Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ДОПУСКА К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН, ПРИБЫВШИХ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ В ПОРЯДКЕ НЕ ТРЕБУЮЩЕМ ПОЛУЧЕНИЯ ВИЗЫ'

ПРОБЛЕМЫ ДОПУСКА К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН, ПРИБЫВШИХ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ В ПОРЯДКЕ НЕ ТРЕБУЮЩЕМ ПОЛУЧЕНИЯ ВИЗЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
46
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
иностранный работник / патент / трудоустройство / трудовая деятельность / востребованные профессии.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лютаревич-Гефтер Юлия Александровна

Статья посвящена анализу правовых проблем, связанных с трудовой деятельностью иностранных граждан, которым для въезда в РФ не требуется получение визы. Количество таких иностранных работников существенно превышает число тех, кто въезжает в РФ в визовом порядке. При этом среди безвизовых иностранных граждан значительную часть составляют низкоквалифицированные работники или те, кто не обладает востребованными в РФ профессиями. В связи с изложенным возникает необходимость правового анализа действующих мер, направленных на ограничение количества безвизовых иностранных работников и содействие трудоустройству тех из них, кто обладает необходимыми нашей стране компетенциями. По итогам проведенного исследования сформулированы предложения по совершенствованию законодательства, которые, по мнению автора статьи, способствовали бы трудоустройству в РФ иностранных граждан, прибывших в РФ в безвизовом порядке, по востребованным специальностям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лютаревич-Гефтер Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ДОПУСКА К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН, ПРИБЫВШИХ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ В ПОРЯДКЕ НЕ ТРЕБУЮЩЕМ ПОЛУЧЕНИЯ ВИЗЫ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-5-93-97 NIION: 2018-0076-5/23-310 MOSURED: 77/27-023-2023-5-310

ЛЮТАРЕВИЧ-ГЕФТЕР Юлия Александровна,

к.ю.н., доцент кафедры гражданского процесса, публично-правовой деятельности и организации службы судебных приставов ВГУЮ (РПА Минюста России), e-mail: gefter.84@list.ru;

ПРОБЛЕМЫ ДОПУСКА К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН, ПРИБЫВШИХ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ В ПОРЯДКЕ НЕ ТРЕБУЮЩЕМ ПОЛУЧЕНИЯ ВИЗЫ

Аннотация. Статья посвящена анализу правовых проблем, связанных с трудовой деятельностью иностранных граждан, которым для въезда в РФ не требуется получение визы. Количество таких иностранных работников существенно превышает число тех, кто въезжает в РФ в визовом порядке. При этом среди безвизовых иностранных граждан значительную часть составляют низкоквалифицированные работники или те, кто не обладает востребованными в РФ профессиями. В связи с изложенным возникает необходимость правового анализа действующих мер, направленных на ограничение количества безвизовых иностранных работников и содействие трудоустройству тех из них, кто обладает необходимыми нашей стране компетенциями. По итогам проведенного исследования сформулированы предложения по совершенствованию законодательства, которые, по мнению автора статьи, способствовали бы трудоустройству в РФ иностранных граждан, прибывших в РФ в безвизовом порядке, по востребованным специальностям.

Ключевые слова: иностранный работник, патент, трудоустройство, трудовая деятельность, востребованные профессии.

LJUTAREVICH-GEFTER Julija Aleksandrovna,

PhD in law, associate professor of the department of civil procedure, public law activities and organization of the bailiff service of All-Russian state university of justice (RLA of the Ministry of justice of Russia)

PROBLEMS OF ADMISSION TO WORK OF FOREIGN CITIZENS WHO ARRIVED TO THE RUSSIAN FEDERATION WITHOUT A VISA

REQUIRED

Annotation. The article is devoted to the analysis of legal problems related to the labor activity of foreign citizens who do not need a visa to enter the Russian Federation. The number of such foreign workers significantly exceeds the number of those who enter the Russian Federation on a visa basis. At the same time, among visa-free foreign citizens, a significant part is made up of low-skilled workers or those who do not have professions that are in demand in the Russian Federation. In connection with the above, there is a need for a legal analysis of existing measures aimed at limiting the number of visa-free foreign workers and facilitating the employment of those who have the competencies necessary for our country. Based on the results of the study, proposals were formulated to improve the legislation, which, in the opinion of the author of the article, would contribute to the employment in the Russian Federation of foreign citizens who arrived in the Russian Federation in a visa-free manner, in demanded specialties.

