Научная статья на тему 'Принципы управления качеством инновационных проектов'

Принципы управления качеством инновационных проектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
125
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / PRINCIPLES / QUALITY MANAGEMENT / INNOVATIVE PROJECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колбасин А. М.

Рассмотрены основные принципы управления качеством инновационных проектов. Показана необходимость их развития с учетом тенденции развития концептуальных подходов к управлению качеством инновационных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRINCIPLES OF QUALITY MANAGEMENT OF INNOVATION PROJECTS

The basic principles of quality management of innovation projects. The necessity of taking into account the development trends in the development of conceptual approaches to quality management of innovation projects.

Текст научной работы на тему «Принципы управления качеством инновационных проектов»

ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

Колбасин А.М., к.э.н., докторант ИЭ РАН

Рассмотрены основные принципы управления качеством инновационных проектов. Показана необходимость их развития с учетом тенденции развития концептуальных подходов к управлению качеством инновационных проектов.

Ключевые слова: принципы, управление качеством, инновационные проекты.

THE PRINCIPLES OF QUALITY MANAGEMENT OF INNOVATION PROJECTS

Kolbasin A., PhD., doctorant, IE RAN

The basic principles of quality management of innovation projects. The necessity of taking into account the development trends in the development of conceptual approaches to quality management of innovation projects.

Keywords: principles, quality management, innovative projects.

На современном этапе социально-экономического развития экономики внутренние ограничения роста обусловлены недостаточным развитием транспортной и энергетической инфраструктуры и дефицитом квалифицированных инженерных и рабочих кадров на рынке труда. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечается, что при сохранении сложившихся тенденций действие данного фактора может привести к резкому замедлению экономического роста и нарастающему отставанию от ведущих стран. В этой связи в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ предусмотрено создание разветвленной транспортной сети, обеспечивающей высокий уровень межрегиональной интеграции и территориальной мобильности населения.

Однако наращивание объемов дорожного строительства должно сопровождаться ростом качественных показателей создаваемых объектов.

Развитие социально-ориентированной инновационной экономики предполагает использование в качестве базы закрепление и улучшение позиций России в результате модернизации традиционных секторов российской экономики, где наряду с нефтегазовым, сырьевым, энергетическим и аграрным выделяется транспортный сектор. Именно эти сектора призваны способствовать созданию институциональных условий и технологических заделов, обеспечивающих на следующих этапах развития системный перевод российской экономики в режим инновационного развития. Очевидно, что вплоть до 2020 года традиционные сферы экономики останутся ведущими секторами производства ВВП.

Развитие транспортной сферы связано:

- с формированием конкурентоспособной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей реализацию транзитного потенциала российской экономики;

- с формированием новых центров социально-экономического развития, опирающихся на развитие энергетической и транспортной инфраструктуры и созданием сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий;

- с развитием частно-государственного партнерства, направленного на снижение предпринимательских и инвестиционных рисков, в сферах исследований и разработок, распространения новых технологий при развитии транспортной инфраструктуры.

В качестве первоочередных задач в транспортной сфере выделяются:

- завершение формирования опорной транспортной сети, интегрированной в мировую транспортную систему, наращивание экспорта транспортных услуг;

- транспортное обеспечение комплексного освоения и развития территорий Сибири и Дальнего Востока и разработки новых месторождений полезных ископаемых;

- внедрение новых транспортных (перевозочных) и транспорт-но-логистических технологий, обеспечивающих повышение качества и доступности транспортных услуг;

- и др.

В сложившихся условиях, с учетом опыта дорожного строительства в РФ проблема обеспечения качества проектов в условиях ожидаемого роста объемов дорожного строительства, с одной стороны, и увеличением уровня международных требований и запросов потребителей к качеству дорог, с другой стороны, выходит на

принципиально новый уровень. С одной стороны, возникает необходимость масштабной реализации инновационных проектов в сфере дорожного строительства, а, с другой стороны, возникает необходимость развития методологии управления качеством указанных проектом.

