Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН, ПРИБЫВШИХ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ В ПОРЯДКЕ, ТРЕБУЮЩЕМ ПОЛУЧЕНИЯ ВИЗЫ'

ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН, ПРИБЫВШИХ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ В ПОРЯДКЕ, ТРЕБУЮЩЕМ ПОЛУЧЕНИЯ ВИЗЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
61
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
иностранный работник / трудоустройство / виза / трудовая деятельность / разрешение на работу / разрешение на привлечение иностранных работников.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лютаревич-Гефтер Юлия Александровна

Статья посвящена выявлению и анализу правовых проблем, связанных с допуском к трудовой деятельности иностранных граждан, которым для въезда в РФ требуется получение визы. Трудоустройство данной категории иностранных граждан является весьма длительным и трудоемким процессом для обеих сторон трудовых отношений. По общему правилу работодателю требуется едва ли не год, прежде чем визовый иностранный работник сможет приступить в РФ к выполнению трудовой функции. По этой причине количество таких иностранных работников невелико относительно числа низкоквалифицированных иностранных граждан, прибывающих в РФ в безвизовом порядке и трудоустраивающихся по упрощенной процедуре. В связи с изложенным возникает необходимость в выявлении недостатков правового регулирования, создающих необоснованные препятствия к трудоустройству визовых иностранных граждан. По итогам проведенного исследования сформулированы возможные направления совершенствования законодательства, которые, по мнению автора статьи, способствовали бы более сбалансированному трудоустройству иностранных граждан вне зависимости от того, требуется ли им виза для въезда в РФ, а также содействию приоритетному трудоустройству россиян.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лютаревич-Гефтер Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН, ПРИБЫВШИХ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ В ПОРЯДКЕ, ТРЕБУЮЩЕМ ПОЛУЧЕНИЯ ВИЗЫ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-6-165-169 NIION: 2018-0076-6/23-425 MOSURED: 77/27-023-2023-6-425

ЛЮТАРЕВИЧ-ГЕФТЕР Юлия Александровна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса, публично-правовой деятельности и организации службы судебных приставов ВГУЮ (РПА Минюста России), e-mail: gefter.84@list.ru

ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН, ПРИБЫВШИХ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ В ПОРЯДКЕ, ТРЕБУЮЩЕМ ПОЛУЧЕНИЯ ВИЗЫ

Аннотация. Статья посвящена выявлению и анализу правовых проблем, связанных с допуском к трудовой деятельности иностранных граждан, которым для въезда в РФ требуется получение визы. Трудоустройство данной категории иностранных граждан является весьма длительным и трудоемким процессом для обеих сторон трудовых отношений. По общему правилу работодателю требуется едва ли не год, прежде чем визовый иностранный работник сможет приступить в РФ к выполнению трудовой функции. По этой причине количество таких иностранных работников невелико относительно числа низкоквалифицированных иностранных граждан, прибывающих в РФ в безвизовом порядке и трудоустраивающихся по упрощенной процедуре. В связи с изложенным возникает необходимость в выявлении недостатков правового регулирования, создающих необоснованные препятствия к трудоустройству визовых иностранных граждан. По итогам проведенного исследования сформулированы возможные направления совершенствования законодательства, которые, по мнению автора статьи, способствовали бы более сбалансированному трудоустройству иностранных граждан вне зависимости от того, требуется ли им виза для въезда в РФ, а также содействию приоритетному трудоустройству россиян.

Ключевые слова: иностранный работник, трудоустройство, виза, трудовая деятельность, разрешение на работу, разрешение на привлечение иностранных работников.

