ПРОБЛЕМЫ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ РАБОТОДАТЕЛЕЙ АЛТАЙСКОГО КРАЯ В СПЕЦИАЛИСТАХ АГРАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
ПРОФИЛЯ
А.В. Миненко, канд. экон. наук, доцент М.В. Селиверстов, старший преподаватель Алтайский государственный аграрный университет (Россия, г. Барнаул)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-6-1-171-174
Аннотация. В статье рассматриваются факторы, тенденции и закономерности проблемы удовлетворения потребностей работодателей Алтайского края в специалистах аграрно-экономического профиля. Анализируются недоработки сельхозтоваропроизводителей в решении этой проблемы, такие как недостаточное внимание к подготовке кадров, отсутствие системы мотивации и стимулирования, игнорирование современных технологий и инноваций, неразвитость социальной инфраструктуры и слабая интеграция образования и производства. Предлагаются методические рекомендации по решению указанной проблемы.
Ключевые слова: сельское хозяйство, аграрно-экономический профиль, подготовка кадров, мотивация, социальная инфраструктура, интеграция образования и производства, профориентация, образовательные программы, рынок труда, молодые специалисты, имидж аграрного сектора.
Актуальность исследования проблем удовлетворения потребностей работодателей Алтайского края в специалистах аграрно-экономического профиля обусловлена несколькими ключевыми факторами. Во-первых, сельское хозяйство играет важную роль в экономике региона, обеспечивая продовольственную безопасность и занятость населения. Во-вторых, отрасль сталкивается с рядом вызовов, таких как изменение климата, необходимость повышения производительности и качества продукции, а также адаптация к новым технологиям. Эти вызовы требуют наличия квалифицированных специалистов, способных эффективно управлять ресурсами, внедрять инновации и обеспечивать устойчивое развитие [1; 2].
Кроме того, существует проблема несоответствия между спросом и предложением на рынке труда аграрно-экономического профиля. С одной стороны, работодатели испытывают нехватку специалистов с необходимыми навыками и опытом. С другой стороны, выпускники аграрных вузов могут столкнуться с трудностями при трудоустройстве из-за отсутствия практических знаний и опыта работы [3].
Факторы, тенденции и закономерности проблемы удовлетворения потребностей работодателей Алтайского края в специалистах аграрно-экономического профиля включают:
1. Факторы [4]:
- Экономические: изменения в структуре экономики, рост спроса на продукты питания, повышение требований к качеству продукции.
- Технологические: внедрение новых технологий в сельском хозяйстве, автоматизация процессов, использование цифровых решений.
- Социальные: демографические изменения, миграция населения, изменение предпочтений потребителей.
- Образовательные: несоответствие между потребностями рынка труда и подготовкой специалистов в вузах.
2. Тенденции [4; 5]:
- Рост интереса к экологически чистым продуктам и устойчивому развитию сельского хозяйства.
- Увеличение спроса на специалистов, владеющих цифровыми технологиями и навыками управления проектами.
- Развитие кооперации и сотрудничества между образовательными учреждениями и предприятиями.
3. Закономерности:
- Существует прямая зависимость между уровнем подготовки специалистов и эффективностью аграрного производства.
- Повышение квалификации и переподготовка кадров становятся ключевым фактором адаптации к изменениям на рынке труда.
- Интеграция образования, науки и производства способствует созданию инновационной среды и повышению конкурентоспособности аграрного сектора.
Недоработки сельхозтоваропроизводителей в решении проблемы удовлетворения потребностей в специалистах аграрно-экономического профиля включают [2; 4]:
1. Недостаточное внимание к подготовке кадров. Многие предприятия не вкладывают достаточных средств в обучение и повышение квалификации своих сотрудников, что приводит к дефициту квалифицированных специалистов.
2. Отсутствие системы мотивации и стимулирования. Зачастую молодые специалисты не видят перспектив карьерного роста и достойной оплаты труда в сельском хозяйстве, что отталкивает их от выбора данной профессии.
3. Игнорирование современных технологий и инноваций. Многие сельхозпредприятия продолжают использовать устаревшие технологии и методы ведения хозяйства, что снижает их конкурентоспособность и привлекательность для молодых специалистов.
4. Неразвитость социальной инфраструктуры. Отсутствие комфортных условий для жизни и работы в сельской местности является одним из главных факторов оттока молодёжи из села.
5. Слабая интеграция образования и производства. Вузы и колледжи не всегда успевают адаптировать свои программы под современные требования рынка труда, что приводит к несоответствию между знаниями выпускников и реальными потребностями предприятий [6].
Для решения проблемы удовлетворения потребностей работодателей Алтайского
края в специалистах аграрно-экономического профиля можно предложить следующие методические рекомендации:
1. Развитие системы профориентации и популяризации аграрных профессий среди молодежи. Проведение образовательных мероприятий, выставок, мастер-классов, направленных на ознакомление школьников и студентов с возможностями и перспективами работы в аграрном секторе [4].
