Научная статья на тему 'Особенности инновационных проектов как объектов управления качеством'

Особенности инновационных проектов как объектов управления качеством Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЕННОСТИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / ОБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ / FEATURES / INNOVATIVE PROJECTS / OBJECTS OF QUALITY MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колбасин А. М., Тебекин А. В.

Описаны базовые принципы и основные тенденции развития концептуальных подходов к управлению качеством инновационных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICULARITY OF INNOVATIVE PROJECTS AS OBJECTS OF QUALITY MANAGEMENT

Base principles and the basic tendencies of development of conceptual approaches to quality management of innovative projects are described.

Текст научной работы на тему «Особенности инновационных проектов как объектов управления качеством»

бования) клиентов банков, удовлетворение которых требует реализации инновационных разработок.

Основные методы кластеризации, выявленные в процессе исследований, приведены в табл.1.

Проведенный анализ сложившихся подходов к разработке перспективной инновационной политики коммерческого банка позволяет сформироватьмодели перспективной инновационной политики коммерческого банка.

Литература:

1. Зверев, А.В. Иностранный опыт инновационного развития: Монография/ Аналит. центр при Правительстве РФ / А.В. Зверев. -М.: ИД «Финансы и кредит», 2008.

2. Чекулина, Т.А. Практико-ориентированный подход к обеспечению инновационного развития России. Тамбов: Изд-во ТРОО

«Бизнес - Наука - Общество», 2011.

3. Федосеева, Т.А. Инновационное развитие экономической системы: оценка инновационного потенциала / М. Ю. Максимов, С.Н. Митяков, О.И. Митякова, Т.А. Федосеева, // Инновации. - 2006. - № 6. - С. 53 - 57.

4. Ульянов, О. В. Разработка и внедрение стратегии экономического роста предприятия на основе инноваций / О. В. Ульянов // Инновационная экономика. - 2011. - № 6.

5. Егоркин, Г.Ю.Формирование организационных механизмов региональной инфраструктуры поддержки инновационной деятельности на основе частно-государственного партнерства // Динамика сложных систем. - 2011. - № 4. - С.21-25.

6. Тебекин, А.В. Стратегический менеджмент. - М.: Юрайт, 2013.

ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ КАК ОБЪЕКТОВ

УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

Колбасин А.М., к.э.н., докторант Института экономики РАН Тебекин А.В., д.т.н., д.э.н., профессор Института мировой экономики и информатизации

Описаны базовые принципы и основные тенденции развития концептуальных подходов к управлению качеством инновационных проектов.

Ключевые слова: особенности, инновационные проекты, объекты управления качеством.

PARTICULARITY OF INNOVATIVE PROJECTS AS OBJECTS OF QUALITY

MANAGEMENT

Kolbasin А., Ph.D., doctoral candidate of sciences, Institute of Economics RAN Tebekin A., Doctor of Economics, Doctor of Engineering, professor, Institute of World Economy and informatization

Base principles and the basic tendencies of development of conceptual approaches to quality management of innovative projects are described.

Keywords: features, innovative projects, objects of quality management.

В современных условиях, с учетом опыта дорожного строительства в РФ проблема обеспечения качества проектов в условиях ожидаемого роста объемов дорожного строительства, с одной стороны, и увеличением уровня международных требований и запросов потребителей к качеству дорог, с другой стороны, выходит на принципиально новый уровень. С одной стороны, возникает необходимость масштабной реализации инновационных проектов в сфере дорожного строительства, а, с другой стороны, возникает необходимость развития методологии управления качеством указанных проектом.

Под инновационным проектом понимается базовая форма осуществления (посредством организации и управления реализацией) инновационной деятельности, направленной на получение конкретного инновационного результата - инновационного продукта (товара, услуги, технологии и т.д.).

