Научная статья на тему 'Проблемы уголовно-правовой квалификации убийств новорожденных'

Проблемы уголовно-правовой квалификации убийств новорожденных Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
169
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Убийство / биологическая мать / суррогатная мать / НОВОРОЖДЕННЫЙ / МЛАДЕНЕЦ / murder / biological mother / Surrogate mother / Newborn / Infant

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тамбовцев Андрей Иванович

Проводится исследование складывающейся практики уголовно-правовой квалификации преступлений, предусмотренных ст. 106 УК России. Проанализированы различные точки зрения на юридически значимые сущностные признаки, отражаемые в понятиях «мать» и «новорожденный», представлены авторские дефиниции этих терминов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author researches the developing practice of penal definition of crimes provided for by Art. 106 of the Criminal Code of Russia. He analyzes various points of view on legally significant attributes reflected in the notions of "mother" and "newborn" and suggests his own definitions of these terms.

Текст научной работы на тему «Проблемы уголовно-правовой квалификации убийств новорожденных»

УДК 343.5

Проблемы уголовно-правовой квалификации убийств новорожденных

© А. И. Тамбовцев *, 2009

Проводится исследование складывающейся практики уголовно-правовой квалификации преступлений, предусмотренных ст. 106 УК России. Проанализированы различные точки зрения на юридически значимые сущностные признаки, отражаемые в понятиях «мать» и «новорожденный», представлены авторские дефиниции этих терминов.

Ключевые слова:убийство, биологическая мать, суррогатная мать, новорожденный, младенец.

Уголовный кодекс Российской Федерации, принятый в 1996 г. (далее — УК РФ), не только внес существенные изменения в некоторые уже имевшиеся составы преступлений, но и был дополнен положениями, ранее не предусмотренными УК РСФСР. К числу таких деликтов относится и убийство матерью новорожденного ребенка — ст. 106 УК РФ. Данный вид преступлений присутствует в уголовных кодексах многих иностранных государств 1, но в российском законодательстве впервые выделен в самостоятельную статью как убийство при смягчающих обстоятельствах 2. При этом следует отметить, что изначальная целесообразность принятия законодателем вышеназванной новеллы обусловлена объективной необходимостью разграничения смежных составов преступлений против личности, правильной квалификации содеянного, вынесения справедливого приговора и не вызывает сомнений. В то же время исследование показывает, что сравнительно немноголетняя практика применения указанной правовой нормы уже изобилует фактами субъективной, не всегда правильной трактовки упомянутых в ней юридических признаков, что позволяет использовать ее как инструмент воздействия на статистические показатели регистрируемых и раскрываемых правонарушений, а фактически — сокрытия преступлений. Рассмотрим некоторые аспекты уголовно-правовой квалификации преступлений данного вида.

Общепризнанным среди оперативных сотрудников органов внутренних дел (далее — ОВД) и ученых, занимающихся изучением оперативно-розыскной проблематики, является мнение, что убийство новорожденных — это одно из наиболее латентных и сложно раскрываемых преступлений 3. Согласно сведениям, количество преступлений, подпадающих под действие ст. 106 УК РФ, относительно стабильно

* В нашем журнале публикуется впервые.

и в среднем не превышает 210 преступлений в год 4. Однако мы разделяем точку зрения авторов, утверждающих, что «данные официальной статистики необъективно отражают реальное положение дел» 5 и что «действительное число намного выше, поскольку следует принимать во внимание и факты сокрытия подобных преступлений, маскировку убийств новорожденных под совершение аборта и т. п.» 6. Считаем, что в генезисе подобной ситуации лежат не только погрешности, а порой и злоупотребления правоприменителя, но и ошибки, просчеты законодателя.

Анализируя текст ст. 106 УК РФ, отметим наличие в ней терминов «мать» и «новорожденный», не имеющих законодательной дефиниции и тем самым порождающих некоторые проблемы их прикладного толкования.

Изучение действующего законодательства, юридической и специальной литературы показало, что ни федеральные законы, ни современные юридические справочники 7 не содержат ясного, а главное однозначного определения понятия «мать». Относительно данного вопроса толковые словари и медицинские энциклопедии также не удовлетворяют запросов правоприменителя 8. Фактически в законе используются термины, не имеющие законодательного закрепления и допускающие их неоднозначную субъективную трактовку, но в то же время являющиеся принципиально важными при квалификации указанного вида преступлений. Представляется очевидным, что корректное использование законодательства, а именно правильная уголовно-правовая квалификация деяния в рассматриваемом случае, зависит от законодательного определения и терминологической четкости исходных понятий, употребляемых в нормативных правовых актах, о чем ранее уже упоминалось в юридической литературе 9.

Актуальность этого тезиса особо возрастает в свете последних достижений медицины и тенденций в области лечения бесплодия.

