Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОПК: ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ, МЕРЫ ГОСПОДДЕРЖКИ'

ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОПК: ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ, МЕРЫ ГОСПОДДЕРЖКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
178
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПОЛНЫЙ ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX / DIGITALIZATION / STATE SUPPORT MEASURES / DIGITAL TECHNOLOGIES / SOFTWARE / FULL LIFE CYCLE / IMPORT SUBSTITUTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Агеев Андрей Борисович

Статья посвящена задачам перехода промышленности ОПК на использование отечественных систем управления жизненным циклом изделий, трендам развития отечественных программных продуктов, мерам государственной поддержки внедрения цифровых технологий организациям оборонно - промышленного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Агеев Андрей Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of digitalization the military - industrial complex: import substitution, state support measures

The article is devoted to the tasks of the transition of the defense industry to the use of domestic systems for managing the life cycle of products, trends in the development of domestic software products, measures of state support for the introduction of digital technologies to the organizations of the military - industrial complex.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОПК: ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ, МЕРЫ ГОСПОДДЕРЖКИ»

УДК 338

ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОПК: ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ, МЕРЫ ГОСПОДДЕРЖКИ

Агеев Андрей Борисович

руководитель Центра цифровизации организаций ОПК ФГУП "ВНИИ "Центр"

Аннотация. Статья посвящена задачам перехода промышленности ОПК на использование отечественных систем управления жизненным циклом изделий, трендам развития отечественных программных продуктов, мерам государственной поддержки внедрения цифровых технологий организациями оборонно-промышленного комплекса.

Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, цифровизация, меры государственной поддержки, цифровые технологии, программное обеспечение, полный жизненный цикл, импортоза-мещение.

Ageev Andrey Borisovich, Head the Center of digitization companies of the Federal state unitary enterprise "All-Russia scientific and research institute "Center", Moscow, Russian Federation.

Problems of digitalization the military-industrial complex: import substitution, state support measures.

Abstract. The article is devoted to the tasks of the transition of the defense industry to the use of domestic systems for managing the life cycle of products, trends in the development of domestic software products, measures of state support for the introduction of digital technologies to the organizations of the military-industrial complex.

Keywords: military-industrial complex, digitalization, state support measures, digital technologies, software, full life cycle, import substitution.

В современных условиях оборонно-промышленный комплекс в обеспечении инновационного развития экономики страны должен занимать лидирующую позицию, иметь решения максимально значимые и эффективные для масштабирования на гражданские отрасли промышленности, особенно с учетом того, что с 2008 года организации ОПК интенсивно занимались созданием и модернизацией российского современного научно-технического и технологического комплексов. Ведь именно от степени разработки, внедрения и использования новейших технологий зависит уровень национальной безопасности России.

Динамика применения цифровых технологий в промышленности претерпела в последние годы значительные изменения. И если раньше в 90-х - начале 2000-х годов речь в основном шла о необходимости приобретения персональных компьютеров для обеспечения функций бухгалтерии, о "лоскутном" внедрении разрозненных САПР, то в настоящее время прогрессивное сообщество говорит о необходимости внедрения комплексных технологий управления организациями с учетом всех передовых технологий промышленного интернета.

Необходимо отметить, что в России

уже сейчас применяются лучшие мировые решения, практика и навыки работы в которых российским инженерам позволили достичь эффективных результатов при разработке новой продукции. Однако на сегодняшний день существуют ограничения по продаже и обновлению лицензий зарубежного программного обеспечения и, учитывая требования по обеспечению информационной безопасности на объектах критической информационной инфраструктуры в организациях ОПК, предъявляемые соответствующими регуляторами (например, ФСТЭК России), целесообразно изменить подходы к централизованным закупкам программного обеспечения у иностранных поставщиков3,6.

Как уже было отмечено, историческая данность такова, что с 90-х годов XX века для организаций промышленности закупка и применение зарубежного программного обеспечения являются приоритетными, а российское программное обеспечение используется в меньшей степени. Инженеры, конструкторы, технологи были ориентированы в первую очередь на работу в импортном софте. Данный подход, конечно же, затрагивает и обучение. Причем речь идет не только о программах дополнительного профессионального образования и курсах повышения квалификации, но и о базовой подготовке специалистов со студенческой скамьи.

