Научная статья на тему 'Некоторые способы оптимизации расходов местных бюджетов'

Некоторые способы оптимизации расходов местных бюджетов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2464
277
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
МUNICIPAL BUDGETS / OPTIMIZATION OF EXPENSES / FINANCIAL RESOURCES / EFFECTIVE USE OF BUDGETARY RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каширина Ксения Александровна

В современных условиях наиболее весомым рычагом в государственном управлении по повышению уровня социально-экономического развития и выполнения приоритетных задач выступает эффективная и отлаженная система расходов бюджета. Местный бюджет при этом выступает важной составляющей любого муниципального образования, поскольку от эффективности финансового управления зависят большинство вопросов жизнеобеспечения населения и его социальная стабильность. В статье анализируется структура расходов местных бюджетов и разработаны практические рекомендации по оптимизации структуры расходов местных бюджетов для обеспечения устойчивого социально-экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые способы оптимизации расходов местных бюджетов»

УДК338.246

Экономические науки

Каширина Ксения Александровна, студентка Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

г. Москва, Россия

НЕКОТОРЫЕ СПОСОБЫ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВ МЕСТНЫХ

БЮДЖЕТОВ

Аннотация: В современных условиях наиболее весомым рычагом в государственном управлении по повышению уровня социально-экономического развития и выполнения приоритетных задач выступает эффективная и отлаженная система расходов бюджета. Местный бюджет при этом выступает важной составляющей любого муниципального образования, поскольку от эффективности финансового управления зависят большинство вопросов жизнеобеспечения населения и его социальная стабильность. В статье анализируется структура расходов местных бюджетов и разработаны практические рекомендации по оптимизации структуры расходов местных бюджетов для обеспечения устойчивого социально-экономического развития.

Ключевые слова: местные бюджеты, оптимизация расходов, финансовые ресурсы, эффективное использование бюджетных средств.

Abstract: In modern conditions, the most effective lever in the public administration to improve the level of social and economic development and the fulfillment of priority tasks is an efficient and well-functioning system of budget expenditures. The local budget is an important component of any municipal formation, since the effectiveness of financial management depends on the majority of life support and its social stability. The article analyzes the structure of expenditures of local budgets and develops practical recommendations on optimizing the structure of expenditures of local budgets to ensure sustainable social and

economic development.

Keywords: мunicipal budgets, optimization of expenses, financial resources, effective use of budgetary resources.

В условиях обеспечения финансовой децентрализации местных органов власти возникает потребность в оптимизации расходов именно местных бюджетов. Стратегическими в данном направлении являются государственные меры по укреплению финансовой основы местного самоуправления, в частности путем повышения эффективности процесса формирования расходной части местных бюджетов, и децентрализация управления бюджетными средствами [8]. Для достижения данной цели поставлены задачи по четкому разграничению на законодательном уровне расходов на выполнение делегированных государством и собственных полномочий органов местного самоуправления; конкретизации расходных полномочий местных бюджетов в отраслях бюджетной сферы и перераспределения расходов между государственным и местными бюджетами. Вместе с тем, в условиях принятых изменений в бюджетное законодательство в направлении децентрализации финансов, возникает потребность в совершенствовании отдельных аспектов финансирования местных бюджетов.

Цель статьи - разработать практические рекомендации по оптимизации структуры расходов местных бюджетов для обеспечения устойчивого социально-экономического развития.

Для достижения поставленной цели автором решались задачи по рассмотрению теоретических основ формирования расходов местных бюджетов, исследования их состояния и выявления проблемных вопросов в обеспечении эффективности системы местного самоуправления; а также по разработке предложений оптимизации расходов местных бюджетов в направлении повышения уровня финансовой независимости местных органов власти.

Развитие РФ в условиях демократизации и децентрализации

предусматривает расширение прав низовых органов управления, увеличивая таким образом возможности участия местных властей в развитии подконтрольной ей территории. В процессе местного финансирования раскрывается прежде всего направленность бюджета на выполнение функций органов местного самоуправления, определяется уровень их полезности и стратегическое направление развития территории. Расходы местных бюджетов регулируют и стимулируют развитие сфер экономики регионов в территориально-отраслевом аспекте и удовлетворении потребностей населения, а также отражают последствия экономических и социальных изменений, происходящих в обществе.

