Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЕЖИ'

ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
23
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЕЖИ»

Использованные источники:

1. Саяхова Э.В. Управление рисками снижения прибыли: Информационная среда и ее особенности на современном этапе развития мировой цивилизации :материалы международной научно-практической конференции в 2х частях - ч.2 / Отв. Ред. Зарайский А.А. - Саратов: Издательство ЦПМ «Академия Бизнеса», 2012. - с. 72-74.

2. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебное пособие / Под общ. ред. А. Н. Соломатина.- М.: ИНФРА-М, 2012.- 461 с.

3. Шамхалов Ф. Прибыль - основной показатель результатов деятельности организации // Финансы.- 2009.- № 6. - С. 23 - 32.

4. Яруллин, Р.Р., Гатауллин, В.З., Загитова, Л.Р., Саяхова, Э.В. Финансовый менеджмент :Учебное пособие. - Уфа:Мир печати,2010. - 160 с.

5. Саяхова Э.В. Оценка предпринимательских рисков в России и за рубежом: Информационная среда и ее особенности на современном этапе развития мировой цивилизации :материалы международной научно-практической конференции в 2х частях - ч.2 / Отв. Ред. Зарайский А.А. - Саратов: Издательство ЦПМ «Академия Бизнеса», 2012. - с. 74-75.

Ситникова О.С. студент 1го курса Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева Россия, г. Кемерово ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЕЖИ Проблемы трудоустройства молодежи и привлечения квалифицированных специалистов для восполнения кадров и развития кадрового потенциала предприятий города и региона взаимосвязаны и относятся к числу тех проблем, которые в современных условиях непосредственно влияют на конкурентоспособность и экономическое благополучие учебных заведений и предприятий. Эта тема очень актуальна в современном обществе, так как по официальным данным молодежь составляет 30 % от общего числа безработных, которые зарегистрированы в центрах занятости населения. Но существует и скрытая безработица, которая не учитывает всех безработных граждан. Молодые специалисты - это будущее России. Именно они должны быть востребованы на рынке труда. Но так ли это на самом деле?

Молодежь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, их специфических интересов и ценностей [1]. Современные ученые считают, что возрастные границы периода молодости условны, их можно определить интервалом от 13-14 лет до 29-35 лет. Однако молодость — не столько этап жизненного цикла, сколько определенный социальный статус человека,

связанный с основными видами деятельности: учащийся, военнослужащий, работающий.

К началу XXI века в молодежной среде произошли настолько заметные демографические изменения, что они, как никакой другой показатель, четко характеризуют положение российской молодежи в обществе. Общая ее численность к настоящему времени составляет более 32 млн чел., или 22 % населения страны [2]. Безусловно, молодежь как социальная группа имеет свои особенности. Зачастую они связаны с трудностями адаптации к современным социально-экономическим условиям: с профессиональным и социальным самоопределением, трудоустройством, жилищными проблемами и т. д. Дефицит рабочей силы сменяется дефицитом рабочих мест, что и приводит к возникновению безработицы. Безработица — сложное социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения, желающая работать на условиях найма или создания собственного дела, не может реализовать свою рабочую силу из-за отсутствия подходящих рабочих мест и лишается вследствие этого основного дохода [3].

Возникает ситуация, когда обеспечение всех граждан рабочими местами уже не есть нечто само собой разумеющееся. В связи с этим актуальными становятся рассмотрение современных процессов, происходящих на рынке труда, исследование последствий роста безработицы и выявление специфики социальной деятельности с определенными категориями безработных граждан, особенно с молодежью. Проблемы занятости молодежи во многом связаны с объективными процессами - сокращением рождаемости, ухудшением физического и психического состояния здоровья, снижением уровня жизни населения и влиянием социально-экономических факторов на образ жизни молодого человека. Трудовая социализация молодежи происходит в условиях противоречивых и неоднозначных структурных изменений в политической, экономической, социальной и духовной сферах. А поскольку молодежный контингент крайне неоднороден по возрасту, образовательному и профессиональному уровню, каждый нуждается в особом подходе к решению проблемы занятости. Содействие занятости и трудоустройству молодежи может быть организовано по нескольким направлениям.

