Научная статья на тему 'Проблемы ценностной самоидентификации России'

Проблемы ценностной самоидентификации России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
79
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы ценностной самоидентификации России»

Красота важнее пользы, поскольку польза - один из компонентов красоты. Враждебное отношение к позитивизму и практицизму выступает устойчивой характеристикой русского народного понимания «пользы» и «красоты», ведь духовность в русском общественном сознании традиционно предпочтительнее меркантильности. Прагматические установки не существенны, если на первое место выходят идеи и интересы более высокого порядка, а качество дела или его исполнения важнее, чем количество произведенного. Кстати, категорию качества как основную для славянского менталитета в свое время особенно отстаивали славянофилы.

Русская жизнь нацелена преимущественно на идеал хорошего, а не на критику отрицательно-плохого. Плохое, т.е. «зло», маркировано в противопоставлении к добру и, следовательно, само по себе ясно. Идеал видели не в будущем, которого просто нет, а в другом месте. Отсюда - известные «хождения за правдой» в Беловодье, поиск Неведомого Града-Китежа и тому подобные русские искания и ожидания. Идеал представлен в русском сознании не во времени, а в пространстве, наполняя собою некое другое место; он не творится нами, а сосуществует здесь, рядом с нами, его можно искать, найти (в буквальном смысле слова, «на-ити», то есть дойти до него). Именно поэтому идеи добра и милосердия, будучи вечными и неизбывными в русском менталитете, продолжают свое осмысление и овеществление, укореняясь в стихиях современного человеческого бытия.

Сабиров В.Ш.1

ПРОБЛЕМЫ ЦЕННОСТНОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ РОССИИ

В настоящее время остро стоит вопрос не только о путях развития России, но и о самом ее существовании как независимого государства, как особой цивилизации. В этом контексте усилия по реформированию экономических отношений и совершенствованию политической системы могут оказаться тщетными, если они основательно не затронут, так называемый, «человеческий фактор», не задействуют положительный аспект мотивации человеческого поведения, не актуализируют духовные и моральные ценности в сознании людей. Поскольку человек не является абстрактным существом, но всегда принадлежит к определенной социальной общности, из которой и черпает свои человеческие свойства, то закономерно встает вопрос о качественных определенностях этих общностей и степени интегри-рованности в них ее членов, для которых прежде всего необходимы мир и согласие, а затем уже позитивное решение конкретных социально-экономических инициатив. Поэтому у людей, входящих в ту или иную общность, несомненно, должно быть несмотря на всю совокупность индивидуальных различий между ними нечто общее, объединяющее их перед лицом любых невзгод и проблем. Именно таким образом может быть представлена проблема национального единства, которая невозможна без наличия национального самосознания или, иначе говоря, национальной ценностной самоидентификации.

На наш взгляд, для того чтобы верно построить концепцию национального самосознания, необходимо прежде всего определиться с понятием нация. Так можно выделить два его основных значения. Во-первых, нация отождествляется с этнической общностью. Во-вторых, нация трактуется как гражданская общность. Для того чтобы избежать путаницы, будем называть их соответственно этническим и национальным самосознанием. Поскольку здесь мы ведем речь о самосознании русских, то остановимся на его этническом и национальном аспектах.