Возможность суррогатного материнства и связанные с ним правопорождающие факты, такие как зачатие ребенка (оплодотворение), вынашивание, непосредственно роды и последующая регистрация новорожденного, регламентированы Семейным, Гражданским кодексами и Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья лишь отчасти. В них термин «мать» раскрывается фрагментарно и не с биологических позиций, а соотносится исключительно с процедурными вопросами регистрации родившегося ребенка, т. е. как субъект гражданско-правовых отношений.

Считаем, что речь в рассматриваемой статье УК РФ идет, прежде всего, о матери как женщине, зачавшей ребенка путем естественного или искусственного оплодотворения и родившей его по истечении положенного срока беременности. Именно особые обстоятельства, связанные с зачатием, беременностью и родами, определяют привилегированный характер данного преступления. Женщина же, предоставившая свою яйцеклетку для пересаживания суррогатной матери, по нашему мнению, хотя фактически и является генетическим родителем, тем не менее, не может считаться биологической матерью, она по сути всего лишь донор генетического материала.

Подобная неопределенность законодателя с употребляемым в законе термином «мать», как следствие, порождает проблему прикладного применения анализируемой статьи УК РФ. Так, Н. Г. Иванов, изучая проблематику квалификации вышеуказанного преступления при его совершении генетической или суррогатной матерью, затрагивает вопрос о том, кого из них и в каких случаях можно считать субъектом такого преступления 10. Полагая, что рассматриваемая правовая ситуация является скорее гипотетической, так как, согласно сведениям различных Интернет-ресурсов, количество детей, рожденных суррогатными матерями в России, немногим более 500 11, а официальной статистики о совершении убийств суррогатными и генетическими матерями нет вообще, мы, тем не менее, принципиально согласны с автором в том, что она не урегулирована и требует своего скорейшего разрешения.

Оговоренные законодателем условия применения ст. 106 УК РФ, а именно «во время или сразу же после родов, в условиях психотравмирующей ситуации или в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости», прямо указывают на время совершения преступления, но косвенно свидетельствуют о постродовом психофизиологическом состоянии субъекта (возможные стрессы, депрессив-

ные формы психозов, нервные расстройства и пр., вызванные родовыми муками). Подтверждение этому тезису мы находим и у других авторов, утверждающих, что «учет именно особого психофизического состояния матери новорожденного положен в основу выделения данного привилегированного вида убийства» 12.

Представляет интерес точка зрения А. Б. Фаль-ко, соотносящего постродовое психофизическое состояние матери с возможностью возникновения у нее умысла на совершение убийства 13. Мы солидарны с его мнением, что именно роды (или по-стродовые изменения психофизического состояния матери) являются вероятным катализатором такого преступления при отсутствии заранее обдуманного умысла. Иначе говоря, фактически речь идет исключительно о роженице, подверженной физическим и психологическим страданиям, вызванным родами, но отсутствие законодательного определения термина «мать» позволяет использовать рассматриваемые привилегированные условия применительно и к генетической матери, не вынашивавшей и не рожавшей убитого ею ребенка, т. е. не подверженной родовому стрессу и постродовым изменениям психики.

Аналогичная ситуация складывается и с термином «новорожденный», также употребляемым в тексте анализируемой статьи УК РФ. Действующие нормативные правовые акты не раскрывают данного термина. Единственное указание п. 1 ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации на то, что «ребенком признается лицо, не достигшее восемнадцати лет (совершеннолетия)», по нашему мнению, нельзя соотносить с понятием «новорожденный».

Как отмечалось в юридической литературе, УК РФ и медицинские критерии не устанавливают жестких границ новорожденности 14. В российской педиатрии новорожденным признается младенец с момента живорожденности до месячного возраста, в акушерстве длительность периода новорожденно-сти равна одной неделе, в судебной медицине — одним суткам 15. При этом уголовно-правовая квалификация преступления будет зависеть от объективных и субъективных обстоятельств его совершения. Фактически правоприменителю предлагается оценивать период новорожденности младенца по психофизическому состоянию его матери на момент совершения убийства, что представляется весьма дискуссионным. При этом если результаты осмотра места происшествия и трупа не позволяют сделать обоснованных, а главное бесспорных выводов о времени совершения деяния и психическом состоянии матери, то получить такие сведения в условиях неочевидности маловероятно или даже невозможно. В этой связи правильность изначальной уголовно-правовой квалификации содеянного ставится под сомнение.

Также в контексте рассматриваемой статьи УК РФ представляется полемичным использование при определении юридического понятия «новорожденный» такого медицинского критерия, как факт перерезки пуповины 16, тем более что физическое отделение младенца от организма родившей его женщины возможно как искусственным путем (перерезанием пуповины), так и естественным (при разрыве пуповины во время родов). Более того, по мнению опрошенных нами судебных медиков, знание роженицами некоторых физиологических особенностей протекания родов вполне может использоваться ими для маскировки своего преступного поведения по лишению жизни младенца под случайное стечение обстоятельств, несчастный случай, несвоевременное оказание помощи и пр.

