Научная статья на тему 'Алгоритм формирования методологии управления качеством инновационных проектов в сфере дорожного строительства'

Алгоритм формирования методологии управления качеством инновационных проектов в сфере дорожного строительства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛГОРИТМ / МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ / КАЧЕСТВО ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ / СФЕРА ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА / ALGORITHM / MANAGEMENT METHODOLOGY / QUALITY OF INNOVATIVE PROJECTS / SPHERE OF ROAD BUILDING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колбасин А.М.

Обоснована актуальность и представлен алгоритм формирования методологии управления качеством инновационных проектов в сфере дорожного строительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALGORITHM FOR FORMING THE METHODOLOGY OF QUALITY MANAGEMENT INNOVATIVE PROJECTS IN THE FIELD OF ROAD CONSTRUCTION

The urgency is proved and the algorithm of formation of methodology of quality management of innovative projects in sphere of road building is presented.

Текст научной работы на тему «Алгоритм формирования методологии управления качеством инновационных проектов в сфере дорожного строительства»

АЛГОРИТМ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Колбасин А.М., к.э.н., докторант ИЭ РАН

Обоснована актуальность и представлен алгоритм формирования методологии управления качеством инновационных проектов в сфере дорожного строительства.

Ключевые слова: алгоритм, методология управления, качество инновационных проектов, сфера дорожного строительства

ALGORITHM FOR FORMING THE METHODOLOGY OF QUALITY MANAGEMENT INNOVATIVE PROJECTS IN THE FIELD OF ROAD

CONSTRUCTION

Kolbasin A., Ph.D., a doctoral, IE RAS

The urgency is proved and the algorithm offormation of methodology of quality management of innovative projects in sphere of road building is presented.

Keywords: algorithm, management methodology, quality of innovative projects, sphere of road building

На современном этапе социально-экономического развития экономики внутренние ограничения роста обусловлены недостаточным развитием транспортной и энергетической инфраструктуры и дефицитом квалифицированных инженерных и рабочих кадров на рынке труда. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечается, что при сохранении сложившихся тенденций действие данного фактора может привести к резкому замедлению экономического роста и нарастающему отставанию от ведущих стран. В этой связи в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ предусмотрено создание разветвленной транспортной сети, обеспечивающей высокий уровень межрегиональной интеграции и территориальной мобильности населения.

Однако наращивание объемов дорожного строительства должно сопровождаться ростом качественных показателей создаваемых объектов.

Развитие социально-ориентированной инновационной экономики предполагает использование в качестве базы закрепление и расширение в результате модернизации традиционных секторов российской экономики, где наряду с нефтегазовым, сырьевым, энергетическим и аграрным выделяется транспортный сектор. Именно эти сектора призваны способствовать созданию институциональных условий и технологических заделов, обеспечивающих на следующих этапах развития системный перевод российской экономики в режим инновационного развития. Очевидно, что вплоть до 2020 года традиционные сферы экономики останутся ведущими секторами производства ВВП.

Развитие транспортной сферы связано:

- с формированием конкурентоспособной транспортной инф-

раструктуры, обеспечивающей реализацию транзитного потенциала российской экономики;

- с формированием новых центров социально-экономического развития, опирающихся на развитие энергетической и транспортной инфраструктуры и созданием сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий;

- с развитием частно-государственного партнерства, направленного на снижение предпринимательских и инвестиционных рисков, в сферах исследований и разработок, распространения новых технологий при развитии транспортной инфраструктуры.

В качестве первоочередных задач в транспортной сфере выделяются:

- завершение формирования опорной транспортной сети, интегрированной в мировую транспортную систему, наращивание экспорта транспортных услуг;

- транспортное обеспечение комплексного освоения и развития территорий Сибири и Дальнего Востока и разработки новых месторождений полезных ископаемых;

- внедрение новых транспортных (перевозочных) и транспорт-но-логистических технологий, обеспечивающих повышение качества и доступности транспортных услуг.

На рис. 1 представлен алгоритм формирования методологии управления качеством инновационных проектов в сфере дорожного строительства.

