Научная статья на тему 'Проблемы участия малого бизнеса России в государственных закупках'

Проблемы участия малого бизнеса России в государственных закупках Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
255
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / BUSINESS / КОРРУПЦИЯ / CORRUPTION / ГОСЗАКУПКИ / ГОСУДАРСТВО / MEASURES THE STATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аслаханова Седа Асуевна

Данная статья посвящена проблемам участия представителей малого бизнеса России в государственных закупках. В последнее время правительственные лица все больше говорят о поддержке малого и среднего предпринимательства. Власти обещают расширить ему доступ к госзакупкам, но на этом пути нужно преодолеть все еще немало проблем. Одна из основных проблем, снижающих интерес к рынку со стороны малого бизнеса, отсутствие конкурентной борьбы. Таким образом, в статье определены основные препятствия и барьеры малого бизнеса на пути к госзакупкам, а также возможные способы их преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы участия малого бизнеса России в государственных закупках»

3. Файловый архив для студентов. Studfiles // Причины, тормозящие развитие малого предпринимательства. Направление и формы государственной поддержки малого предпринимательства. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/63057 21/page:15/ (дата обращения: 17.04.2017).

PROBLEMS OF PARTICIPATION OF SMALL BUSINESS IN RUSSIA

IN STATE PURCHASES Aslakhanova S.Ä. (Russian Federation) Email: Aslakhanova535@scientifictext.ru

Aslakhanova Seda Asuevna — Assistant, DEPARTMENT OF MANAGEMENT OF REGIONAL ECONOMY, THE FACULTY OF PUBLIC ADMINISTRATION, FEDERAL STATE EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION CHECHEN STATE UNIVERSITY, GROZNY

Abstract: this article is devoted to the problems ofparticipation of Russian small business representatives in public procurement. Recently, government officials are increasingly talking about supporting small and medium-sized businesses. The authorities promise to expand access to public procurement, but there are still many problems to overcome. One of the main problems that reduce interest in the market from the side of small business is the lack of competition. Thus, the article identifies the main obstacles and barriers to small businesses on the way to public procurement, as well as possible ways to overcome them. Keywords: business, corruption, measures the state.

ПРОБЛЕМЫ УЧАСТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА РОССИИ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПКАХ Аслаханова С.А. (Российская Федерация)

Аслаханова Седа Асуевна — ассистент, кафедра управления региональной экономикой, факультет государственного управления, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Чеченский государственный университет, г. Грозный

Аннотация: данная статья посвящена проблемам участия представителей малого бизнеса России в государственных закупках. В последнее время правительственные лица все больше говорят о поддержке малого и среднего предпринимательства. Власти обещают расширить ему доступ к госзакупкам, но на этом пути нужно преодолеть все еще немало проблем. Одна из основных проблем, снижающих интерес к рынку со стороны малого бизнеса, - отсутствие конкурентной борьбы. Таким образом, в статье определены основные препятствия и барьеры малого бизнеса на пути к госзакупкам, а также возможные способы их преодоления. Ключевые слова: малый бизнес, коррупция, госзакупки, государство.

В последнее время правительственные лица все больше говорят о поддержке малого и среднего предпринимательств. Власти обещают расширить ему доступ к госзакупкам, но на этом пути нужно преодолеть все еще немало проблем. Среди позитивных для предпринимателей сообщений от властей прозвучали: запрет плановых проверок малого бизнеса сроком на 3 года; выделение на развитие бизнеса в регионах 1,6 млрд рублей; введение квоты МСП на госзакупках и др. [1]. Новые законодательные инициативы направлены на снижение уровня коррупции, повышение прозрачности и конкурентности процедуры осуществления госзакупок и закупок госкомпаний.

Систематические задержки по оплате, отсутствие конкурентности, недостоверность раскрываемой заказчиками информации - все это делает рынок госзакупок и закупок госкомпаний, совокупный объем которого на сегодняшний день составляет 29 трлн руб., непривлекательным для малого и среднего бизнеса, особенно сильно нуждающегося сейчас в дополнительной поддержке.

