ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УДК 809.29:378.147
И. Д. Муталапов, Л. З. Рязапова
ПРОБЛЕМЫ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «АРАБСКИЙ ЯЗЫК» В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Ключевые слова: арабский язык в КГТУ, дидактическая технология, обучающая деловая игра, языковая компетенция. arabian language in KSTU, didactic technologies, training
business games, language competence.
В статье рассматриваются основные подходы к организации изучения арабского языка в техническом вузе. Содержание статьи раскрывает результаты поиска эффективных форм в технологиях обучения в лингводидактике вуза. Изучение традиционных и современных дидактических технологий позволило отобрать актуальные в современных условиях формы обучения, ориентированные на активизацию лингвистических и инженерно-технических интеллектуальных возможностей будущего специалиста технологической сферы. В качестве активных форм развития языковых компетенций студентов определены обучающие деловые игры с профессиональным содержанием.
In article the basic approaches to the organization of studying of the Arabian language in a technical university are considered. Contents of the article opens results of search of effective forms in technologies of training in linguadidactics of high school. Studying of traditional and modern didactic technologies has allowed to select actual forms of the training in modern conditions , focused on activization of linguistic and technical intellectual possibilities of the future expert of technological sphere. As active forms of language competence development of students training business games with the professional contents are defined.
Современная инновационная экономика, основанная на высоких технологиях и интеллектуальном труде, требует подготовки специалистов с высоким уровнем профессиональной компетентности.
Особое место в системе инженерного образования займет магистратура, выпускники которой станут ведущими инновационными специалистами, по-настоящему конкурентоспособными среди равных, благодаря имеющимся глубоким фундаментальным знаниям в профессиональной деятельности в избранной сфере и знанию иностранных языков. Поэтому лингводидактика высшей школы должна развиваться, разрабатывая новые подходы к процессу обучения иностранному языку. Функциональная модель вуза включает изучение одного иностранного языка.
Решение стратегических целей Казанского государственного технологического университета о соответствии образовательной системы по качеству подготовки специалистов международным стандартам рынка труда, а также обеспечении профессиональной мобильности в условиях двухуровневой подготовки кадров предполагает изучение нескольких иностранных языков. Нефтехимическая направленность обучения в университе-
те определяет особую актуальность изучения арабского языка - языка стран богатых нефтью и обладающих мощной нефтехимической промышленностью.
Арабский язык - язык учреждений, школы, прессы, радио, художественной литературы, науки, единый письменный и официальный язык для всех арабских стран. Арабский язык распространен в АРЕ, Сирии, Кувейте, Ливане, Иордании, странах Аравийского полуострова, Ливии, Тунисе, Алжире, Марокко, Ираке, Судане, Мавритании, Западной Сахаре, среди арабского населения Израиля.
Опираясь на многолетний опыт кафедры «Иностранные языки в профессиональной коммуникации» КГТУ по обучению иностранным языкам будущих специалистов технологической сферы, с 2007-2008 учебного года открыта группа изучения арабского языка.
Формула эффективности учебного процесса включает две составные части: тщательность подготовки и мастерство проведения учебных занятий. Подготовка занятия - это разработка комплекса мер, выбор технологии организации учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего в конкретных условиях наивысший конечный результат.
Подготовительная работа сводится к «приспособлению» учебной информации к возможностям группы, оценке и выбору такой схемы организации познавательного труда и коллективного сотрудничества, которая даст максимальный эффект. Чтобы выбрать оптимальную схему, необходимо пройти определенный путь расчета структуры учебного занятия. В его основе - алгоритм подготовки, последовательное выполнение шагов которого гарантирует учет всех важных факторов, от которых зависит эффективность занятия.
Реализация алгоритма начинается с диагностики, которая заключается в выявлении всех составляющих: требуемого уровня обученности студентов, мотивов их учебной деятельности и поведения, интересов и способностей, а также характера учебного материала, его особенностей и практической значимости. Поскольку основу структуры любого урока составляют этапы познавательной деятельности, внимательного анализа требует актуализация опорных знаний, усвоение новой информации, закрепление и систематизация, контроль и коррекция ЗУН. Завершается данный этап получением диагностической карты, на которой наглядно представляется действие факторов, определяющих эффективность занятия. Наибольшее качество ожидается в том случае, когда факторы находятся в зоне оптимальных условий.