Существуют различные научные взгляды относительно определения сущности расходов местных бюджетов. Например, по мнению группы авторов (М.В. Беляева, М.Л. Васюнина, О.С. Горлова, А.В. Фрыгин) «это экономические отношения, возникающие в связи с распределением централизованных средств, находящихся в распоряжении соответствующих органов власти, и децентрализованных средств, которые являются собственностью местных органов власти» [5; 7; 15, с. 116]. Максименко Л.И. утверждает, что «расходы местных бюджетов напрямую связаны с интересами широких слоёв населения и существенно влияют на общие социальные процессы в государстве и, прежде всего, на уровень благосостояния населения, образованности, обеспеченности медицинскими услугами, а также услугами в области культуры, спорта, социальной защищенности на случай непредвиденных обстоятельств» [4, с. 103].

По нашему мнению, расходы местных бюджетов - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций местных органов власти и органов местного самоуправления. Оптимизация расходов местных бюджетов состоит в финансировании на местном уровне, направленном на обеспечение эффективности использования бюджетных средств.

Обобщение подходов к определению понятия «местный бюджет», очерченных в научной литературе, дает возможность охарактеризовать эту

категорию как экономические отношения, направленные на территориальное перераспределение национального дохода и формирования базы местного самоуправления. При этом местный бюджет характеризуется также как финансовый план, включающий доходы и расходы областного, местного, районного бюджета и тому подобное.

Местные бюджеты выступают важным рычагом регионального развития, поэтому регулирование местного бюджета, по сути, характеризует опосредованное влияние государства на развитие региона. Использованию организационно-экономических форм и механизмов для саморазвития регионов и выбора наиболее эффективных из них для конкретных региональных условий должен предшествовать объективный, всесторонний и по возможности полный анализ особенностей каждого региона РФ [1].

Согласно данным отчетности, представленной субъектами Российской Федерации, общий объем расходов местных бюджетов в 2016 году составил 3 560,3 млрд. рублей, что на 0,1% (или на 3,1 млрд. рублей) меньше, чем в 2015 году [13].

Расходы на решение вопросов местного значения снизились по сравнению с 2015 годом на 1,6% или 38,1 млрд. рублей и составили 2 262,5 млрд. рублей. Наибольшее снижение указанных расходов отмечено в городских и сельских поселениях - на 2,5% или на 9 млрд. рублей, что связано с передачей отдельных вопросов местного значения от сельских поселений на уровень муниципальных районов [13].

В целом по Российской Федерации расходы на решение вопросов местного значения составляют 63,6% в общей сумме расходов местных бюджетов (в городских и сельских поселениях это значение достигло значения 98,9% в связи с тем, что на поселенческий уровень передавался незначительный объем государственный полномочий). Относительно 2015 года доля расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения снизилась на 2,4% [13].

Расходы на осуществление государственных полномочий (переданных и

не переданных) в 2016 году составили 36% от всех расходов. В целом по федеральным округам данная структура расходов сохраняется, за исключением бюджетов субъектов Крымского федерального округа, где доля расходов на решение вопросов местного значения составляет 41,2%, а на

осуществление государственных полномочий (переданных и не переданных) -58,8% (таблица 1).

Расходы на решение вопросов Расходы по осуществлению Расходы на решение

Федеральные государственных полномочий вопросов,

округа не отнесенных к

местного значения переданных не переданных вопросам местного значения

Российская Федерация 63,6% 15,5% 20,5% 0,4%

Приволжский федеральный округ 67,3% 17,4% 14,3% 1,0%

Сибирский федеральный округ 60,0% 16,3% 23,3% 0,4%

Северо-Кавказский федеральный округ 46,7% 20,5% 32,5% 0,3%

Южный федеральный округ 58,3% 22,6% 18,4% 0,7%

Северо-Западный федеральный округ 64,0% 11,6% 24,0% 0,4%

Дальневосточный федеральный округ 69,1% 11,1% 19,8% 0,0%

Центральный федеральный округ 65,1% 15,1% 19,5% 0,3%

Уральский федеральный округ 66,8% 11,2% 21,8% 0,2%

Крымский федеральный округ 41,2% 24,4% 34,4% 0%

Таблица 1 - Структура расходов местных бюджетов в разрезе полномочий и вопросов местного значения1

Структура расходов местных бюджетов в разрезе полномочий по отдельным видам муниципальных образований представлена на диаграмме2