Рассматривая категорию «принцип» будем исходить из того, что это исходное положение, правило действия, вытекающее из закона. Принцип и законы, по сути дела, отражают один и тот же фрагмент действительности, но отражают его в разной форме: закон - в виде образа (положительного знания), принцип - в виде определенного требования (регулятивной нормы). Таким образом, отличие принципа от закона выражается и в том, что он может быть сформулирован на основе не одного, а нескольких законов, а также той или иной всеобщей формы бытия, того или иного свойства материальных и идеальных образований.

Все многообразие принципов организации можно классифицировать по ряду признаков.

По степени универсализации принципы организации можно разделить на универсальные (общие), специфические (особенные) и ситуационные (частные). К универсальным относятся принципы, отражающие правила формирования самых разнообразных систем в природе и обществе; к специфическим — действующие в отдельных сферах природной и человеческой действительности; к ситуационным лишь те, которые характерны для конкретных ситуаций.

По способу реализации можно выделить принципы, реализуемые природой без какого-либо участия человека; при взаимодействии природы и человека и только с участием человека. Последние могут быть осуществлены посредством индивидуальной, коллективной и совокупной общественной деятельности.

По масштабу действия принципы организации можно условно разделить на действующие только в отдельных элементах системы, на уровне работника предприятия (принцип индивидуальной работы); между элементами системы внутри предприятия (принцип коррелятивной связи субъекта и объекта управления, принцип обратной связи); между системами (между предприятиями, отраслями народного хозяйства).

На основе подобных классификаций можно объединить принципы управления в единую систему, в результате чего определяется их четкая иерархическая структура: по назначению, уровню, широте и масштабам использования, а также характеру взаимообусловленности. Единая система принципов включает базовые и дополняющие, исходные и производные принципы. При этом один базовый принцип обычно связан с несколькими дополняющими, а от одного исходного принципа образуется несколько производных.

К числу основных универсальных принципов организации, действующих в природе и обществе, А.А. Богданов1 отнес принципы: цепной связи, ингрессии, подбора (отбора), подвижного равновесия, слабого звена (табл.1) и др.

Представленные в табл.1 принципы, известные как основные тектологические принципы организации, в той или иной мере относятся к формирующим и регулирующим механизмам, составляющим суть процессов организации, или к механизмам поддержания устойчивости и организованности форм целостных образований.

Таким образом, рассмотренные нами принципы организации представляют собой совокупность исходных положений и правил,

отражающих механизмы формирования, регулирования и сохранения организованности различных форм окружающей нас действительности.

В рамках общей системы принципов организации можно выделить отдельные подсистемы по основным сферам их функционирования, например, природа, общество, которые подразделяются на подсистемы второго уровня. Те, в свою очередь, - на подсистемы третьего уровня и т. д. Каждая подсистема, на каком бы уровне общей системы принципов она ни находилась, должна функционировать как единое целое, включать в себя различные классификационные группы принципов и также выстраивать иерархическую структуру со своими собственными исходными и производными, базовыми и дополняющими принципами.

Применительно к инновационным проектам как формам организации принципы организации можно условно разделить на три группы:

■ принципы организационной статики, определяющие правила построения структур (структуризации);

■ принципы организационной динамики, как общие правила формирования организационных процессов;

■ принципы рационализации, как общие правила совершенствования статики и динамики организации.

Для управления инновационными проектами традиционно используются следующие принципы:

Принцип селекционного управления. Его суть - в поддержке проектов по приоритетным направлениям развития науки и техники и адресной поддержке инноваторов - авторов комплексных проектов.

Принцип целевой ориентации проектов на обеспечение конечных целей. Этот принцип предполагает установление взаимосвязей между потребностями в создании инноваций и возможностями их осуществления. При этом конечные цели конкретных проектов ориентируются на потребности, а промежуточные - на конечные цели этих проектов.

Принцип полноты цикла управления проектами. Этот принцип

предполагает замкнутую упорядоченность составных частей проектов как систем. Полный цикл процесса управления предполагает всю совокупность решений: от выявления потребностей до управления полученных результатов.