Прогнозирование направлено на оценку различных вариантов проведения учебного занятия. Современная технология прогнозирования позволяет выводить количественный показатель эффективности занятия по специальной методике. Объем ЗУН, формирование которых составляет цель занятия, принимается за 100%. Влияние препятствующих факторов, естественно, снижает этот идеальный показатель. Величина потерь вычитается из идеального результата и определяет реальный показатель эффективности учебного занятия по задуманной педагогом схеме. Если показатель удовлетворяет его, он приступает к заключительному этапу подготовки занятия - планированию, а если нет, педагог вынужден искать более совершенную схему организации, изменяя, оказывая предпочтение тем или иным факторам.
Проектирование (планирование) завершается созданием программы (плана) управления познавательной деятельностью студентов. Программа управления учебным процессом на занятии - это краткий и конкретный документ, в котором педагог фиксирует важные структурные элементы: целеполагание, постановка (познавательных, развивающих, воспитательных) задач, определение мотивов, создание положительной чувственной основы познавательной деятельности, выбор технологии, форм, методов (техники) средств реализации содержания занятия и получения положительных результатов учебной деятельно-
сти студентов.
Поскольку вопрос комплексного развития способностей и творческой самореализации личности остается едва ли не самым главным вопросом современных институтов социализации личности, важно выбрать такие условия, формы, методы обучения, которые помогут раскрыть способности, проявить одаренность, найти свой творческий путь каждому студенту. Образовательный процесс вуза предполагает решение очень важных задач для раскрытия природных интеллектуальных способностей. Их можно сформулировать следующим образом:
• освоение базовых знаний информационного поля. Решение любой проблемы, ситуации в деятельности человека начинается на осмысленном информационном уровне;
• приобретение умений специалистом любой профессии защищать идеи от необоснованного информационного натиска окружающих.
Усвоение комплекса ЗУН указывает на выбор и применение таких технологий, техники (метода) применения полученных знаний, умений, навыков, которые способствовали бы созданию положительной мотивации к знаниям. Мотивообразующим элементом является интерес к знаниям и их практическая значимость в жизнедеятельности человека в настоящем и обеспечение успешности в будущей карьере.
Теоретические представления о развитии личности и системе дидактических технологий вузовского обучения предопределили сферу инновационных поисков. Специальную задачу инновационных поисков составляет определение инвариантных, общезначимых особенностей существующих дидактических технологий и возможность представить их в виде воспроизводимых моделей обучения.
В процессе проектирования обоснованной и эффективной модели обучения арабскому языку в технологическом университете, формирования интеллектуальной культуры будущих инженеров - технологов поиск вели в разных направлениях. Изучение традиционных и современных технологий позволило отобрать актуальные в современных условиях формы обучения, ориентированные на активизацию как лингвистических, так и инженерно-технических интеллектуальных возможностей студента.
Поскольку удовлетворение требований науки и производства к знаниям, умениям, способностям, профессиональной мобильности специалистов технологической сферы в конкретных условиях производства тесно связано с формированием коммуникативных умений, разрабатываемая дидактическая модель направлена на приобретение новых ЗУН, закрепление, расширение, творческое применение в реальном профессиональном контексте.
Изучение курса «Арабский язык» в технических вузах - существенный шаг к решению этой важной задачи.
В новой языковой ситуации специалист технологической сферы деятельности формируется в образовательной среде более активного использования сочетания традиционных, апробированных технологий с новыми, такими, как проектная технология, концентрированная технология с элементами модульной технологии обучения и других.
Игровые технологии обучения, представляющие собой одно из направлений развития лингводидактики, имеют перспективу широкого использования их в процессе изучения учебной дисциплины «Арабский язык.
Процесс игры побуждает к ориентировке в общем смысле профессиональной деятельности, в том, что любое предметное действие, включенное в деловые отношения, так или иначе направлено на других людей. Студент обнаруживает при этом, что сами эти отношения имеют определенную систему соподчинения, управления и исполнения. Выпол-
няя в близких к реальным воображаемых ситуациях функции будущего специалиста и сопоставляя их особенности с собственным реальным опытом, студент начинает различать внешнюю и внутреннюю стороны выбранной профессии. Он открывает у себя наличие необходимых ЗУН и начинает осмысленно ориентироваться в них, благодаря чему возникают новые отношения к самому себе, к будущей профессии. Эти переживания накапливаются, порождая эффекты обобщения. У студента, появляется своеобразная «логика чувств», неизбежно отражающаяся в поведении, в учебной деятельности. Здесь, следует подчеркнуть особую роль игры, как средства выражения, внешнего проявления эмоциональной сферы межличностного общения.
