БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, СТАТИСТИКА
AUDIT VERIFICATION OF THE ORGANIZATION OF PRIMARY
ACCOUNT OF THE FACTS OF ECONOMIC LIFE IN
CALCULATIONS WITH BUYERS AND CUSTOMERS 1 2 Baskakova Yа.N. , Kalugina I.V. (Russian Federation)
Email: [email protected]
1Baskakova Yana Nikolaevna - Master;
2Kalugina Irina Viktorovna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT ACCOUNTING AND AUDITING, VORONEZH STATE AGRARIAN UNIVERSITY VORONEZH STATE AGRARIAN UNIVERSITY NAMED AFTER EMPEROR PETER I, VORONEZH
Abstract: this article is devoted to topical issues of the audit of the primary accounting of the facts of economic life according to calculations with buyers and customers. The article examines the significance of the audit of primary documentation, and also developed a methodology for verifying the accounting of settlements with buyers and customers. The presented audit methodology for settlements with buyers and customers will help identify distortions when making primary documentation in accounting registers, the correctness of contracts, the correctness of VAT and its calculation on advances, check the reality of receivables, analyze the grouping of receivables and correspondence accounts. Keywords: audit, primary documentation, accounting, buyers and customers, invoice, workflow, receivables, analytical and synthetic accounting, VAT.
АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРВИЧНОГО УЧЕТА ФАКТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ПО РАСЧЕТАМ
С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ 12 Баскакова Я.Н. , Калюгина И.В. (Российская Федерация)
1 Баскакова Яна Николаевна - магистр;
2Калюгина Ирина Викторовна - кандидат экономических наук, доцент, кафедра бухгалтерского учета и аудита, Воронежский государственный аграрный университет им. Императора Петра I,
г. Воронеж
Аннотация: данная статья посвящена актуальным вопросам аудиторской проверки первичного учета фактов хозяйственной жизни по расчетам с покупателями и заказчиками. В статье исследована значимость аудита первичной документации, а также разработана методика для проверки учета расчетов с покупателями и заказчиками. Представленная методика аудита по расчетам с покупателями и заказчиками поможет выявить искажения при внесении первичной документации в регистры бухгалтерского учета, правильность оформления договоров, правильность начисления НДС и его исчисления по авансам, проверить реальность дебиторской задолженности, проанализировать группировку дебиторской задолженности и корреспонденции счетов.
Ключевые слова: аудиторская проверка, первичная документация, учет, покупатели и заказчики, счет-фактура, документооборот, дебиторская задолженность, аналитический и синтетический учет, НДС.
Аудит учета расчетов с покупателями и заказчиками проводится прежде всего для проверки правильности отражения данных первичной документации в бухгалтерских регистрах и их достоверности, а также для подтверждения наличия дебиторской задолженности.
В бухгалтерском учете возникновению дебиторской задолженности предшествует отгрузка товаров, завершение работ или услуг. В свою очередь, происходит отражение реализации по методу отгрузки. Дебиторская задолженность отражается по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Проверка учета расчетов с покупателями и заказчиками производится по следующим основным направлениям:
- проверяется наличие и правильность оформления и исполнения договоров и контрактов на продажу товаров, готовой продукции, выполнение работ, услуг;
- проверяется полнота и своевременность отражения в учете объема продаж;
- своевременность и полнота оплаты;
- законность поступления авансовых платежей, соблюдение сроков поставок.
Для аудита расчетов с контрагентами понадобится определенный пакет документов, источниками информации которых служат регистры бухгалтерского учета по дебету и кредиту счета 62, бухгалтерская отчетность аудируемого лица за определенный период, договора и контракты, товарные накладные унифицированной формы, акты выполненных работ и услуг, счета-фактуры, справки и т.д.
Любая аудиторская проверка начинается с исследования договоров на выполнение работ и оказания услуг, поставку товаров. В каждом договоре имеется определенный перечень реквизитов, отсутствие которых недопустимо. Так, в договоре обязательно указываются сроки выполнения работ и поставки продукции или оказание услуг, сроки поставки продукции или выполнения работ и услуг, а также сроки действия договора. Если в договоре отсутствует информация о цене, к договору в обязательном порядке оформляется дополнительное соглашение, либо спецификация. Также в договоре необходима информация о последствиях в случае неисполнения обязательств. Печать и подписи уполномоченных лиц проставляются в обязательном порядке. Такая процедура необходима для выявления расхождений обязательств между контрагентами. Данную аудиторскую проверку можно отразить в виде таблицы «Проверка наличия договоров по совершенным операциям». Таблица состоит из пяти граф, в которых указываются порядковые номера документов, наименование покупателя (заказчика), сумма договора в валюте, первичная документация по операции, номер первичной документации (контракта/договора).
На следующем этапе аудиторской проверки необходимо убедиться в том, что заключенный контракт/договор имеет форму, соответствующую экономическому смыслу совершенной предприятием сделки. Нужно выявить наличие обязательных реквизитов согласно ГК РФ. Проверить, указаны ли суммы в контрактах/договорах. Данную аудиторскую процедуру отражаем в рабочем документе аудитора «Проверка оформления заключенных договоров в соответствии с законодательством». Данная таблица включает в себя семь граф, в которых указываются наименования документов, номер документа, сумма в валюте, дата составления документа, включен ли документ в реестр договоров, замечания о характере нарушений.