Ф.М. Достоевский сделал одно очень важное открытие относительно русского народа. Еще на каторге Ф. М. Достоевский обнаружил, что русских отличает от других народов отсутствие чувства племенной солидарности. Если представители других этнических групп прежде всего ищут своих соплеменников и преимущественно с ними выстраивают свои взаимоотношения, то для русских решающее значение имеет не столько этническая, сколько человеческая сущность людей. Потом в знаменитой Пушкинской речи он разовьет эту идею до понятия всечеловечности русских. «Я просто только говорю, что русская душа, что гений народа русского, может быть, наиболее способны, из всех народов, вместить в себе идею всечеловеческого единения, братской любви, трезвого взгляда, прощающего враждебное, различающего и извиняющего несходное, снимающего противоречия»2. Однако было бы ошибкой в отмеченном выше качестве видеть исключительно положительную характеристику русских, поскольку нередко она чревата целым комплексом негативных духовно-нравственных переживаний, сознанием своей неполноценности, презрением, ненавистью или абсолютным равнодушием к своему же собственному народу. Наиболее показателен в этом плане феномен Смердякова, изображенный тем же Ф.М. Достоевским. Нельзя не отметить, что Смердяков - это в своем роде вообще удивительный феномен. Никто до Достоевского так гениально не предсказал появление маленьких людей, наделенных очень большой злостью. Таких людей в настоящее время весьма много. Они необыкновенно бездарны в социальном плане, но зато поистине гениальны в зле, в отрицании, в особенности в отрицании всего национального. Это парадоксальнейшее сочетание бездарности: социальной, духовной, моральной, творческой и др. и одаренности в зле есть удивительное явление, пророчески угаданное Достоевским. Отчасти это - современный тип человека, с которым каждому из нас в жизни приходится иметь дело. Он легко угадываем, по исключительному количеству претензий к жизни, и при этом полной невозможности реализовать конкретные социальные задачи, ибо, умея разрушать «до ос-

1 Сабиров Владимир Шакирович - доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета. Почетный работник высшего профессионального образования РФ. Область научных интересов: этика, история русской философии, философия религии, герменевтика, танатология. E-mail: sabirov-soina@211.ru

2 Достоевский Ф.М. Объяснительное слово по поводу печатаемой ниже речи о Пушкине // Полн. собр. соч. Т. 26. - С. 131.

нования», созидать и строить он не умеет и не хочет. «Я всю Россию ненавижу (...), - откровенничает Смердяков. -В двенадцатом году было на Россию нашествие императора Наполеона французского первого... и хорошо, кабы нас тогда покорили эти самые французы: умная нация покорила бы весьма глупую-с и присоединила к себе»1. Здесь перед нами, по сути дела, встает вечно актуальная проблема национального самопознания: откуда же берется в русском человеке такая ненависть к своей земле и к своему народу, частью которого он сам является!?

В этой связи закономерен вопрос: а нужно ли в русском человеке акцентировать его этническое происхождение и способствовать актуализации его этнического самосознания? На наш взгляд, это необходимо, и в первую очередь это обусловлено не только тем, о чем мы уже сказали выше, но именно потому, что русские более всех других народов бывшего СССР утратили свои этнические качества, поскольку у русских оказалось размытым их этническое самосознание. Вообще русский был более «советским человеком», чем представители других этносов, в результате чего он практически лишился способности дифференцировать другие этнические группы и общности как в нашей стране, так и за рубежом, что часто служило и все еще служит причиной пренебрежительного отношения к нему самому2. Поэтому этническое самосознание русским необходимо не для того, чтобы блюсти «чистоту крови», но для того, чтобы лучше знать себя и других. И все же для того, чтобы быть «русским» в полном значении этого слова, мало иметь только этническое самосознание. Нам представляется, что ему в высшей степени необходимо русское национальное самосознание, которое ни в коей мере не может быть тождественным этническому.

Национальное самосознание, основанное на понимании личностью своей принадлежности к определенной гражданской общности, имеет достаточно сложную структуру. Во-первых, оно немыслимо без чувства ответственности перед государством и предполагает знание человеком своих гражданских прав и обязанностей. Так если гражданин России, независимо от места проживания и этнического происхождения, изъявляет готовность защищать ее интересы и действительно их защищает, то он, несомненно, имеет в себе очень важный компонент русского национального са-мосознания3. Во-вторых, важным фактором национального самосознания граждан России является русский язык. Согласно В.И. Далю, на каком языке человек мыслит, к той нации и принадлежит. По-русски говорят и мыслят не одни только этнические русские. Нерусские в этническом смысле россияне в той мере русские, в какой они освоили и духовно восприняли великий русский язык. Так что можно быть одновременно, например, осетином (принадлежать осетинскому этносу) и русским или, по крайней мере, русскоязычным. Слово «русский», будучи прилагательным, может сочетаться с любым другим определением, обозначающим этническую принадлежность человека. Однако для того, чтобы быть не просто русскоязычным (каковыми, кстати, и, к сожалению, являются слишком многие этнически русские люди), необходимо осмыслить и ценностно воспринять духовно-нравственные особенности русской культуры, которая составляет третий важный компонент национального самосознания. Принадлежность же к русской культуре означает не просто эрудицию в области литературы, музыки, философии и т. д., даже не любовь к ним, а приятие и практическое утверждение их основополагающих ценностей.

