Научная статья на тему 'Алгоритм формирования методологии управления качеством инновационных проектов в сфере дорожного строительства'

Алгоритм формирования методологии управления качеством инновационных проектов в сфере дорожного строительства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
14
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛГОРИТМ / МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ / КАЧЕСТВО ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ / СФЕРА ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА / ALGORITHM / MANAGEMENT METHODOLOGY / QUALITY OF INNOVATIVE PROJECTS / SPHERE OF ROAD BUILDING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колбасин А. М., Тебекин А. В.

В статье обоснована актуальность и представлен алгоритм формирования методологии управления качеством инновационных проектов в сфере дорожного строительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ALGORITHM FOR GENERATING THE METHODOLOGY OF QUALITY MANAGEMENT OF INNOVATIVE PROJECTS IN THE FIELD OF ROAD CONSTRUCTION

The urgency is proved and the algorithm of formation of methodology of quality management of innovative projects in sphere of road building is presented.

Текст научной работы на тему «Алгоритм формирования методологии управления качеством инновационных проектов в сфере дорожного строительства»

АЛГОРИТМ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Колбасин А.М., к.э.н., докторант ИЭ РАН Тебекин А.В., д.э.н., д.т.н., профессор Института мировой экономики и информатизаци

В статье обоснована актуальность и представлен алгоритм формирования методологии управления качеством инновационных проектов в сфере дорожного строительства.

Ключевые слова: алгоритм, методология управления, качество инновационных проектов, сфера дорожного строительства.

THE ALGORITHM FOR GENERATING THE METHODOLOGY OF QUALITY MANAGEMENT OF INNOVATIVE PROJECTS IN THE FIELD OF ROAD

CONSTRUCTION

Kolbasin Â., PhD, doctoral candidate of sciences, Institute of Economics RAN Tebekin A., Doctor of Economics, Doctor of Engineering, professor, Institute of world economy and informatization

The urgency is proved and the algorithm offormation of methodology of quality management of innovative projects in sphere of road building is presented.

Keywords: algorithm, management methodology, quality of innovative projects, sphere of road building.

На современном этапе социально-экономического развития экономики внутренние ограничения роста обусловлены недостаточным развитием транспортной и энергетической инфраструктуры и дефицитом квалифицированных инженерных и рабочих кадров на рынке труда. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечается, что при сохранении сложившихся тенденций действие данного фактора может привести к резкому замедлению экономического роста и нарастающему отставанию от ведущих стран. В этой связи в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ предусмотрено создание разветвленной транспортной сети, обеспечивающей высокий уровень межрегиональной интеграции и территориальной мобильности населения.

Однако наращивание объемов дорожного строительства должно сопровождаться ростом качественных показателей создаваемых объектов.

Развитие социально-ориентированной инновационной экономики предполагает использование в качестве базы закрепление и расширение в результате модернизации традиционных секторов российской экономики, где наряду с нефтегазовым, сырьевым, энергетическим и аграрным выделяется транспортный сектор. Именно эти сектора призваны способствовать созданию институциональных условий и технологических заделов, обеспечивающих на следующих этапах развития системный перевод российской экономики в режим инновационного развития. Очевидно, что вплоть до 2020 года традиционные сферы экономики останутся ведущими секторами производства ВВП.

Развитие транспортной сферы связано:

- с формированием конкурентоспособной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей реализацию транзитного потенциала российской экономики;

- с формированием новых центров социально-экономического развития, опирающихся на развитие энергетической и транспортной инфраструктуры и созданием сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий;

- с развитием частно-государственного партнерства, направленного на снижение предпринимательских и инвестиционных рисков, в сферах исследований и разработок, распространения новых технологий при развитии транспортной инфраструктуры.

В качестве первоочередных задач в транспортной сфере выделяются:

- завершение формирования опорной транспортной сети, интегрированной в мировую транспортную систему, наращивание экспорта транспортных услуг;

- транспортное обеспечение комплексного освоения и развития территорий Сибири и Дальнего Востока и разработки новых месторождений полезных ископаемых;

- внедрение новых транспортных (перевозочных) и транспорт-но-логистических технологий, обеспечивающих повышение качества и доступности транспортных услуг.