Одна из основных проблем, снижающих интерес к рынку со стороны малого бизнеса, - отсутствие конкурентной борьбы. Мониторинг закупок госкомпаний за счет собственных средств за первое полугодие 2016 г. показывает, что 96% таких закупок производилось на неконкурентной основе (51% -у единственного поставщика, 45% - иными способами, которые могут быть приравнены к закупке у единственного поставщика). Доля госзакупок, осуществленных у единственного поставщика, в 2015 г. составила 40%. При этом власти получают недостоверные данные об участии малого бизнеса в

закупках государства и крупных компаний, во многих случаях роль малых предприятий выполняют однодневки и аффилированные компании [2].

Сейчас у чиновников масса механизмов, с помощью которых они могут отстранить от своей госзакупки неугодных им предпринимателей. Если судить по сегодняшней практике, то можно с уверенностью сказать, что доказательств незаконности деятельности госзаказчиков находят нечасто, что и позволяет им использовать серые схемы и даже совершенствовать их. Когда-то как средство против коррупции была введена система электронных торгов на госзакупках, но чиновники успешно к ней адаптировались. И дело не в том, что механизмы были выработаны неэффективные — просто самим госзаказчикам не нужна конкуренция на проводимых ими закупках. Они специально закладывают в тендерные документации избыточные требования, определяют нереальные сроки поставок, «кодируют» предмет закупки и используют множество других ухищрений. Об этом свидетельствуют и статистические данные Минэкономразвития РФ — в 2014 году по процедурам закупки у единственного поставщика было проведено 48% всех госзакупок. Часто госзаказчики специально допускают опечатки в тендерной документации. Это позволяет им скрыть от посторонних (проверяющих) глаз сами тендеры при поиске тендерных аукционов и конкурсов на сайте госзакупок по ключевым словам. Это создает проблемы и компаниям, которые ищут заказчиков.

Также чиновники пользуются недоработками законодательства. Например, согласно закону, заказчик имеет право внести изменения в документацию уже объявленного конкурса даже за 2 дня до даты его проведения. Естественно, за такой короткий срок претенденты на госзакупку вряд ли смогут изменить свои предложения, если намеренно внесены существенные правки в документ. Обезопасить малый и средний бизнес от каждой «серой» схемы чиновников правительству не под силу. Последние из их новаций на этом пути — введение общественного контроля госзакупок и наказание провинившихся госзаказчиков штрафами. Но суммы этих штрафов, судя по недавнему законопроекту о нарушениях составления планов госзакупок (порядка 20-30 тыс. рублей), никак не соотносятся со стоимостью миллионных закупок [1].

По словам Президента Торгово-промышленной палаты (ТПП) ЯНАО Сергея Носкина, доля общих закупок в 2014 году составила 10 процентов, в 2015-м - 18, а в совокупности до 2018-го она должна составлять 25 процентов.[3] Также, объем госзакупок в первом полугодии 2016 г.составил 6 трлн. руб. Объем закупок госкомпаний за счет собственных средств в первом полугодии 23 трлн. руб. Долги госзаказчиков по оплате госконтрактов к концу первого полугодия 32,4 млрд руб. Средняя цена госконтракта в 2015 г. 1,6 млн руб. Средняя переплата за товары и услуги, приобретенные посредством госзакупок в 2015 г. 16%.

Одно из основных нововведений связано с сокращением срока расчетов по госзаказам с подрядчиками до 30 дней. Сейчас 30-дневный срок оплаты установлен только для субъектов малого бизнеса, что позволяет заказчикам затягивать расчеты с поставщиками, иногда на срок до 300 дней. Поправки в закон распространяют 30-дневный срок на все виды закупок. В то же время, предлагается сократить предельный срок оплаты по контрактам с малым бизнесом до 10 дней и ужесточить наказание за несвоевременность платежей. Теперь за нарушение установленных сроков чиновникам будет грозить штраф или дисквалификация. Что касается закона о закупках госкомпаний, то одним из самых серьезных нововведений здесь является ограничение заказчиков в выборе способа закупки: госкомпаниям планируется оставить только те способы, которые есть у государства: конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений и закупка у единственного поставщика, для закупок до 200 млн руб. В настоящее время на способы, которые после принятия поправок будут недоступны для госкомпаний, приходится около 50% их заказа. По мнению Минэкономразвития и ФАС, эти способы можно приравнять к неконкурентным и считать маскировкой закупки у единственного поставщика. Другое важное нововведение - электронный формат всех видов госзаказа с 1 июля 2017 г., который должен существенно снизить коррупционные риски. Кроме того, принятие законопроекта закроет путь к госзакупкам для граждан, имеющих неснятую или непогашенную судимость за экономические преступления, незаконную предпринимательскую деятельность, дачу, получение и посредничество при взятках, а также для тех, кто привлекался к административной ответственности по статье «Незаконное вознаграждение от имени юр. лица». Наконец, планируется сократить необоснованные переплаты по госзакупкам, в результате которых бюджет теряет более 1,5 трлн руб. в год.

