Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ'

ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2160
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРЬЕРА / МОЛОДЕЖЬ / РЫНОК ТРУДА / ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гонская Е.С.

В данной статье рассмотрена актуальная проблема современной молодежи, основные причины возникновения проблемы при трудоустройстве после окончания высшего учебного заведения, проанализирована сложившая ситуация на современном рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ»

УДК31

Гонская Е.С.

Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л.Хетагурова, исторический факультет, кафедра социологии Магистерская программа «Современные методы и технологии в изучении

социальных проблем общества» Россия, Республика Северная Осетия-Алания, город Владикавказ

ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Аннотация

В данной статье рассмотрена актуальная проблема современной молодежи, основные причины возникновения проблемы при трудоустройстве после окончания высшего учебного заведения, проанализирована сложившая ситуация на современном рынке труда.

Ключевые слова: карьера, молодежь, рынок труда, проблемы трудоустройства.

Для современной молодежи очень сложным и неоднозначным процессом является - перспективный карьерный рост. С одной стороны спрос на молодых специалистов должен быть велик, так как каждый год выпускается большое количество амбициозных и перспективных молодых людей, обладающих неординарным, творческим мышлением и взглядом на различные проблемы. С другой же, отсутствие практической деятельности, навыков и опыта делают эту категорию кадров наиболее сложной и проблематичной для работодателя.

Основная цель получения диплома в вузе - это приступить к профессиональной деятельности, успешность которой зависит от знаний и практических умений молодого специалиста, полученных в ходе его обучения. Современные молодые люди сталкиваются с проблемой отсутствия вакантных рабочих мест по специальности, а если и находят, то недостаток практического опыта, который в процессе обучения не предоставляют вузы, сказывается очень сильно. ВУЗы дают лишь теоретическую базу, без должной практики, которая способствует формированию профессиональной компетентности и карьерному развитию личности молодого специалиста. Работодатели чаще всего не готовы брать на работу вчерашнего студента из-за отсутствия стажа, ведь им легче и выгоднее принять более опытного сотрудника, которому потребуется минимальный временной срок для того, чтобы вникнуть в специфику организации и приступить к прямому выполнению своих обязанностей.

Профессиональная успешность молодых специалистов зависит не только от личных качеств, ценностей, мотивации, но и от соответствия выбранной специальности, от навыка формирования профессиональной стратегии и ориентации в профессиональной среде.

С экономической точки зрения самой материально необеспеченной социальной группой является молодёжь, которая полагается на финансовую помощь родителей. Желание получить высшее образование в большинстве случаев отодвигает начало трудовой деятельности, что в результате влечёт за собой ряд последствий. В период социальной стабильности такие проблемы могут быстро быть решены или смягчены, но в условиях кризисного периода проблемы трудоустройства усложняются. Экономический спад провоцирует резкое увеличение численности безработных, особенно в молодёжной среде, что влечёт за собой сложности в достижении экономической самостоятельности и возникновение ряда других социальных проблем как алкоголизм, наркомания и прочее.

Исследование проблемы трудовой карьеры молодёжи демонстрирует, что вопрос профессиональной карьеры не теряет свою актуальность и необходимость в изучении. Сложившаяся современная ситуация в обществе, характеризуемая трансформациями во всех сферах жизнедеятельности привела к новым рыночным отношениям. Роль государства в этих условиях значительно изменилась, не в самую лучшую сторону. Обратимся к истории, человеку в советском обществе предоставлялись определенные гарантии,

своего рода уверенность в своём будущем, чего мы не можем сказать о нынешней ситуации, сегодня нужно самостоятельно ориентироваться и маневрировать в сложившихся современных социальных, экономических и других проблемах, умение быстро подстраиваться и реагировать на изменения. Однако переход к рыночным отношениям открыл широкие возможности для самореализации в различных сферах труда. Актуально это в сфере профессиональной деятельности, у каждого индивида появилась возможность проявить свои таланты, способности, знания, навыки, реализовать себя. Так к 2021 году мы получили бесчисленное количество «профессий будущего» (тревел-блогер, БММ-специалист и т.д), а также фрилансеров.

Под карьерой подразумевается поступательное движение по служебной лестнице в сфере занятости, которое способствует совершенствованию профессиональных навыков и квалификации, что приводит к увеличению размера вознаграждения. Необходимо понимать, что в первую очередь карьера - процесс реализации человеком себя и своих возможностей, процесс становления в социальной жизни. Именно этот процесс является активным освоением социального пространства, которое влечёт за собой удовлетворение потребностей. Следовательно, социологическая доминанта в процессе развития возможностей субъекта карьеры, закрепляет за собой определяющую роль и выступает социальным механизмом карьерного процесса. Источниками и главными движущими элементами в этом механизме выступают личностные и социальные ресурсы или возможности, которыми человек реально и потенциально обладает.

Проблема трудоустройства выпускников ВУЗов, а так же неудовлетворенность молодых специалистов своими рабочими местами является актуальной и имеет место в современном российском обществе.

