Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТОМ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ'

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТОМ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
240
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ДИНАМИКА / ПОКАЗАТЕЛИ / РОЛЬ / РЕСУРСЫ / ПРОБЛЕМЫ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ондар Д.Н.

Данная статья знакомит с проблемами управления бюджетов. Современные бюджетные реформы, предусматривающие переход от «управления затратами» к «управлению результатами», направлены на совершенствование и повышение эффективности управления финансами как на региональном, так и на муниципальном уровнях. Местные бюджеты, являясь финансовой основой органов местного самоуправления, играют важную роль в повышении социального благополучия населения и экономическом развитии. Однако обеспечение высокого уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, развития социальной сферы и достижения высоких социально-экономических показателей развития муниципального образования требуют эффективного управления его бюджетом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUDGET MANAGEMENT PROBLEMS AND WAYS TO SOLVE PROBLEMS

This article introduces the problems of budget management. Modern budget reforms envisaging the transition from "cost management" to "results management" are aimed at improving and improving the efficiency of financial management at both the regional and municipal levels. Local budgets, being the financial basis of local self-government bodies, play an important role in improving the social well-being of the population and economic development. However, ensuring a high level and quality of life of the population, sustainable economic growth, the development of the social sphere and the achievement of high socio-economic indicators of the development of the municipality require effective management of its budget.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТОМ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ»

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТОМ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ Д.Н. Ондар, студент

Научный руководитель: Ш.В. Хертек, канд. экон. наук, доцент Тувинский государственный университет (Россия, г. Кызыл)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-3-2-59-62

Аннотация. Данная статья знакомит с проблемами управления бюджетов. Современные бюджетные реформы, предусматривающие переход от «управления затратами» к «управлению результатами», направлены на совершенствование и повышение эффективности управления финансами как на региональном, так и на муниципальном уровнях. Местные бюджеты, являясь финансовой основой органов местного самоуправления, играют важную роль в повышении социального благополучия населения и экономическом развитии. Однако обеспечение высокого уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, развития социальной сферы и достижения высоких социально-экономических показателей развития муниципального образования требуют эффективного управления его бюджетом.

Ключевые слова: организация, эффективность, динамика, показатели, роль, ресурсы, проблемы, развитие.

Под экономическим эффектом понимает одно из форм дохода организации добавленную стоимость прибыль располагаемый доход в абсолютном выражении. Эффективность организации или экономической деятельности показывает отношение эффекта к затратам, которые обусловили появление данного эффекта. В динамике эффективность может быть выражена соотношениям темпов роста эффекта и затрат, соотношениям прироста эффекта и затрат, а также прироста соотношений эффекта и затрат в последующем периоде по сравнению с базисном. Экономический эффект может соотносится также с применяемом ресурсами: численностью занятых основными фондами. У показателей эффективности всегда есть обратный показатель: затраты ёмкость или ресурса ёмкости. Показатели эффективности должны возрастать, а затраты ёмкости и ресурса ёмкости снижаться. Последний процесс может характеризоваться также показателем экономии затрат или высвобождения ресурсов, что символизирует эффект или увеличение в абсолютном выражении.

Для оценки эффективности работы предприятия производства или всей финансовой деятельности используют как сквозные показатели аналогичные показателем

эффективности общественного производства или национальной экономики, так и особые. Сквозные показатели: производительность труда, фонда отдача, особые рентабельность, оборачиваемость оборотных средств. Эффективность работы предприятия изучается всегда в взаимосвязи с показателями экономического роста и показателями структурных сдвигов. Сквозные показатели эффективности организации, применяемые для предприятия, отрасли сектора экономики и экономики в целом.

Экономии материальных ресурсов может исчисляться как в денежном выражении, так и в натуральном или в условно-натуральным.

Одним из показателей, по которым динамика роста свидетельствует об эффективности деятельности органов местного самоуправления в сфере организации муниципального управления, является доля собственных доходов местного бюджета (за исключением безвозмездных поступлений, поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений и доходов от платных услуг, оказываемых муниципальными бюджетными учреждениями) в общем объеме доходов бюджета [1]. К собственным доходам бюджетов муниципального образования относятся:

- надлежащим образом обеспеченные источники дохода;

- отчисления, поступающие в бюджеты по регулируемых источников доходов;

- дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно представительными органами власти субъектов федерации и местного самоуправления.

Соотношение этих трех групп основных источников в структуре местных бюджетов определяет самостоятельность данного муниципального образования, так как преимущество в структуре бюджетов первой или третей группы источников порождает зависимость от органов государственной власти или кредитных организаций, ограничивая тем самым целевое выделение средств на нужды населения муниципального образования. Поэтому органы местного самоуправления должны стремиться к увеличению источников, отнесенных ко второй группе. Следовательно, самостоятельность местных финансов во многом зависит от собственной финансовой деятельности органов местного самоуправления, их предприятий и организаций, а также от степени профессионализма работников органов местного самоуправления, занимающихся организацией финансовой деятельности. В соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства муниципалитет обязан разработать свою стратегию развития, которая должна обеспечить устойчивый рост экономики и повышение благосостояния граждан.

