ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА И АУДИТА РАСЧЕТОВ
С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ
1 2
Быкова Д.В. , Сырбу А.Н. Email: [email protected]
1 Быкова Дарья Валерьевна - студент, факультет экономики и управления;
2Сырбу Анжелика Николаевна - кандидат наук, доцент, кафедра менеджмента и финансов производственных систем и технологического предпринимательства, Волгоградский государственный технический университет, г. Волгоград
Аннотация: в данной статье мы рассматриваем основные вопросы, касающиеся учета и аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками. Проанализированы характерные особенности расчетов с поставщиками и подрядчиками. Подробно рассмотрен порядок аудита и учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, а также аудит бухгалтерского учета. Раскрыты проблемы учета и аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками, а также приведены возможные решения данных проблем. Данная тема достаточно обширна и позволяет продолжать исследование. Ключевые слова: аудит, бухгалтерский учет, поставщики, подрядчики.
PROBLEMS OF ACCOUNTING AND AUDIT OF SETTLEMENTS WITH SUPPLIERS AND CONTRACTORS Bykova D.V.1, Sirbu A.N.2
1Bykova Daria Valeryevna - Student, FACULTY OF ECONOMICS AND MANAGEMENT;
2Sirbu Angelica Nikolaevna - Candidate of Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF MANAGEMENT AND FINANCE OF PRODUCTION SYSTEMS AND TECHNOLOGICAL ENTREPRENEURSHIP, VOLGOGRAD) STATE TECHNICAL UNIVERSITY, VOLGOGRAD
Abstract: in this article we consider the main issues related to accounting and audit of settlements with suppliers and contractors. The characteristic features of settlements with suppliers and contractors are analyzed. The procedure of audit and accounting of settlements with suppliers and contractors, as well as audit of accounting are considered in detail. The problems of accounting and audit of settlements with suppliers and contractors are disclosed, as well as possible solutions to these problems. This topic is quite extensive and allows you to continue your research. Keywords: audit, accounting, suppliers, contractors.
УДК 334
Поставщики - лица физические или юридические, осуществляющие поставки товаров и услуг, а также выполняющие различные работы.
Подрядчики выполняют строительно-монтажные работы на основании договоров подряда на капитальное строительство, являются специализированными предприятиями и физическими лицами.
Организация учета расчетов с поставщиками в различных организациях и предприятиях заслуживает особого внимания в экономике, ведь постоянное движение средств производит непрерывное возникновение расчетов [l].
При учете расчетов с поставщиками и подрядчиками вытекает большое количество проблем, из-за постоянных изменений в законодательстве, не квалифицированности персонала и т. д. которые необходимо решать. Рассмотрим некоторые из них и пути их решения:
1. Возврат некачественных товаров, принятых и не принятых покупателем на учет. В письмах Минфина России разъясняется, что при возврате товаров, принятых покупателем на учет, счет-фактура по возвращаемым товарам выставляется покупателем. Поэтому в данном случае корректировочные счета-фактуры продавцом не выставляются, а составляются обычные счета-фактуры при возвратах. Что касается возврата покупателем товаров, не принятых им к учету, в этом случае продавцу следует выставлять корректировочные счета-фактуры [2].
2. Покупатель получает товар от поставщика и обнаруживает, что количество или ассортимент отличаются от заявленного в сопроводительных документах. Но поскольку расхождении не столь существенны, он соглашается принять продукцию как есть. И какие документы скорректировать? Нужно обратить внимание на то что, когда речь идет о корректировочном счете-фактуре, обязательно нужно получить от контрагента письменное согласние с тем, что количество товаров меняется. Либо уведомить его об этом так же письменно (п. 10 статьи 172 НК РФ).
3 . Одной из важнейших проблем бухгалтерского учета расчетов с поставщиками, подрядчиками, покупателями, прочими дебиторами и кредиторами является организация быстрого обмена документами, решение которой может быть достигнуто посредством внедрения безбумажного документооборота, поскольку для всех предприятий, а особенно крупных территориально разрозненных сельскохозяйственных товаропроизводителей, оперирующими большим количеством документов, обработка первичных расчетных документов является ресурсоемкой задачей.
Именно расчеты с поставщиками и подрядчиками являются самыми распространенными, достоверность и своевременность информации - главный объект аудита.
Целесообразно осуществлять аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками поэтапно:
1. Аудит договоров купли-продажи.
- проверка наличия и правильности оформления договоров;
- исследование выполнения договоров;
- анализ выполнения договорных обязательств по количеству, ценам, номенклатуре, тарифам, срокам поставки, качеству товаров.
2. Аудит документального отражения поступления грузов (работ, услуг).
- проверка правильности оформления первичных документов на поставку грузов и актов приема работ;
- анализ оформления, выдачи, регистрации и учета доверенностей;
- сопоставление данных первичных документов и регистров аналитического и синтетического учета;
- анализ порядка приема - сдачи товаров от поставщиков и работ (услуг) от подрядчиков.
3. Аудит отражения в учете расчетов с поставщиками и подрядчиками.
- сопоставление данных журнала-ордера № 6 и ведомости аналитического учета № 6.2;
- проверка правильности и полноты отражения операций на счетах бухгалтерского учета;
- проверка правильности и полноты отражения задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками в финансовой отчетности.
Более подробно хотелось бы рассмотреть аудит бухгалтерского учета. На наш взгляд, этот этап проверки особо важен, поскольку правильное и своевременное отражение документов поставщиков, а также движение материальных ценностей от
поставщиков и подрядчиков дают возможность полного ведения и контроля взаиморасчетов с данными контрагентами.
Для операций, связанных с приобретением работ, услуг, материальных ценностей и т.п. служит счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» [ 3 ]. Аудитор в ходе проверки должен удостовериться в правильности сопоставлений дебиторской и кредиторской задолженности на счетах бухгалтерского учета. Кроме того, следует убедиться, что в системе бухгалтерского учета хозяйственная часть отражена достоверно.
Ключевая роль бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками заключается в налаживании системы своевременного информирования управленцев о моменте наступления исполнения обязательств, как со стороны контрагентов, так и со стороны самого предприятия с целью принятия решений и оперативных мер [2].
Подводя итоги, следует сказать, что цель аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками - это доказательство полноты, достоверности и своевременности информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками, которая отражена в бухгалтерском учете предприятия. Основными нормативными актами, которые используются для проверки, являются Налоговый кодекс, Гражданский кодекс, а также законодательные акты, регулирующие порядок расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Список литературы /References
1. Светличная А.С. Учет и контроль расчетов с поставщиками и подрядчиками // Новая наука: Теоретический и практический взгляд, 2015. № 5-1. С. 148-153.
2. Калугина О.В. Направления совершенствования учета расчетов с поставщиками на сельскохозяйственных предприятиях / О.В. Калугина, Н.П. Адинцова // Новая наука: Опыт, традиции, инновации, 2016. № 3-1 (71). С. 90-92.
3. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 9 4 с учетом изменений, внесенных приказом Минфина России от 7мая 2003 г. № 3 8.