МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070
рыбоводство, садоводство, виноделие и др. Большой интерес к мероприятию проявили не только любители туризма, но и профессионалы: крупнейшие туроператоры Краснодарского края и России подтвердили свое участие в ярмарке. «АгроТУР-2015» наглядно продемонстрировал потенциальным туристам и представителям туриндустрии возможности отдыха на Кубани, и в дальнейшем станет удобным местом для деловых переговоров, налаживания долговременных партнерских отношений.
Потребительская сфера: оказание содействия со стороны департамента потребительской сферы Краснодарского края в своевременном введении в эксплуатацию запланированных к открытию в 2015 году крупных объектов потребительской сферы, что будет способствовать увеличению количества торговых площадей предприятий розничной торговли современного формата.
Организация и проведение выставок, инфотуров по продвижению продукции предприятий АПК на потребительский рынок и санаторно-курортный комплекс даст возможность расширить ассортимент продукции, выпускаемой местными товаропроизводителями, в предприятиях потребительской сферы и санаторно-курортного комплекса края.
©В Н. Мачихин, Н. Оськина, 2015
УДК 336
А.С.Морозова, В.П.Кастерина
Студенты
Кафедра бухгалтерского учета Экономический факультет Новосибирский государственный университет экономики и управления г. Новосибирск, РФ
ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА МАЛОЦЕННОГО ИМУЩЕСТВА
Аннотация
В статье рассмотрены проблемы учета малоценного имущества коммерческой организации. Порядок учета малоценного имущества в экономических субъектах не определен, порядок бухгалтерского и оперативного учета определяется организациями самостоятельно.
Ключевые слова
Малоценное имущество, синтетический и аналитический учет малоценного имущества, контроль над
сохранностью малоценного имущества.
В большинстве организаций имеются объекты учета, обладающие незначительной стоимостью, используемые в деятельности организации. К ним относятся компьютеры, факсы, принтеры, малоценное производственное оборудование и снаряжение, хозяйственный инвентарь и т.п.
Подобные активы принимаются организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия, оговоренные в п.4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»: объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование; объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта; объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем [3].
Согласно п. 5 ПБУ 6/01 если стоимость данного актива не превышает лимит, установленный в учетной политике организации, но не более 40 000 рублей за единицу, то в бухгалтерском учете его можно учесть в
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070
составе материально-производственных запасов [3]. На практике такие активы получили название «малоценное имущество».
Основной проблемой учета малоценного имущества является тот факт, что нормативно-законодательными актами не прописаны правила их учета. Как следствие организация должна самостоятельно разрабатывать правила учета данного вида имущества, контроль над его хранением, использованием и списанием [4].
Таким образом, учет малоценного имущества может осуществлять в составе внеоборотных или оборотных средств. Предприятию следует уделить внимание организации аналитического учета малоценного имущества, а именно ввести дополнительные субсчета к счету 01 «Основные средства» или счету 10 «Материалы» в зависимости от установленного учетной политикой способа принятия к учету малоценного имущества.
В учетной политике организации также следует указать способ оценки малоценного имущества при его выбытии. Согласно ПБУ 5/01 существуют следующие способы оценки имущества: по себестоимости каждой единицы; по средней себестоимости; по себестоимости первых по времени приобретения МПЗ (метод ФИФО) [2].
Организация может вести учет малоценного имущества, отпущенного в эксплуатацию, на забалансовом счете. Разработанный Министерством Финансов План счетов не предусматривает наличие подобного счета, однако предприятие вправе выделить такой счет самостоятельно, отразив его введение в учетной политике.
Записи об объектах малоценного имущества, отнесенных на забалансовый счет, следует отражать в журнале наличия ценностей на забалансовых счетах. В данном журнале следует указывать название объекта, инвентарный номер, дату ввода в эксплуатацию, его стоимость, материально ответственное лицо за данный объект, а также дату выбытия объекта.
Основанием для внесения малоценного объекта в журнал наличия ценностей может являться требование-накладная или иной документ, подтверждающий ввод данного малоценного имущества в эксплуатацию. Организация может использовать унифицированные формы, утвержденные постановлением Госкомстата России № 71а, или разработать собственные формы, а также закрепить их использование в учетной политике.