1 Минфин России: [сайт]. URL:

htip://minfin.ru/ru/peiiomance/regbns/monitonng_results/MonitonngJoca/results/#

2 Минфин России: [сайт]. URL:

htip://minfin.ru/ru/peiiomance/regbns/monitonng_results/MonitonngJoca/results/#

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Рисунок 1. Расходы по видам муниципальных образований в разрезе полномочий

Управление ЖКХ

■ Образование

■ Культура, СМИ

■ Здравоохранение

■ Социальная политика

■ Физическая культура и спорт

■ Межбюджетные трансферты

Рисунок 2. Отраслевая структура расходов местных бюджетов Российской Федерации в 2015 году3

По отношению к 2015 году структура основных расходов местных бюджетов 2016 года изменилась. Снизилась доля расходов на социальную политику (-1 п.п.).

Теория и практика государственного управления бюджетным процессом

ГО МР ГП СП

■ Расходы на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения

■ Расходы по осуществлению государственных полномочий

■ Расходы по решению вопросов местного значения

3 Минфин России: [сайт]. URL :

http://minfin.ru/ru/perfomance/regions/monitonng_results/MonitonngJocal/results/#

в РФ свидетельствует, что в настоящее время необходимо создать надёжную, самодостаточную доходную базу местных бюджетов, остро назрела необходимость настоящих, а не декларативных, сдвигов по финансовой децентрализации в РФ, направленной на построение механизма эффективного удовлетворения потребностей населения в каждом регионе [9].

Система мер по регулированию местных бюджетов в РФ осуществляется в рамках существующей государственной региональной финансовой политики.

Государственная региональная финансовая политика предусматривает сбалансирование доходов и расходов на всех уровнях бюджетной системы, с учетом уровней обеспечения территорий объектами социальной инфраструктуры и применения финансовых нормативов обеспечения потребностей населения [6, с.319].

Местные бюджеты наряду с финансами субъектов хозяйствования, обеспечивающих удовлетворение региональных потребностей, являются составными частями финансов. Местные финансы являются основой обеспечения расходов, связанных с реализацией государственной региональной финансовой политики и обеспечения реализации регулирующих функций местными органами управления.

Следует отметить, что поиск путей совершенствования регулирования местных бюджетов связан с системным исследованием проблемного поля формирования и исполнения местных бюджетов, идентификацией проблем и разработкой конкретного инструментария, комплекса мероприятий и рекомендаций по их решению.

Исходным этапом исследования проблемного поля бюджетного процесса на местном уровне является изучение проблем формирования доходной базы местных бюджетов.

В настоящее время в РФ большая часть государственных ресурсов, формирующаяся в Федеральном бюджете, не соответствует принципу самостоятельности местных бюджетов, который декларируется в действующем законодательстве. В связи с этим местные органы власти не имеют полной

независимости и получают дополнительное финансирование за счет системы трансфертов. Ситуация значительно усугубляется отсутствием адекватной имеющимся требованиям системы ответственности местных органов власти за эффективное использование финансовых ресурсов.

Через обусловленную недостаточность доходной базы разрыв между доходами и расходами местных бюджетов, который покрывается за счет межбюджетных трансфертов, значительно ухудшает стимулы к экономическому развитию как развитых, так и неразвитых территорий. Это связано с тем, что развитые территории вынуждены передавать дополнительные доходы в федеральный бюджет, что снижает их мотивацию для дальнейшего развития, а неразвитые территории гарантированно получают трансферты, поэтому не нуждаются в поиске резервов экономического развития.

В связи с этим, важным направлением совершенствования государственного регулирования местных бюджетов является формирование действенных рычагов, способных стимулировать органы местного самоуправления к развитию собственной доходной базы.

Итак, на наш взгляд, целесообразным является повышение полномочий местных органов власти по формированию собственной доходной базы, использования налоговых рычагов с целью стимулирования регионального развития. Для этого местные органы власти должны принимать непосредственное участие в процессе установления и регулирования местных налогов.

Не менее важным направлением государственного регулирования местных бюджетов является регулирование их расходов.

Расходы бюджета обеспечивают выполнение двух основных групп функций: регулирование (политическое, социальное, хозяйственное) и обеспечения общих условий жизни общества (производство общественных товаров и благ) [10, 77].