Для русской культуры характерно свое специфическое понимание и переживание таких общечеловеческих ценностей как добро и зло, свобода, справедливость, смысл жизни, любовь и другие. Самый лучший способ овладения русской культурой и параллельно с ним - формирования национального самосознания - это участие в процессе культурного творчества в парадигме национальной традиции. Можно привести множество примеров того, как люди, принадлежавшие к разным этническим группам, творили шедевры русской национальной культуры, прославляя и творчески утверждая одновременно и свой родной этнос. Нет сомнения в том, что Н.В. Гоголь, будучи выходцем из Малороссии, стал великим русским писателем, а С. Д. Эрьзя нельзя назвать только мордовским скульптором, поскольку его творчество принадлежит всей России. То же самое можно сказать о И. Левитане, Ю. Олеше, Ф. Искандере, Р. Нуриеве, Б. Ахмадуллиной, С. Губайдуллиной...

Есть еще один компонент национального самосознания русских, усвоение и принятие которого свидетельству -ет о полноте и предельной глубине национального самосознания. Это - религия. Для русских - это православие. Не случайно до революции считалось, что быть русским - это по существу, значит, быть православным. Конечно, многие граждане России не могут принять православие как свою религию, ибо исторически связаны с другими конфессиями: исламом, буддизмом, иудаизмом и т.д., но уважать православие, знать его историю, основы вероучения, роль в жизни семьи, общества и государства обязаны все: верующие и неверующие, этнические русские и представители других народов4. Мирное сосуществование людей, принадлежащих к разным вероисповеданиям, не является утопией на фоне современных конфликтов в мире в целом и у нас на Кавказе. Сошлемся здесь на тот факт, что осетины, волею судеб оказавшиеся разделенными на православных христиан и мусульман, остались единым народом.

1 Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы // Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. в 30-ти томах. Т. 14. Л. 1976. - С. 205.

2 Не об этом ли свидетельствует пресловутое выражение «лица кавказской национальности», в котором оказываются размыты и стерты этнические различия десятков народов, населяющих Кавказ.

3

Попытки обозначить нацию, соотносимую с Российским государством, понятием «россияне» оказались неудачными, поскольку оно характеризует население России, а не гражданскую общность людей, принадлежащих этому государству. Для иностранцев, говорящих по-английски, все мы являемся Russians, т.е. фактически и по существу русскими. Почему бы нам не усвоить именно эту терминологию, когда мы имеем в виду суперэтническую общность людей, объединенных одним из самых великих государств мира?

4 Есть немало случаев, когда этнически нерусские люди, глубоко усвоившие русский язык и культуру, обращались и в православие. В качестве примера можно сослаться на азербайджанца Фазиля Ирзабекова, которого любовь ко всему русскому привела в лоно русской православной церкви. См. об этом: Василий (Фазиль) Ирзабеков. Тайна русского слова. Заметки нерусского человека. - М., 2007.

Религиозный компонент национального самосознания необычайно важен, ибо только с позиции высшей Божественной истины каждый народ может осознать свою правоту, свои грехи и свое высшее предназначение на земле. Русское национальное самосознание нельзя себе представить без покаянного принятия своей судьбы. Смирение и покаяние - высшие религиозные переживания, которые являются предпосылкой для искупления грехов, для нравственного совершенствования, для развития во всех областях человеческой деятельности. Это касается и отдельного человека и нации в целом, переживающих сейчас один из переломных моментов своей исторической жизни и потому остро нуждающихся в развитом и глубоко национальном самосознании. Однако в деле формирования русского национального самосознания имеются существенные проблемы, над которыми необходимо задуматься.

