ФИЛОСОФСКИЕ кши
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ: СУЩНОСТЬ И ЕЕ ТРАНСФОРМАЦИЯ В РУССКОЙ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ
А.Б. Багдасарова
NATIONAL IDEA: THE ESSENCE AND TRANSFORMATION IN THE RUSSIAN SOCIAL-PHILOSOPHICAL REFLECTION
Bagdasarova A.B.
The paper analyzes the essence, functions of national Idea and Its transformation in the Russian soclal-phllosophlcal reflection. The problem preserves Its actuality in the condttlons of the modern Russian society, that specifies the necessity of complex profound study
Статья посвящена философскому анализу сущности, функциям национальной идеи и ее трансформации в русской социально-философской мысли. Данная проблема сохраняет свою актуальность и в условиях современного российского общества, что обуславливает необходимость углубленного, комплексного ее изучения.
УДК 130.2
Y
Национальная идея - один из важнейших компонентов национального сознания и самосознания в современном мире. Вызревание национальной идеи в духовной культуре того или иного народа свидетельствует о глубине этносоциальных и этнополитиче-ских процессов, их стадиальной зрелости, развитости. В то же время появление такого духовного образования, которое можно обозначить понятием «национальная идея» свидетельствует и о глубоких внутренних противоречиях в жизни конкретного этноса, ибо функционально национальная идея есть реакция на потребность в объединении, консолидации разобщенных слоев и структур этнической общности.
Национальную идею нельзя отождествлять ни с этноцентризмом, ни с национализмом, ни с мессианизмом, хотя эти феномены присутствуют в национальной идее в качестве ее генетических предпосылок и отдельных компонентов. Национальная идея есть духовная доминанта эпохи нациестрои-тельства, это идеологическое обоснование данного процесса, один из важнейших элементов этнической мобилизации.
Воздействие национальной идеи на этнонациональные процессы сложное и противоречивое, оно определяется многими факторами, среди которых важнейшими являются общественно-исторические условия, в которых протекает жизнь этноса.
Рубеж ХХ-ХХ1 столетий - время глобальных потрясений в сфере межнациональных отношений. Необоснованная этнона-
и
У 'S Багдасарова А.Б.
ГЙИИ «Национальная идея: сущность и ее трансформация...»
циональная активность способствует стремлению представителей этнической или национальной общности к завышенному уровню самоидентификации, приобретая при этом всевозможные, порой негативные, уродливые формы проявления. В этих условиях становится очевидным и жизненно важным обращение и целенаправленное изучение основных положений национальной идеи как своеобразного социального феномена. Прежде всего, необходимо определить место, роль и функции национальной идеи в общей системе этнонациональных отношений.
Национальная идея, по мнению А.В. и В.А. Авксентьевых, - «элемент, часть национального сознания» (1, с. 45). Сущностную сторону национальной идеи составила «проблема смысла бытия данного народа -этноса» (2, с. 313). Следовательно, национальная идея по своей сути онтологична. Содержание национальной идеи определяет совокупность компонентов, охватывающих все стороны жизнедеятельности нации: генетические истоки, «начало» исторической судьбы народа, цели существования; историческая и культурная миссия, место в мире; отношение к соседям, основания его уникальности, особенности национального характера, историческое будущее. Данная группа компонентов определяет национальную самобытность, исключительность, на основе которых, по утверждению А.В. и В.А. Авксентьевых, формируются представления о том, что «каждая нация, каждый народ (этнос) должен иметь суверенное национальное государство, а также, что права нации имеют верховенство над правами личности» (1, с. 46).
Национальная идея выполняет в социуме определенные функции: мировоззренческую, консолидирующую, когнитивную (познающую), ценностную, репрезентативную и регулятивную.
Каждая из представленных функций определяет сферу и уровень воздействия национальной идеи на национальное сознание. Мировоззренческая функция способствует формированию у представителей национальной группы специфического виде-
ния окружающей реальности определенного способа мышления, мировосприятия, уровня менталитета, которому присуща духовность и социально-биологическая обусловленность. Консолидирующая способствует объединительным процессам представителей одной или нескольких национальных групп. Когнитивная (познающая) - формирует уровень познавательной способности представителей той или иной нации. Ценностная - формирует национальную ориентированность, относительно устойчивые убеждения, представления, национальные идеалы, принципы. Репрезентативная (представительная) - определяет облик нации, специфические черты образа жизни и поведения. Регулятивная - определяет уровень взаимоотношений как внутри, так и за пределами национальной общности (система межгруппового взаимодействия).