Принцип этапности инновационных процессов и процессов управления проектами. Данный принцип предполагает описание полного цикла каждого этапа формирования и реализации проекта. Принцип этапности отражает свойство последовательного накопления информации при выполнении этапов и скачкообразный качественный переход в новое состояние при удовлетворении внешних требований к завершению данного состояния.

Принцип иерархичности инновационных процессов и процессов управления ими предполагает их представление с разной степенью деятельности, соответствующей определенному уровню иерархии. Все уровни деятельности согласуются друг с другом так, что нижестоящий уровень подчиняется вышестоящему, а состояние (принимаемые решения, цели, промежуточные и конечные результаты) процесса на вышестоящем уровне обязательны при определении состояний на нижестоящем.

Принцип многовариантности при выработке управленческих решений. Инновационные процессы протекают под сильным воздействием неопределенных факторов, которые необходимо учитывать в процессе управления. Для снижения степени неопределенности необходим переход к многовариантной подготовке альтернативных решений о выборе состава конечных целей проектов, альтернативных способов их достижения, вариантов комплексного обеспечения работ, включая разный состав исполнителей, стоимость и длительность выполнения работ, материально-технические ресурсы и условия стимулирования исполнителей.

Принцип системности, состоящий в разработке совокупности мер, необходимых для реализации проекта (организационно-экономических, законодательных, административных, технологических и т.д.), во взаимосвязи с концепцией развития страны в целом.

Принцип комплексности. Здесь имеется в виду, что разработка

Таблица 1. Основные тектологические принципы организации А.А. Богданова

№ Принцип Характеристика

1 Принцип цепной связи Всякое соединение комплексов происходит через общие звенья, образующие цепную связь. Совокупность общих, совпадающих элементов между комплексами, входящими в цепную связь, образует «связку».

2 Принцип ингрессин Состоит в том, что образование цепной связки осуществляется путем вхождения посредствующих комплексов между организуемыми.

3 Принцип подбора (отбора) «Всякое событие, всякое утверждение может рассматриваться как сохранение или умножение одних активностей, упрочение и усиление одних связей, устранение, уменьшение, ослабление других в том или ином комплексе, в той или иной системе». Данный принцип сводит организационные процессы к дилемме: сохранение или уничтожение различных целостных образований. «Закономерное сохранение или уничтожение - это есть первая схема универсального регулирующего механизма», каковым является подбор. «Универсальность данного принципа такова, что она применима ко всякому комплексу и ко всякой его части, во всякий момент, ибо это, в сущности, просто определенная точка зрения, с которой можно подходить к любому факту».

4 Принцип подвижного равновесия Всякое сохранение форм должно рассматриваться как подвижное их равновесие и всякое подвижное равновесие - как практическое относительное равенство двух процессов; ассимиляции дезассимиляции.

5 Принцип слабого звена Организационная целостность любой системы определяется устойчивостью ее относительно слабого звена.

1 Богданов А. А. Тектология: Всеобщая организационная наука. В 2-х книгах. — М.: «Экономика», 1989.

Таблица 2. Частные принципы управления качеством инновационных проектов

№ Этап управления проектом Содержание принципов управления качеством

1 Планирование Принцип согласования полезности информации с с целями проекта. Принцип соответствия плана исполнения проекта предъявляемым к проекту требованиям и ожиданиям участников проекта. Принцип итеративности процессов планирования

2 Реализация Принцип своевременного применения необходимых управляющих воздействий для успешной реализации проекта. Принцип подготовки и распределения информации необходимой для участников проекта с требуемой периодичностью; Принцип подтверждения качества на основе регулярной оценки исполнения проекта с целью подтверждения соответствия принятым стандартам качества; Принцип подготовка предложений на основе сбора рекомендаций, отзывов, предложений, заявок и т.д.; Принцип конкурсного отбора поставщиков, включая оценку предложений поставщиков и подрядчиков для заключения контрактов; Принцип контроля исполнения контрактов поставщиками и подрядчиками; Принцип развития команды проекта, включая повышение квалификации участников команды проекта.

3 Контроль Принцип сбора, распределения и анализа информации об исполнении проекта, анализ исполнения проекта на основе представления отчетности о его исполнении. Принцип управления изменениями на основе определения, согласования, утверждения и принятия к исполнению корректирующих воздействий. Принцип координации изменений по проекту.

