Социальная защита молодежи в сфере занятости
Social protection of the young in the employment sphere
УДК 659.4
Л. Н. Кругликова
аспирант Санкт-Петербургской академии управления и экономики 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит А
L. N. Kruglikova
190103, Saint-Petersburg, Lermontovskiy pr., 44, lit. А
В статье рассмотрены особенности российского молодежного рынка труда, проанализированы основные проблемы социальной защиты молодежи на рынке труда и предложены пути их решения на региональном уровне.
The article reviews peculiar features of Russian labor market for the young, analyzes basic problems of social protection for the young in the employment market, and suggests the ways of their solution in the regional level.
Ключевые слова: молодежь, рынок труда, безработный, профессия, адаптация, трудоустройство, социальное партнерство
Keywords: the young, labor market, unemployed, profession, adaptation, employment, social partnership.
При рассмотрении проблем занятости населения молодежной безработице необходимо уделять особое внимание в силу остроты ее негативных последствий, так как безработная молодежь психологически недостаточно устойчива, излишне подвержена воздействию негативного влияния, становясь питательной средой для роста наркомании, преступности и социальных конфликтов. Кроме того, антинравственные установки молодежи деструктивно влияют на возможности ее образования и профессионального обучения, подготовки к участию в общественной жизни, в частности в производственной и иной трудовой деятельности [1, с. 145].
Молодежный рынок труда формируется молодыми людьми, нуждающимися в трудоустройстве: выпускниками школ, учреждений начального, среднего и высшего образования, демобилизованными военными срочной службы. В последнее время для центральных районов России характерен существенный приток безработной молодежи за счет беженцев и мигрантов.
По данным Росстата на февраль 2009 г, молодежь до 25 лет составляла 27,4%, от общего количества безработных в России, зарегистрированных службами занятости [2, с. 66].
В показателях занятости населения за март 2010 г эта цифра несколько уменьшилась: молодежь до 25 лет составила 26,6% среди безработных, в том числе в возрасте от 15до 19 лет — 6,0%, от 20 до 24 лет — 20,6%. При этом самый высокий уровень безработицы отмечается в возрастной группе от 15 до 19 лет — 37,0%. По сравнению с февралем 2010 г. уровень безработицы среди молодежи в этой возрастной группе увеличился на 4,6 процентных пункта. При этом 24,7% безработной молодежи вообще не имеет опыта трудовой деятель-
ности. В марте 2010 г количество таких безработных граждан составило 1,6 млн человек [3]. С точки зрения проблем рынка труда молодежь неоднородна по возрасту, образовательному уровню и качественному составу своих целей и потребностей. В связи с этим в социальной группе «молодежь» можно выделить по меньшей мере четыре подгруппы, для которых характерны специфические проблемы: от 14 до 16 лет; от 16 до 18 лет; от 18 до 23 лет; старше 23 лет.
В возрасте от 14 до 16 лет у молодых людей несколько снижается авторитет учителей и родителей. В этом возрасте происходят процессы становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм и образцов поведения, присущих данному обществу. Поэтому общество должно затратить немалые силы и средства для того, чтобы у молодого человека сложился устойчивый стереотип в оценке и ранжировании потребностей как в труде, так и в досуговой сфере жизнедеятельности.
Для 16-18-летних молодых людей необходима поведенческая и профессиональная переориентация. В современных условиях для этого возраста характерно стремление адаптироваться к новым условиям жизни. Они готовы к смене профессии, принимают рыночные отношения как объективные, ищут способы приспособления к ним [4, с. 142]. Для молодых людей, которые только получили общее образование и пытаются трудоустроиться, не имея пока никакой профессии, как правило, на рынке труда складывается следующая ситуация: они могут рассчитывать на рабочие места неквалифицированного труда, а уровень их востребованности со стороны работодателей определяется наличием физической силы, требующейся для большинства видов неквалифицированного труда.
