Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОГО СТАТУСА ИНОСТРАННОГО РАБОТНИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОГО СТАТУСА ИНОСТРАННОГО РАБОТНИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
157
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Трудовая миграция / иностранный работник / разрешение на работу / патент на работу / трудовые права / работник-мигрант.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Новичков Илья Вячеславович

Актуальность работы обоснована значимостью трудовой миграции для России, которая с каждым годом растет. По данным МВД за январь — декабрь 2022 года, всего оформлено разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства 95 328, для сравнения, за аналогичный период 2021 года 93 031, а 2020 году 62 686 [1]. Поэтому изучение статуса иностранного работника важно для совершенствования законодательства, обеспечивающего регулирования столь актуального и важного правового института.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОГО СТАТУСА ИНОСТРАННОГО РАБОТНИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-7-133-138 NIION: 2018-0076-7/23-512 MOSURED: 77/27-023-2023-7-512

НОВИЧКОВ Илья Вячеславович,

студент

Дальневосточного федерального университета (ДВФУ), Владивосток, Россия; e-mail:novichkov. iv@students.dvfu.ru

СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОГО СТАТУСА ИНОСТРАННОГО РАБОТНИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. Актуальность работы обоснована значимостью трудовой миграции для России, которая с каждым годом растет. По данным МВД за январь — декабрь 2022 года, всего оформлено разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства - 95 328, для сравнения, за аналогичный период 2021 года - 93 031, а 2020 году - 62 686 [1]. Поэтому изучение статуса иностранного работника важно для совершенствования законодательства, обеспечивающего регулирования столь актуального и важного правового института.

Ключевые слова: Трудовая миграция, иностранный работник, разрешение на работу, патент на работу, трудовые права, работник-мигрант.

NOVICHOK Ilya Vyacheslavovich,

student of the Far Eastern Federal University (FEFU),

Vladivostok, Russia;

CONTENT AND FEATURES OF THE LABOR STATUS OF A FOREIGN EMPLOYEE IN THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation. The relevance of the work is justified by the significance of labor migration for Russia, which is growing every year. According to the Ministry of Internal Affairs for January — December 2022, a total of 95,328 work permits were issued to foreign citizens and stateless persons, for comparison, for the same period in 2021 - 93,031, and in 2020 - 62,686 [1]. Therefore, the study of the status of a foreign employee is important for improving legislation that provides regulation of such an urgent and important legal institution.

Key words: Labor migration, foreign worker, work permit, work patent, labor rights, migrant worker.

В условиях всеобщей глобализации и заинтересованности государства в привлечении рабочей силы из-за рубежа, усилилась, так называемая, трудовая миграция, которая предстает процессом перемещения трудовых ресурсов с целью трудоустройства на более выгодных условиях [2, с. 406-407].

Перемещение иностранных граждан в Российскую Федерацию с целью осуществления трудовой деятельности называется внешней трудовой миграцией, под которой понимается временное изменение места жительства с целью занятия оплачиваемой деятельностью в иностранном государстве [3, с. 1172].

В Конвенции МОТ N 97 «О трудящихся-ми-грантах»[4] в ст. 11 предпринята первая попытка дать определение понятия «трудящийся-мигрант», сложившегося из двух признаков:

1) лицо, которое мигрирует из одной страны в другую с намерением получить оплачиваемую работу;

2) лицо, допускаемое в соответствии с законом в качестве работника-мигранта.

Несколько схожее определение встречается в более поздней Конвенции МОТ N 143 «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения» 1975 года: «...лицо, которое мигрирует или мигрировало из одной страны в другую с целью получения любой работы, кроме как за собственный счет, и любое лицо, законно въехавшее в страну в качестве трудящегося-мигранта» (ст. 11) [5].

