Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
30
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / СФЕРА ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колбасин А.М.

В статье раскрыто содержание основных проблем управления качеством инновационных проектов в сфере дорожного строительства, показаны потенциальные пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF QUALITY MANAGEMENT OF INNOVATIVE PROJECTS IN THE FIELD OF ROAD CONSTRUCTION AND POTENTIAL SOLUTIONS

The article disclosed the contents of basic quality control issues of innovation projects in the field of road construction, showing potential ways of addressing them.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПУТИ ИХ

РЕШЕНИЯ

Колбасни A.M.. к. ).Ii., докторант ИЭ РАН

В статье раскрыто содер ж ание основных проблем управления качеством инновационных проектов в сфере дорож ного строительства. показаны потенциальные пути их решения.

Ключевые слова: управление качеством, инновационные проекты, сфера дорожного строительства.

PROBLEMS OF QUALITY MANAGEMENT OF INNOVATIVE PROJECTS IN THE FIELD OF ROAD CONSTRUCTION AND POTENTIAL SOLUTIONS

Kolhasin A.. Ph.D., doctoral candidate of sciences. Institute of Economics RAN

The article disclosed the contents of basic quality control issues of innovation projects in the field of road construction, showing potential wa\ i o f addressing litem.

Keywords: quality management, innovative projects, sphere of road construction.

Развитие социально-ориентированной инновационной экономики предполагает использование в качестве базы закрепление и улучшение позиций России в результате модернизации традиционных секторов российской экономики, где наряду с нефтегазовым, сырьевым, энергетическим и аграрным выделяется транспортный сектор. Именно эти сектора призваны способствовать созданию институциональных условий и технологических заделов, обеспечивающих на следующих этапах развития системный перевод российской экономики н режим инновационного развития. Очевидно, что вплоть до 2020 года традиционные сферы экономики останутся ведущими секторами производства ВИН.

Развитие транспортной сферы связано:

- с формированием конкурентоспособной транспортной инфраструктуры. обеспечивающей реализацию транзитного потенциала российской экономики:

- с формированием новых центров социально-экономического развития, опирающихся на развитие энергетической и транспортной инфраструктуры и созданием сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий;

- с развитием частно-государственного партнерства, направленного на снижение предпринимательских и инвестиционных рисков. в с(|)ерах исследований и разработок, распространения новых технологий при развитии транспортной инфраструктуры.

И качестве первоочередных задач в транспортной сфере выделяются:

- завершение формирования опорной транспортной сети, интегрированной в мировую транспортную систему, наращивание экспорта транспортных услуг;

- транспортное обеспечение комплексного освоения и развития территорий Сибири и Дальнего Востока и разработки новых месторождений полезных ископаемых;

- внедрение новых транспортных (перевозочных) и транепорт-но-логистическнх технологий, обеспечивающих повышение качества и доступности транспортных услуг;

- и др.

В сложившихся условиях, с учетом опыта дорожного строительства в РФ проблема обеспечения качества проектов в условиях ожидаемого роста обьемов дорожного строительства, с одной стороны. и увеличением уровня международных требований и запросов потребителей к качеству дорог, с другой стороны, выходит на принципиально новый уровень. С одной стороны, возникает необходимость масштабной реализации инновационных проектов в сфере дорожного строительства, а. с другой стороны, возникает необходимость развития методологии управления качеством указанных проектом.

Рассмотрим основные проблемы управления качеством инновационных проектов в сфере дорожного строительства.

Во-первых, учитывая ускорение темпов социально-экономического развития общества, сопровождающееся сокращением жизненного цикла множества используемых технологий, возникает проблема соответствия уровня качества инновационной продукции в

сфере дорожного строительства требованиям рынка в различны^ периоды ее будущего использования (эксплуатации). Так. если об-ратнть внимание на существующие объекты дорожной инфраструх• туры, то уровень их расчетной нагрузки, спроектированной несколько десятилетий назад, сегодня фактически превышен в сотни раз

Во-вторых, необходимость насыщения рынка продукции в сфере дорожного строительства, с учетом выполняемых ею функций и многозвенного характера создаваемых систем, требует решения проблемы обеспечения наряду с интенсивным совершенствованием их функциональных возможностей обеспечения высоких жег:-луатационных характеристик, адекватных требованиям к уровни качества со стороны не только действующих стандартов, но и б\ т. -щих скрытых потребностей. При этом острейшей проблемой является сохранение качества при увеличении объемов реализации инновационных проектов в сфере дорожного строительства.