Key words: foreign worker, patent, employment, labor activity, professions in demand.

Введение.

В РФ за период с января по ноябрь 2022 года 94 085 иностранных граждан обладали действующими разрешениями на работу. Данные разрешения нужны для осуществления трудовой деятельности тем иностранным гражданам, которым для въезда в РФ требуется виза. Вместе с тем за ана-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023

логичный период было оформлено 1 910 529 патентов, необходимых для работы иностранным гражданам, прибывшим в РФ в безвизовом порядке. [1] Приведенные статистические данные свидетельствуют о том, что подавляющее большинство работающих в РФ иностранных граждан въезжают в нашу страну в порядке, не требующем

получения визы, а значит, особую актуальность приобретает правовое регулирование их допуска к трудовой деятельности. Одной из наиболее известных в данной сфере проблем является привлечение иностранных граждан по востребованным специальностям и ограничение количества неквалифицированных иностранных работников. В связи с изложенным цель настоящей работы заключается в попытке выработать правовой механизм, эффективно обеспечивающий привлечение в РФ безвизовых иностранных граждан по требуемым специальностям. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

- рассмотрен порядок допуска безвизовых иностранных граждан к трудовой деятельности в РФ;

- проанализированы существующие правовые способы ограничения численности иностранных граждан, работающих на основании патентов;

- предложены меры по совершенствованию законодательства в рассматриваемой сфере.

При написании настоящей статьи были использованы как общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция), так и частнонаучные (сравнительно-правовой, формально-юридический) методы познания.

Результаты настоящего исследования выражаются, как в сформулированных теоретических выводах, которые могут быть использованы для дальнейших научных разработок, так и в практических предложениях, которые могут быть восприняты законодателем.

Основная часть. Временно пребывающим иностранным гражданам, которым для въезда в РФ не требуется виза, предоставлено право трудоустраиваться в упрощенном порядке. В частности, их работодателям не надо оформлять разрешение на привлечение и использование иностранных работников, а самим иностранным гражданам - разрешение на работу. [1, ч. 4 ст. 13] Ведь они осуществляют трудовую деятельность на основании патента, если иное не предусмотрено международным договором. Процедура получения патента утверждена Приказом МВД России от 05.10.2020 № 695 и не отличается особой сложностью. [2]

Анализируя предоставленную безвизовым иностранным гражданам льготу, многие ученые отмечают, что сложившаяся система привлечения к трудовой деятельности данной категории работников обладает существенным недостатком, который заключается в постоянно возрастающем несоответствии между спросом и предложением иностранной рабочей силы. [3] Причем переизбыток низкоквалифицированных иностранных граждан приводит к снижению предлагаемых зарплат

и для граждан РФ, что обусловлено очевидным и логичным стремлением работодателей снизить расходы на персонал.

Власти пытаются решить данную проблему четырьмя основными способами. Первый способ - временное приостановление выдачи патентов в отдельных субъектах РФ, согласно порядку, утвержденному Приказом МВД России от 01.11.2017 № 828. [4] В соответствии с данным документом выдача патентов приостанавливалась, например, в Калининградской и Тверской областях. [5; 6]

Второй способ - повысить стоимость патента, которая определяется региональным законодательством, а если соответствующий закон не принят - п. 3 ст. 227.1 Налогового кодекса РФ. [7] На 2023 год самый высокий размер фиксированного авансового платежа, который необходимо уплатить для получения патента, установлен в Республике Саха (Якутия) и составляет 12255 руб. [8]

Третий способ - сделать обязательным указание в патенте на профессию (специальность, должность, вид деятельности)1, по которой иностранный гражданин вправе работать. Соответствующее решение было принято, например, главами Кировской, области, Республики Дагестан, Санкт-Петербурга. [9; 10; 11]