Значительная часть молодых специалистов за основу берет мнение, что без связей и влиятельных знакомств затруднительно, в «нашем коррумпированном обществе», выбиться в люди и трудоустроиться на хорошую, во всех смыслах, должность.

Главной причиной, вызывающей трудности при трудоустройстве остается отсутствие практического опыта работы. И речь в данном случае идет не конкретно об опыте в определённой сфере, а об опыте в целом. Следует отметить, что возможности работать и получить хоть какой-то опыт в студенческие годы удается мало кому, ведь учеба требует больших временных затрат, а не посещаемость занятий влечет к возникновению проблем с деканатом и преподавателями.

Так же молодым людям бывает нелегко трудоустроиться по причине завышенных требований и ожиданий по отношению к будущей работе, в частности к заработной плате. Отсюда возникает проблема неудовлетворенности рабочим местом, которое приводит к безработице среди молодых людей, получивших диплом.

На мой взгляд, основополагающей причиной молодежной безработицы выступают амбиции студентов, которые ничем не подкреплены и, конечно же, лень.

В высших учебных заведениях основное время отводится на теоретическую подготовку, которая в свою очередь оказывается невостребованной, отсутствие практических навыков ставит выпускников в затруднительное положение, так как для работодателя в первую очередь важно умение применить знания на практике, чему ВУЗ, к сожалению, уделяет недостаточного внимания.

Образовательная деятельность, сложившаяся в нынешних вузах нуждается в перестройке, современные учебные заведения должны выпускать качественных специалистов. Эффективным решением может стать комплексная программа адаптации студентов на рынке труда. Главными направлениями, которой должны стать - управление студенческой занятостью, организация учебного процесса и практики.

Современные выпускники должны иметь четкую профессиональную направленность; быть уверенными в востребованности своей специальности и знаний, приобретенных в процессе обучения (специальности должны подбираться не только с целью коммерческой выгоды на сегодняшний день, но и с учетом перспективных тенденций на рынке труда).

В свою очередь, современным вузам следует быть нацеленным не на набор, а на выпуск. На базе любого современного вуза должна работать своя кадровая служба по работе с выпускниками, обеспечиваться устойчивые взаимосвязи с действующими предприятиями-работодателями,

организовываться курсы дополнительной специализации и повышения квалификации, практиковаться распределение на предприятия хотя бы наиболее перспективных выпускников.

Система мер по снижению безработицы среди молодых специалистов не ликвидируется полностью приведенным перечнем, существует огромное поле для творческого поиска путей выхода из сложившейся на рынке труда ситуации. Лишь подойдя к решению проблемы занятости комплексно, можно будет говорить о конкретных улучшениях проблемы безработицы выпускников.

Не стоит пренебрегать проблемой карьеры современных выпускников, ведь это довольно опасный вопрос для российского общества. Что как не безработица, отсутствие уверенности в своем будущем может привести к последующим девиациям молодежи.

Эта проблема требует объединения усилий по всей вертикали власти: как в плане организации учебы, так и в плане организации студенческой и послевузовской занятости. Нет смысла ждать и верить, что все образуется само собой, здесь нужны серьезные вмешательства в законодательный процесс, иначе российские вузы так и будут ежегодно поставлять тысячи безработных. Список использованной литературы:

1. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и Социология труда: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 407 с.

2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Издание 4-е. М. : Издательский центр «Академия», 2010. - 304с.

3. Субботина Л.Ю. Личность в системе профессиональной подготовки: Ярославль 2003. - 101 с.

4. Дидковская Я. В. Успешность профессиональной карьеры молодежи в трансформирующемся обществе. /Журнал «Дискуссия» №9, 2015 г. - 64-69с.

5. Чередниченко Г.А. Молодёжь России: социальные ориентации и жизненные пути. СПб.: РХГИ, 2004. -с. 23 - 25.

6. Баразкова С.Ю. Специфика карьерного поведения. - М.:2000.

7. Бекоева М.И. Основные подходы к изучению проблемы профессиональной мобильности студентов // Молодой ученый. — 2014. — №17. — С. 450-452. — URL https://moluch.ru/archive/76/12992/ (дата обращения: 28.01.2020).

© Гонская Е С., 2021

УДК 31

Качмазова А.Г.

Северо-Осетинский Государственный университет им. К. Л. Хетагурова

исторический факультет, кафедра социологии

ДИНАМИКА ОСЕТИН В СПИСКЕ БОГАТЕЙШИХ ЛЮДЕЙ РОССИИ

Аннотация

В статье рассматривается динамика осетин в период 2011-2020 гг. в списке «200 самых богатейших бизнесменов России».

Ключевые слова:

успех, осетины, успешные люди, Forbes.

Несмотря на любые попытки создания внеэтнических обществ, одним из решающих признаков идентификации для человека всегда оставалась этническая принадлежность. Важность национальной принадлежности для человека подтверждается результатами переписи населения: абсолютное большинство людей указало свою этничность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.