Научная статья на тему 'Программно-целевой подход реализации алгоритма разработки, прогнозирования, мониторинга, анализа, контроля реализации программ занятости'

Программно-целевой подход реализации алгоритма разработки, прогнозирования, мониторинга, анализа, контроля реализации программ занятости Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
663
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА / МЕХАНИЗМЫ И ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ / ИНДИКАТОРЫ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ЗАНЯТОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ракитин Алексей Андреевич

В настоящее время в России важным фактором стабилизации и инновационного движения на базе научно-практического прогресса является формирование адекватной системы управления на всех уровнях народного хозяйства. Для более эффективного регулирования рынка труда целесообразно применять программно-целевой подход, разработанный и созданный на основе алгоритма анализа и контроля реализации программ занятости со встроенными индикаторами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программно-целевой подход реализации алгоритма разработки, прогнозирования, мониторинга, анализа, контроля реализации программ занятости»

УДК 33 ББК 65.9 Р 19

А.А. Ракитин

Аспирант кафедры государственного и муниципального управления Таганрогского

технологического института Южного федерального университета. Тел. (8634)371-742, email: rakitinalexey@ya. ru.

Программно-целевой подход реализации алгоритма разработки, прогнозирования, мониторинга, анализа, контроля реализации программ занятости

(Рецензирована)

Аннотация. В настоящее время в России важным фактором стабилизации и инновационного движения на базе научно-практического прогресса является формирование адекватной системы управления на всех уровнях народного хозяйства. Для более эффективного регулирования рынка труда целесообразно применять программно-целевой подход, разработанный и созданный на основе алгоритма анализа и контроля реализации программ занятости со встроенными индикаторами.

Ключевые слова: Рынок труда, регулирование рынка труда, механизмы и инструменты регулирования, индикаторы диагностирования реализации программ занятости.

A.A. Rakitin

Post graduat student of Taganrog Polytechnic Institute of GOU VPO «Southern Federal

University». Ph. (8634)371-742, e-mail: rakitinalexey@ya.ru.

Program-target approach implementing the algorithm development, forecasting, monitoring, analysis, monitoring the implementation of employment programs

Abstract. At the present time in Russia an important factor in stabilizing and innovative motion-based scientific and practical progress is to develop an adequate system of governance at all levels of the economy. To more effectively regulate the labor market is advisable to apply target-oriented approach, designed and built based on the algorithm analysis and monitoring the implementation of employment programs with built-in indicators.

Key words: The labor market, labor market regulations, mechanisms and regulatory instruments, indicators of diagnosing implementation of employment programs.

Состояние современного рынка труда России диктует необходимость разработки и реализации новых подходов к управлению данным сегментом экономики. Уровень безработицы в стране остаётся довольно высоким (на I квартал 2010 года - 2244 тыс.человек), что составляет 114,2% к аналогичному периоду 2009 года [1]. Приведённые данные доказывают актуальность заявленной проблемы и необходимость выработки путей её решения.

На современном этапе государственное регулирование рынка труда осуществляется федеральными, региональными и местными органами самоуправления посредством специфичных механизмов и инструментов. Так, федеральным органам власти присущи институциональные (Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ) и экономические (налоговые льготы, субсидии и т.п., стимулирующие инвестиционную активность хозяйствующих субъектов; величина пособий по безработице, пенсий; создание свободных экономических зон; стимулирование формирования точек роста в неблагополучных регионах) инструменты, способные создавать равноправные условия для включения отдельных субъектов в общественное производство, повысить инвестиционную активность и создать дополнительные рабочие места, снизить уровень безработицы. Кроме того, федеральные

органы власти обеспечивают материальную поддержку безработных граждан, создают минимальные условия для сохранения трудового потенциала, снижения миграционного потока, закрепления населения в местах традиционного проживания.

Региональные органы власти регулируют рынок труда субъекта программно-целевыми средствами (разрабатывают стратегические планы развития региона, программы содействия занятости населения, переобучения безработных граждан востребованным профессиям). Указанные инструменты преследуют такие цели, как: создание гибкого рынка труда через выявление соотношения экономики региона и уровня потребления населением товаров и услуг; выявление резервов развития отраслевой структуры; повышение уровня занятости, сокращение региональной безработицы; изменение профессионально-квалификационной структуры рабочей силы, повышение её мобильности и конкурентоспособности, позволяющие увеличить вероятность нахождения работы [2].