В данной ситуации необходимо повышать статус начального профессионального образования, делать его привлекательным для молодежи. В этом направлении накоплен положительный региональный опыт. Так, например, в апреле 2009 г. в Пермском крае в рамках единой краевой профориентационной акции для учащихся и выпускников школ проводились: дни открытых дверей, групповые консультации и индивидуальная профдиагностика, включая профтестирование, тренинги по развитию коммуникативных навыков и электронные презентации информационных ресурсов библиотек, мастерские поиска работы, конкурс газет «Лучший по профессии», деловые игры и экскурсии на предприятия, ярмарки учебных мест с привлечением старшеклассников, мастер-классы с демонстрацией учащимися профессиональных навыков, полученных за время обучения [5, с. 6]. Возможность карьерного роста, достойная оплата труда, повышение престижа профессии и главное — возможность трудоустройства — таковы основные направления привлечения молодежи к рабочим специальностям.
Молодые люди в возрасте от 18 до 20 лет, как правило, имеют среднее образование и профессию. Но во многих случаях профессия оказывается невостребованной, хотя повсеместно испытывается нехватка
рабочих кадров. Причина этого заключается в том, что учебные заведения не всегда успевают адекватно реагировать на изменения конъюнктуры рынка труда, так как оборудование, станки, методики обучения во многих профессионально-технических училищах устарели. В итоге на предприятия приходят выпускники, неспособные работать на импортном оборудовании последнего поколения, испытывающие трудности при освоении новых 1Т-технологий [6, с. 9]. В такой ситуации остро стоит вопрос профессионального переобучения, а иногда и профессиональной реабилитации, поэтому необходим целый комплекс мер для адаптации молодежи к реальной жизни и обеспечения ее нормального включения в процесс производства.
Одним из путей решения данной проблемы является заключение договоров с предприятиями (компаниями), нуждающимися в квалифицированных рабочих кадрах. В этом случае училища будут готовить кадры «под заказ», а предприятия, в свою очередь, обеспечивать практическую сторону обучения, т. е. предоставлять базы для практики.
Кроме того, заслуживает внимания практика трудоустройства выпускников начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, по договорам с работодателями. Например, в рамках реализации программы «Организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет» центрами занятости Республики Саха (Якутия) по договорам с работодателями ведется работа по трудоустройству выпускников профессиональных училищ. Временно поработавшие на предприятиях в качестве операторов ЭВМ, секретарей, делопроизводителей, слесарей, электросварщиков, водителей, электромонтеров и успешно проявившие свои деловые качества выпускники училищ получили постоянную работу по окончании сроков договоров [7, с. 25].
Среди молодежи старше 23 лет, впервые выходящей на рынок труда, значительную долю составляют выпускники высших учебных заведений. Проблема их трудоустройства приобретает все большую остроту и иногда даже выделяется на фоне трудоустройства представителей других групп молодежи. В данном случае характерно сочетание высокого уровня теоретической подготовки с отсутствием навыков и производственного опыта, что делает соискателей невостребованными большинством работодателей.
В то же время осознание молодым человеком своей хорошей подготовленности, наличие определенных профессиональных амбиций и честолюбия, стремление к успехам в карьере формируют у молодежи завышенные требования к характеру будущей работы, к условиям, содержанию и уровню оплаты труда. Возникает противоречие между оценкой работодателем молодого начинающего работника и его самооценкой, результатом которого часто становится невозможность трудоустройства.
Наличие опыта и стажа работы, желательно по специальности, в настоящее время является одним из существенных требований к кандидатам на замещение предлагаемых на рынке труда вакансий. Не имеющим опыта работы и стажа выпускникам вузов на работу устроиться сложно. Следовательно, выпускники не имеют не только опыта работы, но и возможности его получения. Кроме того, усугубляет ситуацию проблема дисбаланса между спросом на определенные специальности на рынке труда и существующим предложением специальностей со стороны ищущих работу.
При существующих темпах развития высшего образования, не соответствующих темпам создания рабо-
чих мест, актуальной становится проблема переизбытка подготовки таких кадров, как экономисты, бухгалтеры, юристы, специалисты гуманитарных профилей. Учитывая сложности прогнозирования потребности в тех или иных специалистах в условиях нестабильной экономической ситуации в России, выпускник рискует оказаться невостребованным по окончании вуза в связи с резко изменившимся рейтингом престижных специальностей.