В-третьих, расширение спектра инноваций в сфере дорожи. -строительства и расширение ассортимента предлагаемой проду»-шш приводит к проблемам унификации, взаимозаменяемости совместимости различных проектных решений, создаваемых в сфере дорожного строительства, формирующей базу транспорт!., инфраструктуры страны. Решение указанных проблем являете! неотъемлемой частью управления качеством инновационных П[> -ектов в сфере дорожного строительства.

В-четвертых, возникает проблема, связанная с увеличением стоимости создаваемой в рамках инновационных проектов проду кции в сфере дорожного строительства. С другой стороны, возникает проблема учета скорости морального износа инновационно* продукции в сфере дорожного строительства, гребующая как утеснения сроков окупаемости инновационной продукции за счет рег\ -лирования пен, так и прогнозирования сроков подготовки следующего поколения инновационной продукции в сфере дорожного ст^ -нтельства. Указанные противоречия требуют реализации систек-ного подхода к управлению качеством инновационных проектов -сфере дорожного строительства.

В-пятых, в связи с усложнением инновационной продукции = сфере дорожного строительства изменились пропорции материальной и интеллектуальной составляющих в пользу последней. То есть произошел рост нематериальной, неосязаемой составляющей новационного проекта, что приводит к усложнению процесса отравления качеством инновационной продукции в сфере дорожи. -строительства.

В-шестых, в зависимости от уровня реализуемых ннноваиг -ных проектов в сфере дорожного строительства, меняются трес кания к качеству этих инновационных проектов, что также явлке-г-ся одной из проблем управления качеством инновационных пр. ек тов в сфере дорожного строительства.

В-седьмых, высокие темпы роста транспортных потоков. водящие к большим объемам нагрузки на транспортную сеть. буют постоянного повышения требований к качеству исполнен« проектов в сфере дорожного строительства. Скорость роста эгид требований должна быть адекватна не столько текущим запрос» потребителей, сколько формирующемуся предполагаемому урс*-

94 INNOVATIVE ECONOMY: INFORMATION, ANALYSIS. PROGNOSES

ню требований покупателей, то есть носить опережающий характер. При этом отличительной особенностью использования объектов дорожного строительства как продукции предусматривает минимизацию вмешательств в процесс использования объектов дорожного строительства в процессе эксплуатации. Это также является определенной проблемой при управлении качеством инновационных проектов в сфере дорожного строительства.

Для решения перечисленных проблем управления качеством инновационных проектов в сфере дорожного строительства предлагаются следующие этапы их решения.

На первом этапе необходимо осуществить анализ факторов, определяющих качество развития дорожного строительства при переходе к инновационной модели развития российской экономики.

Исполнение этого этапа предполагает решение следующих задач:

- проведение общего анализа современного состояния системы дорожного строительства в РФ;

- осуществление факторного анализа проектов развития системы дорожного строительства:

- выявление взаимосвязи факторов, определяющих качество развития дорожного строительства при переходе к инновационной модели экономики.

Реализация аналитического этапа позволяет перейти к этапу формирования методологических основ управления качеством инновационных проектов в сфере дорожного строительства.

На методологическом этапе исследований предполагается решение следующей совокупности задач:

- определение направлений совершенствования процессов управлению качеством инновационных проектов в сфере дорожного строительства;

- формирование концептуального подхода к решению проблем управления качеством инновационных проектов в сфере дорожного строительства;

- определение перспективных направлений трансформации (с учетом прогнозных оценок изменений технологий дорожного строительства) системы управления качеством инновационных проектов в сфере дорожного строительства.