Для получения статуса иностранного работника мигрант должен въехать на территорию Российской Федерации. Согласно ст. 24 Федераль-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023

ного закона № 114 - ФЗ от 15.08.1996 «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранные граждане и лица без гражданства могут въезжать на территорию РФ и выезжать из РФ при наличии российской визы (если иное не предусмотрено соответствующим международным договором РФ) по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве [6].

В российское законодательство не импле-ментирован международный термин «работник -мигрант». Российское право использует несколько другой термин - «иностранный работник».

В соответствии с ст. 2 Федерального закона №115-ФЗ от 25.07.2002 [7]: иностранный работник - иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность;

А иностранный гражданин - это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства (ст. 2 Федерального закона №115-ФЗ от 25.07.2002).

Важно упомянуть, что законодатель приравнивает категории иностранного гражданина и лица без гражданства в плане регулирования, то есть фактически категории разные и со стороны закона это признается, однако регулирование миграционного правого статуса и труда данных групп совпадает.

Иностранные граждане, так же как и российские граждане, пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных законодательством РФ (ч.1 ст. 13 Федерального закона №115-ФЗ от 25.07.2002).

Допустим, в качестве патентного поверенного может быть зарегистрирован гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на ее территории (п.3 ст. 1247 «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)» от 18.12.2006 N 230-Ф3 [8]). Либо, к примеру, для иностранных граждан есть ограничения в части обладания на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях (ч.3 ст. 15 «Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-Ф3 [9]).

Согласно указанному закону как российские граждане, так и иностранные юридические лица и граждане, могут выступать в РФ по отношению к

иностранцам в качестве работодателя или заказчика. В первом случае возникают трудовые правоотношения на основании трудового договора со всеми вытекающими последствиями, во втором -отношения между заказчиком и исполнителем, основанные на гражданско-правовом договоре, которые регулируются нормами гражданского права.

Работодатель и заказчик для вступления в трудовые правоотношения с иностранным гражданином обязаны получить разрешение на привлечение и использование труда мигранта. Порядок получения такого разрешения определен Приказ МВД России от 01.08.2020 N 541 [10].

Важно отметить, что работодателем может быть и иностранный гражданин, имеющий статус индивидуального предпринимателя, поскольку данное положение подтверждает наличие у иностранных граждан права осуществлять любую непротиворечащую законодательству экономическую деятельность. Конечно же, при наличии законных оснований.

Ценз получения разрешения на привлечение и использование труда иностранцев не распространяется на:

- обладающие видом на жительство (ВНЖ) или разрешением на временное проживание (РВП);

- участник и Государственной программы переселения соотечественников;

- работники дипломатических, консульских учреждений, международных организаций;

- работник и иностранных юридических лиц в сфере монтажа, сервиса, гарантийного обслуживания, послегарантийного обслуживания;

- аккредитованные журналисты;

- студенты, занятые на работе в университете обучения или работающие в свободное от учебы время, и обучающиеся в государственных аккредитованных высших учебных заведениях;

- научные, педагогические работники;

- приглашенные работники культуры;

- беженцы и лица, получившие временное убежище на территории России.

Также, необходимость в получении разрешения отсутствует для мигрантов из стран-участников ЕАЭС, к которым относятся граждане Белоруссии, Казахстана, Армении, Киргизии. В ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 [11] указано: трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.

Основанием для вступления в трудовые правоотношения является:

• Патент;

• Разрешение на работу;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023

Разница заключается в том, что, если работник прибыл в Россию на основаниях, требующих получение визы, для законного осуществления трудовой деятельности ему необходимо получить разрешение на работу, в обратном случае иностранный гражданин должен: достигнуть возраста 18 лет и получить патент (13.3 Федерального закона №115-ФЗ от 25.07.2002).

В соответствии со ст.13.3 Федерального закона №115-ФЗ от 25.07.2002 получения патента мигранту необходимо обратиться в территориальный орган МВД РФ по вопросам миграции в течение 30 календарных дней со дня въезда на территорию РФ.

