Научная статья на тему 'Проблемы трудоустройства молодых специалистов по окончании обучения в России'

Проблемы трудоустройства молодых специалистов по окончании обучения в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
428
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / ТРУДОУСТРОЙСТВО / ВЫПУСКНИКИ / БЕЗРАБОТНЫЕ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЗАНЯТОСТЬ / THE LABOR MARKET / EMPLOYMENT / GRADUATES / UNEMPLOYED / REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ракитин Алексей Андреевич

Проводится анализ рынка труда молодых специалистов. Выявлен ряд проблем и представлены пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ракитин Алексей Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF EMPLOYMENT OF YOUNG SPECIALISTS AFTER STUDYING IN RUSSIA

The article analyzes the labor market for young professionals. A number of issues and presented solutions.

Текст научной работы на тему «Проблемы трудоустройства молодых специалистов по окончании обучения в России»

3. Мазур И. И., Шапиро В. Д., Ольдерогге Н. Г. Управление проектами. - М.: Омега-Л,

2007. - 664 с.

4. Свинцова Л.А. Теоретические аспекты организации процесса инвестирования // Экономические науки. - 2008. - № 2. - С. 319-322.

Павлов Артём Юрьевич

Технологический институт федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге.

E-mail: im11@narod.ru.

347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44.

Тел.: 88634371742.

Pavlov Artem Yurevich

Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.

E-mail: im11@narod.ru.

44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia.

Phone: +78634371742.

УДК 74.580

A.A. Ракитин

ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ОКОНЧАНИИ ОБУЧЕНИЯ В РОССИИ

Проводится анализ рынка труда молодых специалистов. Выявлен ряд проблем и представлены пути их решения.

Рынок труда; трудоустройство; выпускники; безработные; регулирование; занятость.

A.A. Rakitin

PROBLEMS OF EMPLOYMENT OF YOUNG SPECIALISTS AFTER STUDYING IN RUSSIA

The article analyzes the labor market for young professionals. A number of issues and presented solutions.

The labor market; employment; graduates; unemployed; regulation.

Вопросы трудоустройства всегда волновали исследователей рынка труда. В 1960-1990-е годы в России существовала чёткая система принудительного

,

такое предприятие отрасли, которое наиболее благоприятно с точки зрения условий труда, климата, развитости инфраструктуры. В настоящее время в связи переходом к рыночным отношениям и упразднением системы распределения, у молодых специалистов, как показывают опросы, нет чёткого представления о будущем месте работы. Решение вопроса трудоустройства является актуальным как для самого выпускника, так и для государства, заинтересованного в полной занятости населения.

1990- -

кому падению спроса на труд. При этом наблюдался резкий рост спроса на высшее образование, продолжающий расти и в настоящее время. Так, например, контингент студентов вузов в 1990/91 учебном году насчитывал 2,824 млн чел., в 2000/01 учебном году - 4,741 млн чел., а в 2008/09 учебном году уже 7,513 млн чел. Аналогич-

ными темпами растёт и стоимость обучения, особенно в вузах. Такое значительное изменение условий функционирования системы образования не могло не сказаться на качестве подготовки специалистов.

Новые экономические и социальные реалии потребовали кардинально иного уровня работника - гибкого, готового постоянно учиться, легко адоптироваться к различным сферам деятельности. В этих условиях образовательным учреждениям необходимо постоянно совершенствовать содержание учебных курсов, технологии обучения, организацию учебного процесса. Учебные заведения оказались в двойственном положении: с одной стороны - дефицит ресурсов, прежде всего финан-, - . В результате наблюдалось сегментирование системы образования на дешёвое и , , ,

.

Экономическое развитие 2000-х годов и мировой финансовый кризис 2008 г.,

, ,

конец 2008 г. составлял 1,522 млн чел. (2,1 %). Работодатели производили сокра-, , -ников вспомогательных производств, стремясь сократить издержки. Одновременно, не нанимая новых сотрудников. В сложившейся ситуации выпускники, имеющие малый опыт работы или не имеющие его вовсе, не могли трудоустроиться. На конец 2008 г. 26,7 % от общей доли безработных составляли выпускники системы профобразования, ранее не имевшие работу (рис. 1).