Реализация методологического этапа исследований позволяет перейти к решению стратегического оптимизационного этапа - рационализация ресурсной базы управления качеством инновационных проектов в сфере дорожного строительства. При этом иод ресурсной базой понимается весь комплекс ресурсов от финансовых

и материальных, до кадровых и информационных.

Реализация этапа рационализации ресурсной базы управления качеством инновационных проектов в сфере дорожного строительства предполагает реализацию следующего комплекса задач:

- исследование состава ресурсной базы управления качеством инновационных проектов в сфере дорожного строительства;

- определение критерия рационализации ресурсной базы управления качеством инновационных проектов в сфере дорожного строительства;

- разработку стратегии развития инновационной инфраструктуры для эффективного управления качеством инновационных проектов в с(|>ере дорожного строительства:

- определение стратегических аспектов развития кадрового потенциала управления качеством инновационных проектов в сфере дорожного строительства.

Реализация стратегического этапа позволяет перейти к тактическому этапу - формированию механизма реализации концептуального подхода к управлению качеством инновационных проектов в сфере дорожного строительства.

Исполнение этого этапа предполагает выполнение следующих задач:

- моделирование процессов эффективного управления качеством инновационных проектов в сфере дорожного строительства:

- разработку механизма обеспечения качества инновационных проектов в сфере дорожного строительства;

- создание механизма подтверждения качества инновационных проектов в сфере дорожного строительства:

- разработку механизма улучшения качества инновационных проектов в сфере дорожного строительства.

Литература:

1. Инновационный менеджмент: Учебное пособие/ под ред. д.э.н.. проф. Л. И. Оголевой. М.: ИНФРА - М. 2006. - 238 с.

2. Круглова II. Ю. Инновационный менеджмент. М.: РДЛ, 2008. - 352 с.

3. Медынский В.Г'. Инновационный менеджмент. - М.: ИН-ФРА-М, 2007. - 295 с.

4. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика™.! ред. Завлпна П.И.. Казанцева А.К., Мендели Л.Э. - М.: «Экономика». 2008. - 475 с.

5. Уткин Э.А.. Морозова И.И., Морозова Г.И. Инновационный менеджмент. М.: АКАЛИС. 2006. - 208 с.

НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МОДЕРНИЗАЦИОННЫХ ПРИОРИТЕТОВ В ПРОЦЕССАХ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПРОИЗВОДСТВ

Чииалиев В.У., к.э.н.. соискатель ФГНОУ BIIO «Российский государственный гуманитарный университет»

В статье рассматриваются проблемы перестройки организационно-экономических механизмов управления развитием промыииен-ности в условиях модернизации для перераспределения знерго-сырьевой ренты в высокотехнологичные отрасли.

Ключевые слова: управление, модернизация, сценарии, промышленность, инновации.

DIRECTIONS OF STATE MODERNIZATION PRIORITIES IN THE FORMATION OF

MODERN HIGH-TECH INDUSTRIES

Chanaliev V.. Ph.D.. competitor of FGBOU Institution «Russian State Humanity University»

The article deals with the problem of restructuring the organizational and economic control mechanisms in the development of industry upgrading to redistribute energ}> resource rents in the high-tech industry.

Keywords: management, modernization, scripts, industry, innovation.

Инструментом государственной модернизаннонной политики для перераспределения >нерго-сырьевой ренты в высокотехнологичные отрасли является создание масштабируемой динамической виртуальной среды устраняющей существующие (организационные. информационные, технологические) барьеры для всех участников научно-технической и производственно-технологической деятельности [I]. Такая среда должна обеспечивать комплексную

обработку сведений в реальном масштабе времени для реализации федеральных технологических программ путем обеспечения согласованного взаимодействия органов государственного управления, промышленных предприятий н научных организаций. Также необходима выработка комплексных мер. конфигурации сил и средств и их эффективного применения для формирования и развития методов, механизмов, инструментов и технологий научно-гехничес-

INNOVATIVE ECONOMY: INFORMATION, ANALYSIS, PROGNOSES 95

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.