При этом управление качеством включает: контроль качества (QC - quality control) и гарантию (поддержку) качества (QA - quality assurance). Под контролем качества понимается постоянная инспекция на каждой стадии производства от исходных материалов (на-

Этап 1. Исследование теоретико-методологических основ управления качеством инновационных проектов

Этап 2. Анализ факторов, определяющих качество развития дорожного строительства при переходе к инновационной модели экономики

XX

Этап 3. Формирование методологических основ управления качеством инновационных проектов в сфере дорожного строительства

Этап 4. Рационализация ресурсной базы управления качеством инновационных проектов в сфере дорожного строительства

Этап 5. Разработка механизмов реализации концептуального подхода к управлению качеством инновационных проектов в сфере дорожного строительства

Рис. 1. Алгоритм формирования методологии управления качеством инновационных проектов в сфере дорожного строительства.

Рис.2. Факторы, определяющие качество развития дорожного строительства.

пример, горной породы) до конечного продукта, например, асфальтобетонного покрытия. Под гарантией (или поддержкой) качества (QA) в понимаются планируемые систематические действия, направленные на обеспечение стандартного уровня качества.

На первом этапе исследуются задачи исследования сущности и содержания управления качеством инновационных проектов, выявляются основные тенденции развития концептуальных подходов к управлению качеством инновационных проектов. На этой основе выявляются проблемы управления качеством инновационных проектов в сфере дорожного строительства и потенциальные пути их решения.

На втором этапе производится анализ факторов, определяющих качество развития дорожного строительства (рис.2) при переходе к инновационной модели экономики и анализ современного состояния системы дорожного строительства. На основе факторного анализа проектов развития системы дорожного строительства определяется взаимосвязь факторов, определяющих качество развития дорожного строительства при переходе к инновационной модели экономики.

На третьем этапе производится определение направлений совершенствования процессов управлению качеством инновационных проектов в сфере дорожного строительства, разрабатывается концептуальный подход к решению проблем управления качеством инновационных проектов в сфере дорожного строительства. В результате определяются перспективные направления трансформации системы управления качеством инновационных проектов в сфере дорожного строительства.

На четвертом этапе осуществляются исследования состава ре-

сурсной базы управления качеством инновационных проектов в сфере дорожного строительства и определяются критерии рационализации ресурсной базы управления качеством инновационных проектов в сфере дорожного строительства. На этой основе разрабатывается стратегия развития инновационной инфраструктуры для эффективного управления качеством инновационных проектов в сфере дорожного строительства, и формируются стратегические аспекты развития кадрового потенциала управления качеством инновационных проектов в сфере дорожного строительства.

На пятом (заключительном) этапе осуществляется моделирование процессов эффективного управления качеством инновационных проектов в сфере дорожного строительства, отрабатываются механизмы обеспечения, подтверждения и улучшения качества инновационных проектов в сфере дорожного строительства.

Реализация предложенного алгоритма формирования методологии управления качеством инновационных проектов в сфере дорожного строительства призвана способствовать:

- развитию современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике, формированию единого транспортного пространства страны;

- повышению доступности и качества услуг транспортного комплекса для населения;

- повышению конкурентоспособности транспортной системы России и реализации транзитного потенциала страны;

- повышению комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы.

Литература:

1. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. - М.:ЗАО «Бизнес-школа»Интел-Синтез», 2008.

2. Медынский В.Г., Шаршукова Л.Г. Инновационное предпринимательство: Учебное пособие. - М.:ИНФРА-М, 2007.

3. П. Друкер. «Инновации и предпринимательство». М.: Наука, 2002.

4. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование-планирование. Теория проектирования экспериментов. - Железнодорожный: ТОО НПЦ «Крылья», 2007.

5. Рельян Я.Р. Аналитические основы принятия управленческих решений. - М.»Финансы и статистика», 1999.

К ВОПРОСУ ОБ ОЦЕНКЕ ИСПОЛНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

РАЗВИТИЯ ГОЛЬФ-ИНДУСТРИИ

Лукьянов О.А., аспирант ГОУ ДПО ГАСИС

Сформулирована проблема, выделены задачи и определены базовые принципы интегральных оценок исполнения инновационных проектов развития гольф-индустрии.

Ключевые слова: интегральная оценка, инновационные проекты, гольф-индустрия

ON THE PERFORMANCE ASSESSMENT OF INNOVATIVE DEVELOPMENT

PROJECTS, GOLF INDUSTRY

Lukyanov O., The post-graduate student, GOUDPO GASIS

The problem is formulated, problems are allocated and base principles of integrated estimations of execution of innovative projects of development of the golf industry are defined.