На муниципальном уровне инструментами регулирования рынка труда являются программно-целевые методы: разработка стратегических планов развития муниципальных образований, включающих в себя прогнозирование спроса на трудовые ресурсы, разработка целевых программ содействия занятости отдельных групп населения (выпускники системы профобразования, инвалиды, лица предпенсионного возраста), муниципальный маркетинг. Кроме того, муниципальные органы власти способны регулировать рынок труда территории посредством административных (организация общественных работ), организационных (создание советов наставников), институциональных (создание муниципальных и межмуниципальных корпораций, муниципальный заказ), экономических (муниципальные займы) инструментов. Приведённые механизмы направлены на формирование гибкого муниципального рынка труда; увеличение занятости и мобильности рабочей силы, изменение квалификационно-образовательной структуры рабочей силы путём увеличения доли работников тех специальностей, которые связаны с жизнеобеспечением и удовлетворением потребностей жителей муниципального образования; привлечение на территорию новых предприятий за счёт формирования конкурентных преимуществ муниципального образования.

Наиболее распространенным механизмом регулирования рынка труда региона можно считать программно-целевой подход, являющийся одним из основных методологических подходов в современном менеджменте. Он предполагает чёткое определение целей, разработку и реализацию программы действий, направленных на достижение поставленных целей. Программно-целевой подход является теоретической основой стратегического управления, которое получает в современных условиях все большее распространение в экономике государства, регулируя определенные рынки или их сегменты.

Актуальность идеи программно-целевого управления рынка труда заключается в том, что оно позволяет: решать первоочередные проблемы данного сектора экономики;

выстраивать приоритеты в организационно-управленческой деятельности; алгоритмизировать управленческую деятельность в соответствии с разработанной программой; осуществлять мониторинг продвижения к реализации поставленной цели по этапам программы.

Программно-целевое планирование является одним из видов управления, в основе которого ориентация деятельности на достижение поставленных целей. Программно-целевое планирование строится на схеме: «Цели-пути-способы-средства». Использование

программно-целевого метода позволяет реализовать комплексный поход к развитию объекта как целостного организма, объединяющего все социально-экономические процессы, протекающие как в сферах труда, образования, культуры, экологии, так и в других отраслях экономики, а также увязать социальные цели и задачи с ресурсами всех видов, необходимых для их реализации.

По мнению таких исследователей, как А.Е. Когут, В.Е. Рохчин, А.А. Румянцев и О.П. Литовк, «программы являлись в значительной мере суммой отраслевых проработок, в то время как проблемы межотраслевого характера отходили на второй план. Ресурсная

обеспеченность программ практически также отражала сумму отраслевых материальнотехнических возможностей. Ориентация на механизм отраслевого управления, на административные методы оказалась слабо совместимой с принципами программно-целевого планирования для решения проблем межотраслевого и территориального характера и явилась существенной причиной относительно низкого вклада территориальных программ в социальный и экономический рост регионов» [3].

Ряд авторов рассматривают программы занятости как плановый документ, отражающий совокупность мероприятий, направленных на реализацию одной или нескольких социально-экономических целей [4]. При этом существует иная точка зрения, основывающаяся на том, что программы в качестве особого инструмента планового управления представляют собой комплекс мероприятий, обеспечивающих целенаправленное развитие хозяйственной системы и существенное изменение территориальной структуры народного хозяйства [5].

В Законе РФ от 20 июля 1995г. № 115-ФЗ (с изменениями от 09.07.1999г.) «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» дается следующее определение программы: «Программы

социально-экономического развития Российской Федерации - комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров». Более развернутое определение программы, по мнению В.Н. Ивановой Т.И. Безденежных, выглядит следующим образом: «Это система документов, мер и действий, объединяющая в единый комплекс процесс формирования целей и способ их достижения с процессом организации, регулирования, учета и контроля практического выполнения мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей. Более того, целевая программа задает определенную организационную структуру аппарата управления, призванного реализовать поставленные цели и задачи, скоординировав деятельность различных хозяйствующих субъектов» [6].

Цели разработки Программы содействия занятости населения предполагают формирование ряда взаимосвязанных блоков или разделов, которые содержат как ряд индикаторов, так и комплекс мероприятий. Как правило, в структуре представлены следующие блоки: целевой; структурный; ресурсный;

блок технико-экономического обоснования; организационный блок.

Целями разработки указанной Программы, исходя из направлений государственной политики регулирования рынка труда, является содействие занятости населения и снижение напряжённости на рынке труда путем сокращения безработицы и смягчения ее социальных последствий, создания и сохранения рабочих мест в перспективных секторах экономики, оказание поддержки молодым специалистам-выпускникам системы профобразования.