Четвертый способ - установить предельную долю иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами в отдельных видах деятельности. Такая возможность предусмотрена Постановлением Правительства РФ от 03.10.2022 № 1751. [12] Опираясь на указанный документ, в 2023 году в Воронежской области иностранным гражданам, которым для работы нужен патент, запретили работать в агентствах по временному трудоустройству. [13] В Калужской области данной категории иностранных граждан нельзя, за некоторыми исключениями, работать в розничной торговле. [14] 50 сфер деятельности недоступны для данной категории работников в Краснодарском крае. [15]

Анализ вышеизложенного правового регулирования позволяет заключить, что субъекты РФ принимают различные меры в целях ограничения на своей территории количества иностранных граждан, работающих на основании патентов. Вместе с тем вышеуказанные ограничительные меры зачастую оказываются недостаточны для обеспечения трудоустройства «патентных» иностранных граждан по требуемым для регионов профессиям и содействия приоритетному трудоустройству граждан РФ. Представляется, что причин тому, как минимум, две.

1 Далее - «профессия» - прим. автора.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023

Первая причина. Власти субъектов РФ, принимая решение о запрещении иностранным гражданам, работающим на основании патентов, трудоустраиваться у хозяйствующих субъектов, занимающихся определенными видами деятельности, руководствуются региональными особенностями рынка труда. Однако в федеральном законодательстве прямо не указано, каковы эти особенности и как их следует учитывать. На практике субъекты РФ анализируют уровень безработицы, что, однако, не позволяет им точно спрогнозировать количество безработных в ближайшем будущем, а также точно определить перечень востребованных профессий. Ведь и сами граждане могут давать недостоверные ответы о своей текущей занятости и поиске работы, и работодатели нередко скрывают от уполномоченных государственных органов наличие вакансий. В итоге попытки отсеивать иностранных граждан, в которых субъект РФ не нуждается, путем закрепления профессии в патенте и запрете хозяйствующим субъектам, осуществляющим определенные виды деятельности, принимать на работу «патентных» иностранных граждан носят ситуативный характер и не успевают за реальной ситуацией на рынке труда.

Вторая причина недостаточной эффективности мер, ограничивающих допуск к трудовой деятельности иностранных граждан на основании патентов, заключается в том, что значительному количеству, работающих в РФ иностранных граждан патенты не нужны вовсе. В частности, они не требуются гражданам государств-членов ЕАЭС. По данным Евразийской экономической комиссии в 2022 году в РФ с целью осуществления трудовой деятельности въехало 1 миллион 647 тысяч граждан государств-членов ЕЭАС. [16] Вместе с тем за 11 месяцев 2022 года было выдано 1,9 миллионов патентов иностранным гражданам, которые въехали в РФ в безвизовом порядке, но не являются гражданами государств-членов ЕАЭС. [17] Приведенные показатели выглядят вполне сопоставимыми. В итоге представляется не вполне понятным, в чем смысл ограничивать выдачу патентов, например, гражданам Таджикистана, которым для работы в РФ нужен патент, если вместо них рабочие места займут граждан Кыргызстана, которым в силу Договора о ЕАЭС патент не требуется. Такая замена явно не приведет к привлечению иностранных граждан только по востребованным в РФ специальностям. В связи с обозначенной проблемой представляется необходимым законодательно закрепить положение о том, что работодатель вправе принять на работу иностранного гражданина, которому для осуществления трудовой деятельности требуется патент, лишь в том случае, если вакансия была размещена на госу-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023

дарственном интернет-ресурсе «Работа в России» не менее определенного срока, в течение которого не нашлось подходящих граждан РФ, желающих ее занять.