4 Анализ Принцип определения соответствия фактических и прогнозных сроков исполнения операций проекта директивным или запланированным (принцип анализа сроков). Принцип определения соответствия фактической и прогнозной стоимости операций и фаз проекта директивным или запланированным (принцип анализа стоимости). Принцип мониторинга результатов с целью их проверки на соответствие принятым стандартам качества и определения путей устранения причин нежелательных результатов исполнения качества проекта (принцип анализа качества). Принцип приемки результатов проекта его участниками и заказчиками (принцип подтверждения целей). Принцип анализа результатов исполнения проекта и распределения проектной информации с целью снабжения участников проекта данными о том, как используются ресурсы для достижения целей проекта (принцип оценки исполнения). Принцип определения соответствия фактической и прогнозной загрузки и производительности ресурсов проекта запланированным, а также анализ соответствия фактического расхода материалов плановым значениям (принцип анализа ресурсов).

отдельных увязанных между собой элементов проектной структуры, обеспечивающих достижение подцелей, должна осуществляться в соответствии с генеральной (общей) целью того или иного проек-

Принцип обеспеченности (сбалансированности), состоящий в том, что все мероприятия, предусмотренные в проекте, должны быть обеспечены различными видами необходимы для его реализации ресурсов: финансовых, информационных, материальных, трудовых.

Говоря об управлении качеством инновационных проектов, следует отметить принципы, характерные для управления качеством продукции, включая, следующие2:

• ориентацию на потребителя, заключается в том, что организации зависят от своих потребителей и поэтому должны понимать настоящие и будущие потребности потребителя, выполнять требования потребителя и стремиться превзойти ожидания потребите-

• лидерство состоит в том, что лидеры устанавливают единство целей и руководства в организации. Они создают и поддержи-

вают среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в достижение целей организации;

• вовлечение персонала базируется на том, что персонал на всех уровнях составляет основу организации, и его полное вовлечение позволяет использовать способности персонала на пользу организации;

• процессный подход состоит в том, что желаемый результат достигается более эффективно, когда соответствующими ресурсами и видами деятельности управляют как процессами;

• системный подход к менеджменту означает определение, понимание и управление системой взаимосвязанных процессов в целях улучшения результативности и эффективности организации;

• постоянное улучшение означает, что неизменной целью организации должно стать постоянное улучшение;

• подход к принятию решений на основе фактов означает, что эффективные решения основываются на анализе данных и информации;

• взаимовыгодные отношения с поставщиками означает, что организация и поставщики взаимозависимы и их взаимовыгодные

2 Кузнецов Г.В. Управление качеством проектов создания инновационной продукции. Автореферат к.э.н. Специальность 08.00.05, 2005.

взаимоотношения увеличивают их способность создавать ценное- ным тенденциям развития концептуальных подходов к управлению

ти. качеством инновационных проектов.

Нельзя не отметить и частные принципы управления качеством инновационных проектов, отражающие цикличный характер улуч- Литература:

шения результатов инновационной деятельности, присущий про- 1. Аныпин В.М., Колоколов В.А., Дагаев A.A., Кудинов Л.Г.

цессному подходу к управлению качеством в соответствии со стан- Инновационный менеджмент. Концепции, многоуровневые страте-

дартами ISO 9000 (табл. 2). гии и механизмы инновационного развития. Учебное пособие 3 изд.

Однако, следует признать, что все выделенные принципы уп- - М.: Дело, 2007. равления качеством инновационных проектов соответствуют в ос- 2. Афонин И. В. Инновационный менеджмент и экономичес-

новной своей массе стационарному состоянию проектов как орга- кая оценка реальных инвестиций. - М.: Гардарики, 2006. низационных форм развития с циклически повторяющимися состав- 3. Балабанов B.C., Дудин М.Н., Лясников Н.В. Инновацион-

ляющими. В условиях же ускорения научно-технического прогрес- ный менеджмент. -М.: Элит, 2006.