Для получения патента необходимо предоставить следующие документы:

• заявление;

• удостоверение личности;

• миграционную карту, в которой цель визита

- работа;

• полис добровольного медицинского страхования;

• справка об отсутствии вируса иммунодефицита человека (ВИЧ);

• документ о владении русским языков, документы о постановке на учет по месту пребывания;

• справки об отсутствии наркотической зависимости, наркотических веществ в организме человека и других опасных для окружающих заболеваний;

Приказ Минздрава России от 19.11.2021 N 1079н [12]. К так болезням относят:

- туберкулез;

- сифилис;

- болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека;

- бессимптомный инфекционный статус, вызванный вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ);

С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. № 357-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данным федеральным законом внесены изменения, в соответствии с которым иностранный гражданин обязан подтвердить владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации одним из следующих документов:

а. сертификатом о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023

b. документом государственного образца об образовании (на уровне не ниже основного общего образования), выданным образовательным учреждением на территории государства, входившего в состав СССР, до 1 сентября 1991 года;

c. документом об образовании и (или) о квалификации, выданным лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию на территории Российской Федерации с 1 сентября 1991 года.

Действует патент от 1 до 12 месяцев, при этом присутствует возможность продления сроков (ч.5 ст. 13.3 Федерального закона №115-ФЗ от 25.07.2002).

Важным ограничением, установленным в ч. 16 ст. 13.3, рассматриваемого закона, является запрет на осуществление иностранным гражданином трудовой деятельности вне региона выдачи такого патента.

Получение разрешения на работу реализуется в соответствии с Приказом МВД России от 01.08.2020 N 541 [10] (Далее - Приказ) и происходит в несколько стадий:

1. Подача заявителем заявления или ходатайства и иных документов, необходимых для выдачи разрешения на привлечение и использование иностранных работников или разрешения на работу.

2. Формирование и направление межведомственных запросов в органы (организации), участвующие в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на работу.

3. Рассмотрение заявления или ходатайства и прилагаемых к ним документов, принятие решения по результатам рассмотрения такого заявления или ходатайства.

4. Оформление и выдача разрешения на привлечение и использование иностранных работников и (или) разрешения на работу.

В соответствии с главой III Приказа для получения разрешения приобщаются следующие документы:

- заявление об оформлении разрешения на работу на каждого привлекаемого иностранного гражданина;

- копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;

- документы, подтверждающие отсутствие у данного иностранного гражданина заболевания наркоманией, и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих;

- медицинские документы о состоянии здоровья (отсутствие опасных для окружающих болезней);

- полис добровольного медицинского страхования;

Стоит упомянуть, что не всем иностранцам для трудоустройства в РФ требуется разрешение на работу либо патент, отдельным категориям мигрантов свойственен более усеченный порядок приобретения статуса трудящегося иностранца. К таким категориям относятся (13.2-13.7 Федерального закона №115-ФЗ от 25.07.2002):

o высококвалифицированные специалисты;

o иностранные граждане, работающие у резидентов свободного порта Владивосток;

o иностранные гражданами трудящиеся территории РФ в связи с подготовкой и проведением чемпионатов по профессиональному мастерству, тренировками национальной сборной Российской Федерации по профессиональному мастерству для участия в международных соревнованиях («WorldSkills International»);

В вопросе заключения трудового договора с иностранным работником имеются свои особенности, урегулированные Главой 50.1 Трудового кодекса РФ [13] (Далее - ТК РФ). Трудовой договор может заключаться только с иностранцем, достигшим возраста 18 лет, если иное не вытекает из закона (ч. 3 ст. 327.1 ТК РФ, абз. 1 п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ).

