Научная статья на тему 'Проблемы управления качеством при производстве молочной продукции напримере Белгородской области'

Проблемы управления качеством при производстве молочной продукции напримере Белгородской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
434
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО МОЛОКА / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА / СЛУЖБА СТАНДАРТИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пизенгольц В.М.

Дается понятие качества молока и молочной продукции, его технико-технологический аспект, возможность и методика управления качеством, проводится обзор отечественных и международных стандартов качества. Обосновывается возможность создания комплексной системы менеджмента качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы управления качеством при производстве молочной продукции напримере Белгородской области»

Развитие АПК

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ НАПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

В. М. ПИЗЕНГОЛЬЦ, кандидат экономических наук,доцент, заведующий кафедрой экономической оценки и земельного кадастра Российский университетДружбы народов

Дается понятие качества молока и молочной продукции, его технико-технологический аспект, возможность и методика управления качеством, проводится обзор отечественных и международных стандартов качества. Обосновывается возможность создания комплексной системы менеджмента качества.

Ключевые слова: качество молока, управление качеством, Белгородская область, менеджмент качества, служба стандартизации.

Во всем мире больше внимания стало уделяться вопросам здорового образа жизни; со всей актуальностью встает проблема качества и безопасности молочных продуктов питания. Исследования показали, что уже более 80 % покупателей предпочитают высококачественную и экологически чистую продукцию. В этой связи необходимо усиление внимания товаропроизводителей на организацию производства молока и молочной продукции в соответствии с возросшими требованиями широкого круга потребителей.

Качество как емкая, сложная и универсальная категория имеет множество особенностей и различных аспектов. В социальном аспекте качество связано с восприятием потребителями продукции с позиции питательных и других свойств в соответствии с законами спроса и предложения. Технико-технологический аспект качества обусловлен совокупностью качественных параметров, на

ведущий план которых выходит параметр свежести продукции. При этом определяющая роль принадлежит ценовому фактору, на который покупатели стали обращать повышенное внимание, особенно в связи с мировым кризисом. С правовой точки зрения качество молока и молочной продукции выступает как совокупность свойств продукта, отвечающих требованиям, установленным в нормативно-правовой документации. Таким образом, качество, как совокупность потребительских свойств продукции, призвано потенциально или реально способствовать всестороннему удовлетворению потребностей населения.

В проблеме качества необходимо исходить из того, что служба маркетинга, которая еще далеко не везде создана, во многом определяет стратегию предприятия молочного направления в рыночной ситуации, оказывает непосредственное влияние на формирование и стимулирование спроса, оптимизацию объема продаж, удовлетворение потребностей населения, бесперебойное поступление финансовых средств на предприятие и увеличение масштаба прибыли, поскольку основным принципом эффективной маркетинговой деятельности является производство именно того, что продается и пользуется спросом у потребителя.

Высокое качество молока и молочных продуктов во многом определяет престиж предприятия и в своей основе является важнейшей составляющей

проблемы конкурентоспособности. Только в этих условиях предприятие молочного направления сумеет выжить, учитывая возрастающую роль конкуренции на рынке молочных продуктов по мере увеличения масштабов производства молока в стране.

Управление качеством молочной продукции следует рассматривать как целенаправленный процесс скоординированных действий в системе молочного подкомплекса АПК для установления, обеспечения и поддержания товарной продукции необходимого уровня качества, удовлетворяющего требованиям как покупателей, так и предприятий сферы переработки, общества в целом.