Национальная идея - комплекс, включающий в себя совокупность ценностных ориентаций, социальных и идеологических установок, принципов, характерных для представителей той или иной национальности. Национальная идея в какой-то мере «продукт» национального сознания и самосознания, отражающий материальный мир. Конкретные формы выражения национальной идеи историчны. Для анализа этнокультурных процессов необходимо выяснить, в каких условиях, в какой исторической обстановке формируются элементы национальной идеи, каким образом они формируются в определенную системную целостность. В современном российском обществе идет активная разработка новой общероссийской национальной идеи, в эту работу включились ученые, политики, общественные деятели. Проблема российской и русской национальной идеи обсуждается на страницах многих изданий. В этой связи особенно важно проследить этапы формирования национальной идеи в России, ее временную трансформацию в русской социально-философской мысли, особенно конца XIX - начала XX вв. Современные этнические процессы, в том числе и в сфере сознания и самосознания, происходят на фоне восстановления культурно-исторических
связей в России и обращают внимание общественной мысли к историческому прошлому и теоретическому философскому наследию, к тем корням отечественной истории и научной мысли, без знания которых понимание сущности сегодняшних событий, явлений оказывается недостаточным, порой поверхностным.
На протяжении всей многовековой, сложной и противоречивой истории Отечества перед Россией не раз вставала проблема поиска, выбора и теоретического осмысления «русского пути». Каждая эпоха по-своему трактовала и пыталась решить данную проблему, как правило, в форме идей. Подчас идеи такого плана приобретали общенациональный характер: деятельность первых Киевских князей - Владимира, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, реформаторская деятельность Петра I, отдельные события Отечественной войны 1812 года, декабристское движение и разработка ими конституционных оснований общественного устройства России и другие. Однако все эти духовные поиски не достигали системной завершенности. Иногда их влияние ограничивалось политической или духовной элитой, в отдельных случаях были источником социально-политической борьбы и смуты, различных расколов.
Национальная идея в России прошла в своем развитии определенный исторический путь, который может быть представлен в виде этапов. Так как национальная идея -элемент, часть национального сознания, вполне закономерно, что этапы формирования национальной идеи во многом совпадают с процессом формирования национального сознания и самосознания.
«Погруженность» современных проблем этнического сознания и самосознания в социально-политический и культурно-исторический контекст позволяет выявить различные по содержанию и формам проявления этапы в развитии этнического сознания, самосознания и национальной идеи. Первый этап связан со становлением этноса, отстаиванием им своей независимости и формированием национальной государственности; второй обозначен реформами
Петра I, екатерининским временем и включает начало XIX века до событий Отечественной войны 1812 года, и третий определился подъемом национального самосознания в борьбе с наполеоновским нашествием и рядом событий XIX века, начиная с заграничного похода и по сути до предоктябрьской эпохи.
В России конца XIX - начала XX века национальная идея приобрела определенные, специфические формы и составила содержательную сторону, основу концепции «русской идейности», оформившись в рамках так называемой «русской идеи». В свою очередь, «русская идея» нашла теоретическое обоснование в творчестве отечественных литераторов, философов, представителей исторической науки и общественных деятелей последней четверти XIX и первой половины XX вв., среди них -Ф.М. Достоевский, Н.Я. Данилевский, B.C. Соловьев, H.A. Бердяев, И. А. Ильин, Н. Ф. Федоров, В.В.Розанов, С.Н.Булгаков, Н.О. Лос-ский, Б.П. Вышеславцев, А. Ф. Лосев, Л.П. Карсавин, П.А. Флоренский, братья Трубецкие и другие.
В разработке основных положений «русской идеи» принимало участие ни одно поколение философов и общественных деятелей России. Так, А.В. Гулыга выделяет в истории русской философской мысли три основных этапа процесса формирования «русской идеи». Первый связан с общественно-политической и научной деятельностью Н.М. Карамзина и А.С. Хомякова -предшественников «русской идейности»; второй - с творчеством основателей -Ф.М. Достоевского, В.С. Соловьева - «главные носители русской идеи» и третий - с их последователями - В.В. Розановым, Н.А. Бердяевым, С.Н. Булгаковым, С.Л. Франком, Н.О. Лосским, Л.П. Карсавиным, И.А. Ильиным, Б.П. Вышеславцевым, П.А. Флоренским, А.Ф. Лосевым.