Согласно данным единой информационной системы в сфере закупок (Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. №2 44-ФЗ и Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-Ф3), размещенной в информационно-телекоммуникационной национальной сети Интернет (zakupki.gov.ru), только за период 2017-2018 годов общий объём закупок зарубежных специализированных программно-аппаратных средств со стороны промышленных предприятий, организаций нефтегазового сектора, государственных корпораций, энергетических компаний, объектов транспортной инфраструктуры, финансовых институтов, медицинских учреждений, пенсионных фондов, а также иных государственных и бизнес-структур составил более 50 млрд рублей, из кото-

рых порядка 7 млрд рублей приходится на интегрированные структуры и организации оборонно-промышленного комплекса, а также предприятия, находящиеся в сфере ведения ГК "Росатом" и ГК "Роскосмос" (Рисунок 1)4,5,7.

0,05% ■ Abaqus ■ ANSYS

27,09% ■ 1 1,85% 21,71% ■ CISCO ■ Creo ■INFOR ■ LabView

43,99% 0,12% .2,06% 0,04% ■ MathWorks ■ NASTRAN ■ NetApp

1,94% \ 0,24% 0,84% SAP SIEMENS

Итого: 53 232 327, 5 тыс. руб.

Рисунок 1. Распределение затрат на закупку зарубежных программно-аппаратных средств

В том числе на организации ОПК приходится более 3 500 000,0 тыс. руб. Распределение затрат на программные продукты и аппаратные средства отражены на диаграмме (Рисунок 2).

Организации ГК "Росатом" затратили на закупку зарубежных программно-аппаратных средств более 3 000 000,0 тыс. руб. (Рисунок 3).

От степени цифровизации предприятий существенным образом зависит эффективность их работы и контроля за управлением полным жизненным циклом продукции. Поэтому на первом этапе цифровизации предприятий ОПК целесообразно применять меры государственной поддержки в интересах стимулирования приоритетного использования отечественного программного обеспечения.

Ключевые задачи в области цифровиза-ции определены Президентом России В.В. Путиным в рамках послания Федеральному собранию Российской Федерации 1 марта 2018 года, в котором особо была отмечена

0,09%

48,46%

Abaqus

ANSYS

2,89% CISCO

Creo

1,53% ■ FlowMaster

0,78°% INFOR

5,32% ■ LabView

0,37% ■ MathWorks

1,35% ■ NASTRAN

SAP

■ SIEMENS

Итого: 3 619 561,6 тыс. руб.

Рисунок 2. Распределение затрат на закупку зарубежных программно-аппаратных средств организациями ОПК и предприятиями ГК "Роскосмос"

4,40%

ANSYS

CISCO

0,02% Creo

0,26% ■ FlowMaster

L0,19%

INFOR

L0,04%

■ LabView

10,22% ■ NASTRAN

■ NetApp

SAP

■ SIEMENS

Итого: 3 053 395,6 тыс. руб.

Рисунок 3. Распределение затрат на закупку зарубежных программно-аппаратных средств организаций, находящихся в сфере ведения ГК "Росатом"

необходимость формирования собственных цифровых платформ, которые должны позволить по-новому организовать производственные процессы, финансовые услуги, а также логистику2.

Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2018 г. № 204 установлены цели по реализации национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации"1:

- обеспечение к 2024 году применения преимущественно отечественного про-

граммного обеспечения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями;

- создание к 2024 году сквозных цифровых технологий преимущественно на основе отечественных разработок.

Во исполнение решений, принятых на совещании у заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации О.Н. Рязанцева, ФГУП "ВНИИ "Центр" совместно с интегрированными структурами ОПК и российскими разработчиками ПО подготовили предложения по мерам господдержки стимулирования внедрения российских унифицированных программных решений в организациях ОПК.