2. Стимулирование инвестиций в образование и науку. Предоставление налоговых льгот и субсидий предприятиям, вкладывающим средства в обучение и развитие своих сотрудников.
3. Развитие инфраструктуры сельских территорий. Строительство жилья, создание рабочих мест, развитие социальной инфраструктуры для привлечения молодых специалистов в сельскую местность.
4. Сотрудничество между образовательными учреждениями и предприятиями. Организация совместных проектов, конференций, семинаров для обмена опытом и знаниями.
5. Использование современных технологий и инноваций. Внедрение цифровых технологий в образовательный процесс и аграрное производство для повышения эффективности и конкурентоспособности [4].
6. Мониторинг и анализ рынка труда. Регулярное обновление данных о потребностях работодателей в специалистах аг-рарно-экономического профиля для корректировки образовательных программ и стратегий развития.
7. Поддержка молодых специалистов. Разработка программ поддержки начинающих специалистов, включая предоставление жилья, подъемных, льготных кредитов на приобретение техники и оборудования.
8. Формирование положительного имиджа аграрного сектора. Проведение информационных кампаний, направленных на повышение престижа аграрных профессий и привлечение внимания к их значимости для экономики страны [1].
В заключение можно сказать, что проблема удовлетворения потребностей рабо-
тодателей Алтайского края в специалистах науку, развивать инфраструктуру сельских аграрно-экономического профиля требует территорий и использовать современные комплексного подхода и совместных уси- технологии и инновации. Только так мож-лий государства, образовательных учре- но обеспечить аграрный сектор квалифи-ждений и бизнеса. Необходимо развивать цированными кадрами, способными эф-систему профориентации, совершенство- фективно работать в условиях современно-вать образовательные программы, стиму- го рынка. лировать инвестиции в образование и
Библиографический список
1. Голубев, А.В. Интеграция аграрной науки и образования / А.В. Голубев // Никоновские чтения. - 2008. - № 13. - С. 403-405. - EDN OCORQB.
2. Дикусаров, В.Г. Значение профориентации в построении системы непрерывного аграрного образования / В.Г. Дикусаров, Т.А. Рыжова // Проблемы современного аграрного образования: содержание, технологии, качество: материалы научно-методической конференции, Волгоград, 29 марта - 01 2016 года. Том Часть 1. - Волгоград: Волгоградский государственный аграрный университет, 2016. - С. 29-34. - EDN XRDASD.
3. Комплексные вопросы аграрной науки и образования : СБОРНИК НАУЧНЫХ СТАТЕЙ по материалам Внутривузовской научно-практической конференции, посвященной 65-летию Высшего аграрного образования Республики Саха (Якутия) и Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием в рамках «Северного форума - 2021», Якутск, 27 сентября - 12 2021 года. - Якутск, 2021. - 570 с. -ISBN 978-5-7513-3209-9. - EDN EURWXS.
4. Сабхаева, Р.А. Перспективы развития аграрного бухгалтерского образования / Р.А. Сабхаева // Образование и наука: современное состояние и перспективы развития : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 10 частях, Тамбов, 28 февраля 2013 года. Том Часть 3. - Тамбов: ООО "Консалтинговая компания Юком", 2013. - С. 150-152. - EDN SVVWKR.
5. Сапрыкина, Н.В. Направления модернизации высшего аграрного образования / Н.В. Сапрыкина // Юридическая наука в XXI веке : Сборник научных статейпо итогам работы четвертого международного круглого стола, Шахты, 31 июля 2018 года. - Шахты: Общество с ограниченной ответственностью "КОНВЕРТ", 2018. - С. 68-69. - EDN UVBKOM.
6. Сидорова, Ю.С. Актуальные вопросы аграрного образования / Ю.С. Сидорова, С.Н. Алексеева // Вклад молодых ученых в инновационное развитие АПК России: Сборник материалов Международной научно-практической конференции молодых ученых, Пенза, 26-27 октября 2023 года. - Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2023. - С. 362-364. - EDN LADKLN.
THE PROBLEMS OF MEETING THE NEEDS OF EMPLOYERS IN THE ALTAI
TERRITORY IN SPECIALISTS OF AGRICULTURAL AND ECONOMIC PROFILE
A.V. Minenko, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor M.V. Seliverstov, Senior Lecturer Altai State Agrarian University (Russia, Barnaul)
Abstract. The article examines the factors, trends and patterns of the problem of meeting the needs of employers in the Altai Territory in specialists of agricultural and economic profile. The shortcomings of agricultural producers in solving this problem are analyzed, such as insufficient attention to personnel training, lack of motivation and incentive systems, disregard for modern technologies and innovations, underdevelopment of social infrastructure and weak integration of education and production. Methodological recommendations for solving this problem are offered.
Keywords: agriculture, agricultural and economic profile, personnel training, motivation, social infrastructure, integration of education and production, career guidance, educational programs, labor market, young professionals, image of the agricultural sector.