Эффективность государственного регулирования экономики регионов на

основе использования бюджетных расходов определяется структурой и объёмами, целевым назначением этого направления расходов, результативностью их использования.

Характеризуя направления повышения эффективности управления расходами местных бюджетов, следует определить актуальность решения двух взаимосвязанных задач: увеличение объёмов расходов на обеспечение социально-экономического развития, обеспечения имеющихся текущих потребностей реализации полномочий местного самоуправления и совершенствования структуры расходов местного бюджета.

Возможности увеличения расходов местных бюджетов существенно ограничены в условиях кризиса в РФ. Исходя из этого, увеличение одних групп расходов возможно только за счет уменьшения других расходов, то есть за счет изменений в структуре расходов. Однако, несмотря на проблемы отсутствия необходимого объема финансовых ресурсов, поиск резервов повышения доходной базы местного самоуправления целесообразно считать приоритетным.

Совершенствование структуры расходов местного бюджета должно осуществляться на основании определенных критериев, оптимизации выбора между альтернативными конкурирующими направлениями расходов.

Проведенное исследование позволило сделать выводы, что совершенствование системы управления расходами местных бюджетов также необходимо осуществлять на основе внедрения дифференцированных нормативов и стандартов, учитывающих особенности и интересы отдельных территорий, формирование нормативно-правовой базы, обеспечения финансовой самостоятельности территориальных общин.

Неотъемлемым инструментом управления бюджетным процессом как на общегосударственном, так и на местном уровне, является государственный финансовый контроль, совершенствование которого также входит в круг приоритетных задач повышения эффективности формирования и использования средств местных бюджетов.

Финансовый контроль представляет собой функцию управления своей активной позицией, которая проявляется не только в выявлении отклонений от нормативных величин, но и в использовании результатов контроля для поддержания динамического равновесия всей системы управления посредством принятия обоснованных управленческих решений [12, 22].

Итак, совершенствование регулирования местных бюджетов должно быть направлено на решение следующих основных задач: повышение ответственности местных органов власти за эффективное использование финансовых ресурсов; формирование действенных рычагов стимулирования деятельности местных органов власти, направленной на обеспечение развития собственной доходной базы местных бюджетов; оптимизация структуры расходов местных бюджетов; усиление контроля за эффективным использованы финансовых ресурсов, аккумулируемых в местных бюджетах.

Также можно выделить следующие основные проблемы, возникающие в работе органов местного самоуправления, не позволяющие оптимизировать расходы местных бюджетов: за местными бюджетами не закрепляются дополнительные источники доходов в случае принятия федеральных законов, увеличивающих объем расходных обязательств муниципальных образований; на федеральном уровне не принято решение о сокращении или отмене установленных льгот по местным налогам; субъекты Российской Федерации не компенсируют расходы местных бюджетов, возникающие в связи с недофинансированием переданных органам местного самоуправления государственных полномочий; сведения о налогоплательщиках и объектах налогообложения не направляются органам местного самоуправления; до сих пор не решён вопрос о разработке минимальных социальных стандартов [4]. Основная проблема, с которой сегодня сталкиваются руководители муниципальных образований - это постоянная нехватка средств не только на развитие, но и на текущие нужды.

Наличие перечисленных проблем требует поиска направлений оптимизации системы расходов бюджета. Поэтому основными задачами

должны быть следующие:

- Уменьшение до оптимального уровня расходов на содержание органов государственной власти и управления, а также упорядочения структуры расходов судов и прокуратуры;

- Увеличение до оптимального уровня расходов государственным предприятиям для поддержания их уровня развития и содействия их стабилизации [14]. Среди этих расходов первоочередному финансированию подлежат сельское хозяйство, топливно-энергетический комплекс и обрабатывающая промышленность;

- Рационализация расходов на социальную сферу (просмотр льгот, распространение платных услуг, пересмотр уровня минимальной заработной платы и прожиточного минимума);

- Оптимизация расходов бюджета без сокращения льгот за счёт последовательного внедрения хозрасчётных форм финансирования учреждений, в частности самофинансирования;

- Оптимизация сети исполнителей бюджетных программ для того, чтобы на одно задание приходилось минимальное их количество;

- Согласованность бюджетного и налогового законодательства [17] в отношении тех норм, которые обеспечивают сбалансированность доходной и расходной частей и минимизируют количество внесенных изменений в действующие законы в течение бюджетного периода.