«Русская идея» как предмет социально-философского осмысления составила значительную часть духовно-нравственного наследия «титанов философской мысли России». В своем исследовании мы остановимся лишь на отдельных представителях русского
и
У 'S Багдасарова А.Б.
ГЙИИ «Национальная идея: сущность и ее трансформация...»
«религиозно-философского ренессанса»: Ф.М. Достоевском, В. С. Соловьеве и H.A. Бердяеве.
В 1861 году в объявлении о подписке на журнал «Время» вниманию читателей были представлены размышления Ф.М. Достоевского, в которых русский писатель впервые употребил термин «русская идея».
Теоретическую основу «русской идеи» братьев Достоевских составила идеология «почвенничества» либерального направления в русской общественной мысли 60-х г. XIX в. Идея о «национальной почве» явилась ведущим звеном в идеологии «почвенничества» и составила основу социального и духовного развития России. Под «национальной почвой» понималась самобытность, самостоятельность России, опирающаяся на народный дух и народные начала.
Так, волею судеб Ф.М. Достоевский стал создателем неологизма «русская идея». Таким образом, в середине XIX века была обозначена новая проблема, специфическое направление в русской религиозно-философской мысли. Вслед за Ф.М. Достоевским концепцию «русской идеи» в полном объеме раскрыли его знаменитые соотечественники - В.С. Соловьев, Н.Я. Данилевский, Н.А. Бердяев и другие.
Тема русского народа, русской идейности - один из основных предметов философских изысканий В.С. Соловьева. Среди его работ такого плана - «Чтения о Богоче-ловечестве», статьи «Грехи России», «Вла-
димир Святой и христианское государство», «Русский национальный идеал», «Византизм и Россия», «Мир Востока и Запада», «Национальный вопрос в России», лекция «Русская идея» (конспект будущей книги «Россия и Вселенская церковь»).
В конце XIX века В.С. Соловьев приступил к разработке идеи «Вселенской церкви» и «единого человечества». В одной из своих публичных лекций этого периода В.С. Соловьев формулирует три силы, способные определить судьбы истории. Это -мусульманский Восток, западная цивилизация и славянский мир (основание - типы религии). По выражению В.С. Соловьева, славянскому миру свыше предопределена и предначертана особая миссия и судьба. Мусульманский Восток и западная цивилизация, как отмечает философ, совершив круг своего проявления, привели народы к духовной смерти и разложению. В рассуждениях В.С. Соловьева прослеживается некоторая противоречивость. Он призывает к «вселенскому единению», но при этом особую роль отводит славянскому миру, России, русскому народу.
Идея трех сил В.С. Соловьева обращает исследователей к отдельным положениям «Философии истории» Гегеля, где немецкий философ использует выражение «мировой дух» (дух, движущийся в мировой истории). Гегель различает три основных этапа мировой истории, следовательно, и три вида, три состояния «мирового духа»:
Г.В. Ф. ГЕГЕЛЬ В С. СОЛОВЬЕВ
«Мировой дух» «Три силы»
ВОСТОК - свободным является один единственный человек. «Мировой дух», не осознал своей свободы АНТИЧНЫЙ МИР - свободной является группа людей. «Мировой дух» осознал свою свободу, но не в состоянии самореализоваться НОВОГЕРМАНСКИЙ МИР - все люди свободны. «Мировой дух» полностью осознал свою свободу и самореализовался ВОСТОК - мир бесчеловечного бога ЗАПАД- мир безбожного человека СЛАВЯНСКИЙ МИР - и бог и человек. Верующий в бога человек
Необходимо заметить, что и Гегель, и Соловьев возлагают особую миссию за судьбы народов на представителей своей нации: Гегель - новогерманскому, Соловьев - славянскому миру. На наш взгляд, это обстоятельство вполне объяснимо социально-политической ситуацией в Германии конца XVIII - начала XIX в. - образование Германской империи и в России конца XIX в. - русско-турецкая война.