В условиях мирового финансового и экономического кризиса актуальность проблемы прогнозирования региональных потребностей в специалистах возрастает. При проектировании и прогнозировании развития региональных образовательных систем необходимо руководствоваться принципами пропорционального развития существующих образовательных учреждений и специальностей подготовки специалистов (от достигнутого), развития образования на основе удовлетворения потребностей региональной экономики с учетом кадровых потребностей работодателей в различных отраслях экономики регионов.
Тесное взаимодействие высших учебных заведений с работодателями ряда вузов России в вопросах трудоустройства выпускников способствует успешной адаптации молодых специалистов на рынке труда. Например, в Южно-Российском государственном университете экономики и сервиса успешно реализуются мероприятия по взаимодействию университета и работодателей по обеспечению социальной поддержки и гарантий выпускникам в вопросах трудоустройства. Работа по содействию в трудоустройстве начинается с III курса. На этом этапе студенты, поступившие в вуз на условиях целевого приема, переводятся на целевую контрактную подготовку, заключая трехсторонние контракты: студент—вуз, студент—работодатель. Студенты проходят все виды практик и трудоустраиваются на предприятиях, с которыми заключены контракты. По данным опросов работодателей Ростовской области, 72% работающих молодых людей соответствуют уровню подготовки выпускников в соответствии с требованиями и пожеланиями работодателей [8, с. 34-35].
Актуальной задачей развития современного образования является формирование механизма социального партнерства, предполагающего активное взаимодействие образовательных учреждений и работодателей, возрастание степени участия работодателей и профессиональных сообществ в определении требований к содержанию обучения специалистов и развитию материально-технической базы учебных заведений. Однако активному развитию отношений с социальными партнерами мешает ряд проблем, основная из которых — отсутствие финансовой заинтересованности руководителей предприятий в сотрудничестве с образовательным учреждением [9, с. 8-12].
Гарантией трудоустройства молодых специалистов является квотирование рабочих мест для выпускников учреждений высшего и среднего профессионального образования. Например, Мосгордума установила квоты рабочих мест для выпускников вузов в возрасте от 21 года до 26 лет и профтехучилищ в возрасте от 18 до 24 лет, ищущих работу впервые, внеся 8 апреля 2009 г. соответствующие поправки в закон «О квотировании рабочих мест». Экономическая поддержка организаций, создающих квоты, будет осуществляться из бюджета Москвы [3].
Решения также требует проблема адаптации на рынке труда выпускников вузов, являющихся рядовыми запаса российской армии, так как молодые люди, получившие специальность в вузе, при прохождении военной службы теряют квалификацию и, возможно,
уже имевшееся место работы. После возвращения со службы они зачастую не имеют возможности восстановить свою квалификацию, в результате чего рынок труда теряет квалифицированных специалистов, а граждане, отслужившие в армии, — возможность получить достойную работу. Частично это связано с тем, что в данной ситуации практически невозможно получить статус безработного и встать на учет на бирже труда.
Знание специфических особенностей молодежи как группы трудовых ресурсов может сыграть существенную роль в решении проблем молодежной занятости, в разработке новых социальных технологий включения различных групп молодежи в рынок труда и их адаптации к его условиям и требованиям.
В последнее время получила распространение практика создания молодежных бирж труда и Центров профессиональной ориентации и содействия трудоустройству молодежи, решающих задачи подбора вакансий, наиболее подходящих для молодежного контингента. Это способствует расширению спроса на рабочую силу молодежи, оказанию помощи учащейся молодежи, желающей работать в свободное от учебы время, содействует организации молодежных общественных работ.
Как показывает практика, наиболее актуально создание молодежных бирж в областях, где доля молодежи в общей численности безработных наиболее высока. Например, в Санкт-Петербурге работает Городская студенческая биржа труда и обучения, которая, содействуя трудоустройству выпускников и временной занятости студентов, использует такие формы работы с молодежью, как профессиональное и психологическое консультирование, индивидуальное собеседование, групповые тренинги-семинары для молодежи. В городе также действует Центр профессиональной ориентации и содействия трудоустройству молодежи «Выбор», оказывающий помощь в поиске работы молодежи Санкт-Петербурга и Ленинградской области в возрасте от 14 до 29 лет. Обратившимся в Центр предоставляются государственные услуги по информированию о ситуации на рынке труда.
