УДК 316
Гнатюк Александр Николаевич
кандидат социологических наук, научный сотрудник, Южно-российский филиал, Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН [email protected]
Гнатюк Максим Александрович
кандидат социологических наук, преподаватель кафедры
,
Самарский государственный университет путей сообщения [email protected]
Самыгин Сергей Иванович
доктор социологических наук, профессор кафедры управления персоналом и социологии, Ростовский государственный экономический университет [email protected]
Alexander N. Gnatyuk
Candidate of Sociological Sciences, Researcher South-Russian Branch, Federal Research Sociological Center of the Russian Academy of Sciences [email protected]
Maksim A. Gnatyuk
Candidate of Sociological sciences, teacher of the Personnel Management Department, Samara State Transport University [email protected]
Sergey I. Samygin
Doctor of Sociology, Professor of department of judicial examination and criminalistics, Rostov state economic university [email protected]
Проблемы трудовой
занятости современной российской молодежи
Аннотация. В статье анализируются проблемы трудоустройства и занятости российской молодежи, поскольку молодые специалисты, выходящие на рынок труда после окончания вузов, неизбежно сталкиваются с различными сложностями и препятствиями на пути реализации своей цели. К основным проблемам, касающимся трудовой занятости молодежи, относятся: несоответствие рынка образовательных услуг и рынка труда, трудоустройство по знакомству, и, как следствие, ослабление конкуренции между молодыми кадрами.
Ключевые слова: молодежь, трудовая занятость, рынок труда, рынок образовательных услуг.
Problems of
employment of modern russian youth
Annotation. The article analyzes the problems of employment and employment of Russian youth, since young professionals entering the labor market after graduating from universities inevitably face various difficulties and obstacles in the way of realizing their goal. The main problems related to youth employment include: the discrepancy between the market of educational services and the labor market, employment in acquaintance, and as a result, the weakening of competition between young cadres.
Keywords: youth, employment, educational services market.
labor market,
Современный российский рынок труда сформировался в условиях тотального реформирования всей социально-экономической системы и продолжает испытывать отрицательное влияние социально-экономического кризиса,
обусловившего спад в сельском хозяйстве и
,
, ,
общей и регистрируемой безработицы. Большой урон наносит безработица молодежи, как наиболее уязвимой группе населения, не позволяя ей реализовать все свои знания, умения и навыки в том или ином виде профессиональной деятель-
, -
да, а, значит, снижение жизненного уровня и социального здоровья [1].
Масштабы регистрируемой и скрытой безработицы особенно растут среди молодежи, а между тем возможности молодого поколения россиян и без того ограничены в силу их более низкой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями населения.
Несмотря на то, что во «Всеобщей декларации прав человека», принятой Генеральной Ассам-
блеей ООН (1948 г.), подчеркивается, что каждый человек имеет право на труд, на свободный , -
ные условия труда и на защиту от безработицы [2], проблема трудоустройства и занятости российской молодежи стала сегодня одной из острейших социальных проблем. С этой проблемой российское общество столкнулось в конце XX -начале XXI столетия: сегодня наблюдается
очень высокий уровень безработицы, по данным
,
составляет трудоспособная молодежь, у которой пока не имеется опыта трудовой профессиональной деятельности [3].
Проблема занятости молодежи - это одна из
,
молодые люди в возрасте 14-30 лет (в российской социологии молодежи признается именно ).
Что же представляет собой категория «трудовая занятость» молодежи?
Будучи социальной категорией, категория «заня-»
функционирования рынка рабочей силы в условиях конкретной социально-экономической инфраструктуры. К занятой части молодежи отно-
,
предприятиях, в учреждениях и организациях, на частных предприятиях и предприятиях с коллективной формой собственности, в фермерских хозяйствах, а также занятые предпринимательской деятельностью [4, с. 325]. Применительно к российской молодежи дефиниция «занятость» рассматривается в настоящее время как причастность молодых людей к общественно-
полезной деятельности, а именно: - -
ту, жалованье, прибыль, семейный доход или по созданию предметов для собственного потребления; -
,
с целью собственного потребления и потребления ближайшим социальным окружением.
Заметим, что категория «молодежная занятость»
означает не только участие в трудовой деятель,
квалификации, учебу с отрывом от производ-
,
армии по призыву, ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми людьми.
, -
лагает участие в любой, не запрещенной российским законодательством трудовой деятельности, не связанной с выполнением оплачиваемой работы [3].