Современные сельскохозяйственные предприятия с молочным скотоводством представляют собой сложную динамическую систему, состоящую из комплекса основных и вспомогательных подразделений, управленческих служб. В динамическом аспекте они существенно различаются по уровню концентрации производства, производственным и экономическим результатам. Так, по результатам 2007 г. в сельскохозяйственных организациях Белгородской области произведено 331,5тыс. т молока, что на 10,6% выше уровня 2006г. Надой на 1 фуражную корову составил 4 271 кг. Наиболее высокие показатели по надою молока достигнуты в Ивнянском районе — 6 093 кг. Превысили пятитысячный рубеж Вейделевский, Губкинский, Старооскольский и Чернянский районы. Себестоимость 1 т молока в среднем составила 7557 руб., при этом в Вейделевском районе — 5 824 руб. В целом по области производство молока было прибыльным — сумма прибыли составила 407,7 млн руб. Цена реализации 1 т молока по области составила 9 180 руб., в то время как в Ивнянском районе 11659 руб., в Краснояружском 10 500руб. Рентабельность производства молока в среднем по области составила 18 %, при этом в Белгородском, Краснояружском и Ровеньском районах — свыше 40 %.

Отметим, что в диалектическом аспекте в России в течение многих лет уже имели место различные системы управления качеством с использованием различных методов повышения и обеспечения требуемого уровня качества продукции, работ и услуг. Все эти системы в той или иной мере обладали рядом конструктивных новаций и достоинств, которые оказывали целенаправленное положительное воздействие на качество выпускаемой продукции, труда и услуг применительно к требованиям времени. Масштаб решаемых задач выдвигал необходимость проведения единой

организации и централизованного научно-методического руководства разработкой и внедрением комплексных систем управления качеством, обеспечивающих проведение единой политики в области качества на всех уровнях территориального и отраслевого управления.

Однако для абсолютного большинства приведенных систем управления качеством были характерны следующие недостатки: во-первых, процедуры контроля касались качества уже изготовленных продуктов; во-вторых, из всей партии произведенной продукции проверке подвергались лишь отдельные образцы; в-третьих, системы мотивации и подготовки кадров нуждались в дальнейшей модернизации. Таким образом, проводимые мероприятия по обеспечению требуемого уровня качества в системах управления не гарантировали от повторения имеющихся недостатков. Только в настоящее время возникла необходимость в решении проблем безопасности и экологичности молока и молочной продукции и использовании прогрессивных систем управления качеством, что во многом обусловлено спецификой рыночного механизма хозяйствования во многих странах.

Современная концепция управления качеством в мире исходит из того, что деятельность по управлению качеством и безопасностью молочной продукции не может быть эффективной после того, как она уже произведена. Вся эта целенаправленная деятельность должна носить предупредительный характер и осуществляться именно в ходе производственного процесса. Этим положениям в полной мере отвечает система, основанная на принципах ХАССП — общепризнанной в мировом масштабе системе мер, обеспечивающей надлежащее, гарантированное и стабильное качество и безопасность пищевых продуктов на всех этапах их жизненного цикла. Эта система предполагает анализ рисков и управление критическими точками контроля отдельных технологических процессов при производстве пищевой продукции и работы предприятия в целом. Система ХАССП официально принята Всемирной торговой организацией (ВТО), Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), кодексом Алиментариус, а в странах Европейского союза введена Директивой по гигиене питания пищевых продуктов. При этом во многих странах контроль за выполнением ее требований является обязанностью правительственных органов. Именно в этом направлении должна осуществляться деятельность отечественных предприятий, их руководящих органов.

Известно, что для маркетолога определяющим в формировании коммерческого успеха является создание молочного продукта в соответствии с требованиями стандартизации. На основе результатов маркетинговых исследований выявляются текущие и перспективные потребности покупателей, параметры конкурентных преимуществ молокопродукта.

Стандартизация — деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил и характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающих право потребителя на приобретение продуктов надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность питания. Работа в области стандартизации регулируется Федеральным законом «О техническом регулировании» и рядом национальных стандартов, например, ГОСТ Р 1.0. — 2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения».

В связи с тем, что в нынешней экономической ситуации в стране вместо ГОСТов введены технические регламенты (по которым предоставлено право товаропроизводителю производить продукцию по своему усмотрению исходя из наличия сырья и своих возможностей), то в этой основе качество пищевых продуктов практически далеко не всегда отвечает требованиям безопасности и жизнедеятельности покупателя. Такой упрощенный подход к проблеме качества пищевой продукции считаем ошибочным и придерживаемся подхода к управлению качеством как к одной из ключевых функций корпоративного и проектного менеджмента, как к основному средству достижения и поддержания конкурентоспособности любого предприятия молочного направления.