К сожалению, уровень общей культуры народа сейчас существенно ниже, чем в советскую эпоху. Одной из многих причин, порождающих это, является то, что в обществе по-прежнему имеет хождение круг идей, чрезмерно упрощающих сложные реалии современной жизни, а иногда и откровенно фальсифицирующих их. Стремление слишком многих политических деятелей сводить всё и вся исключительно к экономике, рыночным отношениям и пр. поражает своей ущербностью и крайне негативно влияет на самосознание народа. Именно потребность в обосновании жизни ценностями высшего надматериального порядка, удовлетворить которую почти 20 лет не могут ни государство, ни власть, ни общественные институты, гонит его в секты и экстремистские организации, заставляет менять вероисповедание и гражданство, моральные и житейские устои.

Ориентируясь в своих реформах на Запад и восхищаясь деловитостью Востока, мы, к сожалению, не желаем понимать, что все их успехи не сводимы ни к либеральной демократии, ни к рынку как таковому, но стоят на прочном фундаменте выверенных веками культурных традиций, духовных и нравственных идеалов. Россия же, пережившая в XX столетии две глобальные социокультурные катастрофы (1917, 1991), фактически лишена теперь самого жизненно необходимого - ясной и конкретной системы позитивных духовно-нравственных ценностей, органичных ее великому прошлому и в равной мере соответствующих ее настоящей и будущей исторической жизни.

Одной из самых острых и важнейших проблем, с которыми столкнулась современная Россия, без сомнения является вопрос ее ценностной самоидентификации. Это в значительной степени связано с тем, что до сих пор не имеется четкой государственной политики в этой сфере, а средства массовой информации, предоставленные сами себе и опять-таки ориентирующиеся на вульгарно понимаемые «рыночные отношения», по существу, разрушают духовно-нравственную основу существования русской нации. С нашей точки зрения, игнорирование задачи духовно-нравственного воспитания развитого национального сознания чревато возможностью беснования национальной стихии. События на Манежной площади красноречиво подтверждают данный тезис.

Здесь мы вновь вынуждены вернуться к проблеме этнической идентичности русских. Отсутствие серьезного и социокультурно обоснованного понимания её на государственном уровне оборачивается фактами откровенно нигилистического отношения русских к своей национальной принадлежности. Так выросло целое поколение молодежи, не знающее русских песен, не видевшее шедевров национального кинематографа, не понимающее красоты и своеобразия родной земли. В то же время в бывших союзных республиках СССР и нынешних субъектах Российской федерации, напротив, возрождаются и всячески поощряются именно национальные традиции. Получается, что этнически русские оказываются в положении еще большей дискриминации, чем их соотечественники, живущие в республиках Поволжья или Кавказа. Не в этом ли кроется одна из причин неуважительного отношения к русским со стороны инородцев? А оно в свою очередь неизбежно будет порождать конфликты, подобные тем, что имели место в Кондопоге или в Москве на Манежной площади. Вывод прост и категоричен: если продолжать высокомерно игнорировать жизненно-необходимую проблему формирования развитого этнического и национального сознания и самосознания у граждан России, то мы неизбежно услышим грозный «рёв племени», о котором в свое время предупреждал В.Н. Муравьев, один из авторов веховского сборника «Из глубины».

