О внесении изменений в статью 106 УК РФ
Н.С. Александрова, к.ю.н.,
Димитровградский ИТИ НИЯУ МИФИ
Один из наиболее распространённых привилегированных видов убийства - убийство матерью новорождённого ребёнка. В Российской Федерации наряду с женщинами, которые вынашивают своих собственных детей, увеличивается количе-
ство суррогатных матерей, которые добровольно соглашаются забеременеть с целью выносить и родить биологически чужого ей ребёнка, который будет затем отдан на воспитание другим лицам -генетическим родителям. Они и будут юридически считаться родителями данного ребёнка, несмотря на то что его выносила и родила суррогатная мать. Суррогатная мать не может быть одновременно
донором яйцеклетки. Нередко суррогатные матери отказываются отдавать рождённого ребёнка его настоящим родителям. Случались и обратные ситуации — родившегося неполноценным ребёнка отказывались забирать его генетические родители, мотивируя свой отказ тем, что его неполноценность обусловлена пагубным влиянием организма суррогатной матери. Возникает вопрос: кто является матерью ребёнка в подобных случаях — давшая яйцеклетку или рожавшая при наличии условий, указанных в ст. 106 УК РФ?
В ст. 117 УК Украины закреплено «Умышленное убийство матерью своего новорождённого ребёнка во время родов или сразу после родов» [1]. Убийство именно своего ребёнка указано и в ст. 140 УК Белоруссии [2]. Своего — значит, выношенного и выстраданного.
В основу выделения данного привилегированного состава преступления положен не мотив совершения преступления, а психологическое состояние, связанное с протеканием беременности и родами женщины, состоянием, которое ослабляет её способность в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить.
Следовательно, в случае совершения убийства во время или сразу же после родов субъектом преступления необходимо признавать именно фактическую мать, т.е. ту женщину, которая вынашивала ребёнка, а не ту, которая дала свою яйцеклетку для оплодотворения.
Какая мать (фактическая или юридическая) может быть субъектом преступления в случае совершения убийства в условиях психотравмирующей ситуации или в состоянии расстройства, не исключающего вменяемости? Ст. 16 Закона «Об актах гражданского состояния» закрепляет правила: «При государственной регистрации рождения ребёнка по заявлению супругов, давших согласие на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, одновременно с документом, подтверждающим факт рождения ребёнка, должен быть представлен документ, выданный медицинской организацией и подтверждающий факт получения согласия женщины, родившей ребёнка (суррогатной матери), на запись указанных супругов родителями ребёнка» [3]. При наличии согласия суррогатной матери медицинское учреждение выдаёт справку, согласно которой мамой ребёнка значится генетическая мать.
На наш взгляд, привилегированный состав применим только к той женщине, которая вынашивала ребёнка в своём организме, при наличии всех иных необходимых для этого случая обстоятельств. По данной статье необходимо квалифицировать действия виновной тогда, когда умысел на убийство новорождённого ребёнка возник ещё до его зачатия или сразу после этого в течение незначительного времени.
Необходимо исключить психотравмирующую ситуацию из диспозиции статьи, т.к. она не может служить самостоятельным обстоятельством, позволяющим отнести деяние к убийству, совершённому при смягчающих обстоятельствах (с психофизическими процессами, происходящими у роженицы). Даже нормально протекающая беременность вызывает сдвиги в организме женщины, это и повышенная раздражительность, и достаточно лёгкая ранимость психики, и высокая реактивность на невинные внешние раздражения. В этот период личные переживания проявляются в неуравновешенности, ранимости, стыдливости, капризности и т.д. Термин «психотравмирующая ситуация» не получил однозначного и ясного толкования, мнения учёных-юристов в оценке анализируемого признака расходятся.