Проблема трудовой занятости молодежи в настоящее время осложнена тем, что сегодня фактически существуют два независимых рынка: рынок образования и рынок труда. Принято полагать, что безработица - это своеобразная плата за рыночное общество и издержки рыночного
сектора российской экономики, поскольку в условиях рыночного общества развитие высшего образования определяется не актуальной потребностью общества в специалистах, а спросом на него рынка, причем безотносительно к профессиональной специализации. Существовавшая ранее цепочка «вуз - предприятие» оказалась очень призрачной. На сегодняшний день лишь в общем смысле, скорее традиционно, можно рассуждать о социальном спросе на образование и спросе российского социума на работников. В действительности, в российском обществе в сфере образования имеется только один вид спроса - социальный спрос со стороны [5]. ,
в течение нескольких последних лет увеличение числа студенческой молодежи. Как отмечает . . , -говые стратегии высших учебных заведений
устремлены на запрос со стороны родителей и
,
специальности и места обучения в качестве ориентира выбирают не ситуацию на рынке труда, а социокультурные стереотипы, включая и престижность высшего профессионального образования [6].
Опасность тенденции такого рода состоит в том, что значительно увеличивается десинхрониза-ция рынка труда и рынка образовательных услуг, что происходит по причине отсутствия институционального закрепления их связанности. Вузы ориентированы на спрос семей, которые, будучи серьезным источником финансирования российского высшего профессионального образования, станут поставлять на рынок труда специалистов с некоторым опозданием на 5-6 лет. Кроме того,
устаревающая ресурсная база вузов, включаю- ,
сформированное под аудиторный учебно, -
ная образовательная инфраструктура и пр. - не позволяет повышать качество образовательных услуг на фоне резкого увеличения числа их потребителей [6].
При этом увеличение роста числа выпускников вызывает ситуацию конкуренции между выпускниками за достойное трудоустройство. В конкурентной борьбе в условиях рыночного общества всегда есть победители и проигравшие (причем последних всегда больше). Поэтому в условиях рыночных отношений проблема молодежной занятости приобретает новые свойства. С одной стороны, вопросы трудоустройства весьма важны для молодежи, с другой - реализовать свои личностные потребности в профессиональной сфере удается далеко не каждому молодому человеку. По официальным статистическим дан, 25 среди безработных 24,8 % [7]. Почему? Как решать данную проблему?
, -
лодого специалиста далеко не однозначно. Моло-
, ,
:
;
получении диплома о высшем профессиональном
образовании независимо от того, соответствует ли оно квалификации; трудоустроиться на престижную высоко оплачиваемую работу.
Однако, как показывает практика, молодые специалисты, выходящие на рынок труда после окончания вузов, неизбежно сталкиваются с различными сложностями и препятствиями на пути реализации своей цели [8]. Возникает главная проблема: каким образом осуществить свою цель, реализовать задуманное и желаемое?
Не является секретом тот факт, что реализовать поставленные перед собой цели молодому и неопытному специалисту крайне затруднительно, а порой и невозможно в силу множества причин объективного и субъективного характера, а :
- не имеется опыта работы; нет готовности к
;
- ;
- -
ства или уровень образования молодого специа-
;
- ; - ,
имеющим должной специализации (т.к. был взят
по знакомству, сто блату»); - -
нок, что настораживает работодателя возможными больничными листами по уходу за ребенком и вызывает опасность дискриминации в связи с наличием в семье маленького ребенка и пр.
, -
нализации распространяется в условиях стихийного процесса интеграции в трудовые отношения даже на высокообразованных молодых специалистов.
Как показывают результаты социологических опросов, у всей студенческой молодежи на первый план, как правило, выходит один главный вопрос: где найти привлекательную по всем параметрам работу молодому специалисту? Большинство опросов показывают, что, чаще всего, молодые люди пытаются утроиться на работу сто знакомству» и у этого пути имеется два варианта: сто рекомендации» и сто блату». Первый вариант предполагает профессиональный
отбор: резюме, характеристику, собеседование, ; -
рьезного отбора никак не предполагает. Молодого специалиста просто берут на работу, не про, -
ющего образования, ни опыта работы, те. по т.н. «блату» [9, с. 103].
Как указано в толковом словаре русского языка, «блат - это знакомство, связи, которые можно использовать в личных, корыстных целях» [10, с. 200]. Современное значение термина блат -это полезные связи, «нужные» знакомства, бла-
годаря которым можно получить определенные преференции и разные блага в обход общепринятых законов, предписаний правил и норм. Вы-« » -
жью как выгодные связи и знакомства и ассоциируется молодежью с т.н. «халявой» (термин ев),
можно что-то получить бесплатно, даром, не напрягая усилий, те. по блату. Разумеется, что блат применяется только при трудоустройстве на лучшие вакантные, «привлекательные» места.