С 2019 года планируется стартовать проект по созданию комплекса программ доверенной отечественной PLM-системы, которая обеспечит решение задач по компьютерному проектированию и управлению данными об изделиях (образцах) вооружения, военной и специальной техники (далее - ВВСТ) в отечественной цифровой среде, с учетом требований по защите государственной тайны. Создание такой системы должно позволить сократить затраты и время на разработку перспективных образцов ВВСТ. По результатам завершения первого этапа разработки в 2022 году планируется её внедрение в ведущих интегрированных структурах и предприятиях ОПК. Вторым этапом развития данной системы станет доведение к 2027 году её функциональных возможностей до уровня лучших мировых аналогов.

Компенсация части затрат может быть реализована и по проектам внедрения отечественного программного обеспечения на предприятиях ОПК (до создания комплекса программ доверенной отечественной PLM-системы), сертифицированного под актуальные требования, предъявляемые регуляторами в области информационной безопасности.

В связи со скачкообразным развитием технологий обработки данных и применения высокопроизводительных вычислений в мире, безусловно, большое внимание уделяется совершенствованию подходов

проектирования новых изделий, перевода части стендовых и натурных испытаний в "цифру". Ввиду изложенного уже с 2017 года структурами ГК "Росатом" совместно с организациями ОПК проводится развитие функциональности отечественного расчетно-математического комплекса "Логос" (далее - "Логос"). Причем динамика развития функциональности программного продукта "Логос" в интересах организаций ОПК, по оценке ФГУП "РФЯЦ - ВНИИ-ЭФ", позволит уже к 2020 году обеспечить проведение инженерных расчетов по следующим классам задач:*

• аэродинамика - до 95%;

• гидродинамика - до 95%;

• прочность - до 75%;

• тепломассообмен - до 90%.

Также с 2018 года реализуется механизм господдержки применения высокопроизводительных вычислений, включая суперкомпьютерные технологии в оборонной промышленности. Данный подход позволяет повышать культуру применения сложных, наукоёмких вычислений предприятиями ОПК, развивать собственные самописные коды до уровня полнофункциональных программных модулей.

Уже сегодня в ряде организаций науки и промышленности функционируют суперкомпьютеры различной производительности и архитектуры. Существуют планы развития их мощностей. В то же время генеральными и главными конструкторами перспективных изделий предусмотрены задачи использования высокопроизводительных вычислений, которые должны позволить в оптимальные сроки выпускать новые образцы. В этой связи в существующих мерах господдержки предусмотрен механизм погашения затрат организаций ОПК по договорам аренды суперкомпьютерных мощностей у сторонних организаций.

Заключение. На сегодняшний день для получения государственной поддержки предприятиями ОПК определены основ-

* По отношению к наилучшим мировым аналогам программного обеспечения.

ные требования к участникам различных тематических конкурсов и критерии конкурсного отбора проектов по направлению внедрения отечественного программного обеспечения для цифровизации различных стадий жизненного цикла изделий. С помощью данных механизмов государственной поддержки будут решены ключевые задачи по обеспечению этапного перехода промышленности ОПК на применение доверенной отечественной системы управления полным жизненным циклом изделия и, соответственно, по развитию отечественных программных продуктов до уровня функциональных аналогов зарубежной разработки, уже начиная с 2022 года.

Список литературы

1. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 № 204 // Собрание законодательства РФ.-2018.-№ 20.-Ст. 2817.

2. Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 года. - Режим до ступа: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/56957 (дата обращения: 20.05.2019).

3. О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации: фе-дер. закон от 26 июля 2017 № 187-ФЗ //Собрание законодательства РФ.-2017.-№ 31 (ч. 1).- Ст. 4736.

4. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федер. закон от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ // Собрание законодательства РФ.- 2013.- № 14.- Ст. 1652.

5. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: федер. закон от 18 июля 2011 N° 223-ФЗ //Собрание законодательства РФ.-2011.- № 30 (ч. 1).- Ст. 4571.

6. Вопросы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю: указ Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 № 1085// Собрание законодательства РФ.-2004.-№ 34.- Ст. 3541.

7. Единая информационная система в сфере закупок: сайт.-URL: zakupki.gov.ru (дата обращения: 20.05.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.