Не последнее место в деле формирования развитого национального самосознания, а следовательно, национальной ценностной самоидентификации, занимает философия. По словам Гегеля, «у данного народа появляется определенная философия, и эта определенность, эта точка зрения мысли, есть та же самая определенность, которая пронизывает все другие стороны народного духа; она находится с ними в теснейшей связи и составляет их основу. Определенный образ философии одновременен, следовательно, с определенным образом народов, среди которых она выступает, с их государственным устройством и формой правления, с их нравственностью, с их общественной жизнью, с их сноровками, привычками и удобствами жизни, с их попытками и работами в области искусства и науки, с их религиями, с их военными судьбами и внешними отношениями... Она есть высший цвет, она есть понятие всего образа духа, сознание и духовная сущность всего состояния народа, дух времени как мыслящий себя дух. Многообразное целое отражается в ней, как в простом фокусе, как в своем знающем себя понятии»1. Действительно, можно сказать, что философия рационализирует, делая всеобщим достоянием, определенный принцип жизни, который в действительности объединяет людей, превращая их в один народ или нацию, а разные формы культуры (искусство, мораль, право, фольклор и т. п.) - в одну культурную традицию, многообразие религиозного опыта - в один тип духовности. Например, интерес британской философии в основном сводился к проблематике теории познания и этики, а истина и добро трактовалась англоязычными мыслителями сугубо функционально. Истинно то знание, которое приносит пользу, добро также ассоциируется с полезностью. Таким образом, утилитаризм и практицизм британской философии, отражающий коренную особенность менталитета островного народа, и послужил тем рациональным принципом, который объединил данный народ и его культуру в единое целое. Иное дело - германская философия, имевшая тенденцию прида-

1 Гегель Г.В.Ф. Отношение философии к другим областям // Хрестоматия по философии. Сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. -М, 1997. - С. 15-16.

вать знанию абсолютный характер и заключавшая его в грандиозные теоретические системы, которые стали выражением и воплощением немецкой тяги к порядку. Итак, философия одновременно является способом национального самовыражения и способом национального самосознания, рефлексии над основами жизни и культуры данного народа. Каждый народ имеет свою более или менее оригинальную философию, свое представление о мудрости и путях к ней. Другое дело - достигает ли она высот мирового уровня, т. е. становится достоянием всего человечества. Русская философия также является способом национального самопознания (самосознания) и способом национального выражения. В то же время она сейчас вызывает большой интерес у интеллектуалов Запада и Востока, что связано в значительной степени с глубоким духовным кризисом, поразившим человечество1.

В формировании и существовании нации решающее значение имеет миф нации или национальная идея, о которой много писали русские философы. Вл. Соловьев придавал национальной идее метафизическое значение: «. идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности»2. Постижение смысла существования нации не тождественно выявлению ее политических, экономических и прочих интересов, потому что последние лежат в плоскости эмпирии и не могут предстать в сознании людей в идентичной форме в силу того, что разные слои народа по-разному представляют эти интересы. Вл. Соловьев утверждал, что смысл существования наций лежит не в них самих, но в человечестве: «Истинное единство народов есть не однородность, а всенародность, т.е. взаимодействие и солидарность всех их для самостоятельной и полной жизни каждого»3.

Что касается конкретного содержания русского национального идеала, то Вл. Соловьев пишет следующее: «Обыкновенно народ, желая похвалить свою национальность, в самой этой похвале выражает свой национальный идеал, то, что для него лучше всего, чего он более всего желает. Так, француз говорит о прекрасной Франции и о французской славе. англичанин с любовью говорит: старая Англия... немец поднимается выше и, придавая этический характер своему национальному идеалу, с гордостью говорит: немецкая верность. Что же в подобных случаях говорит русский народ, чем он хвалит Россию? Называет ли он ее прекрасной или старой, говорит ли о русской славе или о русской честности и верности? Вы знаете, что ничего такого он не говорит, и, желая выразить свои лучшие чувства к родине, говорит только о "Святой Руси ". Вот идеал: не консервативный и не либеральный, не политический, не эстетический, даже не формально-этический, а идеал нравственно-религиозный»4. Если же перевести эти рассуждения на практический уровень, то смысл их состоит в том, что культивировать идеал «Святой Руси» - это значит воспитывать в россиянине чувство священного благоговения перед родной землей, ее прошлым, настоящим и будущим; формировать в нем чувство любви к Богу и ближнему. Как говорил известный отечественный драматург А. Гельман, любить Родину - не березки целовать, а помогать достойным людям.