LJUTAREVICH-GEFTER Julija Aleksandrovna,

PhD in law, associate professor of the department of civil procedure, public law activities and organization of the bailiff service of All-Russian state university of justice (RLA of the Ministry of justice of Russia)

PROBLEMS OF EMPLOYMENT OF FOREIGN CITIZENS, ARRIVING TO THE RUSSIAN FEDERATION IN ORDER REQUIRING A VISA

Annotation. The article is devoted to the identification and analysis of legal problems related to the admission to work of foreign citizens who need a visa to enter the Russian Federation. Employment of this category of foreign citizens is a very long and laborious process for both parties of labor relations. As a general rule, an employer needs almost a year before a visa-free foreign worker can start performing a labor function in the Russian Federation. For this reason, the number of such foreign workers is small relative to the number of low-skilled foreign citizens who arrive in the Russian Federation on a visa-free basis and are employed under a simplified procedure. In connection with the above, there is a need to identify shortcomings in legal regulation that create unreasonable obstacles to the employment of visa foreign citizens. Based on the results of the study, possible directions for improving legislation are formulated, which, in the opinion of the author of the article, would contribute to a more balanced employment of foreign citizens, regardless of whether they require a visa to enter the Russian Federation, as well as to promote the priority employment of Russians.

Key words: foreign worker, employment, visa, labor activity, work permit, permission to attract foreign workers.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

Введение. Государства принимают меры в целях ограничения количества иностранных работников. Ведь, по справедливому замечанию ученых, «иностранная миграция способна деформировать структуру занятости, вызвать дисбаланс в социальной сфере и спровоцировать национальные конфликты». [1] В связи с чем необходимо «ограничение иммиграции тех, чьи навыки не требуются на рынке труда в настоящее время и в обозримом будущем». [2] При этом наиболее сложная процедура допуска к трудовой деятельности предусмотрена для иностранных граждан, которым для въезда в РФ требуется получение визы. Таким образом, анализ вопросов, связанных с трудоустройством визовых иностранных граждан, приобретает особую актуальность. Цель настоящей работы заключается в выявлении законодательных проблем, касающихся допуска визовых иностранных граждан к трудовой деятельности, и предложении путей их решения.

Для достижения поставленной цели были решены такие задачи, как: анализ процедуры допуска визовых иностранных граждан к трудовой деятельности, сравнение количества иностранных работников, осуществляющих трудовую деятельность на основании различных документов, формулирование выводов о сути существующих правовых недостатков и способах их устранения.

При написании настоящей статьи были использованы такие методы научного познания, как анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнительно-правовой, формально-логический. Результаты настоящего исследования выражаются в сформулированных выводах, которые могут быть использованы как для дальнейших научных разработок, так и для совершенствования действующего законодательства.

Основная часть. Допуск к трудовой деятельности иностранных граждан, которым для въезда в РФ надо оформлять визу, представляет собой довольно сложную процедуру1. Причем сложности возникают в первую очередь у потенциальных работодателей и заказчиков работ либо услуг (далее - работодатели). В связи с изложенным необходимо проанализировать процесс допуска визовых иностранных граждан к трудовой деятельности и выявить причины, по которым он является столь трудоемким. Процедуру трудоустройства в РФ иностранного гражданина, которому для въезда в нашу страну необходима виза, можно условно разделить на несколько этапов.

1 Рассматриваемый в настоящей статье общий порядок не распространяется на высококвалифицированных иностранных специалистов и некоторые иные категории иностранных граждан, для которых предусмотрен упрощенный порядок допуска на российский рынок труда - прим. автора.