Трудовой договор заключается на русском языке и при необходимости может быть переведен на понятный иностранному гражданину язык (ст. 68 Конституции РФ, п. 2 ст. 22 Рекомендации № 86 Международной организации труда «О трудящихся-мигрантах» (пересмотренная в 1949 г.)). Важно отметить, что за отсутствие перевода не предусмотрена ответственность для работодателя, а договор не теряет свою действительность, более того, при получении основания для законного осуществления трудовой деятельности в РФ, иностранный работник представляет документы, подтверждающие знание русского языка, следовательно отсутствие перевода вряд ли будет преградой для мигранта, в части ознакомления с содержанием договора. Учитывая указанную совокупность фактов, можно прийти к выводу, что на практике работодатели пренебрегают правилом о переводе трудового договора.

Также, в договоре обязательно, на ряду с общими сведениями, которые должны содержаться в трудовом договоре в силу ст. 57 ТК РФ, указывается законное основание для работы (разрешение на работу / патент / ВНЖ / РВП) (327.2 ТК РФ).

Между работодателем и иностранным работником заключается трудовой договор на неопределенный срок, а в случаях, предусмотренных ст. 59 ТК РФ, - срочный трудовой договор (ст. 327.1 ТК РФ). Положение о заключении бессрочного трудового договора является достаточно спорным, ведь разрешение и патент выдаются на

определенное время (к примеру патент выдается на работу на срок до одного года). Безусловно, прекращение, аннулирование, приостановление патента / разрешения на работу являются одними из основных характерных оснований для прекращения трудового договора (327.6 ТК РФ), однако разумнее бы являлось установление срока, на который заключается договор.

Работодатель или заказчик работ (услуг) (в случае заключения гражданско-правового договора) обязан в течение 3 рабочих дней отправить в территориальный орган МВД уведомление о заключении трудового договора либо прекращения договора (ч.8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). Срок подачи уведомления считается от даты заключения или расторжения договора. Формы и порядок отправления таких уведомлений утверждены Приказом МВД России от 30.07.2020 N 536 [14].

Иностранный работник так же подлежит временному переводу по общим основаниям ст.72.2 ТК РФ, однако лишь в случаях, когда не требуется его согласие. В соответствии с ст.72.2 ТК РФ работник подлежит временному переводу по соглашению сторон и без такового. Так вот, иностранный работник так же подлежит временному переводу, однако лишь по основаниям, которые предусмотрены в случаях, когда не требуется его согласие (327.4 ТК РФ). Интересный момент, если по окончании срока временного перевода, работнику невозможно предоставить прежнюю работу, трудовой договор с ним прекращается (п.10 ч. 1 статьи 327.6 ТК РФ).

Иностранный работник так же подлежат медицинскому (добровольному) и пенсионному страхованию.

В перечень застрахованных лиц, подлежащих страхованию в рамках программы обязательного медицинского страхования, иностранные граждане, за исключением тех, кто постоянно или временно проживает на территории Российской Федерации (т. е. имеют разрешение на временное проживание ил и вид на жительство) не входят. Здесь стыкуются нормы Приказа МВД России от 01.08.2020 N 541, предполагающие потребность в предоставлении полиса добровольного медицинского страхования для оформления патента. Также эта норма исполняет положения Федерального закона от 25.07.2002 N 115, предполагающем обязательное наличие полиса добровольного медицинского страхования для легитимного нахождения на территории РФ.

В области пенсионного страхования наблюдается аналогичная ситуация. При первом при-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023

еме на работу в Российской Федерации иностранному гражданину работодатель или работник лично оформляют страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС), на который в дальнейшем начисляются пенсионные отчисления и социальные взносы. Однако в соответствии с положениями федерально закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 N 166-ФЗ, право на пенсию предоставляется только той категории иностранных граждан, которые постоянно проживают на территории Российской Федерации (по сути, имеют ВНЖ - вид на жительство [15]).

Итак, подводя итоги, можно констатировать то, что в ходе работы удалось детально установить источники правового регулирования трудящихся иностранцев в РФ; полно определить миграционно-правовой и трудовой статусы иностранных работников; описать процедуры получения законных оснований для работы мигрантов в России - патент и разрешение на работу.