К числу конкретных целей разработки Программы относятся следующие: профилактика массовых высвобождений; снижение темпов роста безработицы;

создание условий для скорейшего трудоустройства безработных граждан; содействие занятости безработных граждан, особо нуждающихся в социальной

защите;

смягчение социальных последствий безработицы путем оказания целевой социальной и моральной поддержки граждан на период вынужденной безработицы;

обеспечение социальных гарантий занятости молодежи, инвалидов, лиц «предпенсионного» возраста и других категорий населения из числа неконкурентоспособных граждан;

создание условий для роста качества рабочей силы;

совершенствование работы службы занятости и др.

Обеспечивающие цели сгруппированы в следующие группы:

обеспечение правовых, экономических и организационных условий в целях содействия занятости;

научно-методическое обеспечение выполнения программных мероприятий; обеспечение инвестиционной поддержки создания рабочих мест в перспективных секторах экономики;

финансовые ресурсы, определяющие объем и структуру финансового обеспечения реализации Программы;

социальные ресурсы, выражающие потребности в необходимости по поддержке неконкурентоспособных граждан;

информационные ресурсы, предполагающие создание банков данных, проведение мониторинга развития системы рабочих мест, освещение в средствах массовой информации процесса реализации программы.

В целях более чёткого и всестороннего контроля разработки и реализации необходимо использовать ряд индикаторов, отражающих степень реализации программ. Такими индикаторами являются:

уровень регистрируемой безработицы;

уровень трудоустройства граждан, ищущих работу (эффективность государственного регулирования занятости);

численность безработных на одну вакансию (напряжённость на рынке труда); количество безработных участвующих в подпрограммах программ занятости: общественные работы, переобучение, стажировка выпускников системы профобразования (вовлечённость в реализуемые программы);

другие индикаторы, вводимые для детализации хода выполнения программ.

Представленные выше механизмы и инструменты регулирования рынка труда подразумевают непрерывный контроль процессов, происходящих в данном секторе экономики. При этом, предполагается, что реализация Программ занятости осуществляется посредством алгоритма, изображённого на рисунке 1. По нашему мнению, полная эффективность будет достигаться при выполнении всех условий и положительных значений встроенных индикаторов с этапа «Целеполагание» и по этап «Контроль выполнения программ».

Рассматрим подробнее каждый этап реализации представленного алгоритма разработки, прогнозирования, мониторинга, анализа и контроля реализации программ занятости.

Первый шаг алгоритма «Целеполагание» включает в себя формулировку целей -наиболее важную часть. От верной, корректной и полной постановки целей зависит выполнение всей программы в дальнейшем. Согласно поставленным целям на последующих этапах предполагается определение задач, в полной мере отвечающих исходным целям и обеспечивающих достижение положительных значений индикаторов, определяющих эффективность реализации программы и её этапов. Далее необходима разработка алгоритма реализации программы каждой задачи. При этом, разрабатываемый алгоритм должен соответствовать требованиям рациональности, оптимальности по временным и стоимостным показателям, логичности, информативности.

Второй этап предлагаемого алгоритма - «Прогнозирование» включает в себя определение условий достижения поставленных целей, в соответствии с которыми происходит выбор и адаптация модели прогнозирования. На данном этапе происходит выбор между математическими моделями прогнозирования потребностей региональных экономик в специалистах с различным уровнем профессиональной подготовки и программными комплексами в виде информационно-аналитической системы, предназначенных для проигрывания сценарных ситуаций в сфере взаимодействия рынка образования и рынка труда, а также результатов от реализации программ воздействия на указанные рынки. От

данного выбора зависит корректность построения поэтапной схемы реализации программы, так как неверные прогнозные значения приведут к невозможности достижения поставленных программой целей.

Не менее значимым этапом является «Анализ процесса реализации» программы. Анализ реализации задач на каждом этапе посредством сопоставления индикаторов, заложенных при разработке программы с реальными данными, полученными в процессе выполнения программы, и позволяет получить наиболее полное представление о степени влияния тех или иных механизмов, предусмотренных задачами, их эффективности в достижении целей на основе применения мониторинговых инструментов. Далее осуществляется определение текущих проблем, затрудняющих исполнение программы. После чего происходит координация действий исполнителей и пересматривается количественный и качественный состав ресурсов, необходимых для решения реализуемой задачи. Указанные меры направлены на устранение выявленных проблем. После этого происходит повторный анализ реализуемого этапа. При отсутствии текущих проблем аналитическим методом на основе индикаторов проводится определение соответствия результатов на каждом шаге исполнения программы исходным целям.