Таким образом, в условиях ограниченности бюджетных ресурсов Правительством проводилась взвешенная политика расходов, направленная в первую очередь на повышение обороноспособности государства, своевременных выплат по долговым обязательствам, финансирование соответствии с плановыми показателями всех социальных выплат и пособий, а также обеспечение жёсткой экономии бюджетных средств.

Совершенствование системы бюджетных расходов должно осуществляться в сфере управления, экономической деятельности, а также в социальной сфере. Одними из приоритетных ее направлений является

аполитизация бюджета, совершенствование государственного контроля, бюджетного и налогового законодательства, сети исполнителей, переход от бюджетного планирования в бюджетное прогнозирование и другие.

Итак, недостаточная эффективность использования местных расходов заключается в том, что принципиальное решение о проведении этих расходов принимается на уровне государственной власти, а фактически тратят средства органы местного самоуправления, составляют проекты бюджетных программ. Конечно, возможности самостоятельно формировать расходы на выполнение делегированных полномочий у органов местного самоуправления ограничены, ведь параметры таких расходов определяют в значительной степени органы централизованной власти [2]. Для эффективного использования средств местными органами власти целесообразно определять четкие, понятные процедуры анализа бюджетных программ на этапе их формирования, оценки их соответствия общегосударственным приоритетам. Повышение эффективности и обоснованности расходования средств местных бюджетов позволит найти источники экономии и направить эти средства на другие первоочередные нужды региона, повысит самостоятельность органов местного самоуправления.

Весомым недостатком в процессе формирования местных бюджетов является отсутствие среднесрочного и долгосрочного планирования. Для введения прогнозирования местных бюджетов на среднесрочную перспективу необходимо конкретизировать цели, задачи, виды планирования, перечень показателей, определить порядок взаимодействия всех участников процесса среднесрочного бюджетного планирования. Также важно обеспечить учет показателей, предусмотренных программами социально-экономического развития на среднесрочную перспективу, при среднесрочном бюджетном планировании, урегулировать процедуру учета показателей развития местных бюджетов на перспективу, проведение мониторинга их выполнения с последующей корректировкой указанных показателей [3]. Также необходимо разработать программную классификацию расходов и кредитования местных бюджетов, составить типовой перечень бюджетных программ и показателей их

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

выполнения органами местного самоуправления в части делегированных полномочий, усовершенствовать процедуру казначейского обслуживания местных бюджетов.

Также необходимо усовершенствовать методику расчета расходов местных бюджетов, которые учитываются при определении объемов межбюджетных трансфертов, просмотреть существующие и ввести новые корректирующие коэффициенты с целью учета особенностей административно-территориальных единиц и методики вычисления объемов субвенций социального характера из федерального бюджета местным бюджетам.

В России отсутствует практическое применение программно-целевого метода, целесообразно было бы на данном этапе разработать теоретико-методологические основы этого метода планирования расходов местных бюджетов на среднесрочную перспективу и провести эксперимент по внедрению элементов программно-целевого метода составления и выполнения бюджетов в отдельных регионах [4].

Необходимо повысить эффективность управления средствами местных бюджетов и усилить контроль и ответственность за соблюдением бюджетного законодательства, которое может осуществляться путем предоставления органам местного самоуправления методической и консультационной помощи по вопросам реформирования местных бюджетов.

Совершенствование процедуры финансового контроля за соблюдением бюджетного законодательства на всех стадиях бюджетного процесса его участниками в соответствии с полномочиями, определенными законодательством, обеспечением экономного и эффективного управления бюджетными средствами в соответствии с установленными направлениями их использования [16].

Таким образом, перспективным направлением совершенствования управления расходами местных бюджетов является, прежде всего, расширение собственных полномочий органов местного самоуправления в сфере расходования средств местного бюджета, что позволит полнее учитывать

различные потребности населения в различных регионах.

Кроме того, это будет способствовать широкому привлечению общественности к формированию стратегии использования бюджетных средств и развития экономики государства в целом [18]. Управление расходами местных бюджетов имеет важное значение на современном этапе развития РФ для обеспечения выполнения ее основных функций и задач достижения им статуса экономически развитого государства.