Список литературы:

[1] Министерство внутренних дел Российской Федерации. [URL: https://мвд.рф/dejatelnost/ statistics/migracionnaya/item/35074904/ (дата обращения: 10.03.2023) - Текст: электронный.

[2] Худякова, С.С. «Трудящийся мигрант», «Работник - мигрант», «Иностранный работник»: подходы к определению понятий в международном и российском праве / Худякова С.С. // Седьмой Пермский конгресс ученых-юристов. - 2016.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- С.406-407.

[3] Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией Труда 1919-1956. Т. 1 - Женева: Международное Бюро Труда, 1991.

- 1172 с.

[4] Конвенция N 97 Международной организации труда «О трудящихся-мигрантах (пересмотренная в 1949 году)» (Заключена в г. Женеве 01.07.1949) (с изм. от 24.06.1975). - Доступ из СПС «КонсультантПлюс». - Текст: электронный.

[5] Конвенция N 143 Международной организации труда «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения» (Заключена в г. Женеве 24.06.1975). - Доступ из СПС «КонсультантПлюс». - Текст: электронный.

[6] О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию: федер. закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ (ред. от 14.04.2023) // Собрание законодательства РФ. - 19.08.1996. -N 34. - Ст. 4029.

[7] О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: федер. закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 29.12.2022) //

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023

Собрание законодательства РФ. - 29.07.2002. - N 30. - Ст. 3032.

[8] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая): федер. закон от 18.12.2006 N 230-Ф3 (ред. от 05.12.2022) // Собрание законодательства РФ. - 25.12.2006. - N 52 (1 ч.). - ст. 5496.

[9] Земельный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 25.10.2001 N 136-Ф3 (ред. от 03.04.2023) // Собрание законодательства РФ. -29.10.2001. - N 44. - ст. 4147.

[10] Приказ МВД России от 01.08.2020 N 541 (ред. от 02.03.2021) «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.09.2020 N 59604). - Доступ из СПС «КонсультантПлюс». - Текст: электронный.

[11] Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от

24.03.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с

03.04.2023). - Доступ из СПС «КонсультантПлюс». - Текст: электронный.

[12] Приказ Минздрава России от 19.11.2021 N 1079н (ред. от 21.02.2022). - Доступ из СПС «КонсультантПлюс». - Текст: электронный.

[13] Трудовой кодекс Российской Федерации: федер. закон от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 19.12.2022, с изм. от 11.04.2023) // Собрание законодательства РФ. - 07.01.2002. - N 1 (ч. 1). - Ст. 3.

[14] Приказ МВД России от 30.07.2020 N 536 «Об утверждении формы ходатайства иностранного гражданина (лица без гражданства) о привлечении его в качестве высококвалифицированного специалиста и порядка его заполнения, а также форм и порядков уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации». - Доступ из СПС «Консультант-Плюс». - Текст: электронный.

[15] О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: федер. закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 28.04.2023) // Собрание законодательства РФ. - 17.12.2001. - N 51. -Ст. 4831.

Spisok literatury:

[1] Ministerstvo vnutrennih del Rossijskoj Fed-eracii. [URL: https://mvd.rf/dejatelnost/statistics/ migracionnaya/item/35074904/ (data obrashcheniya: 10.03.2023) - Tekst: elektronnyj.

[2] Hudyakova, S.S. «Trudyashchijsya migrant», «Rabotnik - migrant», «Inostrannyj rabotnik»: pod-hody k opredeleniyu ponyatij v mezhdunarodnom i rossijskom prave / Hudyakova S.S. // Sed'moj Permskij kongress uchenyh-yuristov. - 2016. - S. 406-407.

[3] Konvencii i rekomendacii, prinyatye Mezh-dunarodnoj Konferenciej Truda 1919-1956. T. 1 -ZHeneva: Mezhdunarodnoe Byuro Truda, 1991. -1172 s.