са необходимо развитие этих принципов пропорционально основ- 4. Балдин К.В., Барышева A.B., Передеряев И.И., Голов P.C.

Инновации. Дашко

тенденции РАЗВИТИЯ инвЕстРИ^иийО.НнНноавлгипочзстегтгИКЖ" и металлы' 2008-

ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В РОССИЙСКИХ АКЦИОНЕРНЫХ

КОМПАНИЯХ

Бударин И.Л., соискатель ГАСИС

Описаны актуальные проблемы и тенденции развития инвестиционной политики инновационного развития в российских акционерных компаниях.

Ключевые слова: тенденции развития, инвестиционная политика, инновационное развитие, акционерные компании

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF INVESTMENT POLICY OF INNOVATIVE DEVELOPMENT IN THE RUSSIAN JOINT-STOCK COMPANIES

Budarin I., the competitor, GASIS

Actual problems and tendencies of development of an investment policy of innovative development in the Russian joint-stock companies are described.

Keywords: development tendencies, the investment policy, innovative development, the joint-stock companies.

В условиях низкой инновационной активности в сфере перерабатывающих производств и еще более низкой инновационной активности отечественных банков, с одной стороны, и стратегической задачи вхождения России в число мировых лидеров, с другой стороны, формирование агрессивной инвестиционной политики в условиях жесткой рыночной конкуренции является необходимым, но недостаточным условием для достижения требуемой эффективности инновационной деятельности акционерных банков. Для стимулирования опережающих темпов инновационного развития отечественной экономики в условиях относительного дефицита инвестиционных ресурсов выдвигается гипотеза формирования инвестиционной политики акционерного банка при осуществлении инновационной деятельности, основанная на поиске эффективных точек (направлений) инновационного роста.

Проведенные исследования показали, что на макроэкономическом уровне тенденции развития инвестиционной политики инновационного развития в российских акционерных компаниях определяются Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. Основные этапы инновационного развития в соответствии с Концепцией и ожидаемые при этом результаты инвестиционной деятельности приведены в табл.1.

Тенденции развития инвестиционной политики инновационного развития в российских акционерных компаниях во многом определяются:

- международным признанием успехов России, проявившимся в получении ею статуса страны с рыночной экономикой и инвестиционного кредитного рейтинга;

- снижением инвестиционных и предпринимательских рисков за счет защиты прав собственности и повышения предсказуемости экономической политики государства, обеспечения макроэкономической стабильности, развития финансовых институтов;

- необходимостью создания максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российских частных компаний, расширения их способности к рабо-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

те на открытых глобальных рынках в условиях жесткой конкуренции, обусловленной необходимостью перехода к инновационному типу экономического развития;

- развитием частно-государственного партнерства, направленного на снижение предпринимательских и инвестиционных рисков, прежде всего в сферах исследований и разработок, распространения новых технологий, развития транспортной, энергетической и коммунальной инфраструктуры.

Среди общих тенденций развития инвестиционной политики инновационного развития российских компаний, базирующихся на принципах повышения конкурентоспособности российского финансового рынка (рис.1) следует выделить:

- формирование законодательства, регулирующего развитие инфраструктуры финансовых рынков, а также корпоративное управление и защиту прав собственности;

- повышение привлекательности операций на российском финансовом рынке для российских и иностранных участников рынка за счет: создания надежной, высокотехнологичной и капитализированной инфраструктуры организованной торговли; обеспечения простоты доступа российских и иностранных участников к организованным торгам; расширения круга активов для инвестирования; введения конкурентоспособного режима налогообложения операций на российском финансовом рынке; обеспечения эффективной защиты прав собственности;

- развитие бизнес-среды и улучшение инвестиционного климата (в том числе развитие программ подготовки и переподготовки квалифицированных кадров для финансового рынка);

- принятие единых норм, стандартов и процедур обеспечения прозрачности финансовых операций на основе международных стандартов с целью противодействия легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем.

Выявление тенденций развития инвестиционной политики инновационного развития в российских акционерных компаниях позволяет проанализировать особенности инновационной деятельности акционерных банков при формировании их инвестиционной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.