Далее проверяем наличие журнала контрактов/договоров. Аудитор проверяет, все ли контракты/договора зарегистрированы в журнале и соответствуют ли реквизиты, отраженные в журнале регистрации, данным в первичной документации. Отражаем данную проверочную процедуру в рабочем документе «Проверка идентичности договоров продажи данным журнала регистрации», который представим в виде таблицы. В таблице указываются наименование покупателя/заказчика, дата и номер заключенного договора, дата и номер договора по журналу регистрации, в последней колонке указываем отклонения.
Второй этап аудита начинаем с проверки организации первичных документов, связанных с учетом расчетов с покупателями и заказчиками. Проверяем качество первичной документации учета расчетов с покупателями и заказчиками, которая непосредственно поступает в систему бухгалтерского учета и в дальнейшем влияет на финансовые результаты. Данные процедуры отражаем в рабочих документах аудитора «Проверка первичной документации на наличие всех обязательных реквизитов, подписей и печатей» и «Проверка соответствия первичной документации законодательным документам», представим их в виде таблиц.
В таблице «Проверка первичной документации на наличие всех обязательных реквизитов, подписей и печатей» указываем типовые хозяйственные операции, в нашем случае НДС, первичный документ, подтверждающий сумму НДС (счет-фактура), сумма документа, замечания о характере нарушений.
В таблице «Проверка соответствия первичной документации законодательным документам» указываем наименование первичных документов, их унифицированную форму (документ ее утверждающий), форму, принятую на предприятии, замечания о характере нарушений.
На третьем этапе аудиторской проверки, проверяем состояние дебиторской задолженности, своевременное взыскание которой обеспечит благоприятное состояние предприятия.
На основе данных аналитического учета по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» проверяем правильность группировки дебиторской задолженности на краткосрочную и долгосрочную с выделением «просроченной». Данные аудиторские процедуры отражаем в рабочих документах аудитора «Проверка реальности дебиторской задолженности» и «Проверка правильности группировки дебиторской задолженности», которые представим в виде таблиц.
В таблице «Проверка реальности дебиторской задолженности» указываем наименование покупателя, наименование договора, дату и номер. Далее проверяем соответствие сальдо в оборотно-сальдовой ведомости по счету 62.01 расчетным документам, выпискам, договору, регистрам учета. В таблице необходимо указать выявленные замечания.
В таблице «Проверка правильности группировки дебиторской задолженности» указываем наименование покупателя, сумму и дату возникновения дебиторской задолженности, тип задолженности (краткосрочная/долгосрочная/ просроченная/ нереальная), группировку дебиторской задолженности по срокам, выводы и предложения аудитора.
Для определения реальности задолженности анализируются материалы инвентаризации расчетов. В случае отсутствия материалов по инвентаризации или если данные инвентаризации вызывают сомнения, аудитор проводит сплошную или выборочную инвентаризацию расчетов.
Реальность задолженности определяют также проверкой документальной обоснованности остатков дебиторской задолженности по каждому виду расчетов. Суммы задолженности, неподтвержденные документами, относятся к нереальной задолженности.
По фактам обнаружения нереальной задолженности аудитор устанавливает причины, виновных лиц и влияние на достоверность соответствующих статей баланса.
На этом этапе составляется рабочий документ «Сличительная ведомость», представим его в виде таблице. В таблице указываем наименование покупателей; дату, номер документа, сумму по данным учета (счета-фактуры); фактическую дату, номер документа, сумму по акту сверки или инвентаризационной описи. В результате проверки выявим излишки и недостаток, оформим их, укажем примечания.
На четвертом этапе проверяем правильность отражения в бухгалтерском учете различных операций по расчетам с покупателями и заказчиками.
Оценив состояние учета, контроля и реальности сальдо счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», проверяем достоверность учета операций по расчетам
51
с покупателями и заказчиками. Важность проверки оборотов по этому счету обуславливается формированием информации по важнейшему показателю деятельности организации - выручки от продажи товаров, продукции, работ и услуг.
При проверке операций по расчетам с покупателями и заказчиками устанавливается тождество данных регистра по счету 62 с оборотно-сальдовой ведомостью и взаимосвязанными регистрами.
Данную аудиторскую процедуру отражаем в рабочем документе «Проверка соответствия данных аналитического учета оборотам и остаткам по синтетическим счетам», представим его в виде таблицы. Таблица включает в себя четыре графы, в первой указываем сальдо на конец проверяемого периода, во второй графе (разбиваем ее на две части) - регистры аналитического учета по данным карточки счета 62.01 и по данным анализа счета 62.01, в третьей колонке - регистры синтетического учета по данным карточки счета 62.01, в четвертой колонке записываем примечания.