В процессе игровой деятельности у студента формируется ряд психологических новообразований, прежде всего, воображение и символическая функция сознания, позволяющие ему производить в своих действиях перенос свойств одних предметов и явлений на другие. На этой основе формируется ориентация на общий смысл и характер отношений будущего специалиста к приобретаемой профессии. Игровая ситуация на занятии выделяет особую роль этих отношений, придает определенное значение тому или иному действию, поступку, составляющих основу формирования коммуникативных навыков, влияющих на эффективное включение в индивидуальную и корпоративную деятельность.
Формула обучающей игры: учение с увлечением. Создание мотивации достижения успеха в интересной для каждого участника совместной учебной деятельности, является, пожалуй, основной целью применения игровых форм ведения занятий в системе обучения взрослых. Игровые технологии позволяют решать другую, практически не менее важную задачу, связанную с необходимостью компенсации информационной перегрузки, с организацией психологического и физиологического отдыха студента.
Особенностью занятий с играми или их элементами является построение текста в форме устной речи и выполнение письменных упражнений. Простота и понятность правил, атмосфера дружелюбия и раскованности - требования, предъявляемые к учебным занятиям в игровой форме. Создание такого занятия трудоемкая задача. Наиболее ответственный ее этап - это завершающее испытание практикой. Основная часть таких занятий успешно прошли апробацию в учебных группах КГТУ. Составленный нами сборник обучающих деловых игр (ОДИ) представляет собой своеобразный «конструктор», из деталей которого преподаватель может составлять различные комбинации и сочетания, сравнивать их эффективность и отбирать наилучшие решения, а самое главное разрабатывать новые, более совершенные его варианты. Обучающие игры достаточно хорошо адаптируются к разработке на их основе сценариев аудиовизуальных программ автоматизированного интенсивного обучения.
Для планомерного проведения ОДИ необходим опыт руководителя. Некоторый предварительный, но весьма продуктивный опыт управления ими позволяет утверждать, что по мере приобретения студентами навыков действовать по правилам, прямые инструкции руководителя игры могут быть заменены дикторскими, звучащими с фонограмм. Пребывание студента в роли «начальника», «подчиненного», «заинтересованного», «равнодушного», «лидера», «звезды» заставляет участников прочувствовать, пережить своеобразие той или иной роли, выйти за рамки сложившихся личностных стереотипов, необходимых в практике профессиональной подготовки умелых руководителей и деловых партнеров.
Возможности игровых технологий обучения не исчерпываются повышением высокой информационной насыщенности занятий, а также оптимизации реализации содержания учебной дисциплины. Использование игр, их элементов в системе учета и контроля
ЗУН повышает эффективность проведения традиционных контрольных работ, коллоквиумов, зачетов и экзаменов, успешно сочетается с рейтинговой технологией текущего и итогового контроля учебной деятельности.
Для успешной реализации модели составлено авторское учебное пособие, предназначенное студентам технологического вуза, начинающим изучать арабский язык. Его цель: научить нормативному литературному арабскому произношению, привить навыки устной и письменной речи в пределах изученной грамматики и лексики, а также научить читать и понимать тексты с профессиональным содержанием.
Учебное пособие состоит из 25 уроков, 6 уроков вводного курса и 19 уроков основного.
Вводный курс наряду с систематическим изучением звуков арабского языка и правил их артикуляции, слогоделения, словарного ударения и интонации, включает освоение арабской письменности. В вводном курсе предусмотрено также приобретение навыков чтения и развитие устной речи.
Уроки основного курса включают материал, которые в первую очередь предусматривают усвоение грамматики и лексики. При этом, грамматика по возможности изучается на знакомой лексике, а новая лексика - на знакомой грамматике.