1. Содействие профессиональной подготовке молодежи. В системе мер социальной защиты населения от безработицы важное место занимает право молодежи на бесплатную профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов службы занятости. Эффективность системы профессионального образования молодежи подтверждается высокой долей трудоустройства по окончании обучения граждан.

2. Изменение порядка приема молодежи на работу. Работодатели сегодня предъявляют завышенные требования к молодым специалистам.

Многие компании не видят перспектив применения труда подростков и молодежи и относятся к их способностям и возможностям с большим неуважением, не видят для них условий карьерного роста в рамках своего предприятия. Следовательно, основной мерой по социальной поддержке молодежи может стать смягчение критериев приема на работу, трудоустройство без опыта работы, создание гибкого графика работы для студентов дневной формы обучения и др.

3. Привлечение молодежи к оплачиваемым общественным работам. Элементом поддержки безработной молодежи является финансирование государством общественных работ и привлечение к ним молодежи. Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу. Удельный вес граждан до 30 лет, принимавших участие в общественных работах, составляет в среднем по России около 30 % [4]. В основном это люди, впервые ищущие работу и не имеющие трудовых навыков, однако месячный заработок участника общественных работ очень мал. Объем вовлечения граждан в данную форму занятости зависит не только от финансирования, но и от желания безработной молодежи в ней участвовать.

4. Организация ярмарок вакансий. В целях оказания гражданам дополнительных услуг по содействию в трудоустройстве, в ходе сотрудничества с работодателями служба занятости организует ярмарки вакансий. Данная форма работы дает возможность любому желающему ознакомиться с банком данных свободных рабочих мест, самостоятельно подобрать себе работу и в ходе непосредственного общения с работодателем выяснить варианты и условия трудоустройства. В последнее время широкое распространение получили мини-ярмарки, специализированные ярмарки для определенных групп населения (молодежи, инвалидов, специалистов в определенной сфере трудовой деятельности, высококвалифицированных работников и т. д.).

5. Правовое регулирование молодежной политики. Необходимость формирования современной законодательной базы в области государственной молодежной политики определяется сохранением, а нередко и нарастанием целого ряда социальных проблем молодежи, что негативно отражается на социально-экономическом и культурно-духовном аспектах ее жизнедеятельности и перспективах ее развития. Предпринимаемые меры по повышению образовательного уровня молодежи, ее трудоустройству, решению жилищных проблем, развитию разносторонних способностей молодых людей недостаточно эффективны в силу слабой координации этих мер, их частичного характера и недостаточной правовой обеспеченности.

Вышеперечисленные мероприятия являются дополняющими друг друга, и для наиболее оптимального решения проблемы занятости молодежи

целесообразно их совместное комплексное и целенаправленное применение. Но молодой специалист хочет получать социальные гарантии и «приличную» заработную плату. Для этого нужно совершенствовать законодательную базу. Государственные и федеральные социальные программы должны стимулировать создание и преобразование рабочих мест в более перспективных и развитых отраслях экономики, привлекая для этого не только бюджетные средства, но и средства частных предприятий, инвесторов.

В молодежной политике разрабатываются программы, касающиеся вопросов невостребованности выпускников на рынке труда. Данное направление работы осуществляется не в полноценном объеме из-за отсутствия постоянного финансирования, что может привести к ухудшению вопросов трудоустройства. Для успешного и долгосрочного трудоустройства молодых людей дальнейшая работа по их профориентации должна осуществляться совместно профконсультантами службы занятости, представителями образовательных учреждений и работодателями. Каждая из этих трех сторон может и должна вносить в нее свой неоценимый вклад для предотвращения ущерба жизненным интересам молодых людей, системе общественных ценностей, а тем самым и стабильности государства.

Использованные источники:

1. Обучение социальному проектированию/Под ред. И.В. Кузнецова, Т.Г. Никулина, Т.В. Светенко. - Москва: Глоссарий, 2009. - 216 с.

2. Экономическая социология: Курс лекций/Под ред. Г.Н. Соколова -Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2010. -188 с.

3. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/population/ demography. - Загл. с экрана.

4. Регулирование занятости населения и оплаты труда: Гендерный аспект [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.femin.ru/ig/ig009.php. -Загл. с экрана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.