Кроме того, мы полностью солидарны с мнением исследователей в том, что убийство ребенка, совершенное в послеродовой период, вряд ли можно отнести к числу привилегированных. Младенец, проживший несколько недель или даже дней, — это уже человек, наделенный всеми правами человека и гражданина, в том числе и правом на жизнь (ст. 20 Конституции РФ). Однако, в силу беспомощности, обусловленной психофизическими особенностями его организма, дальнейшая жизнь такого гражданина полностью зависит от родившей его женщины, и если она противоправным путем лишает свое дитя (другое лицо) жизни, то ее действия соответствуют признакам п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ 17. Косвенное подтверждение правоты этой позиции мы находим у авторов, указывающих, что убийство матерью своего новорожденного ребенка в условиях психотравмирующей ситуации объясняется жизненными обстоятельствами 18. Обоснованно полагая, что аналогичные негативные факторы, провоцирующие возникновение стрессовой ситуации, свойственны не только матерям в постродовой период, но и многим другим людям в обычной жизни, считаем вышеупомянутое утверждение П. Кривошеина единственно верным.

На основании изложенного отметим, что современная формулировка ст. 106 УК РФ «Убийство матерью новорожденного ребенка» не отвечает требованиям объективной квалификации преступления, допускает субъективное толкование некоторых ее положений. Оптимизация деятельности органов внутренних дел по раскрытию и расследованию убийств новорожденных, по нашему мнению, должна начинаться, прежде всего, с законодательного определения терминов «мать» и «новорожденный», основанного на медицинских критериях и положениях гражданского, семейного и иных отраслей законодательства. Принимая во внимание, что в общественные отношения, связанные с естественным или

искусственным оплодотворением, последующим вынашиванием и рождением, регистрацией ребенка, его правовым статусом и пр., могут быть вовлечены биологическая (или суррогатная) и генетическая матери, считаем необходимым разработку указанных терминов, которые позволят исключить их субъективное толкование при осуществлении оперативнорозыскной деятельности, оценке фактических данных и показаний участников процесса, а также при принятии процессуальных решений. Кроме того, наличие законодательных определений позволит использовать их в гражданско-правовых и иных отношениях.

Проведенный анализ вышеперечисленных нормативных правовых актов, справочных, юридических, медицинских и иных источников позволяет синтезировать следующие дефиниции рассматриваемых понятий:

— биологическая мать — женщина, зачавшая плод путем естественного оплодотворения или методом искусственной инсеминации ее собственной яйцеклетки, выносившая его в период беременности и родившая генетически родного ей ребенка;

— суррогатная (гестационная) мать — женщина, зачавшая плод методом экстракорпорального оплодотворения (введения в ее организм донорской яйцеклетки), выносившая его в период беременности и родившая генетически чужого ей ребенка;

— генетическая мать — женщина (генетический донор), предоставившая свою яйцеклетку, уже оплодотворенную или для последующего оплодотворения в организме суррогатной матери, для вынашивания и рождения суррогатной матерью ребенка;

— новорожденный — живорожденный или мертворожденный, но реанимированный к жизни ребенок с момента первого вздоха до истечения первых суток жизни.

Юридические дефиниции указанных терминов и при необходимости их расширенное толкование могут быть даны в дополнении (примечании) к ст. 106 УК РФ «Убийство матерью новорожденного ребенка» или в ст. 5 УПК РФ «Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе» 19, или в соответствующих разделах Гражданского либо Семейного кодексов. Представляется также интересным опыт законодательств некоторых зарубежных стран, где в каждом разделе Уголовного кодекса дано толкование используемых в этом разделе новых терминов 20.

1 См., напр.: Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Чехословацкой Республики. — М.: Иностранная литература, 1951. — 290 с.; Уголовный кодекс Народной Республики Болгарии. — М.: Юрид. лит., 1970. — 175 с.; Уголовный кодекс Республики Казахстан. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2001. — 466 с.; Уголовный кодекс Украины. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2001. — 393 с.; и др.

2 См.: Уголовное право: (Особенная часть): учебник для вузов / отв. ред. И. Я. Козаченко, З. А. Незнамова, Г. П. Новоселов. — М.: ИНФРА-М — НОРМА, 1997. — 41 с.

3 См., напр.: Махмудова М. А. Причины убийства матерью новорожденного ребенка // Следователь. — 2006. — № 2(94). — С. 36.