При разработке тем и отборе лексики использован тематический активный словарь-минимум ранее вышедших учебников и учебных пособий по арабскому языку. Тематика текстов учебного пособия личностно-коммуникативная, страноведческая, техническая. Такое соотношение в тематике текстов уроков вызвано особенностями и сферой функционирования арабского литературного языка, официально признаваемого во всех арабских странах в качестве государственного языка.
В учебном пособии грамматический материал включает наиболее распространенные и характерные явления грамматики, наиболее необходимые для активного владения устной и письменной речью на арабском языке. Грамматический материал расположен концентрически в сопоставлении с соответствующими явлениями русского языка. В изложении использованы игровые методики, обеспечивающие практическую направленность, сохраняющие преемственность со школьной речевой практикой.
Исходя из необходимости обеспечения интенсивности обучения языку, при составлении учебного пособия уделено особое внимание системе упражнений в игровой форме и элементами игры. В них широко использованы комбинированные упражнения: для работы в парах, тренировочные, ситуативные и. т. д. Все упражнения к урокам основной части разбиты на четыре группы: I) упражнения для первичного закрепления грамматического материала; 2) лексико-грамматические упражнения к тексту; 3) упражнения для работы по содержанию текста и смежной тематике; 4) упражнения на повторение. Подавляющее большинство упражнений - устные. Часть упражнений рассчитана на применение в учебном процессе магнитофона для аудирования и закрепления техники чтения, а также для выработки автоматизмов владения определенными грамматическими моделями и лексическими единицами.
Для иллюстрации грамматического материала в учебнике приводятся примеры, взятые из произведений, оригинальных текстов и текущей периодики.
В конце каждой темы дается материал для самостоятельной работы - для чтения и перевода со словарем. Здесь же рекомендованы студентам небольшие по объему отрывки из текстов, стихотворений, песен, шуток, поговорок, пословиц для заучивания наизусть. Это позволяет активизировать творческую самостоятельную работу студентов по расширению, закреплению знаний во внеаудиторное время.
Для студентов стала более очевидной роль активной самоподготовки. Задания «Проверь себя», размещенные в конце каждого основного раздела, даны с целью активного осмысления изученного материала. Мы надеемся достичь этого путем предложения студентам заданий трех типов - вопросов для повторения, практических и связующих вопросов. Кроме того, имеется дополнительный список переводческих соответствий на уровне слов, выражений и целых предложений.
В конце учебного пособия даны иллюстрации по содержанию отдельных тем.
Таким образом, выдвижение на первый план профессионально-коммуникативной компетенции стало предпосылкой создания в лингводидактике вуза модели обучения языкам, как составляющей системы подготовки специалистов технологической сферы.
Опыт показывает, что в условиях многоуровневой системы подготовки специалистов инновационные модели обучения в учебном процессе вуза повышают компетентность выпускаемого специалиста, отвечающего запросам рынка труда, основанного на современных технологиях. В их числе игровые технологии обучения, представляющие собой одно из направлений развития лингводидактики, имеющие перспективу широкого использования в процессе обучения иностранным языкам.
Главный итог изысканий - это реализация лингводидактических возможностей ОДИ в коммуникативном обучении будущих инженеров иностранным языкам с профессионально-ориентированным содержанием.
Теоретические представления о развитии личности и системе вузовского обучения предопределили реализацию еще одной задачи инновационных поисков, заключающейся в определении инвариантных, общезначимых особенностей существующих дидактических технологий и возможности представить их в виде воспроизводимых моделей обучения иностранным языкам.
Литература
1. Ковалев, А.А. Учебник арабского языка / А.А. Ковалев., Г.Ш. Шарбатов - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, - 1999.- 751с.
2. Махмутов, М.И. Мир ислама / М.И.Махмутов - Казань: Центр инновационных технологий. -2006. - 616с.
3. Проект концепции перехода на двухуровневую подготовку по направлению «Химическая технология».- Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2007.- 144с.
4. Шагаль, В.Э. Учебник арабского языка / В.Э. Шагаль, М.Н. Мерекин, Ф.С. Забиров. - Москва: Военное издательство, - 1983. - 784с.
© И. Д. Муталапов - асп. каф. обучения на двуязычной основе КГТУ, [email protected]; Л. З. Рязапова - канд. технических наук, доц., зав. каф. обучения на двуязычной основе КГТУ, [email protected].