На рисунке 1 представлен алгоритм формирования методологии управления качеством инновационных проектов в сфере дорожного строительства.

При этом управление качеством включает: контроль качества (QC - quality control) и гарантию (поддержку) качества (QA - quality assurance). Под контролем качества понимается постоянная инспекция на каждой стадии производства от исходных материалов (например, горной породы) до конечного продукта, например, асфальтобетонного покрытия. Под гарантией (или поддержкой) качества (QA) в понимаются планируемые систематические действия, направленные на обеспечение стандартного уровня качества.

Этап 1. Исследование теоретико-методологических основ управления качеством инновационных проектов

Этап 2. Анализ факторов, определяющих качество развития дорожного строительства при переходе к инновационной модели экономики

Этап 3. Формирование методологических основ управления качеством инновационных проектов в сфере дорожного строительства

-О-

Этап 4. Рационализация ресурсной базы управления качеством инновационных проектов в сфере дорожного строительства

XX

Этап 5. Разработка механизмов реализации концептуального подхода к управлению качеством инновационных проектов в сфере дорожного строительства

Рис. 1. Алгоритм формирования методологии управления качеством инновационных проектов в сфере дорожного строительства.

Рис. 2. Факторы, определяющие качество развития дорожного строительства.

На первом этапе исследуются задачи исследования сущности и содержания управления качеством инновационных проектов, выявляются основные тенденции развития концептуальных подходов к управлению качеством инновационных проектов. На этой основе выявляются проблемы управления качеством инновационных проектов в сфере дорожного строительства и потенциальные пути их решения.

На втором этапе производится анализ факторов, определяющих качество развития дорожного строительства (рис.2) при переходе к инновационной модели экономики и анализ современного состояния системы дорожного строительства. На основе факторного анализа проектов развития системы дорожного строительства определяется взаимосвязь факторов, определяющих качество развития дорожного строительства при переходе к инновационной модели экономики.

На третьем этапе производится определение направлений совершенствования процессов управлению качеством инновационных проектов в сфере дорожного строительства, разрабатывается концептуальный подход к решению проблем управления качеством инновационных проектов в сфере дорожного строительства. В результате определяются перспективные направления трансформации системы управления качеством инновационных проектов в сфере дорожного строительства.

На четвертом этапе осуществляются исследования состава ресурсной базы управления качеством инновационных проектов в сфере дорожного строительства и определяются критерии рационализации ресурсной базы управления качеством инновационных проектов в сфере дорожного строительства. На этой основе разрабатывается стратегия развития инновационной инфраструктуры для эффективного управления качеством инновационных проектов в сфере дорожного строительства, и формируются стратегические аспекты развития кадрового потенциала управления качеством инновационных проектов в сфере дорожного строительства.

На пятом (заключительном) этапе осуществляется моделирование процессов эффективного управления качеством инноваци-

онных проектов в сфере дорожного строительства, отрабатываются механизмы обеспечения, подтверждения и улучшения качества инновационных проектов в сфере дорожного строительства.

Реализация предложенного алгоритма формирования методологии управления качеством инновационных проектов в сфере дорожного строительства призвана способствовать:

- развитию современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике, формированию единого транспортного пространства страны;

- повышению доступности и качества услуг транспортного комплекса для населения;

- повышению конкурентоспособности транспортной системы России и реализации транзитного потенциала страны;

- повышению комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы.

Литература:

1. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. - М.:ЗАО "Бизнес-школа"Интел-Синтез", 2008.

2. Медынский В.Г., Шаршукова Л.Г. Инновационное предпринимательство: Учебное пособие. - М.:ИНФРА-М, 2007.

3. П. Друкер. "Инновации и предпринимательство". М.: Наука, 2002.

4. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование-планирование. Теория проектирования экспериментов. - Железнодорожный: ТОО НПЦ "Крылья", 2007.

5. Рельян Я.Р. Аналитические основы принятия управленческих решений. - М."Финансы и статистика", 1999.

6. Тебекин А.В. Управление качеством. - М.:Юрайт, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.