О -------------------------------------------------

1995г. 2000г. 2001г. 2002г. 2003г. 2004г. 2005г. 2006г. 2007г. 2008г.

Рис. 1. Доля безработных, ранее не имевших работу, %

(составлено автором по данным Госкомстата)

Как видно из рис. 1, доля граждан, впервые вовлекаемых в трудовую дея, 25 %.

большинство из них - выпускники системы профобразования.

, -( ), ( ) ( ), -, 2008 . -ется в 2,2 раза: НПО - 604,7 тыс. чел., СПО - 631,7 тыс. чел., ВПО - 1358,5 тыс. чел. соответственно [3]. Таким образом, при решении проблем трудоустройства молодых специалистов в первую очередь следует учесть особенности высшего .

Для понимания столь значительной доли безработных в данном сегменте рынка труда необходимо провести анализ, выявить причины её вызывающие.

Опрос, проведённый среди выпускников кафедры экономики ТТИ ЮФУ 2007-2009 гг. выпуска, показал, что большая часть респондентов на момент окончания вуза не трудоустроены (рис. 2).

Рис. 2. Оценка шансов выпускника кафедры экономики ТТИ ЮФУ найти работу

по специальности

( 2007-2009 . )

Изучение способов поиска работы показывает, что обращение в государственные службы занятости составляет только 32,9 % от всех вариантов, наиболее действенным способом признаётся помощь родственников и знакомых - 57 %. Кроме того, выделяют обращение непосредственно к работодателю 26 % респондентов. Приведённые данные свидетельствуют о высоком уровне самозанятости, отсутствии гарантированной помощи в трудоустройстве со стороны государства.

Государство со своей стороны проводит политику, направленную на регулирование рынка труда, осуществляемую по следующим стадиям [1]:

♦ аналитическая;

♦ целевая;

♦ организационно-методическая;

♦ корректировочная;

♦ результативно-оценочная.

Общеизвестно, что вышеприведённый процесс растянут во времени, образуется определенный временной лаг, который необходимо учитывать при принятии

.

, , является так называемая информационная асимметрия, т.е. различный уровень информационной обеспеченности субъектов рынка труда. Среди экономических и социальных потерь от информационной асимметрии и неполноты информации на рынке труда можно выделить: неадекватность поведения как работодателя, так и

,

по половому и возрастному признаку, рост фрикционной безработицы.

Неполнота информации делает несовершенными методы её обработки, анализа, прогнозирования социально-экономических процессов, что ведёт к серьёзным просчётам в государственной политике в области регулирования рынка труда.

Информационная асимметрия приводит к увеличению фрикционной безработицы. Работник, неудовлетворённый уровнем зарплаты или иными условиями труда, увольняется по собственному желанию. Данное решение из-за отсутствия полной информации об условиях работы в других подобных организациях в некоторых случаях бывает не оптимальным. Поиски нового места работы длятся, в , .

Фрикционная безработица наносит определённый ущерб как работнику, так и , , , -, -дом со старого места работы и на начальном этапе на новом месте.

Преодоление информационной асимметрии заключается в повышении уровня информационного обеспечения субъектов рынка труда, предоставлении , , , и предложении рабочей силы, условиях трудоустройства, социальных гарантиях. При этом информация не должна затрагивать коммерческую тайну предприятия. , , -.

Для регулирования рынка труда, как упоминалось выше, необходимо использовать определённые методы воздействия, направленные на проведение государственной политики в данном сегменте. Упомянутые методы можно разделить на две группы: прямые, или административные; экономические, или косвенные, ко, , -

небюджетного сектора экономики.