Основными препятствиями на пути принятия поправок стали межведомственные разногласия и лоббистские усилия госзаказчиков, недовольных ограничением их самостоятельности в выборе поставщиков. Госкомпании в свою очередь протестуют против ограничения их в выборе способа закупки и настаивают на сохранении большей свободы выбора, чем у государства, и после изменения законодательства [2].

Основная цель обсуждаемых законодательных инициатив - защита прав и интересов бизнеса, в первую очередь, малого и среднего. Повышение финансовой дисциплины заказчиков, снижение

56

рисков исполнителей контрактов, повышение конкурентности и прозрачности процедур, минимизация издержек поставщиков - все это должно привлечь бизнес. Однако для предпринимателей важны не инициативы Правительства, а реально работающие законы, способные обеспечить эффективное функционирование рынка. Поэтому принятие в ближайшее время поправок к законам о госзакупках и закупках госкомпаний является важным условием экономического роста страны.

Список литературы / References

1. АЭТП - Проблемы на пути малого бизнеса к госзакупкам. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://aetp.ru/market-news/item/397940/ (дата обращения: 24.03.2017).

2. Правительство поможет бизнесу в борьбе с недобросовестными государственными заказчиками. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.credinform.ru/ru-RU/news/details/3c3aa7500e49/ (дата обращения: 20.03.2017).

3. Малый бизнес заглядывается на госзакупки. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tpp89.org/press-tsentr/smi-o-nas/malyy-biznes-zaglyadyvaetsya-na-goszakupki-/ (дата обращения: 23.03.2017).

PROBLEMS OF RISK ASSESSMENT BANK TODAY Yusupova TA.1, Nasukhanova Z.Á.2 (Russian Federation) Em ail: Yusupova535@scientifictext.ru

'Yusupova Taus Alvievna — Assistant, DEPARTMENT OF MANAGEMENT AND PUBLIC ADMINISTRATION AND MUNICIPAL MANAGEMENT;

2Nasukhanova Zara Alashevna — Student, FACULTY OF PUBLIC ADMINISTRATION, CHECHEN STATE UNIVERSITY, GROZNY

Abstract: the article analyzes the problems of banking risks and the correctness of the existing methods of their evaluation. The basic approaches to the reduction of bank risks are dwelled on. Risk management involves the choice of one alternative: assumption of risk, waiver of activities related to the risk, or the application of risk reduction measures based on the preliminary risk assessment. Feature of risk management is achieving objectives through the development of evidence-based organizational procedures, and regularly carry out an objective character.

Keywords: banking, bank risk, bank risk management, monitoring, compliance with banking regulations, bank capital, outflow of client funds, bank liquidity, credit policy, limit of uncovered debt, liquidity risk.

ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ БАНКОВСКИХ РИСКОВ НА СОВРЕМЕННОМ

ЭТАПЕ

Юсупова Т.А.1, Насуханова З.А.2 (Российская Федерация)

'Юсупова Таус Альвиевна — ассистент, кафедра менеджмента и государственного и муниципального управления; 2Насуханова Зара ААлашевна — студент, факультет государственного управления, Чеченский государственный университет, г. Грозный

Аннотация: в статье проведен анализ проблем возникновения банковских рисков и корректности существующих методик их оценки. Рассмотрены основные подходы к снижению банковских рисков. Управление риском предусматривает выбор одной из альтернатив: принятие риска, отказ от деятельности, связанной с риском, или применение мер по снижению риска на основе предварительной оценки степени риска. Особенностью управления риском является достижение поставленных задач посредством разработки научно обоснованной организационной процедуры, регулярно осуществляемой и носящей объективный характер.

Ключевые слова: банковское дело, банковские риски, управление банковскими рисками, капитал банка, отток клиентских средств, ликвидность банка, кредитная политика, лимит непокрытой задолженности, риск потери ликвидности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.