В последнее время возрастает тенденция материнства малолетних — 14, 15, а то и 12 лет. Это обусловлено более быстрым половым созреванием и ранним началом половой жизни. В случае если роженица не достигла возраста 14 лет, проблем с точки зрения уголовной ответственности нет. Она не подлежит уголовной ответственности, т.к. не достигла возраста, с которого она наступает. Но как быть, если мать, убившая своего ребёнка, старше 14, но младше 16 лет? Здесь возникает законодательный пробел, т.к. в этом случае несовершеннолетняя от 14 до 16 лет будет подвергаться более строгому наказанию, чем взрослая и несовершеннолетняя, достигшая 16-летнего возраста. Если соисполнителем и исполнителем преступления являются лица, достигшие 14-, но не достигшие 16-летнего возраста, то первый отвечает за совершение особо тяжкого преступления, а вопрос привлечения к уголовной ответственности второго — спорный, неоднозначный для квалификации и точно не урегулированный уголовным законом. В данном случае, как нам представляется, нарушается принцип справедливости. За совершение аналогичных деяний несовершеннолетние 14—15-летнего возраста не могут подвергаться более строгим мерам ответственности, нежели более взрослые лица. Представляется, чтосубъектом преступления, предусмотренного ст. 106 УК РФ, может признаваться только женщина, родившая ребёнка, вменяемая, достигшая 14 лет. Такое предложение обосновывается сравнительной распространённостью такого преступления среди подростков 14—15-летнего возраста, тем, что уже в этом возрасте несовершеннолетние детоубийцы вполне способны осознавать социально-правовую значимость детоубийства, ответственность материнства, могут осознать фактический характер своих действий (бездействия), руководить ими, как и то, что 14-летняя девочка не может осознавать всю сущность материнства. К уголовной ответственности должно привлекаться лицо, достигшее 14 лет, в ч. 2. ст. 20 УК РФ необходимо включить ст. 106 УК РФ. Снижение возраста привлечения к уголов-
ной ответственности за совершение преступления, предусмотренного ст. 106 УК РФ, позволит сделать новорождённых детей менее уязвленными и более защищёнными в правовом смысле категорией населения и устранит существующие противоречия.
Уголовный закон не ограничивает по времени возникновение умысла на совершение убийства новорождённого матерью. Поэтому независимо от того, когда задумала роженица совершить убийство (до, в процессе или сразу же после родов), при наличии всех других необходимых признаков применению подлежит ст. 106 УК РФ. Данное преступление может быть совершено и в соучастии. От формы и вида соучастия зависит квалификация действий лиц, участвующих в совершении преступления. Объективную сторону преступления могут выполнить соисполнители, которые действуют согласованно в лишении жизни ребёнка с целью избавления от него. Например, мать и отец новорождённого выставляют коляску с ребёнком в 14.10 на балкон при температуре воздуха минус 20 градусов и оставляют там на несколько часов, в результате новорождённый умирает от переохлаждения организма (ребёнок родился в этот же день в 13.10). Действия матери ребёнка в этом случае следует квалифицировать по ст. 106 УК РФ, а соисполнителя — по ст. 105 УК РФ с учётом особенностей мотивов поведения.
Участники преступления могут выступать и в качестве организаторов, подстрекателей либо пособников. В этом случае квалификация действий должна быть дана со ссылкой на соответствующую часть ст. 33 и ст. 106 (ч. 4 ст. 34 УК).
Так, в соответствии с ч. 2 ст. 34 УК РФ соисполнители отвечают по статье Особенной части УК
РФ за преступление, совершённое ими совместно, без ссылки на ст. 33 УК РФ. В нашем случае это невозможно, т. к. субъект преступления, предусмотренного ст. 106 УК РФ, — специальный. Им может быть только женщина, родившая ребёнка. Следовательно, соисполнитель несёт ответственность по п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ «Убийство лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии». Таким образом, если соисполнителем и исполнителем преступления являются лица, достигшие 14-, но не достигшие 16-летнего возраста, то первый (соисполнитель) отвечает за совершение особо тяжкого преступления, а вопрос привлечения к уголовной ответственности второго (исполнителя) спорный, неоднозначный для квалификации и точно не урегулированный уголовным законом. Правильное решение этого вопроса имеет значение для оценки общественной опасности совершённого преступления, для назначения меры наказания. Предлагается следующая редакция ст. 106 УК РФ: «Статья 106. Убийство новорождённого ребёнка.
1. Убийство матерью своего ребёнка во время родов, сразу же после родов наказывается лишением свободы сроком до трёх лет.
2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершённые в отношении двух и более рождающихся либо рождённых детей, наказываются лишением свободы на срок до пяти лет».
Литература
1. Уголовный кодекс Украины. URL: //http://kodeksy.com.ua/ ka/ugolovnyjkodeksukraiiii/statja-117 .htm. (Дата обращения: 07.12.2013).
2. Уголовный кодекс Республики Беларусь. URL: //http:// Ievonevski.net/pravo/norm2013/num55/d55595/page3.html. (Дата обращения: 07.12.2013).
3. Закон «Об актах гражданского состояния» от 21.10.1997. № 143-ФЭ с изм. на 25.11.2013. URL: //http://base.consultant. ru/cons/cgi/online. (Дата обращения: 05.12.2013).