Качество инновационного проекта представляет собой комплексную характеристику поставленных задач, процессов и результатов реализации инновационной деятельности, отражающую их способность удовлетворять установленным и предполагаемым требованиям исходя из рыночной конкурентоспособности инноваци-

Таблица 1. Особенности инновационного проекта как объекта управления

№ Особенность инновационного проекта Характеристика особенности Сложности управления качеством

1 Инновационный проект должен пройти полный воспроизводственный цикл "разработка - производство -распределение - обмен потребление" Идея инновационного проекта должна быть направлена на удовлетворение нужд потребителей, иметь научную основу, и подтверждена научными разработками Множественность и неопределенность идей инновационного проекта осложняет выбор инструментов управления качеством

2 Сложность прогнозирования результатов инновационного проекта Создание инновации сопряжено с повышенным риском несовпадения фактического результата с ожидаемым. При этом вероятность получения положительного результата в рамках проекта обратно пропорциональна степени новизны инновации и может колебаться от 99% для рационализаторских инноваций до 5% для радикальных инноваций Высокие риски инновационного проекта осложняют оценку качества результатов инновационной деятельности в контрольных точках и принятие решений о корректирующих воздействиях

3 Уникальной инновационной разработки как творческой задачи, решаемой в рамках проекта Результат инновационного процесса во многом зависят от творческих способностей исполнителей и широты спектра их мотивационных устремлений Творческий характер задач, решаемых в рамках проекта требует модификации цикла непрерывного улучшения качества У.Шухарта-Э.Дэминга

4 Многовариантность сценариев развития инновационного проекта Творческий характер проекта и неопределенность ожидаемых результатов делает привычные схемы организации труда малоэффективными Необходимость гибкости и адаптивности схем управления в рамках петли качества

Таблица 2. Результаты исследования эволюции концептуальных подходов к управлению качеством инновационных проектов

Период Концепция менеджмента качества Основная идея концепции менеджмента качества Особенности управления качеством инновационных проектов

19001920 гг. Концепция научного управления Необходимость учета вариабельности характеристик производственного процесса и важность контроля продукции Изменение системы требований качества к инновационной продукции

19201930 гг. Концепция статистических методов контроля качества Подготовка всего персонала, воспитанного в духе статистики (SQC - Statistic Quality Control) Выявление новых статистических закономерностей для характеристик инновационной продукции

19301950 гг. Концепция теории надежности и планирования эксперимента Теория надежности исследует способность технического объекта выполнять заданные функции, сохраняя свои основные характеристики ( при определенных условиях эксплуатации) в установленных пределах. Теория планирования экспериментов -составление планов испытаний, которые, с одной стороны, обладали бы достаточно высокой информативностью и однородностью результатов, а, с другой стороны, не были бы слишком громоздкими и обеспечивали бы малую трудоемкость при испытаниях и последующих расчетах. Выявление новых возможностей инновационной продукции при использовании теории планирования экспериментов при одновременной оценке ее надежности и стабильности производства.

19501960 гг. Кружки качества (QC), семь основных инструментов качества (SBT), семь новых инструментов качества (SNT), система нулевых дефектов, инжиниринг качества (развертывание функции качества (QFD), анализ характера и последствий отказа (FMEA), методы надежного проектирования по Тагути) Практические формы реализации управленческих подходов к концепции контроля качества и повышения эффективности продукции на уровне цехов (QC, SBT, SNT). Самоконтроль качества (ZD). Использование инженерных принципов для управления качеством (QFD, FMEA, методы надежного проектирования по Тагути). Разработаны инструменты, позволяющие облегчить задачу контроля протекающих в рамках инновационных проектов процессов и предоставить различного рода факты для анализа, корректировки и улучшения качества процессов разработки и производства

19601970 гг. Всеобщее управление качеством (TQC) и комплексное управление качеством в масштабах компании (CWQC) Объединение и координация работы всех подразделений предприятия, начиная от отделов маркетинга и производственных отделов и заканчивая работой по контролю качества при приемке продукции от поставщиков (TQC) Тотальный охват служащих для участия в действиях по управлению качеством (CWQC). Концептуальный подход обеспечивает расширение границ деятельности по управлению качеством на всех этапах инновационного проекта - от маркетинговых исследований до продаж и послепродажного обслуживания.