Так, согласно опросам рекрутинговых агентств, порядка 54 % респондентов тем или иным способом использовали связи при трудоустройстве на работу, повышении должности, оклада, начисления премии [9, с. 103]. А что же делать
остальным 46 %, тем, у кого нет таких выгодных ? ,
одной из современных проблем занятости молодежи, проблем, распространившихся до уровня государственных и даже мировых масштабов.
Какие же проблемы, касающиеся трудовой занятости российской молодежи, мы видим в итоге?
Во-первых, трудоустройство по блату создает в молодежном сообществе, как и обществе, в целом, сильное социальное неравенство.
- , -
ет как таковая. -,
молодых специалистов мало профессионалов, хорошо знающих свое дело.
В-четвертых, появляется эффект «наспед-», -
жается мотивация для личностного и профессионального роста.
В-пятых, повышается уровень коррупции, взяточничества, бюрократии и должностного произвола. - , -
,
предприятии и, как следствие, в стране в целом. -,
:
труда вызывает проблему несоответствия образовательного рынка и рынка труда.
Все указанные выше проблемы осложняют процесс трудоустройства современной российской .
видится в создании условий для здоровой молодежной трудовой конкуренции, возможностей , -
нерства между рынком образовательных услуг и
рынком труда [11], преодоление стереотипов со
,
работы, предоставление права каждому молодому человеку реализовать свой трудовой по.
и умен ие молодых специалистов работать, и места для трудоустройства по знакомству практически не останется.
Литература:
1. Гафиатулина Н.Х. Здоровьесберегающие модели профессиональной социализации студенческой молодежи в условиях социальной неопределенности // Инженерный вестник Дона, 2013, № 3. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n3y2013/1824
2. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_ LAW_120805/8dd76fa744c4a215c388d6a7b9 7017be1e8fe80d/
3. . .
с молодежью в современной России / В.Д. Бай-рамов, A.B. Лубский, М.О. Пухкалова, ОБ. Степанов. Ростов н/Д., М., 2009. С. 274.
4. : / . . . -цанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин и др. Мн. :
, 2003. 1312 .
5. . . -ции трудовых ценностей российской молодежи и
//
социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7. № 8. С. 97-102.
6. . . -сти и безработицы в контексте несоответствия
//
: , ,
. 2012. 6.
7. -стики. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения 10.06.2018).
8. . . -ции на рынке труда / С.И. Самыгин, М.А. Гнатюк,
. . // , -
. 2017. 11.
9. . . // Pedagogical, psychological and sociological issues of professionalization personality: Materials of the II international scientific nf r n . r gu 2016. C. 102-104.
10. Ожегов СМ. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведов. М., 2013. 944 с.
11. . . -ных рисков в сфере образования как условие повышения социального здоровья молодежи // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. № 1 (39). 2015. С. 18-22.
Literature:
1. Gafiatulina N.Kh. Health-saving models of professional socialization of student youth in conditions of social uncertainty // Engineering Bulletin of the Don, 2013, № 3. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n3y2013/ 1824
2. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_ doc_LAW_120805/8dd76fa744c4a215c388d6a7b97 017be1e8fe80d/
3. Bayramov V.D. Problems of social work with youth in modern Russia / V.D. Bay-frames, A.V. Lubsky, M.O. Pukhkalova, O.V. Stepanov. Rostov n / D., M., 2009. P. 274.
4. Sociology: Encyclopedia / Comp. A.A. Gritsanov, V.L. Abushenko, G.M. Evelkin et al. Moscow : Book House, 2003. 1312 p.
5. Gnatyuk M.A. Key risks of transformation of labor values of Russian youth and their social consequences // Historical and social-educational thought. T. 7. № 8. Pp. 97-102.
6. Magera I.V. The problem of youth employment and unemployment in the context of the discrepancy between the market of educational services and the labor market // Modern economy: problems, trends, prospects. 2012. № 6.
7. Federal Service of State Statistics. URL: http://www.gks.ru/ (date of circulation is 10/06/2018).
8. Samygin S.I. Features of labor adaptation of Russian youth in the labor market / S.I. Samygin, M.A. Gnatyuk, D.V. Krotov // Humanitarian, socioeconomic and social sciences. 2017. № 11.
9. Gukalova A.G. Problems of youth employment // Pedagogical, psychological and sociological issues of professionalization personality: Materials of the II international scientific conference. Prague 2016. P. 102-104.
10. Ozhegov S.I. Explanatory dictionary of the Russian language / S.I. Ozhegov, N.Yu. Shvedov. M., 2013. 944 p.
11. Gafiatulina N.Kh. Reduction of institutional risks in the sphere of education as a condition for increasing the social health of young people // Education. The science. Innovations: The Southern Dimension. № 1 (39). 2015. pp. 18-22.