Далее устанавливаем, учтены ли условия перехода права собственности, обусловленные законом или договором, при отражении в учете расчетов за отгруженные и реализованные товары (работы, услуги).
При проверке документальной обоснованности операций устанавливаем соответствие формирования цены товара (продукции, работ, услуг) условиям договора, а также правильность сумм НДС и других элементов счетов, предъявляемых покупателю.
Также на данном этапе проверки выясняем своевременность и полноту отражения полученных авансов на субсчете 62.1 «Расчеты по авансам полученным» (Дт 51 «Расчетные счета» Кт 62.1) и НДС по ним (Дт 62-1 Кт 68 «Расчеты по налогам и сборам»), а также обоснованность зачета авансов (Дт 62.1 Кт 62) и восстановления НДС (Дт 68 «Расчеты по налогам и сборам» Кт 62.1).
Данные аудиторские процедуры отражаем в рабочем документе «Проверка своевременности и полноты отражения полученных авансов», представим данную проверку в виде таблицы. Таблица должна содержать: наименование покупателя; дату получения аванса, сумму в рублях в карточке счета 62.02; дату получения аванса, сумму в оборотно-сальдовой ведомости по 62.01 и 62.02; корреспонденции счета 51 и 62.2, примечания.
Далее проверяем правильность отражения в отчетности итоговых данных по расчетам с покупателями и заказчиками, путем сопоставления учетных регистров с данными Пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.
Результаты проверки оформляем в рабочем документе «Проверка правильности отражения в отчетности итоговых данных по расчетам с покупателями и заказчиками», представим в виде таблицы.
Следующей процедурой проверки является проверка правильности корреспонденции счетов, в осуществлении которой необходимо использовать данные по оборотно-сальдовой ведомости по счету 62. Результаты проведения данной аудиторской процедуры можно оформить в рабочем документе «Проверка правильности корреспонденции счетов», документ необходимо оформить в виде таблицы.
На пятом этапе проверки проводим проверку правильности налогообложения по расчетам с покупателями и заказчиками. Проверяем правильность исчисления налога на добавленную стоимость и корреспонденцию счетов. Проверку данных операций отражаем в рабочем документе аудитора «Правильность отражения НДС и соответствие отраженных сумм на счетах бухгалтерского учета», представим его в виде таблицы. Суммы, отраженные в счетах-фактурах по НДС, должны совпадать с суммами, указанными в накладных и книге продаж. Результаты сопоставления этих сумм отражаем в рабочем документе «Проверка правильности исчисления НДС».
Далее проверяем правильность применения ставок и сопоставления с данными Налогового кодекса. Данную аудиторскую процедуру отражаем в рабочем документе «Проверка полноты и точности регистрации НДС в регистрах бухгалтерского учета»,
52
представим в виде таблицы. В таблице необходимо отобразить дату и номер счет-фактуры, наименование покупателя, сумму продаж по счет-фактуре, применяемую ставку НДС (%), НДС по счет-фактуре, НДС по книге продаж, НДС по пересчету, отклонения.
Итак, аудиторская проверка расчетов с покупателями и заказчиками служит для выявления полноты информации, которая поступает в систему бухгалтерского учета. Малейшее нарушение грозит искажением мнения аудиторов о достоверности учета, качестве менеджмента и состоянии системы внутреннего контроля предприятия.
Представленная методика аудита по расчетам с покупателями и заказчиками поможет выявить искажения при внесении данных первичной документации в регистры бухгалтерского учета, правильность оформления договоров, правильность начисления НДС и его исчисления по авансам, проверить реальность дебиторской задолженности, проанализировать группировку дебиторской задолженности и корреспонденции счетов.
Список литературы /References
1. Герасимова Л.Н. Теория бухгалтерского учета // Л.Н. Герасимова. М.: Феникс, 2018. 352 с.
2. Жарылгасова Б.Т. Российские и международные стандарты аудиторской деятельности // Б.Т. Жарылгасова. М.: КноРус, 2017. 400 с.
3. Каковкина Т.В. Аудит-контроллинг. Теоретические и методологические основы // Т.В. Каковкина. М.: Юнити-Дана, 2015. 184 с.
4. Панкова С.В. Международные стандарты аудита / С.В. Панкова, Н.И. Попова. М.: Магистр, 2018. 288 с.
5. Павлюченко Т.Н. Договор мены: особенности учета / Т.Н. Павлюченко, И.В. Калюгина. // Социально-экономический потенциал развития аграрной экономики и сельских территорий: материалы научной и учебно-методической конференции профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов ФГБОУ ВО Воронежский ГАУ. Воронежский государственный аграрный университет им. императора Петра I, 2018. С. 56-59.
6. Калюгина И.В. Методические основы проведения аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками / И.В. Калюгина, М.В. Новикова // Фундаментальные и прикладные вопросы гуманитарных и экономических наук. Межвузовский сборник научных трудов. Воронеж, АНО ВО МГЭУ, 2016. С. 78-82.
7. Терехов А.А. Аудит. Законодательные решения // А.А. Терехов. М.: Финансы и статистика, 2017. 608 с.