19701980 гг. Концепция всеобщего менеджмента качества (TQM) Реализация идеологии "quality improvement" - постоянного улучшения качества Использование коллективных форм и методов поиска, анализа и решения проблем в рамках инновационных проектов, постоянное участие в улучшении качества всего коллектива, требующее постоянного повышения квалификации персонала.

19801990 гг. Концепция универсального менеджмента качества (UQM) Универсальность проявляется в повышении качества обслуживания потребителей, повышении качества взаимоотношений внутри организации, реализации ее фирменного стиля Концепция инвариантна к изменению тематике инновационных проектов, что способствует универсализации процессов управления качеством

19902000 гг. Концепция менеджмента на основе качества (MBQ). Сформировавшийся мощный набор теоретических и практических средств, базирующийся на: - комплексе международных стандартов по менеджменту качества; - международной системе сертификации систем качества; - практически сложившейся системе аудита систем качества. Применение в инновационных проектах лучшего мирового опыта управления качеством, распространяющегося вместе с расширением границ глобализации экономики.

20002010 гг. Концепция управления по целям (МВО) Выделение каждого участка работы по управлению качеством в качестве центра внимания (фокусировка на всех элементах и процессах) Происходит процесс сращивания менеджмента качества МВО и менеджмента организации МВО на каждом этапе инновационного проекта.

20102020 гг. Концепция качества на основе информационных технологий (Q1T) Создание единого информационного пространства как качественно новой информационной технологии, обеспечивающей синергетический эффект интеллектуальной базы и обеспечивающей ее технической базы. Быстрое и эффективное внедрение новейших информационных технологий как интеллектуального продукта, сопровождающего процесс создания материального инновационного продукта в рамках проекта обеспечивает производителю приоритет на рынке.

онного продукта, удовлетворительности результата для инвесторов, эффективности инновационного менеджмента и других составляющих, характеризующих отношение участников инновационного процесса в рамках проекта.

Исходя из особенностей инновационного проекта как объекта управления, необходимо отметить сложность управления качеством инновационного проекта в силу отсутствия привычных стандартов, присущих инвестиционным проектам выполнения традиционных (рутинных) работ (табл.1).

Исследования принципов управления качеством инновационных проектов показали, что ключевыми из них являются следующие.

Во-первых, это принцип закладки в проекте опережающих требований к качеству инновационной продукции. При этом указанное опережение должно быть рассчитано на момент окончания реализации проекта.

Во-вторых, это принцип закладки качества в саму схему инновационного проекта.

В-третьих, это принцип самоконтроля при реализации этапов инновационных проектов.

В-четвертых, это принцип опоры на статистические методы контроля, позволяющие сопоставлять инновационные проекты между собой.

В-пятых, это принцип привлечения контрагентов для исполнения инновационных проектов для повышения качества их реализации.

В-шестых, это принцип динамичного изменения допустимых диапазонов ожидаемых результатов, обусловленных новизной разработок, с одной стороны, и требованиями обеспечения качества, с другой.

В-седьмых, это принцип поступательного повышения качества как основа роста производительности труда в последующем за инновационным проектом процессом производства.

В-восьмых, это принцип ориентации в инновационных проектах на рациональный, а не максимальный уровень качества.

В-девятых, это принцип планирования и учета затрат на повышение качества инновационного проекта.

В-десятых, это принцип личной ответственности каждого участника инновационного проекта за качество проекта, с одной стороны, при наличии права на ошибку, сопряженную с новизной процессов, с другой стороны. Последнее обеспечивает творческое участие персонала в повышении качества и изгоняет страхи и опасения не добиться желаемого результата на 100%.