Проводимая бюджетная политика муниципального образования в целом соответствует стратегическим целям развития района и повышению качества жизни граждан. Анализируя процесс формирования доходной части бюджета, а также расходов бюджета на выполнение своих обязательств, выявлено, что доля собственных доходов бюджета за последние 3 лет снизилась на 1,1%, что свидетельствует об усилении зависимости бюджета на финансовую помощь от региона.

Сложившаяся ситуация с организацией бюджетного процесса на местном уровне прямо указывает на ряд существенных недостатков, существенно ограничивающих возможности органов местного

самоуправления по организации эффективного муниципального управления. К этим недостаткам относятся:

- степень высокой зависимости местного уровня от вышестоящих бюджетов, что приводит к иждивенчеству и не побуждает органы местного самоуправления к самостоятельному поиску путей и средств пополнения доходной базы бюджета;

- отсутствие бюджетных приоритетов и незаинтересованность в развитии собственной экономической базы местного самоуправления;

- невозможность оценки эффективности деятельности руководителей и учреждений, а также отсутствие стимулов к экономии бюджетных средств.

В части расходования средств бюджета стоит отметить неэффективность расходования средств бюджета и отсутствие необходимого контроля за целевым расходованием бюджетных средств. Задачи построения сбалансированных и устойчивых бюджетов муниципального уровня усложняются на современном этапе тем, что более половины муниципалитетов остаются высоко финансово зависимыми от вышестоящих бюджетов.

Также можно выделить следующие основные проблемы, возникающие в работе органов местного самоуправления района, не позволяющие оптимизировать расходы местных бюджетов:

- за местными бюджетами не закрепляются дополнительные источники доходов в случае принятия федеральных законов, увеличивающих объем расходных обязательств муниципальных образований;

- на федеральном уровне не принято решение о сокращении или отмене установленных льгот по местным налогам;

- субъекты Российской Федерации не компенсируют расходы местных бюджетов, возникающие в связи с недофинансированием переданных органам местного самоуправления государственных полномочий;

- сведения о налогоплательщиках и объектах налогообложения не направляются органам местного самоуправления;

- до сих пор не решён вопрос о разработке минимальных социальных стандартов.

Основная проблема, с которой сегодня сталкиваются руководители муниципального района - это постоянная нехватка средств не только на развитие, но и на текущие нужды [2]. Несмотря на проводимые ранее реформы, высокая финансовая зависимость муниципальных образований от поддержки государственных органов власти вышестоящих уровней остается самой важной проблемой, что обусловило изменение законодательства в следующих направлениях:

Повышение бюджетной устойчивости и сбалансированности:

- установление единых нормативов отчислений от отдельных налоговых и неналоговых доходов в местные бюджеты;

- предоставление бюджетных кредитов не только субъектами РФ, но Федеральным казначейством из федерального бюджета;

- отмена федеральных льгот по местным налогам. В целях повышения доходов местных бюджетов продолжается работа по отмене федеральных льгот по местным налогам. При этом, отмене должны подлежать налоговые льготы, не оказывающие влияния на достижение одной из целей налоговой политики - стимулирования экономи-

эффекта. Перераспределение полномочий между уровнями государственной власти и местного самоуправления, что более подробно рассматривалось выше.

Передача полномочий от вышестоящего уровня бюджета реализуется давно в процессе «наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями». Совершенствование системы планирования местных бюджетов. На всех уровнях проводится работа по формированию необходимой законодательной базы.

Приоритетными критериями при формировании местных бюджетов стали: сбалансированность, максимальная структурированность расходов и программный формат, минимизация зависимости от коммерческого кредитования [3].

Однако в ходе разработки проектов муниципальных программ возник ряд задач, которые пока не нашли однозначного решения. В частности, это проблемы, которые касаются: включения в муниципальные программы расходов на содержание органов власти в формате «обеспечивающих подпрограмм»; проведения контрольно-счетным органом муниципального образования финансово-экономической экспертизы проектов муниципальных программ.

ческого роста, и не имеющие социального

Библиографический список

1. Экономика и управление на предприятии: учебник / А.П. Агарков, Р.С. Голов, В.Ю. Теплышев, Е.А. Ерохина; под общ. ред. А.П. Агаркова. - М.: Дашков и К°, 2020. -400 с.

2. Хлыстова О.В. Экономический анализ: Конспект лекций. - Владивосток: Изд-во Даль-невост. Ун-та, 2019. - 112 с.

3. Рахмат З.А. Бухгалтерский учет в рыночной экономике. - М.: Инфра, 2019. - 351 с.

BUDGET MANAGEMENT PROBLEMS AND WAYS TO SOLVE PROBLEMS D.N. Ondar, Student

Supervisor: Sh.V. Hertek, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Tuva State University (Russia, Kyzyl)

Abstract. This article introduces the problems of budget management. Modern budget reforms envisaging the transition from "cost management" to "results management" are aimed at improving and improving the efficiency of financial management at both the regional and municipal levels. Local budgets, being the financial basis of local self-government bodies, play an important role in improving the social well-being of the population and economic development. However, ensuring a high level and quality of life of the population, sustainable economic growth, the development of the social sphere and the achievement of high socio-economic indicators of the development of the municipality require effective management of its budget.

Keywords: organization, efficiency, dynamics, indicators, role, resources, problems, development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.