Этап 1. Работодатель обращается в уполномоченный орган субъекта РФ с заявкой о потребности на будущий год в привлечении иностранных работников. Специальная комиссия, состав которой утверждается высшим должностным лицом субъекта РФ, рассматривает заявку и в течение 25 дней принимает решение об ее удовлетворении или отклонении полностью или в части. Затем уполномоченный орган субъекта РФ определяет потребность в «визовых» иностранных работниках на будущий год и не позднее 1 сентября текущего года представляет данную информацию в Минтруд России. [3] Минтруд России в свою очередь представляет на утверждение в Правительство России проект постановления о потребности в привлечении визовых иностранных работников и утверждении квот на очередной год. [4] На 2023 год квота на выдачу приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности -123 943 приглашения, а квота на выдачу разрешений на работу - 123 943 разрешения. [5] Минтруд России ежегодно распределяет установленные Правительством РФ квоты по субъектам РФ и по профессионально-квалификационным группам иностранных работников. [6] Если работодатель не подаст заявку о потребности в визовых иностранных работниках, либо данная заявка будет отклонена, работодатель не сможет оформить разрешительные документы для въезда в РФ указанных иностранных граждан. Таким образом, работодатели вынуждены планировать привлечение визовых иностранных граждан, едва ли не за год до того, как данные работники смогут непосредственно приступить к выполнению своих трудовых функций. Безусловно, такой длительный предварительный период, не соответствует интересам работодателей, которые заинтересованы в оперативном подборе персонала.

Этап 2. Работодатель обращается в орган службы занятости в целях подбора кандидатов из числа граждан РФ для замещения вакансий, по которым планируется привлечение иностранных граждан. [7; п. 8 Порядка оформления и выдачи заключения о привлечении и об использовании иностранных работников] Впоследствии орган службы занятости выдаст заключение о нецелесообразности привлечения иностранных работников, в частности, если работодатель не пытался подыскать работников из числа граждан РФ на должности, по которым планируется привлечение иностранцев, или отказал в приеме на работу россиянам, имеющим необходимую квалификацию.

Необходимо отметить, что обращение в орган занятости для подбора работников - граждан РФ является важным элементом в содействии приоритетному трудоустройству сограждан. Попытки недобросовестных работодателей испол-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

нить требования законодательства лишь формально приводят к выдаче заключения о нецелесообразности привлечения визовых иностранных работников. Подтверждением данному тезису может служить следующее дело. Работодатель, желающий принять на работу граждан Китая, указал в требованиях к вакантным должностям «оператор технологических установок» и «мастер по ремонту технологического оборудования» знание китайского языка. Из-за этого орган занятости не смог подобрать подходящих работников из числа граждан РФ. Впоследствии работодателю было выдано заключение о нецелесообразности привлечения иностранных работников. Работодатель пытался оспорить его в арбитражном суде, но проиграл. Последний указал, в том числе на то, что работодатель предъявлял избыточные требования к работникам - гражданам РФ с противоправной целью. [8]

Этап 3. Работодатель обращается в уполномоченный орган МВД России для оформления разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Порядок выдачи указанного разрешения определен Административным регламентом, утвержденным Приказом МВД России от 01.08.2020 № 541 (далее - Административный регламент). [9]

В свою очередь уполномоченный орган МВД России, приняв от работодателя соответствующие документы, обращается в орган занятости субъекта РФ за получением заключения о целесообразности (нецелесообразности) привлечения иностранных граждан по запрашиваемым специальностям. Именно по данной причине работодателю необходимо заблаговременно проходить процедуру, рассмотренную в «Этапе 2».

Разрешение на привлечение и использование иностранных работников выдается не позднее 30 календарных дней со дня поступления документов, при необходимости их дополнительной проверки срок рассмотрения документов может быть продлен еще на 30 рабочих дней (п. 26, 27 Административного регламента). Срок действия разрешения на привлечение и использование иностранных работников составляет 1 год. [10; п. 4 ст. 18] Таким образом, можно сделать вывод о том, что срок рассмотрения документов для выдачи разрешения на привлечение и использование иностранных работников является достаточно продолжительным, что также делает малопривлекательным трудоустройство данной категории работников.

Необходимо отметить, что на практике работодатели, как правило, одновременно подают в уполномоченный орган МВД России и документы для выдачи разрешений на работу своим будущим иностранным сотрудникам. Перечень таких

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

документов закреплен в п. 39 Административного регламента.