Требования к качеству молока и молочной продукции регламентируются как федеральным законодательством, так и международными стандартами. Кроме того, они формируются предприятиями самостоятельно, в рамках действующей системы качества. Непосредственно разработкой стандартов предприятий, технических условий и регламентов, их регистрацией, контролем над соответствием этих стандартов государственным (национальным) стандартам занимается отдел стандартизации.

В развитие эффективной деятельности в области стандартизации и обеспечения синхронности работы подведомственных предприятий важно приступить к разработке комплексного стандарта крупного предприятия или вертикально интегрированного

формирования по организации своей деятельности в соответствии с базовыми положениями международного стандарта ISO 9000. В нем предусмотрена разработка нескольких стандартов предприятия по аналогу с львовской системой управления качеством, в которых определено, кто, что, когда, где, в какой последовательности и каким образом делает и за что несет персональную ответственность. Наряду с этим необходимо разработать положение об отделе и должностные инструкции управленческих работников отдела стандартизации применительно к конкретным условиям производства.

Служба стандартизации призвана осуществлять организационно-методическое и научно-техническое руководство и практическую реализацию работ по стандартизации на предприятии (формирования или другой корпоративной структуры) молочного направления. На нее возлагается решение следующих задач:

• проведение исследований в области стандартизации и унификации на предприятии (в корпоративной структуре);

• организация проведения работ по внедрению системы стандартизации;

• разработка стандартов, необходимых для деятельности данного предприятия;

• обеспечение системы менеджмента качества документацией, соответствующей требованиям ГОСТРИСО 9001;

• обеспечение внедрения на предприятии стандартов, других нормативных и нормативно-правовых документов, а также осуществление контроля над их применением;

• формирование фонда нормативных и нормативно-правовых документов, а также обеспечение использования этого фонда на подведомственных предприятиях корпоративной структуры.

Для организации проведения работ по стандартизации на предприятии молочного направления служба стандартизации должна осуществлять:

• рассмотрение предложений других подведомственных предприятий и заинтересованных сторонних организаций по пересмотру действующих стандартов или внесению в них изменений, а также по разработке новых стандартов;

• определение тематики и объемов первоочередных и перспективных работ по стандартизации на предприятии или ином формировании;

• формирование перспективных программ стандартизации предприятия;

• направление в вышестоящую организацию предложений по включению в программу разработки национальных стандартов и в программу межгосударственной стандартизации;

• участие в организации разработки проектов стандартов и изменений к ним, в том числе составлении проекта технического задания на разработку стандарта или его рассмотрения и согласования.

Стандарты организаций, в том числе коммерческих, общественных, научных и других организаций, объединений юридических лиц могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно исходя из необходимости применения этих стандартов для совершенствования производства и обеспечения высокого качества продукции. Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно. Внедрение стандартов организаций предусматривает постепенное освоение требований международных стандартов. Они применяются независимо от страны и места происхождения продукции.

В этой связи по примеру крупных интегрированных структур в стране, в молочном производстве следует создавать свои системы стандартизации, которые призваны регулировать работы по стандартизации на подведомственных предприятиях. Поэтому им целесообразно разрабатывать так называемые «корпоративные стандарты», которые устанавливают единые для корпоративной системы правила создания и функционирования служб стандартизации подведомственных предприятий. Это позволит обеспечить организационно-методическое единство по данному вопросу в системе с учетом специфики ее организационной структуры и направлений деятельности. Таким образом, понятие «стандарт» в настоящее время непременно ассоциируется с обеспечением высокого качества продукции.