В период с 1878 по 1881 год В.С. Соловьев создает один из значительных своих трудов «Чтения о Богочеловечестве». Автор «Чтений» развивает всевозможные философские и богословские идеи, пытаясь соединить воедино два исторических типа мировоззрения - философский и религиозный. Эти своеобразные два начала характерны для творчества В.С. Соловьева: христианство и современная философия, религиозное философское миросозерцание, мироощущение и мировосприятие.
Национальная идея В.С. Соловьева находит свое отражение в концепции «Всеединства», в которой автор особую роль отводит человеку. Основные положения концепции всеединства, основанной на принципе единения христианских народов, изложены В.С. Соловьевым в брошюре под названием «Русская идея», вышедшей в свет в 1888 году. В самом начале своей работы В.С. Соловьев задается вопросом о смысле существования, судьбе и назначении России во всемирной истории. Он писал: «...каков идеальный принцип, одушевляющий это огромнее тело, какое новое слово этот новый народ скажет человечеству: что желает он сделать в истории мира?» (3, с. 220). Ответ на эти вопросы философ ищет «в вечных истинах религии».
Такая постановка проблемы национальной идеи приводит В.С. Соловьева к выводу, который предвосхищает его последующие размышления. «Идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности» (3, с. 220). В.С. Соловьев предлагает рассматривать «человечество как великое собирательное существо или социальный организм, живые члены которого представляют раз-
личные нации» (3, с. 220), где у каждого народа свое назначение, своя Богом данная миссия и судьба. По сути В.С. Соловьев движущей силой процесса развития нации определяет волю Творца. Нация - это плод воображения Мирового разума.
Далее философ отмечает, что призвание или особая (национальная) идея предопределена мыслью Бога. Причем, нация воспринимается как моральное существо, бытие которого «во всех случаях» определяется этой особой идеей. Следовательно, истинная идея нации - «есть нечто иное, как образ их бытия в вечной мысли Бога» (3, с. 221).
По утверждению В.С. Соловьева ни один народ не может быть свободным за счет унижения, подавления и отрицания национальной свободы других народов. Русский народ - христианский. Он является частью христианского мира, что во многом определяет его миссию, истинную русскую идею, - что должна сделать Россия «во имя христианского начала, признаваемого ею, и во благо всего христианского мира» (3, с. 229). Стремление русского народа в согласии с другими народами к совершенному, вселенскому единству человеческого рода-основная миссия русского народа во имя всего христианского мира. Отсюда национальная идея - это органическая функция, которая установлена и возложена Богом на ту или иную нацию. В частности, «русская идея» - некий определенный аспект идеи христианской. При этом единение и любое взаимодействие народов не должно отрицать их самобытности.
Практически все «творцы русской идеи» в своих работах отводят значительное место анализу отдельных событий отечественной истории, деятельности ярких представителей государства российского - князю Владимиру, Петру Великому и другим. Не отступая от этой традиции, В.С. Соловьев иначе, чем Ф.М. Достоевский отзывается о преобразованиях петровской эпохи: «В хаосе варварства и бедствий подымается колоссальный и единственный в своем роде образ Петра Великого..., он не останавливается ни перед чем, чтобы внести, хотя бы насильственно, в Россию ту цивилизацию, которую
i:I_IjI
Багдасарова А.Б.
«Национальная идея: сущность и ее трансформация...»
она презирала, но которая была ей необходима» (3, с. 225).
Проникнуть в суть христианства -постичь суть исторической миссии русского народа, которая заключена в воссоздании Вселенской Церкви, единстве христианского мира - формула русской национальной идеи B.C. Соловьева.
Значительный вклад в теоретическое обоснование концепции «национальной идеи» в России внес H.A. Бердяев. Творчество H.A. Бердяева хронологически относится к периоду формирования и профессионального становления «второго поколения философского ренессанса». H.A. Бердяев -религиозный философ-персоналист, представитель русского космизма, эсхатологист, «верующий вольнодумец», как он сам себя называл.
Необходимо отметить, что H.A. Бердяев вообще мыслит национальными категориями, используя в своих философских трудах широкий спектр понятий: «национальное единство», «национальное неравенство», «национальный дух». Отдельные размышления философа по национальным проблемам импонировали представителям евразийского направления в России. Особенно те, в которых H.A. Бердяев подчеркивал особую роль России во всемирной истории.