Этап 4. Работодатель обращается в уполномоченный орган МВД России для оформления приглашения на въезд иностранного гражданина в РФ в целях осуществления трудовой деятельности. Ходатайство о выдаче приглашения подается по форме, утвержденной Приказом МВД России от 29.09.2020 № 677. [11] Также работодатель должен подать документы для оформления разрешения на работу, если не сделал этого на предыдущем этапе.

Этап 5. После въезда в РФ иностранный гражданин лично получает оформленное разрешение на работу и в течение 30 дней после этого должен представить в уполномоченный орган МВД России сертификат о владении русским языком, знании истории и основ законодательства РФ. [12] Вместо данного сертификата иностранный гражданин вправе представить документ государственного образца об образовании, выданный на территории СССР до 1 сентября 1991 года, либо документ об образовании, выданный по итогам государственной итоговой аттестации в РФ с 1 сентября 1991 года. Если необходимый документ иностранный гражданин не представит, разрешение на работу будет аннулировано (п. 9.1-1 ст. 18 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ). [10]

Этап 6. В период пребывания визового иностранного гражданина в РФ работодатель обязан принимать меры к тому, чтобы данный работник осуществлял деятельность в соответствии с заявленной целью въезда и своевременно покинул страну. В этой связи работодатель, в частности, обязан организовать материальное, медицинское и жилищное обеспечение иностранного гражданина, предоставить ему работу в соответствии с трудовым договором, уведомить орган МВД России об утрате контактов с работником. [13]

Заключение. Проведенный анализ позволил выделить шесть этапов, которые должны пройти работодатель и иностранный гражданин, которому для въезда в РФ требуется виза, для того, чтобы такой работник мог трудиться в РФ. Порядок трудоустройства в РФ визовых иностранных граждан представляется неоправданно трудоемким и приводит к увеличению количества низкоквалифицированных иностранных работников, въезжающих в РФ в безвизовом порядке. Исходя из данных МВД России, количество безвизовых иностранных работников, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, более чем в 20 раз превышает численность визовых иностранных работников. [14]

В связи с изложенным представляется целесообразным разработать единый порядок допуска

к трудовой деятельности иностранных граждан вне зависимости от того, требуется ли им виза для въезда в РФ. Такой порядок должен предусматривать, во-первых, возможность замещения, как визовыми, так и безвизовыми иностранными гражданами вакантных должностей только, если не нашлось граждан РФ, имеющих необходимую квалификацию и согласных занять соответствующую должность. Во-вторых, представляется необходимым отменить существующий порядок оформления разрешения на привлечение и использование иностранных работников, как чрезмерно трудоемкий и не отвечающий интересам ни работодателей, ни государства, а вместо него предоставить визовым иностранным гражданам право трудоустраиваться в РФ наравне с безвизовыми при отсутствии подходящих россиян, желающих заместить вакантные должности. Также целесообразно организовать для визовых иностранных граждан процедуру оформления документов на работу в онлайн-формате с тем, чтобы данным иностранным гражданам не надо было приезжать в РФ до начала фактического осуществления трудовой деятельности.

Список литературы:

[1] Коломникова Я.В., Моргунова Н.В. Трудовая миграция: основные проблемы и пути их решения // Вестник КГУ. 2018. № 2. С. 338.

[2] Entinger H. Migration without borders. Essays on the free movement of people. / Ed. by Antoine Pecoud and Paul de Guchteniere. UNESCO publishing. Paris. 2007. Р. 128

[3] Об утверждении Правил определения органами государственной власти субъекта Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников: приказ Минтруда России от 23.01.2014 № 27н // Российская газета, № 55, 11.03.2014.

[4] Об утверждении Правил подготовки предложений по определению потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, утверждению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, а также квоты на выдачу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию на основании визы, разрешений на работу: постановление Правительства РФ от 12.09.2013 № 800 // Собрание законодательства РФ, 23.09.2013, № 38, ст. 4814.