Рассматривая административные методы воздействия на рынок труда молодых специалистов, можно отметить как наиболее действенные такие, как [4]:

♦ создание новых рабочих мест посредством использования для этого финансовых ресурсов федерального, региональных и муниципальных бюд-

, ;

♦ изменение масштабов подгото вки работников всех профессий, специальностей в государственных учебных заведениях НПО, СПО и ВПО, организация на базе данных учреждений курсов повышения квалификации, пе-

;

определённого уровня пособий по безработице и их выплаты;

♦ организация помощи безработным в их трудоустройстве через систему органов служб (центров) занятости;

♦ принятие Правительством Российской Федерации нормативных актов, закрепляющих минимальный уровень заработной платы для всех секторов

.

В условиях развития рыночных отношений для поддержки молодых специалистов возрастает значимость экономических методов регулирования рынка труда. Для увеличения спроса на рабочую силу государство стимулирует увеличение инвестиций предприятий и организаций в расширение масштабов деятельности, тем самым создавая новые рабочие места. В этих целях используются такие экономические рычаги как изменение процентных ставок банковских кредитов, налоговых ставок на доходы субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность. Понижение процентных ставок ведёт к удешевлению кредитных ресурсов, что в свою очередь увеличивает массу прибыли и стимулирует развитие производства, увеличение числа предоставляемых услуг, т.е. наём дополнительного персонала. Изменение налоговых ставок, как показывает мировой опыт, также способствует разви-

. , -, .

практика существует относительно привлечения на работу инвалидов, квотирования определённой доли рабочих мест.

В условиях интеграции национальной экономики в мировую, возрастает влияние валютных операций путем изменений курса национальной валюты на ин-

. -зины повышает выгодность экспортных операций и снижает импорт, таким обра-, - -номики, увеличивая объёмы производства, создавая новые рабочие места. При этом возрастает и спрос на продукцию и услуги в смежных отраслях, аналогично вовлекая новые трудовые ресурсы.

Экономические методы регулирования рынка труда, применяемые государством для корректировки предложения рабочей силы, направлены главным образом на совершенствование системы оплаты труда, повышение её стимулирующей

, . секторе оплата труда совершенствуется за счет улучшений тарифной системы. В небюджетном секторе влияние государства на оплату труда может осуществляться путём оптимизации налоговых ставок на доходы предприятий, увеличивая таким образом их доходы, направляемые на оплату труда.

Названные выше проблемы трудоустройства молодых специалистов с определённым уровнем образования и способы их решения дополняет прогнозирование потребности экономики в специалистах. Прогнозы составляются как на феде, , непосредственное влияние на рынок труда, как: политические, экономические, , - , . состоит в том, что их результаты определяют направленность, интенсивность, формы государственного воздействия на рынок труда на различных уровнях.

Для прогнозирования потребностей рынка труда в специалистах с определённым уровнем образования в России существует большой опыт и различные , , . Из общего количества наиболее используемых методов определения потребности экономики в специалистах можно выделить следующие подходы [2].

1. . -циалистах на основе научно разработанных и унифицированных штатных расписаний и нормативов, составленных с учётом специфики каждой отрасли. При этом общая потребность в специалистах определялась умножением перспективного объема производства на плановый норматив об.

текущих потребностей производства (до пяти лет) и возможностей вуза.

2. Нормативный метод, или метод «коэффициента насыщенности» был

. , . . -

сти авторы понимают число специалистов на одну тысячу работающих, которое должно выдерживаться на предприятиях данной отрасли. Данный норматив устанавливается на десятилетний период с разделением на две части по 5 лет и был введён в 1981 г. как один из основных показателей в

- . возможность перспективного приемлемого согласования интересов предприятий, отчитывавшихся о его выполнении, и вузов, осуществлявших приём строго в соответствии с определёнными потребностями.

3. , -

том Госплана СССР в середине XX века. Он является синтезом приведённых выше двух методов и предусматривает определение текущей потреб-

ности в специалистах в первые пять лет планируемого периода прямым счётом на основе разработанных типовых штатов, а в последующие годы определение перспективной потребности - на основе коэффициентов на.