Стало ясно, что для совершенствования управления средствами местных бюджетов, обеспечение общественного контроля за их выполнением необходимо ввести систему ежегодной рейтинговой оценки результатов работы органов местного самоуправления по управлению бюджетными средствами; усовершенствовать процедуру осуществления внутреннего финансового контроля в бюджетных учреждениях; активизировать работу органов местного самоуправления, направленной на повышение эффективности использования бюджетных средств (оптимизация сети бюджетных учреждений, применение действенных методов экономии бюджетных средств и т.п.) [11]. А также закрепить за местными бюджетами дополнительные источники доходов в случае принятия федеральных законов, увеличивающих объем расходных обязательств муниципальных образований; на федеральном уровне принять решение о сокращении или отмене установленных льгот по местным налогам; компенсировать расходы местных бюджетов, возникающие в связи с недофинансированием переданных органам местного самоуправления государственных полномочий субъектами Российской; привести в соответствие принцип самостоятельности местных бюджетов.

Автор выражает благодарность научному руководителю профессору Николайчук Ольге Алексеевне за помощь в написании статьи.

Библиографический список:

1. Багратуни К.Ю. Внешний и внутренний фактор в преодолении проблемности регионального развития / К.Ю. Багратуни, Т.Е. Ситохова // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 4-2 (57-2). - С. 391-393.

2. Бегчин Н.А. Преодоление ограничений «раздельного» бюджетирования / Н.А. Бегчин, А.М. Лавров, Н.Е. Сибатрова // Финансы. -2015. - № 6. - С. 8-15.

3. Бегчин Н.А. Направления развития программно-целевого управления бюджетными средствами в России / И.А. Соколов, Н.А. Бегчин, А.А. Беленчук // Финансы. - 2015. - № 4. - С. 8-15.

4. Бегчин Н.А. Проблемы оптимизации расходов бюджетов субъектов Российской Федерации в условиях кризиса / Н.А. Бегчин // Финансы и кредит. -2009. - № 32 (368). - С. 78-85.

5. Беляева М.В. Совершенствование процесса регулирования нормативно-правовой базы как направление обеспечения финансовой устойчивости муниципальных образований / Е.Б. Крылова, М.В. Беляева // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2015. - Т. 6. - № 2 (22). - С. 64-68.

6. Васюнина М.Л. Бюджетное планирование: развитие методологических подходов / М.Л. Васюнина // Финансы. - 2014. - № 11. - С. 17-20.

7. Горлова О.С. Бюджетная политика Российской Федерации в области доходов бюджетов: совершенствование механизма реализации / О.С. Горлова // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 10-2 (63-2). - С. 431-435.

8. Калашникова О.В. Эффективность распределения бюджетных средств в сфере государственных закупок / И.Ю. Федорова, М.Н. Прокофьев, О.В. Калашникова // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2015. - Т. 6. -№ 2 (22). - С. 30-35.

9. Куцури Г.Н. Текущее и стратегическое регулирование финансовой системы региона / Г.Н. Куцури // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. - 2013. -№ 4. - С. 424-428.

10. Рукавишникова А.С. «Механизмы оптимизации расходов местных бюджетов» | Проблемы учета и финансов. 2013. № 4 (12).

11. Строков А.И. Актуальные вопросы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами / А.И. Строков // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 9-2. - С. 26-29.

12. Фрыгин А.В. Отдельные аспекты обеспечения результативности и эффективности формирования доходов бюджетов на государственном и муниципальном уровне / А.В. Фрыгин, С.В. Музалев // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2015. - Т. 6. - № 3-1 (23) - С. 46-49.

13. [Электронный ресурс]. 2016. URL: http://minfin.ru/common/upload/library/2016/07/main/Rezultaty_provedeniya_monit oringa_mestnykh_budzhetov_za_2015_god.pdf (дата обращения: 17.03.2017).

14. Николайчук О.А. Государственная поддержка предпринимательства в России: Инструменты, их оценка и направления совершенствования // Экономика и предпринимательство. 2015. № 7 (60). С. 907-912.

15. Николайчук О.А. Национальное богатство России: История и современность //Journal of Institutional Studies. 2014. Т. 6. № 2. С. 110-117.

16. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 09.08.2016 № 1673-р о внесении изменений в план реализации государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.

17. Статья 15. Местный бюджет (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ).

18. Статья 34. Принцип эффективности использования бюджетных средств (в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 07.05.2013 N 104-ФЗ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.