4 См., напр.: Сведения за 2003 год о зарегистрированных раскрытых и нераскрытых преступлениях // Сводный отчет по России Ф-1 (450) — М.: ГИАЦ МВД России, 2004. — 21 с.; Сведения за 2004 год о зарегистрированных раскрытых и нераскрытых преступлениях // Там же. — М.: ГИАЦ МВД России, 2005. — 21с.; Сведения за 2005 год о зарегистрированных раскрытых и нераскрытых преступлениях // Там же. — М.: ГИАЦ МВД России, 2006. — 21 с.; Сведения за 2006 год о зарегистрированных раскрытых и нераскрытых преступлениях // Там же. — М.: ГИАЦ МВД России, 2007. — 21 с.; Сведения за 2007 год о зарегистрированных раскрытых и нераскрытых преступлениях // Там же. — М.: ГИАЦ МВД России, 2008. — 21 с.

5 Махмудова М. А. Указ. соч. — С. 36.

6 Капинус О. С., Додонов В. Н. Убийство матерью новорожденного ребенка: Кто и как в мире конструирует состав этого преступления // Закон. — 2004. — № 4. — С. 107.

7 См., напр.: Тихомирова Л. В., Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия. — Изд. 5-е, доп. и перераб. / под ред. М. Ю. Тихомирова. — М.: Изд. Тихомирова М. Ю. — 972 с.; Румянцева О. Г., Додонов В. Н. Юридический энциклопедический словарь. — М.: ИНФРА-М, 1997. — 384 с.; Большой юридический словарь / под ред. А. Я. Сухарева, В. Д. Зорькина, В. Е. Крутских. — М.: ИНФРА-М, 1998. — 790 с.; и др.

8 См., напр.: Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. — М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1955. — Т. 2. — 779 с.; Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — М.: Рус. яз., 1995. — 928 с.; Краткая медицинская энциклопедия: в 3-х т. / гл. ред. Б. В. Петровский. — 2-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1989. — Т. 2. — 608 с.; Большая медицинская энциклопедия: в 30-ти т. / гл. ред. Б. В. Петровский. — М.: Советская энциклопедия, 1981. — Т. 13. — 552 с.; и др.

9 См., напр.: Язык закона / под ред. А. С. Пиголкина. — М.: Юрид. лит., 1990. — С. 133; Гирько С. И., Исиченко А. П. Проблемы правового регулирования оперативно-розыскной

деятельности // Оперативно-розыскная работа. — 2003. — № 2(169). — С. 42; и др.

10 См., напр.: Иванов Н. Г. Убийство суррогатной матерью новорожденного ребенка // Рос. юстиция. — 2005. — № 12. — С. 17-20.

11 См., напр.: URL: http://www.Parenting.ru/s.php/2470/ html (дата просмотра: 14.01.2009 г.); URL: http://www.4ildren. ru/article/plan/161-surrogatnoe-materinstvo.html (дата просмотра: 14.01.2009 г.); и др.

12 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / отв. ред. А. А. Чекалин; под ред. В. М. Томина, В. В. Сверчкова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт-Издат, 2007. — С. 344. Также см.: Уголовное право. Практический курс: учебное пособие / под общ. ред. А. Г. Сапрунова; под науч. ред. А. В. Наумова. — М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003. — С. 200; и др.

13 См.: Фалько А. Б. Уголовная ответственность за предумышленное убийство: дис. ... канд. юрид. наук. — Омск: Омская академия МВД России, 2006. — С. 130-139.

14 См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под общ. ред. д-ра юрид. наук, Председателя Верховного Суда РФ В. М. Лебедева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2005. — С. 268.

15 См., напр.: Краткая медицинская энциклопедия: в 3-х т. / гл. ред. Б. В. Петровский. — 2-е изд. — Т. 2. — С. 250; Большая медицинская энциклопедия: в 30-ти т. / гл. ред. Б. В. Петровский. — Т. 17. — С. 35; Шабалов Н. П. Неонатология: в 2 т. — СПб., 1995. — Т. 1. — С. 15-26; Капинус О. С., Додонов В. Н. Указ. соч. — С. 109; Кривошеин П. Убийство матерью новорожденного ребенка // Уголовное право. — 2005. — № 3. — С. 38; и др.

16 См.: Большая медицинская энциклопедия: в 30-ти т. / гл. ред. Б. В. Петровский. — 2-е изд. — Т. 17. — С. 35.

17 См., напр.: Кривошеин П. Указ. соч. — С. 39.

18 См., напр.: Муслимова Э. Г. Особенности доказывания по делам об убийстве матерью новорожденного ребенка // Российский судья. — № 3. — С. 40.

19 См.: Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. — М.: ТК Велби, Проспект, 2004. — С. 4-8.

20 См., напр.: Примерный Уголовный кодекс США. Официальный проект Института американского права / пер. с англ. А. С. Никифорова / под ред. Б. С. Никифорова. — М.: Прогресс, 1969. — 303 с.; Уголовный кодекс ФРГ / пер. с нем. — М.: Зерцало-М, 2001. — 208 с.; и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.