По выражению H.A. Бердяева, «Россия - посредница между Востоком и Западом» (4, с. 78). Россия - своего рода связующее звено между двух миров - Aзией и Европой. Иными словами, именно в России слились две мировые религии - христианство и ислам, два мира - христианский и мусульманский.
Оставаясь верным определенным традициям отечественной философской мысли, H.A. Бердяев стремится постичь сущность русской национальной идеи. Этой проблеме он посвятил книгу под общим названием «Русская идея», которая является последней историософской книгой H.A. Бердяева. В своих теоретических изысканиях H.A. Бердяев не ограничился лишь общими рассуждениями и рекомендациями. Философ попытался рассмотреть проблему «русской
идейности» через призму отечественной истории (русской общественной мысли Х1Х-начала ХХ вв.). Обращаясь к истокам русской духовности, к истории возникновения и формирования русской идеи начиная с древнейших времен, Н.А. Бердяев писал: «В русской истории есть уже пять периодов, которые дают разные образы. Есть Россия киевская, Россия времен татарского ига, Россия московская, Россия петровская и Россия советская. И возможно, что будет еще новая Россия» (4, с. 79). Характерным свойством русской истории, по Н.А. Бердяеву, является то, «что в ней долгое время силы русского народа оставались как бы в потенциальном, не актуализированном состоянии» (4, с. 79). В своей работе философ по сути обозначил проблему генезиса русской идеи в конкретно-исторических условиях. По мнению Н.А. Бердяева, русская самобытная мысль «задумалась над тем, что замыслил Творец о России, что есть Россия и какова ее судьба» (4, с. 79).
Раскол в российском обществе на почве религиозных взглядов, по выражению Н.А. Бердяева, только лишь выявил и обнажил те тенденции, которые были свойственны российскому обществу до этого времени: «В основу раскола легло сомнение в том, что русское царство, третий Рим, есть истинное православное царство. Раскольники почуяли измену в церкви и государстве» (4, с. 83). Главным движущим мотивом раскола, по Бердяеву, было «сознание богооставлен-ности царства». Итак, раскол явился тем духовно-социальным явлением, который пошатнул религиозные устои русской национальной идеи. В целом тема раскола - тема историософическая, напрямую связанная с «русским мессианским призванием, темой о царстве» (4, с. 83).
Оставаясь верным традициям русской философской мысли в разработке и постижении «русской идейности», Н.А. Бердяев рассматривает отдельные эпизоды, события в истории России с древнейших времен. В частности, анализируя деятельность Петра I, Н.А. Бердяев отмечает, что «реформа Петра Великого была неизбежна, подготовлена предшествующими процессами, и вместе с
тем насильственна, была революцией сверху» (4, с. 84). Философ определяет реформы Петра как насильственные и мучительные для народа, но без них, утверждает Н.А. Бердяев, «Россия не могла бы выполнить своей миссии в мировой истории и не могла бы сказать свое слово» (4, с. 84).
В «Русской идее» раскрывается исключительная судьба России, ее самобытность, которая видится автору через осознание характера и назначение русского народа.
Осознание Н.А. Бердяевым сути «русской идеи» «...проглядывает во всеобъемлющей и безбрежной русской душе старое мессианское, «апостольское» сознание: Москва наследует Византии, это Третий Рим и единственное средоточие правоверия» (4, с. 85).
«Русская идея» - попытка представителей отечественной философской и общественно-политической мысли сформулировать общенациональную идею духовного возрождения, определив перспективы развития России на основе осмысления пройденного страной исторического пути. Творцы «русской идеи» видели в своем детище не столько национальную идею отдельно взятой нации - русской, сколько общероссийскую национальную идею. Таким образом, «русская идея» может быть представлена как программа духовного возрождения русской нации, способной осуществить мечту «о соборном единстве человечества».
В дальнейшем концепция «русской идеи» перерастает рамки религиозно-философского направления, оформившись в виде общественно-политических движений - славянофилов и западников, позже «евразийства» (своеобразная форма «поиска новой русской культурной ценности»). В послеоктябрьский и советский периоды как таковой «русской идеи» в чистом виде не существовало, и, как отмечают отдельные современные авторы, основные принципы «русской идеи» были заменены принципом интернационализма. Справедливости ради, необходимо заметить, что в общем принцип интернационализма в определенной степени отражал суть одного из составляющих компонентов формулы «русской идеи» - все-
единство человечества (сближение, единение наций и народов).