Таким образом, анализ проблем занятости молодежи позволяет сформулировать основные особенности молодежного рынка труда:
• неустойчивость спроса и предложения на профессиональный труд по причине изменчивости профессиональной ориентации молодежи, ее социально-профессиональной неопределенности, что усугубляется обострением социальных проблем молодежи, связанных с коренным изменением социокультурных и политических условий развития личности, и влечет за собой возрастающие трудности самоопределения молодых людей, в том числе и в профессиональном плане;
• низкая конкурентоспособность на рынке труда по сравнению с другими возрастными группами населения, обусловленная недостатком профессиональных знаний и практических навыков, необходимостью предоставления молодым людям ряда дополнительных льгот, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации (учебных отпусков, более жестких требований к охране труда), трудовой нестабильностью молодежи, связанной с призывом в Вооруженные Силы, уходом на учебу, длительными отпусками молодых женщин в связи с рождением и воспитанием детей, а также инфантилизмом части молодежи, привыкшей основные жизненные блага получать бесплатно (от государства или родителей), а потому не имеющей активной позиции в поиске работы и не желающей попадать в некомфортные и жесткие ситуации рынка труда;
• увеличение численности молодежи, которая нигде не работает и не учится;
• несбалансированность подготовки специалистов с потребностями регионального рынка труда;
• сложная ситуация с женской занятостью на молодежном рынке труда.
Накопленный региональный опыт содействия занятости молодежи включает различные меры, способствующие повышению ее конкурентоспособности на рынке труда в современных условиях, основными из которых могут стать следующие:
• профессиональное обучение и переобучение незанятой молодежи с использованием современных обучающих программ, которые позволят легче адаптироваться к рыночным отношениям;
• профессиональное консультирование безработных, а также подростков, выходящих в скором будущем на рынок труда;
• организация временных общественных работ для молодежи, способствующих сохранению мотивации к труду, а также поддержанию доходов;
• квотирование и создание новых рабочих мест с участием государственной службы занятости населения;
• поддержка предпринимательства и самостоятельной занятости населения;
• проведение «молодежной практики» с целью приобретения молодыми людьми самостоятельных умений и навыков для получения постоянного рабочего места. Молодежный рынок труда имеет свою специфику,
которую необходимо учитывать для снижения безработицы. Решению проблем российской молодежи в области занятости препятствуют несбалансированность рынка труда, а также общий низкий уровень оплаты труда. Выпускники средних и высших учебных заведений относятся к категории граждан, нуждающихся в дополнительных гарантиях по обеспечению рабочими местами, так как они, в основном, не имея достаточных практических навыков и квалификации, не готовы к жесткой конкуренции на современном рынке труда. Трудоустройство является насущной проблемой молодежи, которая проходит последние этапы социализации и интегрируется в общественную жизнь посредством вхождения на рынок труда. Поэтому обеспечение занятости молодежи — одна из важнейших социальных задач, стоящих перед региональными службами занятости населения.
Литература
1. http://www.btm.ru.
2. Занятость и безработица в Российской Федерации в I квартале 2009 года (по итогам обследований населения по проблемам занятости) // Служба занятости. 2009. № 5.
3. http://www.forum.gender. ru/node/2464.
4. Старовойтова Л. И., Золотарева Т. Ф. Занятость населения и ее регулирование: Учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001.
5. Путь в профессию // Служба занятости. 2009. № 6.
6. Престиж или зарплата // Утро Петербурга. № 47 (583). 15-18 мая 2008.
7. Состояние рынка труда и процессы в сфере занятости Республики Саха (Якутия) // Служба занятости. 2009. № 6.
8. Калмыков Б. Опыт работы содействия трудоустройству выпускников Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса // Служба занятости. 2009. № 6.
9. Гордеев Л. В., Петрова И. В., Строк В. И. Особенности социального партнерства бизнеса и учреждений профессионального образования // Научные исследования в образовании. 2008. № 8.