Заключение. Представляется, что только реальное обеспечение возможности для граждан РФ, имеющих желание и необходимые деловые качества, занимать должности, на которые работодатель хочет принять иностранных граждан, позволило бы обеспечить и привлечение иностранных граждан по востребованным в РФ профессиям и приоритетное трудоустройство соотечественников. В связи с изложенным представляется необходимым закрепить в законодательстве механизм, согласно которому:

- все вакансии должны были бы быть размещены на цифровой платформе «Работа в России» не менее определенного периода времени, прежде чем можно было бы закрыть данную вакансию в связи с приемом на работу иностранного гражданина;

- велся бы учет откликов граждан РФ на данные вакансии, результатов собеседований и причин, по которым гражданам РФ отказали в замещении вакантных должностей;

- работодатель лишался бы права принимать на работу иностранных граждан, если бы было установлено, что он отказал в приеме на работу гражданину РФ, имеющему необходимые деловые качества, и трудоустроил на вакансию иностранного гражданина;

- осуществлялся бы текущий контроль за соответствием сведений о работе, публикуемых в вакансии и условий трудовых договоров, заключенных с иностранными гражданами. Причем контроль нужен не только в отношении названия должности, но и применительно к соответствию размера оплаты труда и продолжительности рабочего времени, указанных в вакансии и в уже заключенном трудовом договоре.

Список литературы:

[1] Сводка основных показателей деятельности по миграционной ситуации в Российской Федерации за январь - ноябрь 2022 года // URL: xn--b1aew.xn--p1 ai/dejateln ost/statistics/ migracionnaya/item/34428645/ (дата обращения 02.05.2023).

[2] О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, № 30, ст. 3032.

[3] Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче патентов для осуществления иностранными гражда-

нами и лицами без гражданства трудовой деятельности на территории Российской Федерации: приказ МВД России от 05.10.2020 № 695 // URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения 09.04.2023).

[4] Курбатова О.В., Сакулина Л.Л. Патент как основание трудовой деятельности иностранных граждан в России // Миграционное право. 2021. № 1. С. 3.

[5] Об утверждении Порядка принятия решения о приостановлении выдачи патента на территории субъекта Российской Федерации: приказ МВД России от 01.11.2017 № 828 // URL: http:// www.pravo.gov.ru (дата обращения 09.04.2023).

[6] О приостановлении выдачи патентов на территории Калининградской области: распоряжение МВД России от 25.05.2018 № 1 /5841 // URL: https://rulaws.ru/acts/Rasporyazhenie-MVD-Rossii-ot-25.05.2018-N-1_5841/ (дата обращения 09.04.2023).

[7] О приостановлении выдачи патентов на территории Тверской области: распоряжение МВД России от 23.06.2020 № 1/6737 // URL: https:// lawpravo.ru/trudovoe-zakonodatelstvo/ rasporyazhenie-mvd-rossii-ot-23.06.2020-n-1_6737/ (дата обращения 09.04.2023).

[8] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, № 32, ст. 3340.

[9] О налоговой политике Республики Саха (Якутия): закон Республики Саха (Якутия) от 07.11.2013 1231-3 № 17-V // СПС «Консультант-Плюс».

[10] Об указании в патенте, выдаваемом на территории Кировской области, профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности) иностранного гражданина: указ Губернатора Кировской области от 10.01.2019 № 1 // URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/4300201901140001 (дата обращения 12.04.2023).

[11] Об указании в патенте, выдаваемом на территории Республики Дагестан иностранному гражданину, его профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности): указ Главы Республики Дагестан от 15.03.2019 № 28 // URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0500201903200001 (дата обращения 12.04.2023).

[12] О некоторых мерах по реализации Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»: постановление Губернатора Санкт-Петербурга от 22.01.2015 № 2-ПГ // URL: https://www.garant.ru/ hotlaw/peter/604388/ (дата обращения 12.04.2023).

[13] Об установлении на 2023 год допустимой доли иностранных работников, используемых

хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности: постановление Правительства РФ от 03.10.2022 № 175 // Собрание законодательства РФ, 10.10.2022, № 41, ст. 7084.

[14] Об установлении на 2023 год запрета на привлечение хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в Воронежской области, иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, по отдельным видам экономической деятельности: указ Губернатора Воронежской области от 30.12.2022 № 232-у // URL:http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/3600202301020022 (дата обращения 12.04.2023).