Вместо использования забалансового счета можно заводить карточки учета на каждый объект малоценного имущества. Разработанной государством формы, содержащей все необходимые реквизиты, нет, поэтому форму карточки учета организации следует разработать самостоятельно и утвердить в приложении к учетной политике. Такая карточка обеспечит документальное подтверждение движения малоценного имущества не только для целей контроля над сохранностью малоценного имущества, но и в случае налоговой проверки.
Аналитический учет по малоценному имуществу рекомендуется вести в разрезе номенклатуры, партий, поступающих в эксплуатацию, или по материально ответственным лицам. Это позволит отслеживать фактическое наличие данного вида имущества после его списания с 01 или 10 счетов; контролировать материально-ответственные лица за каждый конкретный объект малоценного имущества. Более того, при возникновении дополнительных расходов, связанных с эксплуатацией данного вида имущества, подобный способ учета позволит подтвердить их обоснованность (например, приобретение бумаги для принтера, ремонт ксерокса) [5, с. 35].
При выбытии малоценного имущества у организации также могут возникнуть трудности. Для эффективного включения в расходы предприятие может установить начисление амортизации по данному виду имущества. Однако согласно ст. 256 Налогового Кодекса РФ вцелях налогового учета имущество стоимостью менее 40 000 руб. не амортизируется и подлежит единовременному включению в состав текущих расходов отчетного периода [1]. Вследствие чего будут возникать временные разницы в сумме, соответствующей расходам, учитываемым при определении прибыли в бухгалтерском учете и для налога на прибыль.
Список использованной литературы:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 №117-ФЗ (действ. ред. от 06.04.2015).
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070
2. Положение по бухгалтерскому учету 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утв. приказом Минфина РФ от 09.06.2001 № 44н.
3. Положение по бухгалтерскому учету 6/01 «Учет основных средств», утв. приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н.
4. Белозерцева И.Б. Бухгалтерский учет и оценка состояния финансовых резервов коммерческой организации. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук/ Новосибирск, 2006.
5. Белозерцева И.Б., Щербак О.Д. Использование финансовых резервов для снижения риска деятельности коммерческих организаций. В сборнике: Состояние и перспективы развития экономики в условиях неопределенности. Сборник статей международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян А.А.. Уфа, 2015. с. 34-37.
© А.С.Морозова, В.П.Кастерина, 2015
УДК 657
Э.Ф. Назырова
магистрант 1 курса Института экономики ФГБОУ ВПО УГНТУ Научный руководитель: З.А. Гареева к.э.н., доцент кафедры «Бухгалтерский учет и аудит»
ФГБОУ ВПО УГНТУ Г. Уфа, Российская Федерация
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА НА
ПРЕДПРИЯТИИ
Аннотация
В работе показана роль управленческого учета в системе управления предприятия. Отражены основные проблемы внедрения управленческого учета в практику российских предприятий.
Ключевые слова
Управленческий учет, проблемы внедрения, разработка системы, управление.
В современное время данные бухгалтерского учета не в состоянии обеспечить возрастающие информационные потребности предприятий. Поэтому предпринимаются попытки поиска и внедрения альтернативной системы, способной ответить на различные вопросы. В мировой практике и в России широко известна и успешно применяется система управленческого учета.
Официального определения управленческого учета не существует. Авторские определения встречаются в различных источниках [1, 3].Особенностью данного учета является то, что он обязательно должен фокусировать внимание на будущем и на том, что можно сделать сегодня, чтобы повлиять на дальнейший ход событий. Благодаря высококвалифицированным и грамотным специалистам управленческий учет представляет собой мощное средство усовершенствования работы организации и повышения ее эффективности.
Большинство руководителей все же сталкиваются с рядом препятствий, которые возникают при попытке внедрении данной системы на своем предприятии. Эти проблемы можно подразделить на организационно-управленческие, методические, информационно-технологические и психологические[1, 2, 4].
Процесс разработки и внедрения системы управленческого учета, как правило, возглавляет финансовый директор либо главный бухгалтер. Различные функции ведения управленческого учета и обеспечения отчетностью возлагаются на экономистов структурных подразделений[4].
Отсутствие четкой организационной структуры затрудняет разработку системы управленческого учета. Предварительное рассмотрение и совершенствование организационной структуры предприятия необходимо для предотвращения данной проблемы на дальнейших этапах внедрения.