Keywords: an integrated estimation, innovative projects, the golf industry

В период революционных инновационных изменений в мировой экономике, усилилась глобальная конкуренция, охватывающаяй как традиционные рынки товаров и капиталов, так и рынки информационных технологий и интеллектуального продукта, демонстрирующего высокие темпы развития человеческого капитала. При этом переход к новому технологическому укладу существенно усиливает роль инноваций в социально-экономическом развитии, вытесняя многие морально устаревающие сферы деятельности и снижая влияние многих традиционных факторов экономического роста. В результате человеческий капитал стал превращаться в основной фактор экономического развития. Во многом подобный сценарий развития мировой и отечественной экономики связан с исчерпанием природных сырьевых ресурсов, многие из которых носят невосстановимый характер.

Согласно целевым ориентирам Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года предусматривается «достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан». При этом в 2015 - 2020 годах предполагается вхождение РФ в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта по паритету покупательной способности.

Однако на пути к достижению указанных стратегических целей в России существует немало проблем.

Во-первых, для достижения высоких стандартов благосостояния человека необходимо добиться рационального баланса между трудом и отдыхом, однако после того как в России произошла массовая приватизация, и прошел строительный бум, возникла проблема организации многих видов повседневного отдыха, поскольку исчезли дворовые спортивные площадки и сократилось количество доступных зон активного отдыха на открытом воздухе.

Во-вторых, для достижения социального благополучия и согласия в условиях существенного расслоения населения по уровню доходов, возникает объективная необходимость в поиске таких форм активного отдыха, которые сокращали бы дистанцию между высоко- и низко обеспеченными слоями общества, роль которых долгое время выполняли футбол и хоккей.

В-третьих, в стремлении добиться лидерства в экономике и инновациях России необходимо добиться значимых конкурентных преимуществ в сфере инновационного активного отдыха и досуга.

В-четвертых, очевидно, что для достижения сбалансированного пространственного развития возникает необходимость в поиске инновационных решений развития территорий, поскольку многие регионы РФ не обладают необходимыми для производства природными ре-

сурсами для промышленного производства и торговли. В этой связи подразумевается активное развитие территорий на базе инновационных решений, в том числе в сфере туризма и отдыха.

В-пятых, для создания в нашей стране экономики, конкурентоспособной на мировом уровне, необходимо достичь высокого уровня производительности труда, что невозможно добиться без обеспечения условий для ведения здорового уровня жизни населения, особенно при наличии тенденций развития малоподвижного образа жизни в результате создания компьютерных и Интернет технологий.

В сложившихся условиях в качестве одного из перспективных направлений развития активного отдыха целесообразно рассмотреть инновационные проекты развития гольф-индустрии. Гольф-индустрия является одним из наиболее емких рынков развития бизнеса, при этом для развития гольфа в России существуют все возможности. Однако еще с советских времен сложился стереотип того, что гольф является элитарным видом спорта, который не доступен широким слоям населения. Для того, чтобы определить перспективы развития гольфа в России необходимо произвести всестороннюю оценку эффективности инновационных проектов развития гольф-индустрии как самостоятельного бизнеса, так и индуцирующего влияния развития гольф-индустрии на другие виды бизнеса. В этой связи формирование технологии интегральных оценок исполнения инновационных проектов развития гольф-индустрии представляется актуальной научной задачей, имеющей важное народнохозяйственное значение.

В общей проблеме определения эффективности инновационной деятельности, в том числе в рамках отдельных инновационных проектов и программ, технологии интегральных оценок исполнения инновационных проектов развития гольф-индустрии не нашли должного отражения в научной литературе. Это предопределило необходимость обоснования технологии интегральных оценок исполнения инновационных проектов развития гольф-индустрии, позволяющей оценить гольф как самостоятельный бизнес, а также оценить индуцирующее воздействие гольф-индустрии на другие сферы социально-экономического развития.

Достижение поставленной цели осуществлялось путем решения следующих задач:

- исследование современных тенденций развития технологий интегральных оценок исполнения проектов;

- выявление проблем реализации технологий интегральных оценок исполнения инновационных проектов развития гольф-индустрии и определение потенциальных путей их решения;

- проведение факторного анализа эффективности исполнения инновационных проектов в гольф-индустрии;

- анализ частных показателей эффективности исполнения инновационных проектов в гольф-индустрии;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.