[15] О внесении изменений в постановление Губернатора Калужской области от 11.02.2022 № 46 «Об установлении на 2022 год запрета на привлечение хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории Калужской области, иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, по отдельным видам экономической деятельности»: постановление Губернатора Калужской области от 28.12.2022 № 607 // URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/4000202212290002 (дата обращения 12.04.2023).

[16] Об установлении на 2023 год запрета на привлечение хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории Краснодарского края, иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, по отдельным видам экономической деятельности: постановление Губернатора Краснодарского края от 28.12.2022 № 1005 // URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/2301202301040053 (дата обращения 12.04.2023).

[17] Сведения о численности граждан государств-членов Евразийского экономического союза, въехавших в страну для осуществления трудовой деятельности за период с 2016 по 2022 годы // URL: https://eec.eaeunion.org/upload/ medialibrary/c0b/PDF-Svedeniya-o-chislennosti-trudyashchikhsya-za-2012_-2022-gg.pdf (дата обращения 15.04.2023).

[18] МВД в ноябре 2022 года оформило рекордно низкое число патентов на работу для мигрантов // URL: https://tass.ru/ ekonomika/16736191 (дата обращения 15.04.2023).

Spisok literatury:

[1] Svodka osnovnyh pokazatelej dejatel'nosti po migracionnoj situacii v Rossijskoj Federacii za jan-var' - nojabr' 2022 goda // URL: xn--b1aew.xn--p1ai/

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023

dejatelnost/statistics/migracionnaya/item/34428645/ (data obrashhenija 02.05.2023).

[2] O pravovom polozhenii inostrannyh grazh-dan v Rossijskoj Federacii: federal'nyj zakon ot 25.07.2002 № 115-FZ // Sobranie zakonodatel'stva RF, 29.07.2002, № 30, st. 3032.

[3] Ob utverzhdenii Administrativnogo reglamenta Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii po predostavleniju gosudarstvennoj uslugi po oform-leniju i vydache patentov dlja osushhestvlenija inos-trannymi grazhdanami i licami bez grazhdanstva tru-dovoj dejatel'nosti na territorii Rossijskoj Federacii: prikaz MVD Rossii ot 05.10.2020 № 695 // URL: http://pravo.gov.ru (data obrashhenija 09.04.2023).

[4] Kurbatova, O.V., Sakulina, L.L. Patent kak osnovanie trudovoj dejatel'nosti inostrannyh grazh-dan v Rossii // Migracionnoe pravo. 2021. № 1. S. 3.

[5] Ob utverzhdenii Porjadka prinjatija reshenija o priostanovlenii vydachi patenta na territorii sub-#ekta Rossijskoj Federacii: prikaz MVD Rossii ot 01.11.2017 № 828 // URL: http://www.pravo.gov.ru (data obrashhenija 09.04.2023).

[6] O priostanovlenii vydachi patentov na territorii Kaliningradskoj oblasti: rasporjazhenie MVD Rossii ot 25.05.2018 № 1/5841 // URL: https://rulaws. ru/acts/Rasporyazhenie-MVD-Rossii-ot-25.05.2018-N-1_5841/ (data obrashhenija 09.04.2023).

[7] O priostanovlenii vydachi patentov na territorii Tverskoj oblasti: rasporjazhenie MVD Rossii ot 23.06.2020 № 1/6737 // URL: https://lawpravo.ru/tru-dovoe-zakonodatelstvo/rasporyazhenie-mvd-rossii-ot-23.06.2020-n-1_6737/ (data obrashhenija 09.04.2023).

[8] Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii (chast' vtoraja) ot 05.08.2000 № 117-FZ // Sobranie zakonodatel'stva RF, 07.08.2000, № 32, st. 3340.

[9] O nalogovoj politike Respubliki Saha (Jaku-tija): zakon Respubliki Saha (Jakutija) ot 07.11.2013 1231-Z № 17-V // SPS «Konsul'tantPljus».

