социального развития страны и её регионов [3].

Государственное регулирование уровня и качества жизни населения в Российской Федерации характеризуется использованием разнообразных методов - рисунок 2.

Так, нормативно-правовое регулирование процессов социального и экономического развития государства и регионов, создает как ориентиры для деятельности органов власти всех уровней, так и правовые возможности для реализации государственных мер в социальной и экономической сферах.

На уровне регионов также разрабатываются разнообразные программы социального развития, ориентированные на поддержание уровня и качества жизни населения. Это достаточно широкий набор государственных программ субъектов Федерации в социально сфере,

в сфере образования и культуры, сфере здравоохранения, жилищного строительства, инфраструктурного развития территорий и т.д.

Например, Краснодар-

ский край в настоящее время

реализует 26 государственные программы. Часть этих программ непосредственно ориентирована на поддержание уровня и качества жизни населения региона (рисунок 3) [4].

Регламентация уровня и качества жизни населения

Нормативно-правовая регламентация

♦ НПА Российской Федерации

• НПА Регионов и муниципальных образований

г \

Закрепление целевых показателей (KPI) в программах

• Национальные проекты России

• Федеральные госпрограммы

• Госпрограммы субъектов РФ и программы муниципалитетов

Рис. 2. Методы регламентации уровня жизни населения

Го сударственные программы Краснодарского края

• Развитие образования

• Развитие здравоохранения

• Социальная поддержка граждан

• Развитие жилищно-коммунального хозяйства

• Доступная среда

• Дети Кубани

• Комплексное и устойчивое развитие Краснодарского края в сфере строительства и архшектуры

• Содействие занятости населегапо

• Обеспечение безопасности населения

• Развитие культуры

• Региональная политика и развитие гражданского общества

Рис. 3. Государственные программы Краснодарского края на 2019-2030 годы

(выборочно)

С помощью государственных программ предпринимается попытка улучить благополучие населения в различных его измерениях. С помощью государственных программ предпринимается попытка улучить благополучие населения в различных его измерениях. Благосостояние определяется как материальными условиями жизни, так и субъективным восприятием качества жизни, к которым можно отнести: доход, занятость и жилье, здоровье, образование, качество окружающей среды, личную безопасность, гражданскую активность и баланс между работой и личной жизнью.

Так, среди приоритетных направлений для региона можно назвать образование. Например, ставятся цели повышения качества и доступности основного общего образования для населения региона за счет увеличения числа школ и численности учителей. В сфере здравоохранения установлены цели увеличение коечного фонда, а также скорости работы служб скорой помощи и также задачи увеличения численности медицинского персонала. В социальной сфере ставятся задачи увеличения числа социальных услуг и географии их предоставления в масштабах региона. В части развития

семьи и детства стоят задачи развития образовательного уровня детей, доступность им образовательных услуг, профориентационная работа, содействие трудоустройству. В части развития доступной среды стоят задачи развития дорожной безопасности, безопасности детей на дорогах, повышения доступности органов власти и государственных и муниципальных организаций для лиц с ограниченными возможностями. В сфере культуры поставлены задачи развития традиционной казачье культуры, повышения доступности для населения региона учреждений культуры, развитие негосударственных учреждений культуры.

В целом, анализируя региональную практику разработки государственных программ в сфере повышения уровня и качества жизни населения, можно отметить, что во многом они являются продолжением сформированной на государственном уровне социальной политики. Однако на местах эти программы позволяют учесть местные особенности социально-экономического развития регионов и муниципальных образований, детализировать комплекс мер социальной поддержки населения.

Для учета всех факторов социально-экономического развития территорий, федеральная и региональная социально-экономическая политика должна быть основана на инструментарии исследования социальных и экономических проблем

развития отдельных территорий, позволяющем адаптировать меры государственной поддержки под особенности социально-экономического развития конкретных территорий. Общим для многочисленных концепций является то, что качество жизни рассматривается как нечто отличное от материального благополучия. Существует также согласие в том, что качество жизни является многомерным понятием, включающим объективные и субъективные компоненты. Производство качества жизни можно понимать как динамический процесс, в который вовлечены различные факторы [5].

Реагирование на кризисные ситуации, необходимость реформ оказали влияние на развитие регионов. Территориальные образования изо всех сил пытаются остаться конкурентоспособными и приспособиться в контексте современной глобализации к меняющимся экономическим условиям. Региональные специализации, созданные за десятилетия, преобразовываются быстро. В результате этого, пространственная концентрация экономической активности - это феномен, который, не теряет важности, несмотря на растущую подвижность людей, товаров и информацию[6].

Иными словами, разработке государственной политики поддержки уровня и качества жизни населения должна предшествовать качественная диагностика этого самого уровня и качества жизни населения.

Примечания:

1. Бабалян Э.Б. Институциональные факторы предпринимательской природы и их роль в стабилизации экономики депрессивного региона // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Экономика. 2021. Вып. 1 (275). С. 15-24.

2. Фофанова К.В. Методологические вопросы измерения качества жизни региона // Регионология. 2016. № 4 (97). С. 127-139

3. Епинина В.С. Формирование эффективного механизма взаимодействия органов публичной власти и населения // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2016. № 4. С. 188-194.

4. Государственные программы Краснодарского края на 2019-2030 годы // Официальный сайт администрации Краснодарского края. URL: https://oldeconomy. krasnodar.ru/gos-prog-kk/perech-gp/?ysclid=lbhzwgry6 53040/o20067791

5. Heinz-Herbert Noll. Lebensqualit t - ein Konzept der individuellen und gesellschaftlichen Wohlfahrt. URL: https://leitbegriffe.bzga.de/alphabetisches-verzeichnis/lebensqualitaet-ein-konzept-der-individuellen-und-gesellschaftlichen-wohlfahrt/

6. Мясникова Т.А., Гетманцев К.В., Атамась Е.В. Управление стратегией социально-экономического развития региона: теория, методология, методическое обеспечение: монография. Краснодар: Изд-во КубГУ, 2020. 177 с.

References:

1. Babalyan E.B. Institutional factors of entrepreneurial nature and their role in stabilizing the economy of a depressed region // Bulletin of the Adygea State University. Ser.: Economics. 2021. Issue 1 (275). Pp. 15-24.

2. Fofanova K.V. Methodological issues of measuring the quality of life in the region // Regionology. 2016. No. 4 (97). Pp. 127-139

Epinina V.S. Formation of an effective mechanism of interaction between public authorities and the population // State and municipal management. Scholar notes NCAPS. 2016. No. 4. Pp. 188-194.

3. State programs of the Krasnodar Territory for 2019-2030 // Official website of the administration of the Krasnodar Territory. URL: https://oldeconomy.krasnodar. ru/gos-prog-kk/perech-gp/?ysclid=lbhzwgry65304%20067791.

4. Heinz-Herbert Noll. Lebensqualit t - ein Konzept der individuellen und gesellschaftlichen Wohlfahrt. URL: https://leitbegriffe.bzga.de/alphabetisches-verzeichnis/lebensqualitaet-ein-konzept-der-individuellen-und-gesellschaftlichen-wohlfahrt/.

5. Myasnikova T.A., Getmantsev K.V., Atamas E.V. Management of the socioeconomic development strategy of the region: theory, methodology, methodological support: monograph. Krasnodar: Publishing House of the Kuban State University, 2020. 177 p.

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 07.09.2022; одобрена после рецензирования 14.09.2022; принята к публикации 21.09.2022. The author declares no conflicts of interests.

The paper was submitted 07.09.2022; approved after reviewing 21.09.2022; accepted for publication 21.09.2022.

© Е.В. Атамась

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.