[5] Об определении потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, и утверждении квот на

2023 год: постановление Правительства РФ от 30.11.2022 № 2171 // Собрание законодательства РФ, 05.12.2022, № 49, ст. 8683.

[6] О распределении по субъектам Российской Федерации утвержденных Правительством Российской Федерации на 2023 год квот на выдачу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию на основании визы, разрешений на работу и приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности: приказ Минтруда России от 12.12.2022 № 777н // URL: 1п«р://риЫюа^оп.р^о. gov.ru/Document/View/0001202203180021 (дата обращения 15.05.2023).

[7] Об утверждении Порядка оформления и выдачи заключения о привлечении и об использовании иностранных работников: приказ Минтруда России от 24.10.2014 № 795н // Российская газета, № 18, 30.01.2015.

[8] Решение Арбитражного суда Приморского края от 16.09.2021 по делу № А51-372/2021 // URL: https://sudact.ru/arbitral/doc/KxqanaaTZJol/ (дата обращения 16.05.2023).

[9] Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства: приказ МВД России от 01.08.2020 № 541 // URL: 1пйр:// publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202009020026 (дата обращения 16.05.2023).

[10] О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации от 25.07.2002 № 115-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, № 30, ст. 3032.

[11] Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства: приказ МВД России от 29.09.2020 № 677 // URL: 1пйр:// pravo.gov.ru (дата обращения 18.05.2023).

[12] Об утверждении форм сертификата о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации на уровне, соответствующем цели получения разрешения на временное проживание или вида на жительство, разрешения на работу или патента, технических требований к нему, а также порядка выдачи указанного сертификата: приказ Минобр-науки России от 26.05.2021 № 400 // URL: http:// pravo.gov.ru (дата обращения 18.05.2023).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

[13] О принимаемых приглашающей стороной мерах по обеспечению соблюдения приглашенным иностранным гражданином или лицом без гражданства порядка пребывания (проживания) в Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 15.09.2020 № 1428 // Собрание законодательства РФ, 21.09.2020, № 38, ст. 5901.

[14] Сводка основных показателей деятельности по миграционной ситуации в Российской Федерации за январь - ноябрь 2022 года // URL: xn--b1aew.xn--p1 ai/dejateln ost/statistics/ migracionnaya/item/34428645/ (дата обращения 20.05.2023).

Spisok literatury:

[1] Kolomnikova Ja.V., Morgunova N.V. Trudov-aja migracija: osnovnye problemy i puti ih reshenija // Vestnik KGU. 2018. № 2. S. 338.

[2] Entinger H. Migration without borders. Essays on the free movement of people. / Ed. by Antoine Pecoud and Paul de Guchteniere. UNESCO publishing. Paris. 2007. P. 128

[3] Ob utverzhdenii Pravil opredelenija organami gosudarstvennoj vlasti sub#ekta Rossijskoj Fed-eracii potrebnosti v privlechenii inostrannyh rabot-nikov: prikaz Mintruda Rossii ot 23.01.2014 № 27n // Rossijskaja gazeta, № 55, 11.03.2014.

[4] Ob utverzhdenii Pravil podgotovki pred-lozhenij po opredeleniju potrebnosti v privlechenii inostrannyh rabotnikov, pribyvajushhih v Rossijskuju Federaciju na osnovanii vizy, utverzhdeniju kvoty na vydachu inostrannym grazhdanam priglashenij na v#ezd v Rossijskuju Federaciju v celjah osushhestv-lenija trudovoj dejatel'nosti, a takzhe kvoty na vydachu inostrannym grazhdanam, pribyvajushhim v Rossijskuju Federaciju na osnovanii vizy, razreshenij na rabotu: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 12.09.2013 № 800 // Sobranie zakonodatel'stva RF, 23.09.2013, № 38, st. 4814.