В начале 90-х годов XX века отработанный механизм был полностью отверг.

,

, -

.

потребностей рынка труда в специалистах с профессиональным образованием, которые отвечали бы новым экономическим условиям, а также способствовали согласованию возможностей системы профобразования с потребностями регио-.

4. , -

шения, складывающиеся в наиболее развитых промышленных странах, имеющих структурное сходство с российской экономикой.

5. Рас чётно-аналитический метод, основанный на экстраполяции профессионально-отраслевой матрицы, позволяющий получать прогнозную картину с достаточно мелкой детализацией. Идея его состоит в том, что расчёт профессиональной структуры ведётся по основным отраслям эконо-

.

для определения перспективного спроса на профессии, определяемые в дальнейшем методом экстраполяции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. .

потенциальных возможностях организации непрерывного мониторинга спроса на профессии и специалистов. Этот метод позволяет обеспечить максимально возможную территориально-отраслевую привязку спроса на профессии к имеющимся в регионе возможностям подготовки кадров. Несмотря на видимое разнообразие возможных подходов к определению наиболее востребованных специалистов, на практике применение большинства из . -. -разным применение подхода, в соответствии с которым следует учитывать основ, .

Источниками информации в данном случае могут являться:

♦ численные и квалификационные характеристики специалистов с про-

, -

;

♦ мониторинг оценки качества подготовки специалистов;

♦ анализ потреб ности в кадрах, не представленных на рынке труда региона;

♦ мониторинг выпускников системы профобразования;

♦ иные виды исследований рынка труда.

Резюмируя изложенное выше, можно заключить, что проблемы трудоустройства молодых специалистов существуют и носят комплексный характер. Как пока, -

, -

ников учебных заведений.

Решение названных проблем требует устранения пробелов в законодательстве Российской Федерации, разработки и внедрения программ поддержки молодых , -

вания и работодателями.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Государственное регулирование экономики / Под ред. ТТ. Морозовой. - М., 2002. - C. 147-167.

2. Майбуров КА. Механизм согласования возможностей высшей школы с постребностя-ми региона // Университетское управление: практика и анализ. - 2003. - № 5-6 (28).

3. Российский статистический ежегодник 2009 / Под ред. В.Л. Солокина: Стат. сб. / Росстат. - М., 2009. - 795 с.

4. / . . . -

, . . . - .: - , 2006.

Ракитин Алексей Андреевич

Технологический институт федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге.

E-mail: rakitinalexey@ya.ru.

347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, д. 44.

Тел.: 88634371732.

Rakitin Alexey Andreevich

Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.

E-mail: rakitinalexey@ya.ru.

44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia.

Phone: +78634371732.

УДК 614.2:33

T.T. Синельников

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РФ: ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ И ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

ПРОБЛЕМЫ

Рассмотрены основные инфраструктурные и финансово-экономические проблемы развития отечественной системы здравоохранения, выявлены их причины и формы влияния на эффективность процесса управления медицинским обслуживанием, а также вектор мероприятий для совершенствования искомой сферы.

Система управления здравоохранением; финансовое обеспечение и инфраструктур; .

T.T. Sinelnicov

THE ANALYTICAL PORTRAIT OF NATIONAL PUBLIC HEALTH SYSTEM: FINANCIAL, ECONOMIC AND INFRASTRUCTURAL PROBLEMS

In the article the author considers the basic infrastructural, financial and economic problems in the process ofpublic health system development, establishes their reasons, influence forms on the public health management process and defines ways to its perfection.

The system of public health services; financing and infrastructural conditions; management process problems in the public health system.

Трансформация приоритетов социально-экономического развития на всех уровнях управления обусловливает необходимость существенной перестройки всех сфер жизнеобеспечения, отвечающих за сохранение и развитие человеческого

- . -более важных сфер, отвечающих за количественное и качественное приращение человеческих ресурсов как суммарной ценности трудовых ресурсов и человече-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.