Во многом концепция всеобщего управления качеством реализуется в международных стандартах ИСО версии 2000 г., т. е. в ГОСТ Р ИСО серии 9000—2001. В перспективе следует ожидать переход от систем менеджмента качества к созданию интегрированных систем управления на основе совокупного использования МС ИСО по управлению качеством, охраной окружающей среды и труда, выполнением плана поставок по контрактам в срок с учетом тенденций развития принципов и методов TQM с истинно понимаемым системным подходом. Такие системы должны включать всю

совокупность целевых подсистем (управления качеством, управления охраной окружающей среды и др.), функциональных и обеспечивающих. Интегрированные системы управления при наличии на них прогрессивных стандартов и отсутствии многих технико-экономических барьеров в международной торговле станут основой прогрессивного механизма управления и позволят в более полной мере удовлетворять требованиям потребителей.

Для эффективной реализации принципов системного управления качеством необходимо, наряду с общими функциями управления, выполнять специальные (конкретные) функции управления. В этих целях необходима функциональная регламентация труда в области стандартизации. В масштабе крупного формирования (объединения, корпорации, холдинга и тому подобных структур) интегрирующую роль по организации системы стандартизации следует возложить на начальника отдела стандартизации. В тех случаях, когда предприятие функционирует самостоятельно, выполнение функций по стандартизации возлагается на одно лицо, организующее эту деятельность с привлечением всех специалистов предприятия молочного направления.

Эффективное внедрение комплексной системы качества предполагает:

• участие всех сотрудников предприятия в управлении качеством на всех рабочих местах, что за счет совместной деятельности и взаимопомощи позволяет наиболее полно проявить производственный и творческий потенциал качества продукции;

• оперативную проверку и распределение ответственности за качество продукции по всем стадиям технологического процесса производства, выявление недостатков и возможностей улучшения качества и конкурентных начал;

• повседневный контроль качества молока и молочной продукции с достижением наилучшего результата;

• недопущение брака на следующие стадии производства молочной продукции;

• ориентацию на потребителя и рыночную конъюнктуру;

• своевременную корректировку стратегии и тактики маркетинговой деятельности, предприятия в целом.

По мере реализации проблем качества и конкурентоспособности продукции осуществляется ее сертификация, которая ставит целью подтвердить соответствие продукции требованиям стандарта.

Именно сертификация считается основным и достоверным способом доказательства соответствия молока и молочной продукции заданным требованиям качества, выступает в качестве гарантии деловой репутации и эффективной работы фирмы.

При создании отечественной системы качества и безопасности ставится задача совместить требования директивы Совета ЕЭС от 14.06.1993 № 93/43 «О гигиене пищевых продуктов» с действующим законодательством и применяемыми в отраслях АПК нормативными документами, а также системы контроля качества и управления производством, которые сложились в практике работы отечественных предприятий. Этой директивой предприятиям предписывается проводить анализ рисков, выявлять в технологических процессах параметры, являющиеся критическими для обеспечения безопасности продукции, и проводить отслеживание в определенных критических точках. Эти вопросы получили отражение в национальном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 22000—2007 «Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции».

Для того чтобы обеспечить запланированную эффективность менеджмента качества молока и молочной продукции, большое внимание должно

быть уделено вопросам подготовки кадров предприятия (формирования) в области стандартизации. В этих целях руководителям и специалистам необходимо пройти обучение по стандартам серии ISO 9000 и принципам всеобщего управления качеством в системе Ростехрегулирования с получением удостоверений внутреннего аудитора.

Таким образом, на предприятиях (формированиях) молочного направления со всей актуальностью встает вопрос о создании менеджмента качества. Именно маркетинг и стандартизация, с последующей сертификацией создают необходимые условия по обеспечению качества и безопасности на основе международных стандартов, эффективному сбыту молока и молочной продукции. Формирование конкурентной среды среди предприятий молочного направления обусловливает необходимость изыскания и реализации резервов увеличения производства, улучшения качества и снижения себестоимости молочной продукции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ГОСТ Р ИСО 9000 - 2001. - М.: Стандарты, 2002.

2. Линялое А. С. Стандартизация в Российской Федерации. — М. : Логос. 2004.

3. Стандарты ISO 9000. - М. : Статус. 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.