Заключительным этапом представленного алгоритма является «Контроль выполнения программы». На данном шаге происходит завершение программы в соответствии с принятым алгоритмом реализации, после чего проводится всесторонний анализ полученных в процессе промежуточных результатов, достижение заложенных программой индикаторов и определяются пути совершенствования программы на последующие периоды.

Рисунок 1. Алгоритм разработки, прогнозирования, мониторинга, анализа, контроля

реализации программ занятости

В рамках реализации предложенного алгоритма целесообразно проводить мониторинговые исследования и определение соответствия предложений рынка образования запросам и требованиям современного регионального рынка труда. Для разработки адекватных программ, наиболее эффективно реализуемых по приведённому алгоритму, необходимо также определить количественный и качественный разрыв между спросом рынка труда региона и предложением рынка образования, представить статистические характеристики указанного разрыва. В ходе исследования возможно применение таких методов, как:

статистический (опросы, анкетирование, математико-статистический анализ эмпирических данных);

аналитический (контент-анализ, мониторинг);

графический.

Научная значимость данного исследования в рамках реализации программ регулирования рынка труда заключается в выявлении статистических характеристик количественного и качественного разрыва между предложением и спросом рынка труда региона. Практическая ценность заключается в разработке и поэтапной реализации предложений по изменению и содержанию социально-экономической политики, разработка дополнительных программ для удовлетворения спроса наиболее востребованных

специальностей на рынке труда субъекта федерации, при этом предполагается постоянный контроль и анализ результатов функционирования программ.

Отличительными особенностями представленного алгоритма являются:

Разработка программ занятости с учётом тенденций рынка труда региона.

Проведение исследований на смежных с рынком труда сегментах экономики с целью составления среднесрочных прогнозов по предложению на рынке труда в ближайшие периоды и, при необходимости, разработка соответствующих программ занятости и снижения напряжённости.

Непрерывный контроль и анализ каждого этапа и механизма реализации программ не только в части расходования финансовых средств, но и конкретных качественных и количественных целевых показателей.

Делегирование полномочий по оперативному внесению корректировок в реализуемые программы исполнителям в случае отклонения текущих показателей от прогнозных значений.

Прозрачность и доступность системы анализа и контроля заинтересованным

сторонам.

Реализация программ занятости посредством создания и внедрения системы анализа и контроля со встроенными индикаторами в программно-целевом подходе регулирования рынка труда позволит в режиме реального времени отслеживать ситуацию на рынке труда региона, учитывать количественный и качественный состав ищущих работу. При этом достигается цель максимальной минимизации рисков принятия некачественных, неэффективных тактических решений, а также упростит процесс постановки задач и контроль над их выполнением в рамках реализации программ занятости.

Последние негативные тенденции, связанные с мировым экономическим кризисом заставляют признать, что уровень безработицы, неуклонно растущий не только в России, но и в других странах, еще раз доказывает необходимость разработки подобных программноцелевых механизмов. В связи с этим более детальная проработка программно-целевых методов регулирования рынка труда позволит, по крайней мере, снизить уровень негативных последствий кризиса на рынок труда.

Примечания:

Информация о социально-экономическом положении России: официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL:

http ://www.gks.ru/wps/PA_1_0_S5/Documents/j sp/Detail_default.j sp? category=1112178611292&elementId=1140087276688 (дата обращения 18.06.2010г.).

Одегов Ю.Г., Сидорова В.Н. Экономика социально-трудовых отношений в схемах и таблицах: учеб.-метод. пособие. М.: Альфа-Пресс, 2008. С. 47-48.

О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации: Федеральный закон от 20 июля 1995г. № 115-ФЗ (с изм., внесенными Федеральным законом от 09.07.1999 № 159-ФЗ ) // Российская газета. 1999. 10 июля.

Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1999. С. 310-311; Бялковская В.С. Программно-целевые методы в развитии промышленности. М.: Экономика, 2004. С. 15.

Экономика крупных городов: проблемы структурной перестройки / А.Е. Когут, О.П. Литовка, В.Е. Рохчин, А.А. Румянцев. СПб.: Петербургкомстат, 1997. С. 50.

Иванова В.Н., Безденежных Т.И. Управление занятостью населения на местном уровне: учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2006. С. 75-76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.