В-одиннадцатых, это принцип ориентации на долгосрочные оценки при материальном стимулировании процессов управления качеством инновационных проектов.

В-двенадцатых, это принцип повышения роли морального стимулирования при управлении качеством инновационных проектов, повышающего уровень внутренней мотивации.

С учетом сущности, содержания и базовых принципов управления качеством инновационных проектов были выявлены основные тенденции развития концептуальных подходов к управлению качеством инновационных проектов.

Результаты исследования эволюции концептуальных подходов к управлению качеством инновационных проектов приведены в табл.2.

Синергия рассмотренных концептуальных подходов к управлению качеством инновационных проектов формирует современный облик их реализации в рамках проектного подхода.

Литература:

1. Тебекин, А.В. Управление качеством. - М.: Юрайт, 2012.

2. Аньшин, В.М., Колоколов, В.А., Дагаев, A.A., Кудинов, Л.Г. Инновационный менеджмент. Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития. Учебное пособие 3 изд. - М.: Дело, 2007.

3. Афонин, И. В. Инновационный менеджмент и экономическая оценка реальных инвестиций. - М.: Гардарики, 2006.

4. Балабанов, B.C., Дудин, М.Н., Лясников, Н.В. Инновационный менеджмент. -М.: Элит, 2006.

5. Балдин, К.В., Барышева, A.B., Передеряев, И.И., Голов, P.C. Инновации. Дашков и К, 2006.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Богатырев Л.А., соискатель Института мировой экономики и информатизации

В статье рассмотрены основные проблемы развития инновационной деятельности при реализации градостроительной политики и предложен алгоритм их решения. Основное внимание уделено анализу существующей системы оценки эффективности реализации градостроительной политики и разработке схемы взаимосвязи показателей инновационной деятельности при реализации градостроительной политики, отражающей цепочку «инновационная активность - инновационные изменения - результативность инновационной деятельности».

Ключевые слова: инновационная деятельность, градостроительная политика, эффективность, показатели.

CORRELATION OF INNOVATION IN THE IMPLEMENTATION OF URBAN POLICY

Bogatirev L., the applicant, Institute of World Economy and Informatization

The article describes the main problems of innovation in the implementation of planning policy and propose an algorithm to solve them. The focus is on the analysis of the existing system of assessing the effectiveness of urban policy and the development of a scheme relationship innovation indicators for the urban development policies that reflect a chain of "innovation activity - innovative change - the impact of innovation".

Keywords: innovation, urban planning policy, efficiency, performance.

Проведенные исследования показали, что среди проблем развития инновационной деятельности при реализации градостроительной политики наиболее актуальными являются следующие.

Во-первых, при реализации градостроительной политики (особенно в крупных городах) традиционно выделяется проблема территориальной диспропорции размещения рабочих мест по отношению к местам проживания населения. Эти диспропорции традиционно создают высокую нагрузку на социальную, транспортную инфраструктуру, существенно затрагивают состояние окружающей среды. В то же время во многих местах проживания населения отсутствует достаточное число рабочих мест (так называемые спальные районы). При этом в отечественной градостроительной политике в силу низкой инновационной активности практически применяется инновационный подход, согласно которому часть рабочих

мест формируется, благодаря развитию информационных технологий, по схеме удаленного доступа.

Во-вторых, среди проблем развития инновационной деятельности при реализации градостроительной политики сохраняется проблема развития транспортной инфраструктуры. С одной стороны, эта проблема связана с недостаточными возможностями использования инжинирингового подхода применительно к уже созданной инфраструктуре. С другой стороны, транспортная проблема при реализации градостроительной политики связана с недостаточным использованием реинжинирингового инновационного подхода, способного за счет комбинаторного характера существенно увеличить пропускную способность городской транспортной сети.

В-третьих, проблема недостаточной обеспеченности населения отдельными видами социальной инфраструктуры (детскими дош-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.