Национальная идея тем прочнее и жизненнее, чем более соответствует менталитету своего народа. Понятие менталитета очень часто употребляют некорректно, смешивая его с понятием «национальная психология», «национальный характер», «душа народа». Под менталитетом мы понимаем определенный способ восприятия, оценки, осмысления и переживания действительности, типичный для конкретной исторической общности или социальной группы. Понятие менталитета фиксирует формальную сторону психики и поведения людей, способ организации мыслительного и ценностного содержания сознания. Как мы отметили выше, британцы и американцы воспринимают и осмысливают мир, как правило, сквозь призму принципа полезности, а немцы во всем стремятся узреть и установить порядок. Что касается русского менталитета, то он зиждется на вере, т.е. на стремлении к абсолютной ценности. Русский верит в то, что дает (или кажется, что дает) его жизни смысл и спасение, т.е. освобождение от всякого зла. Л. П. Карсавин писал: «Русский человек не может существовать без абсолютного идеала, хотя часто с трогательной наивностью признает за таковой нечто совсем неподобное.. Докажите ему отсутствие абсолютного (только помните, что само отрицание абсолютного он умеет сделать абсолютным, догмою веры) или неосуществимость, даже только отдаленность его идеала, и он сразу утратит всякую охоту жить и действовать. Ради идеала он готов отказаться от всего, пожертвовать всем; усомнившись в идеале или его близкой осуществимости, являет образец неслыханного скотоподобия или мифического равнодушия ко всему»5. Следовательно, главное здесь - это содержательное наполнение веры, т.е. во что верит русский. Именно этот вопрос является основным русским вопросом, а не пресловутые «что делать?» или «кто виноват?». Последние вопросы возникают как раз тогда, когда неправильно решен первый вопрос.

Религиозность нашего менталитета - благо, если она действительно направлена на абсолютные и вечные ценности, и зло, если в панацею превращаются относительные, земные ценности. Так, например, коммунизм и либерализм оказались для России предметами ложной веры, губительными для ее граждан, государства, культуры и духовности. Коммунизм создал ложное единство людей, а либерализм стал воплощением мнимой свободы личности.

В России часто происходит подмена абсолютного относительным, духовности (предметом которой являются абсолютные ценности) идейностью (за которой стоят относительные, земные ценности), в результате чего вместо ожидаемого спасения, понимаемого в широком смысле этого слова, получается тотальное разрушение жизни во всех ее проявлениях. Идея (будь то коммунистическая или какая-либо другая), приобретая статус абсолютной ценности, может быть в определенных пределах созидательной в плане общественного и личного жизнеустройства. Однако раз-

1 В качестве примера можно сослаться на движение «Соттипюпе е НЪегайопе», возникшее в Италии и распространившееся во многие страны мира. Основные исходные идеи этого движения его основатель Луиджи Джуссани почерпнул у русских философов, в частности у А.С. Хомякова, чья идея соборности и означает по существу единство и свободу людей на основе любви.

2 Соловьев В.С. Русская идея // Соч. : в 2 т. - М., 1989. - Т. 2. - С. 220.

3 Соловьев В.С. Оправдание добра // Соч. : в 2 т. - М., 1988. - Т. 1. - С. 501.

4 Соловьев В.С. Национальный вопрос в России // Соч. : в 2 т. - М., 1989. - Т. 1. - С. 309.

5 Карсавин Л.П. Восток, Запад и русская идея // Карсавин Л. П. Русская идея. - М., 1992. - С. 322.

рушительная сила абсолютизированных идей в конечном счете берет верх, и нет тогда предела ее губительной стихии. Например, в социалистической идее и реальной практике социализма было много положительного, но, спрашивается, зачем нужно было разрушать храмы, жечь родовые усадьбы, гнать из страны философов? На наш взгляд, это произошло именно потому, что идея социализма (коммунизма) стала объектом религиозного поклонения народа. Но на ложной вере нельзя построить благополучную, стабильную жизнь. Нет также сомнения в том, что рыночная экономика является более динамичной и эффективной, чем, так называемая, плановая экономика. Но нельзя уповать на магическую силу рынка, который, как полагали Е.Т. Гайдар и его сторонники, сам по себе, без всякого государственного влияния наведет порядок в России и поставит ее в один ряд с процветающими странами. В действительности именно абсолютизация рынка и его «созидательных» возможностей привела к деградации российской экономики, развалу и уничтожению целых отраслей промышленности и отдельных предприятий, к резкому снижению уровня жизни большинства людей.

