Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДОХОДАМИ И РАСХОДАМИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ'

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДОХОДАМИ И РАСХОДАМИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДОХОДАМИ И РАСХОДАМИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ»

Старикова А.С., Валиева А.Р. В сборнике: Молодежная политика и общественное развитие в России и ее регионах Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Учреждение Российской академии наук, Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра. Уфа, 2009. С. 122-125.

18. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ЗЕРНА В ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМАХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ Рафикова Н.Т., Валишина Н.Р. В сборнике: Актуальные вопросы экономико-статистического исследования и информационных технологий сборник научных статей: посвящается 40-летию создания кафедры "Статистики и информационных систем в экономике". МСХ РФ, Башкирский государственный аграрный университет. Уфа, 2011. С. 36-38.

Байбакова А.Ф. студент 6 курса

ФГБОУ ВО Башкирский государственный аграрный университет

Ханнанова Т.Р., к.юр.н. профессор, зав. кафедрой государственного и муниципального управления и права

Россия, г. Уфа

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДОХОДАМИ И РАСХОДАМИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Состояние муниципальных бюджетов является одним из основных показателей устойчивости экономики и совершенства социальной системы государства. В этой связи особое значение приобретает разработка эффективных механизмов управления бюджетными доходами и расходами муниципальных образований, соответствующих современным требованиям открытости, четкости и контроля [9].

Муниципальные образования получили политическую и экономическую самостоятельность, но реформирование межбюджетных отношений запаздывает по отношению к экономическим и политическим реформам. Муниципальные образования оказались не готовыми решать практические вопросы, формировать и оценивать финансовые ресурсы, выбирать стратегию развития муниципального образования [8].

Решение этих проблем, на наш взгляд, должно теснейшим образом состыковываться с разрабатываемыми в регионах программами их стратегического развития, с принципами и целевыми установками, положенными в их основу [5].

Несмотря на повышенный интерес к проблемам муниципального управления и местных бюджетов, многие вопросы ещё не решены. В частности, недостаточно полно изучены все вопросы организации финансового менеджмента в муниципальных образованиях, отсутствует единое методическое обеспечение, в особенности в вопросах разработки механизма функционирования бюджетирования, ориентированного на

результат, применения его инструментов на местном уровне, недостаточно изучена роль бюджетного менеджмента в достижении запланированных результатов. По-прежнему не решены проблемы формирования доходной базы местных бюджетов, зависимости местных бюджетов от регионов, использования бюджетных данных для планирования и анализа доходов и расходов муниципальных бюджетов. Среди негативных факторов следует отметить недостаточные финансовые ресурсы, проблемы с бюджетным контролем и не всегда достаточно высокий профессионализм некоторой части кадрового состава органов местного самоуправления [6].

Основная проблема, с которой сегодня сталкиваются руководители муниципальных образований - постоянная нехватка средств не только на развитие, но и на текущие нужды. Вопрос об удовлетворении финансовых потребностей муниципалитетов - это, прежде всего вопрос о доходах местных бюджетов. Причем это не является особенностью России, а присуще всем странам без исключения.

Для муниципального образования структура получаемых доходов важна, так как связана с возможностями самостоятельного использования средств, потенциалом их роста. Основная проблема, с которой сегодня сталкиваются руководители муниципальных образований - постоянная нехватка средств не только на развитие, но и на текущие нужды. Вопрос об удовлетворении финансовых потребностей муниципалитетов - это, прежде всего вопрос о доходах местных бюджетов. Причем это не является особенностью России, а присуще всем странам без исключения [8].

Необходимость увеличения доходов бюджета является одной из актуальнейших задач современности. Исполнительные и законодательные органы России стремятся найти такое решение этой задачи, которое позволит преодолеть последствия системного кризиса и сопутствующих ему осложнений в экономике и приведет к значительному повышению реальной величины доходов бюджета на всех уровнях бюджетной системы страны. [11].

Учитывая изложенные выше проблемы и тенденции развития, можно выделить следующие основные векторы возможного совершенствования системы местного самоуправления, которые находят поддержку у экспертов:

1.создание системы стимулов для проведения муниципалитетами активной политики по наращиванию налоговой базы и повышению эффективности расходов;

2.обеспечение различных подходов к территориям с высоким потенциалом развития и территориям, переживающим период сжатия;

З.учет местных приоритетов при формировании финансовой политики.[15].

Тем самым будет стимулировано развитие ими собственной налоговой базы и расширение зон опережающего развития, исключены непродуктивные встречные финансовые потоки (из муниципалитета - в бюджеты вышестоящего уровня, а затем обратно в качестве трансфертов).

Выбор налогов, нормативы отчислений от которых дополнительно передаются муниципальным образованиям (в качестве единого федерального стандарта), нуждается в тщательной проработке [4].

Использованные источники:

1. О стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года Постановление Правительства Республики Башкортостан от 30 сентября 2009 г. N 370 [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/935117825

2. Послание Президента Путина В. В. Федеральному Собранию 2014г [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.kremlin.ru

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации // СПС «Гарант».

4. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // СПС «Консультант».

5. Кленикова, М.Д. Управление доходами и расходами муниципального образования на основе бюджетирования, ориентированного на результат [диссертация]: Москва 2012. - 152 с.

6. Самигуллина, Э.Х. Совершенствование механизма управления развитием муниципальных образований в регионе [диссертация]: Казань. 2012 - 219 с. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/sovershenstvovanie-mekhanizma

7. Ярошенко Т.П. Модель и методический инструментарий оценки эффективности бюджетных расходов муниципального образования / Т.П. Ярошенко // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. -2011. - № 3(17). С. 259-262.