Национальная идея в России, начиная с древнейших времен и до наших дней, выражалась в сменяющих друг друга идеоло-гемах, составивших теоретическую основу, принцип «русской идеи». Первая из них -«Истина и благодать в законе Христа, а не Моисея», сформулированная в середине XI века киевским митрополитом Илларионом; учение о Москве как о «третьем Риме», получившее свое оформление в теории монаха псковского Елиазарова монастыря Филофея (первая половина XVI в.); идеи «русского мессионизма» - богоизбранности русского народа, его самобытности; дилемма - «Россия - Запад - Восток»; «православие, самодержавие, народность» - формула графа А С. Уварова (1830 г.).
Национальная идея, как правило, от философских и религиозно-мистических оснований переходит к социально-ситуативному и к конкретно-политическому аспекту своего существования. Не стала исключением и русская национальная идея.
Общественную значимость национальной идеи трудно переоценить. Национальная идея - это проблема общества, следовательно, оно и должно ее сформулировать, т.е. идея должна овладеть общественным сознанием. Современной России необходима идея национального возрождения, которая напрямую связана с процессом возрождения национальной идеи.
Попытки возрождения «русской идеи» в современных условиях приводят порой к негативным явлениям в общественной жизни, прежде всего к ее идеологизации, использованию в популистских, конъюнктурных целях. В ряде случаев «русской идее» придается националистический оттенок. По сути, возникающие на основе эксплуатации национальной идеи объединения играют в обществе не консолидирующую роль, а служат дестабилизирующим фактором, пропагандируя национализм, создавая тем самым в полиэтничном образовании, каковым является Российская Федерация, угрозу противопоставления одной нации другой.
На наш взгляд, русскую идею, как на-
i:I_IjI
Багдасарова А.Б.
«Национальная идея: сущность и ее трансформация...»
циональную идею в том виде, в котором она предстает в концепциях русских философов конца Х1Х - начала ХХ вв., возродить в современных условиях невозможно. Вместе с тем, очень важно в теоретическом и практическом плане сохранить и развить основные положения «русской идеи», как общероссийской национальной идеи, которая должна стать составной частью государственной национальной политики (программы) России на рубеже столетия.
Социально-философский анализ концепции «русской идеи» способствует всестороннему рассмотрению основных положений, особенностей и сущности национальной идеи. В содержании национальной идеи находят отражение мысли народа о самом себе, т.е. осознание им своей значимости, своего исторического пути, судьбы. Каждая национальная идея призвана решать определенные задачи, среди которых: возрождение единого национального самосознания; стремление к развитию собственной самобытности, этнической уникальности. Национальная идея одновременно - продукт национального сознания и творческой деятельности интеллектуальной элиты.
Для концепций национальной идеи характерно развитие, разработка социальных и нравственных идей национального сознания до уровня научного знания, вооб-
ще, и социально-философского - в частности. Процесс трансформации, перехода национальной идеи от философских и религиозно-мистических оснований к социально-ситуативному и конкретно-политическому аспекту своего существования присущ и русской национальной идее, что актуализирует данную проблему в современных условиях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Авксентьев A.B., Авксентьев В.А. Краткий этносоциологический словарь-справочник. -Ставрополь: СГПУ, 1994. - 100 с.
2. Современный философский словарь / Под ред. В.Е. Кемерова. - +.;Бишкек.;Екатеринбург, 1996. - 608 с.
3. Соловьев B.C. Русская идея. Сочинения в 2 т. Т. 2. -+.: Правда, 1989. - 735 с.
4. Бердяев H.A. Русская идея // Вопросы философии. - 1990. - №1. - С. 77-145; № 2. - С. 87155.
Об авторе
Багдасарова Анна Борисовна, и.о. заведующего кафедрой социальной философии и этнологии СГУ, доцент, кандидат философских наук. Сфера научных интересов - особенности формирования и проявления этнического сознания и самосознания; этапы становления концепции «русской идеи» в отечественной культуре.