[10] Ob ukazanii v patente, vydavaemom na territorii Kirovskoj oblasti, professii (special'nosti, dolzhnosti, vida trudovoj dejatel'nosti) inostrannogo grazhdanina: ukaz Gubernatora Kirovskoj oblasti ot 10.01.2019 № 1 // URL: http://publication.pravo.gov. ru/Document/View/4300201901140001 (data obrashhenija 12.04.2023).

[11] Ob ukazanii v patente, vydavaemom na territorii Respubliki Dagestan inostrannomu grazh-daninu, ego professii (special'nosti, dolzhnosti, vida trudovoj dejatel'nosti): ukaz Glavy Respubliki Dagestan ot 15.03.2019 № 28 // URL: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0500201903200001 (data obrashhenija 12.04.2023).

[12] O nekotoryh merah po realizacii Feder-al'nogo zakona «O pravovom polozhenii inostrannyh

grazhdan v Rossijskoj Federacii»: postanovlenie Gubernatora Sankt-Peterburga ot 22.01.2015 № 2-PG // URL: https://www.garant.ru/hotlaw/ peter/604388/ (data obrashhenija 12.04.2023).

[13] Ob ustanovlenii na 2023 god dopustimoj doli inostrannyh rabotnikov, ispol'zuemyh hozjajstvu-jushhimi sub#ektami, osushhestvljajushhimi na territorii Rossijskoj Federacii otdel'nye vidy jekonomich-eskoj dejatel'nosti: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 03.10.2022 № 175 // Sobranie zakonodatel'stva RF, 10.10.2022, № 41, st. 7084.

[14] Ob ustanovlenii na 2023 god zapreta na privlechenie hozjajstvujushhimi sub#ektami, osushhestvljajushhimi dejatel'nost' v Voronezhskoj oblasti, inostrannyh grazhdan, osushhestvljajushhih tru-dovuju dejatel'nost' na osnovanii patentov, po otdel'nym vidam jekonomicheskoj dejatel'nosti: ukaz Gubernatora Voronezhskoj oblasti ot 30.12.2022 № 232-u // URL:http://publication.pravo.gov.ru/Docu-ment/View/3600202301020022 (data obrashhenija 12.04.2023).

[15] O vnesenii izmenenij v postanovlenie Gubernatora Kaluzhskoj oblasti ot 11.02.2022 № 46 «Ob ustanovlenii na 2022 god zapreta na privlechenie hozjajstvujushhimi sub#ektami, osushhestvljajushhimi dejatel'nost' na territorii Kaluzhskoj oblasti, inostrannyh grazhdan, osushhestvljajushhih tru-dovuju dejatel'nost' na osnovanii patentov, po otdel'nym vidam jekonomicheskoj dejatel'nosti»: postanovlenie Gubernatora Kaluzhskoj oblasti ot 28.12.2022 № 607 // URL: http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/4000202212290002 (data obrashhenija 12.04.2023).

[16] Ob ustanovlenii na 2023 god zapreta na privlechenie hozjajstvujushhimi sub#ektami, osushhestvljajushhimi dejatel'nost' na territorii Krasnodar-skogo kraja, inostrannyh grazhdan, osushhestvljajushhih trudovuju dejatel'nost' na osnovanii patentov, po otdel'nym vidam jekonomicheskoj dejatel'nosti: postanovlenie Gubernatora Krasnodarskogo kraja ot 28.12.2022 № 1005 // URL: http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/2301202301040053 (data obrashhenija 12.04.2023).

[17] Svedenija o chislennosti grazhdan gosu-darstv-chlenov Evrazijskogo jekonomicheskogo sojuza, v#ehavshih v stranu dlja osushhestvlenija trudovoj dejatel'nosti za period s 2016 po 2022 gody // URL: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/ c0b/PDF-Svedeniya-o-chislennosti-trudyash-chikhsya-za-2012_-2022-gg.pdf (data obrashhenija 15.04.2023).

[18] MVD v nojabre 2022 goda oformilo rekordno nizkoe chislo patentov na rabotu dlja migrantov// URL: https://tass.ru/ekonomika/16736191 (data obrashhenija 15.04.2023).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.