[5] Ob opredelenii potrebnosti v privlechenii inostrannyh rabotnikov, pribyvajushhih v Rossijskuju Federaciju na osnovanii vizy, v tom chisle po prioritet-nym professional'no-kvalifikacionnym gruppam, i utverzhdenii kvot na 2023 god: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30.11.2022 № 2171 // Sobranie zakonodatel'stva RF, 05.12.2022, № 49, st. 8683.

[6] O raspredelenii po sub#ektam Rossijskoj Federacii utverzhdennyh Pravitel'stvom Rossijskoj Federacii na 2023 god kvot na vydachu inostrannym grazhdanam, pribyvajushhim v Rossijskuju Federaciju na osnovanii vizy, razreshenij na rabotu i priglashenij na v#ezd v Rossijskuju Federaciju v celjah osu-shhestvlenija trudovoj dejatel'nosti: prikaz Mintruda Rossii ot 12.12.2022 № 777n // URL: http://publica-

tion.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202203180021 (data obrashhenija 15.05.2023).

[7] Ob utverzhdenii Porjadka oformlenija i vydachi zakljuchenija o privlechenii i ob ispol'zovanii inostrannyh rabotnikov: prikaz Mintruda Rossii ot 24.10.2014 № 795n // Rossijskaja gazeta, № 18, 30.01.2015.

[8] Reshenie Arbitrazhnogo suda Primorskogo kraja ot 16.09.2021 po delu № A51-372/2021 // URL: https://sudact.ru/arbitral/do c/KxqanaaTZJ ol/ (data obrashhenija 16.05.2023).

[9] Ob utverzhdenii Administrativnogo reglamenta Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii po predostavleniju gosudarstvennoj uslugi po vydache razreshenij na privlechenie i ispol'zovanie inostrannyh rabotnikov, a takzhe razreshenij na rabotu inostrannym grazhdanam i licam bez grazh-danstva: prikaz MVD Rossii ot 01.08.2020 № 541 // URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202009020026 (data obrashhenija 16.05.2023).

[10] O pravovom polozhenii inostrannyh grazh-dan v Rossijskoj Federacii ot 25.07.2002 № 115-FZ // Sobranie zakonodatel'stva RF, 29.07.2002, № 30, st. 3032.

[11] Ob utverzhdenii Administrativnogo reglamenta Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii po predostavleniju gosudarstvennoj uslugi po oform-leniju i vydache priglashenij na v#ezd v Rossijskuju Federaciju inostrannyh grazhdan i lic bez grazhdan-stva: prikaz MVD Rossii ot 29.09.2020 № 677 // URL: http://pravo.gov.ru (data obrashhenija 18.05.2023).

[12] Ob utverzhdenii form sertifikata o vladenii russkim jazykom, znanii istorii Rossii i osnov zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii na urovne, sootvetst-vujushhem celi poluchenija razreshenija na vremen-noe prozhivanie ili vida na zhitel'stvo, razreshenija na rabotu ili patenta, tehnicheskih trebovanij k nemu, a takzhe porjadka vydachi ukazannogo sertifikata: prikaz Minobrnauki Rossii ot 26.05.2021 № 400 // URL: http://pravo.gov.ru (data obrashhenija 18.05.2023).

[13] O prinimaemyh priglashajushhej storonoj merah po obespecheniju sobljudenija priglashennym inostrannym grazhdaninom ili licom bez grazhdan-stva porjadka prebyvanija (prozhivanija) v Rossijskoj Federacii: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15.09.2020 № 1428 // Sobranie zakonodatel'stva RF, 21.09.2020, № 38, st. 5901.

[14] Svodka osnovnyh pokazatelej dejatel'nosti po migracionnoj situacii v Rossijskoj Federacii za jan-var' - nojabr' 2022 goda // URL: xn--b1aew.xn--p1ai/ dejatelnost/statistics/migracionnaya/item/34428645/ (data obrashhenija 20.05.2023).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.