[4] Konvenciya N 97 Mezhdunarodnoj organ-izacii truda "O trudyashchihsya-migrantah (peresmo-trennaya v 1949 godu)" (Zaklyuchena v g. ZHeneve 01.07.1949) (s izm. ot 24.06.1975). - Dostup iz SPS «Konsul'tantPIyus». - Tekst: elektronnyj.

[5] Konvenciya N 143 Mezhdunarodnoj organ-izacii truda "O zloupotrebleniyah v oblasti migracii i ob obespechenii trudyashchimsya-migrantam raven-stva vozmozhnostej i obrashcheniya" (Zaklyuchena v g. ZHeneve 24.06.1975). - Dostup iz SPS «Konsul'tantPIyus». - Tekst: elektronnyj.

[6] O poryadke vyezda iz Rossijskoj Federacii i v"ezda v Rossijskuyu Federaciyu: feder. zakon ot 15.08.1996 N 114-FZ (red. ot 14.04.2023) // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 19.08.1996. - N 34. - St. 4029.

[7] O pravovom polozhenii inostrannyh grazh-dan v Rossijskoj Federacii: feder. zakon ot 25.07.2002 N 115-FZ (red. ot 29.12.2022) // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 29.07.2002. - N 30. - St. 3032.

[8] Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast' chetvertaya): feder. zakon ot 18.12.2006 N 230-FZ (red. ot 05.12.2022) // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 25.12.2006. - N 52 (1 ch.). - st. 5496.

[9] Zemel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii: feder. zakon ot 25.10.2001 N 136-FZ (red. ot 03.04.2023) // Sobranie zakonodatel'stva RF. -29.10.2001. - N 44. - st. 4147.

[10] Prikaz MVD Rossii ot 01.08.2020 N 541 (red. ot 02.03.2021) "Ob utverzhdenii Administra-tivnogo reglamenta Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii po predostavleniyu gosudarst-vennoj uslugi po vydache razreshenij na privlechenie i ispol'zovanie inostrannyh rabotnikov, a takzhe razreshenij na rabotu inostrannym grazhdanam i licam bez grazhdanstva" (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 01.09.2020 N 59604). - Dostup iz SPS «Konsul'tantPIyus». - Tekst: elektronnyj.

[11] Dogovor o Evrazijskom ekonomicheskom soyuze (Podpisan v g. Astane 29.05.2014) (red. ot 24.03.2022) (s izm. i dop., vstup. v silu s 03.04.2023). - Dostup iz SPS «Konsul'tantPlyus». - Tekst: elektronnyj.

[12] Prikaz Minzdrava Rossii ot 19.11.2021 N 1079n (red. ot 21.02.2022). - Dostup iz SPS «Konsul'tantPlyus». - Tekst: elektronnyj.

[13] Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii: feder. zakon ot 30.12.2001 N 197-FZ (red. ot 19.12.2022, s izm. ot 11.04.2023) // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 07.01.2002. - N 1 (ch. 1). - St. 3.

[14] Prikaz MVD Rossii ot 30.07.2020 N 536 "Ob utverzhdenii formy hodatajstva inostrannogo grazhdanina (lica bez grazhdanstva) o privlechenii ego v kachestve vysokokvalificirovannogo specialista i poryadka ego zapolneniya, a takzhe form i poryad-kov uvedomleniya Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii ili ego territorial'nogo organa ob osu-shchestvlenii inostrannymi grazhdanami (licami bez grazhdanstva) trudovoj deyatel'nosti na territorii Rossijskoj Federacii". - Dostup iz SPS «Konsul'tant-Plyus». - Tekst: elektronnyj.

[15] O gosudarstvennom pensionnom obespechenii v Rossijskoj Federacii: feder. zakon ot 15.12.2001 N 166-FZ (red. ot 28.04.2023) // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 17.12.2001. - N 51. - St. 4831.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.