Русская философия вопрошает о смысле (бытия, истории, жизни, любви и т.д.), т.е. больше предпочитает размышлять о конечных судьбах мира, истории и человека. Она стремится предвосхитить итоги мировой истории и жизни человечества. В этой связи приходится с горечью констатировать, что всплеск интереса к русской философии и трудам отечественных мыслителей, оказавшихся в эмиграции после известных событий октября 1917 года, наметившийся в конце 80-90-х годах прошлого века, оказался сравнительно кратковременной кампанией. Русская философия не заняла достойного места в вузовских философских курсах, что произошло во многом из-за неспособности многих преподавателей этой дисциплины подняться до сложного комплекса идей, разрабатывавшихся отечественными мыслителями и сохраняющих свою актуальность до сего времени. В настоящее время в вузах под видом философии часто преподается химерический гибрид из обветшалых и вульгаризированных марксистских представлений, постпозитивистских и постмодернистских понятий. Чтобы убедиться в этом, достаточно просмотреть тесты по философии, которые предлагает министерство науки и образования для вузов, проходящих процедуру государственной аттестации. А это означает простую вещь: развитие развитого, отрефлексированного, цивилизованного национального сознания и самосознания русских откладывается на неопределенное время и от участия в нем, по сути дела, отключены созидательные силы нации, традиционно осуществлявшие функцию духовно-нравственного воспитания и просвещения: писатели, деятели культуры и искусства, ученые и философы. Между тем позитивная работа всех созидательных сил общества в этом направлении могла бы через сравнительно короткое время изменить самосознание русских и сделать его подлинно национальным и, следовательно, действительно конструктивным, созидательным и творческим в самом точном и глубоком значении этого слова. Хорошо было бы, если бы это произошло до очередного социального взрыва в России!

Смирнова М.В.

к.и.н., президент Фонд развития государственного права и гуманитарных проектов; Международная

Евразийская Академия Телевидения и Радио

soi7@rambler.ru

СМИ В РОССИИ: ПРИВЛЕЧЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ

НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ

Телевидение является мощным проводником идей, способным в короткий срок интегрировать массовую аудиторию, способствовать формированию общественного мнения, организовывать людей для совершения ими социальных действий. Следовало бы ожидать, что современное телевидение, имеющее гигантский охват аудитории, способно предоставить зрителям достаточно информации, которая поможет сориентироваться в новой реальности, сформировать национальные ценности, т.к. трактовка в телевизионном эфире текущих событий оказывает серьезное воздействие на отношение общества к этим проблемам.

Однако наше телевидение не формирует образ будущего страны, который бы объединял власть и народ. Какую реальность конструирует телевидение - это у нас практически публично не обсуждается. Между тем, роль телевидения не сводится к простому отражению того, что происходит вокруг нас: скорее, оно конструирует мир, который затем становится реальностью для телезрителей и управляет этой реальностью. Конечно, телевидение в значительной мере отражает то, что происходит вокруг нас. Однако оно проявляет избирательность в отношении того, что следует обозначить и сделать событием, сформировать «повестку дня», «информационный рацион».

Именно телевидение является основным инструментом влияния на общество. Неслучайно, возникла необходимость введения общественных советов на телевидении для формирования здорового общества и стабильной реальности.

Телевидение не только рассказывает о событиях, явлениях, людях и группах. Одновременно оно репрезентирует существующие в обществе типы мышления и ценности.

В результате этого процесса повышается ценность одних и обесценивается значимость других идей и смыслов существования нации. Таким образом, некоторые важные сегменты общественных отношений, социальных проблем, если и попадают в информационный поток, то остаются «в тени» более сильных доминант, а сильнейшей из этих доминант являются страхи.

Подобная концепция современного телевидения позволяет внедрить в общественное сознание очень удобную для нынешнего смыслового наполнения эфира базовую установку: ТВ лишь удовлетворяет имеющиеся на данный момент потребности большинства зрителей и полностью от них зависит. Этот манипулятивный подход незаметно пе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.