8. Смекалкина, Н.В. Доходы и расходы муниципальных образований [реферат]: Липецк 2009. - 50 с. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.referats.pro/municipal/479-dohody-i-rashody-municipalnogo-obrazovaniya.html

9. НАСТОЯЩИЙ НАЧАЛЬНИК. ОПЫТ ОЦЕНКИ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ ТОП-МЕНЕДЖЕРОВ НА ПРИМЕРЕ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН Ханнанова Т.Р. Российское предпринимательство. 2007. № 10-2. С. 72-76.

10. ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА Ханнанова Т. Человек и труд. 2009. № 4. С. 45-46.

11. РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ НА ИННОВАЦИОННОЙ ОСНОВЕ Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р. Аграрный вестник Урала. 2010. № 2 (68). С. 79-82.

12. АГРАРНОЕ ПРАВО: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ Ханнанов Р.А. Право и политика. 2008. № 4. С. 933-940.

13. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРАРНЫХ ОТНОШЕНИЙ Воронин Б.А., Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р.

Аграрный вестник Урала. 2012. № 10-1 (102). С. 52-56.

14. КЛАСТЕРИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р. Евразийский юридический журнал. 2012. № 12 (55). С. 129-135.

15. ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ Ханнанов Р.А., Шапошникова Р.Р. Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2013. Т. 3. № 4 (04). С. 86-88.

16. ПРОПАГАНДА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У НАСЕЛЕНИЯ, ВВЕДЕНИЯ НОРМ ГТО Погорелова Д.С., Шапошникова Р.Р. NovaInfo.Ru. 2014. № 26. С. 200-201.

17. ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО КАК ФАКТОР ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Мухаметшин А.Р., Гарифуллина А.Ф. В сборнике: Управление современным инновационным обществом в посткризисный период (экономические, социальные, философские, правовые аспекты) Материалы Международной научно-практической конференции. Редакционная коллегия: В.И. Долгий (ответственный редактор), А.Е. Махметова, М.А. Еремеев. 2011. С. 52-53.

18. ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ Тукаева И.О., Гарифуллина А.Ф. В сборнике: Развитие информационных технологий и их значение для модернизации социально-экономической системы Материалы международной научно-практической конференции. 2011. С. 165-166.

19. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ КОРПОРАТИВНЫХ ИНТЕРЕСОВ В СИСТЕМЕ ВЛАСТНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Валиева А.Р. диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук / Уфа, 2007

20. ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЕЖИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Абрарова А.Ф., Галимьянова Л.Ф., Валиева А.Р. В сборнике: Молодежная политика и общественное развитие в России и ее регионах Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Учреждение Российской академии наук, Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра. Уфа, 2009. С. 17-22.

21. ПРОБЛЕМА МОЛОДЕЖНОЙ ЗАНЯТОСТИ Старикова А.С., Валиева А.Р. В сборнике: Молодежная политика и общественное развитие в России и ее регионах Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Учреждение Российской академии наук, Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра. Уфа, 2009. С. 122-125.

22. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ЗЕРНА В ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМАХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ Рафикова Н.Т., Валишина Н.Р. В сборнике: Актуальные вопросы экономико-

статистического исследования и информационных технологий сборник научных статей: посвящается 40-летию создания кафедры "Статистики и информационных систем в экономике". МСХ РФ, Башкирский государственный аграрный университет. Уфа, 2011. С. 36-38.

Байков Н.Н. студент 3 курса «Экономико-математический факультет» Ульяновский государственный технический университет

Россия, г. Ульяновск ГЛАВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ АЛЕКСЕЯ КУДРИНА НА ПОСТУ

МИНИСТРА ФИНАНСОВ

Аннотация: Статья посвящена анализу деятельности Алексея Кудрина на посту министра финансов и возможности использования положительных аспектов в современной экономической ситуации.

Ключевые слова: государственный долг, налоги, финансы, министр финансов, реформы, бюджет.

С момента своего назначения на должность министра финансов Алексей Кудрин проводил последовательную политику по сокращению внешнего госдолга РФ, накопленного как в советский период, так и после 1991 года.

С назначения в августе 2000 года управляющим от РФ в Международном валютном фонде (МВФ) до сентября 2001 года - Алексей Кудрин провел инвентаризацию всех внешних долгов РФ. На тот момент объем государственного внешнего долга РФ составлял 143,3 млрд. долларов, из которых 93,3 млрд. долларов были долгами СССР, а 50 млрд. долларов -«новыми» долгами, образовавшимися после 1991 года.

Уже в октябре 2001 года Кудрин сделал первый шаг к сокращению госдолга, подготовив поручение президента досрочно погасить задолженность ЦБ перед МВФ (11,7 млрд. долларов). Окончательно он был погашен в феврале 2005 года - притом, что по графику платежи должны были осуществляться до 2008 года. Экономия на процентах составила 204 млн. долларов - впоследствии она была использована для финансирования созданного в 2006 году инвестиционного фонда РФ [1].

В продолжение этого процесса в ноябре 2002 года Минфин начал обмен «коммерческой» задолженности СССР - за три последующих года РФ выплатила по долгу вместе с процентами более 56 млрд. долларов. На январь 2004 года основной госдолг РФ сократился до 119 млрд. долларов, что позволило Минфину заявить: по основным показателям долговой нагрузки РФ относится к государствам с умеренным уровнем долга, отношение платежей по госдолгу к экспорту товаров и услуг в 2003 году составило 10%, к доходам федерального бюджета - около 17,8%. В феврале 2004 года РФ полностью расплатилась с Германией по долгам бывшего СССР бывшей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.